Внеурочная деятельность
рабочая программа
Внеурочная деятельность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.07 МБ | |
| 282.5 КБ | |
| 271.54 КБ | |
| 408.5 КБ | |
| 369.23 КБ | |
| 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №8»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов протокол № __1__ от __31.08.2023____ председатель МО _______И.С.Медведь | «Согласовано» зам. директора по УР ________А.Ф.Курбанова «_31__» 08 2023___ г. | Утверждена педагогическим советом школы Протокол от 31.08.2023г.№1 Приказ директора школы от _31.08.2023г. № 368 _________О.С.Серебренникова |
2023-2024 учебный год
г. Нижневартовск
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения программы являются:
- Развитие наблюдательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
Метапредметными результатами являются следующие:
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа.
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать алгоритм решения задачи.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Оценивать предъявленное решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности
2 КЛАСС
№ раздела | Тема | Кол-во часов |
1 | Числа и операции над ними Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). |
6 |
2. | Геометрические фигуры и величины Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур. |
11 |
3. | Текстовые задачи Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности. |
12 |
4. | Общие понятия Обобщение изученного в курсе. Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры. | 5 |
3. Тематическое планирование
1.Числа и операции над ними – 6ч.
2.Геометрические фигуры и величины- 11ч
3.Общие понятия-12ч
4.Текстовые задачи-5ч
Приложение к тематическому планированию
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАССОВ
№ п/п | Тема | Дата |
| Числа и операции над ними | |
1 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
| Геометрические фигуры и величины | |
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 | ||
16 | ||
17 | ||
| Текстовые задачи Решение задач разными способами | |
18 | ||
19 | ||
20 | ||
21 | ||
20 | ||
23 | ||
24 | ||
25 | ||
26 | ||
27 | ||
28 | ||
29 | ||
| Общие понятия | |
30 | ||
31 | ||
32 | ||
33 | ||
34 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №8»
|
2023-2024 учебный год
г.Нижневартовск
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Оценивать процесс поиска решения задачи.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности
Родной очаг
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД-люди, происходящий от одного предка. Род- твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память ороде.Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ — территория семьи, мир вещей.Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как городрассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива- творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в полепроверяются сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота рекии ее берегов? Течение рекии ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Мореучит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путьк спасению, путьк правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева?Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песнязадушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздникназывают труд души? Главные праздникигода.
КНИГА. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книгапечатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону?Лампада. Красный угол. Как иконапомогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храмнепохож на обычное здание? Храмв жизни человека. Храмхранит труд многих людей.
- Тематическое планирование
1.Родной очаг -9ч
2.Родные просторы -9ч
3.Труд земной -8ч
4.Труд души -8ч
Приложение к тематическому планированию
Календарно – тематическое планирование
2
класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |||||
По плану | Факти чески | |||||||
«Родной очаг» | ||||||||
Имя | 1 | |||||||
Семья | 1 | |||||||
Семья | 1 | |||||||
Род | 1 | |||||||
Дом | 1 | |||||||
Дом | 1 | |||||||
Деревня | 1 | |||||||
Город | 1 | |||||||
Обобщающий урок | 1 | |||||||
«Родные просторы» | ||||||||
Нива и поле | 1 | |||||||
Нива и поле | 1 | |||||||
Лес | 1 | |||||||
Река | 1 | |||||||
Река | 1 | |||||||
Море | 1 | |||||||
Путь-дорога | 1 | |||||||
Путь –дорога | 1 | |||||||
Обобщающий урок | 1 | |||||||
«Труд земной» | ||||||||
Сев и жатва | 1 | |||||||
Братья меньшие | 1 | |||||||
Ткачихи-рукодельницы | 1 | |||||||
Ткачихи-рукодельницы | 1 | |||||||
Мастера-плотники | 1 | |||||||
Кузницы-умельцы | 1 | |||||||
Ярмарка | 1 | |||||||
Обобщающий урок | 1 | |||||||
« Труд души» | ||||||||
Слово | 1 | |||||||
Сказка | 1 | |||||||
Песня | 1 | |||||||
Праздник | 1 | |||||||
Книга | 1 | |||||||
Икона | 1 | |||||||
Храм | 1 | |||||||
Обобщающий урок | 1 | |||||||
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8»
|
2023-2024 учебный год
г. Нижневартовск
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения программы являются:
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
- Формирование лингвистической культуры.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о русском языке.
- Формирование навыков работы с источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
- Содержание программы.
- Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
- Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
- Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
- Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
- Развитие речи (14 часов)
Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями..Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение.
- Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
3.Тематическое планирование
1. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
2. Сравнение (6 часов)
3. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
4. Элементы логики (7 часов)
5. Развитие речи (14 часов)
6. Практический материал (3 часа)
Приложение к тематическому планированию
Календарно - тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
1. | Входной тест | 1 | ||
2. | Выделение признаков. | 1 | ||
3. | Различие. | 1 | ||
4. | Сходство. | 1 | ||
5. | Существенные признаки. | 1 | ||
6. | Характерные признаки. | 1 | ||
7. | Упорядочивание признаков. | 1 | ||
8. | Правила сравнения. | 1 | ||
9. | Значение сравнения. | 1 | ||
10. | Тест «Сравнение». | 1 | ||
11. | Истинные и ложные высказывания. | 1 | ||
12. | Отрицание высказывания. | 1 | ||
13. | Понятие о классах. | 1 | ||
14. | Правила классификации. | 1 | ||
15. | Вопросы. | 1 | ||
16. | Алгоритм. | 1 | ||
17. | Тест «Алгоритм». | 1 | ||
18. | Речь.Техника и выразительность речи. | 1 | ||
19. | Закономерность в буквах и словах. | 1 | ||
20. | Многозначные слова. | 1 | ||
21. | Омонимы. | 1 | ||
22. | Омофоны, омоформы. | 1 | ||
23. | Синонимы. | 1 | ||
24. | Антонимы. | 1 | ||
25. | Фразеологизмы. | 1 | ||
26. | Изобразительные средства языка. Сравнение | 1 | ||
27. | Упорядочивание по родовидовым отношениям. | 1 | ||
28. | Олицетворение. | 1 | ||
29. | Тест. | 1 | ||
30. | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | ||
31. | Текст. Опорные слова. | 1 | ||
32. | Виды планов. | 1 | ||
33. | Итоговый тест. | 1 | ||
34. | Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 | ||
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от 31августа 2023 председатель МО ________И. С. Медведь | «Согласовано» зам. директора по УР ________ А.Ф.Курбанова 31 августа 2023 | Утверждена педагогическим советом школы Протокол №1 от 31.08. 2023 Приказ директора школ от 31.08. 2023 № 368 ________О.С. Серебренникова |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2023-2024 учебный год
г.Нижневартовск
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Данная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки школьников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы в школе» является формирование следующих умений:
- определять и высказыватьпростые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы в школе» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- проговаривать последовательность действий.
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
- учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
3. Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ».
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы в школе» предназначена для обучающихся 2 класса. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность 40 минут 1 раз в неделю.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Содержание программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.
Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программой «Шахматы в школе» предусматривается 34 занятия во 2 классе. Внеурочный курс включает шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения». На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
«Шахматы, второй год»
«Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы. Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 34 учебных занятий, по 1 занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.
Внеурочный курс включает пять тем: «Краткая история шахмат», «Ценность шахматных фигур», «Шахматная нотация», «Техника матования одинокого короля», «Шахматный турнир», «Основы игры».
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
III. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Шахматный турнир.
Отработка изученного материала в практических играх.
VI. Основы игры.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата и др.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Приложение к тематическому планированию
3. Календарно-тематическое планирование.
2 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | |||
Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. | 1 | |||
Шахматные фигуры (повторение). | 1 | |||
Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение). | 1 | |||
Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королём и ладьёй. | 1 | |||
Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. | 1 | |||
Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. | 1 | |||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |||
Тактический прием «двойной удар» | 1 | |||
Тактический прием «связка» | 1 | |||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |||
Тактический прием «ловля фигуры» | 1 | |||
Тактический прием «сквозной удар» | 1 | |||
Мат на последней горизонтали. | 1 | |||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |||
Тактический прием «открытый шах» | 1 | |||
Тактический прием «двойной шах» | 1 | |||
Шахматный турнир. | 1 | |||
Шахматный турнир. | 1 | |||
Шахматный турнир. | 1 | |||
Шахматный турнир. | 1 | |||
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. | 1 | |||
Основы игры в дебюте: атака на короля. | 1 | |||
Основы игры в дебюте: атака на короля. | 1 | |||
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 1 | |||
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 1 | |||
Основы анализа шахматной партии. | 1 | |||
Основы анализа шахматной партии. | 1 | |||
Основы анализа шахматной партии. | 1 | |||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | |||
Шахматный турнир. | 1 | |||
Шахматный турнир. | 1 | |||
Шахматный турнир. | 1 | |||
Шахматный турнир. | 1 | |||
Шахматный праздник. | 1 | |||
Итого | 34 часа | |||
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8»
|
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
педагогическим советом приказом директора о_20___ г. № «_____» ____________ 20__ г.
2023-2024 учебный год
г. Нижневартовск
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения программы являются:
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
- Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
- Развитие потребности к самостоятельному изучению различных проблем через исследовательскую деятельность.
- Формирование навыков работы с источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие)
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы
Анализ своей проектной деятельности.
- Тематическое планирование.
2 класс (34 часа)
№ | Содержание | Количество часов | Дата |
1 | 1 | ||
2 | 1 | ||
3 | 1 | ||
4 | 1 | ||
5 | 1 | ||
6 | 1 | ||
7 | 1 | ||
8 | 1 | ||
9 | 1 | ||
10 | 1 | ||
11 | 1 | ||
12 | 1 | ||
13 | 1 | ||
14 | 1 | ||
15 | 1 | ||
16 | 1 | ||
17 | 1 | ||
18 | 1 | ||
19 | 1 | ||
20 | 1 | ||
21 | 1 | ||
22 | 1 | ||
23 | 1 | ||
24 | 1 | ||
25 | 1 | ||
26 | 1 | ||
27 | 1 | ||
28 | 1 | ||
29 | 1 | ||
30 | 1 | ||
31 | 1 | ||
32 | 1 | ||
33 | 1 | ||
34 | 1 | ||
Итого 34 часа | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....






















