Программа индивидуальных коррекционных занятий
рабочая программа (3 класс)

Программа индивидуальных коррекционных занятий в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семеновская средняя школа

Первомайский район Ярославской области

Рабочая программа

индивидуально-коррекционных занятий

по математике, русскому языку и литературному чтению

для обучающегося с ОВЗ

3 класс

Учитель начальных классов:

Жибарева Р. Г.

с. Семеновское 2022-23 г.

Пояснительная записка

Актуальность программы

В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения русскому языку, математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой работой.

Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики.
У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.
У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.
У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.
В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Цель:

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на:

– повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Задачи:

На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены.

Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
1. Обучающие коррекционно-развивающие:

  1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;
  2. развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
  3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
  4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
  5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  6. подведение под понятие, выведение следствий;
  7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;


2. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

- умение ориентироваться в задании;

  • планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

    Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.

    Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)

    Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

    Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

    Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

    Формирование учебной мотивации.

    Формирование ИКТ компетенции.

3. Воспитывающие:

Формирование социально-нравственного поведения:
- ответственное отношение к учебе;

- соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;

- осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);

- осознание необходимости самоконтроля.

Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание.

Основные направления индивидуально-коррекционной работы:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с трудностями усвоения программного материала;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с умеренно ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими дезадаптивные особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с умеренно ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

1. Организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;

2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;

3. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

4. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и узнавания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие временных понятий;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анали

5. Развитие основных мыслительных операций:

- формирование навыков относительно анализа;

- развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму

- формирование умения планировать свою деятельность;

- развитие комбинаторных способностей

6. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

7. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

8. Развитие речи.

9. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

10. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Для повышения качества индивидуально-коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Содержание индивидуально-коррекционных занятий максимально приближено к содержанию программ учебного предмета по классам. Содержание коррекционного блока является общим для каждого класса начальной школы.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
  • проговаривать последовательность действий на уроке
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
  • учиться работать по предложенному учителем плану
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу;
  • слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в раздаточных материалах;
  • выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме;
  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
  • искать и выделять необходимую информацию;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)
  • слушать и понимать речь других
  • читать и пересказывать текст; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;

- наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;

- практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

Формы проведения индивидуально-коррекционных занятий:

Одним из условий успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

Групповые занятия должны также обеспечивать развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

Индивидуальные занятия обеспечивают большее доверие и понимание, возникающие между педагогом и ребенком. Особенно важны индивидуальные занятия для детей с высокой степенью невротичности, тревожности и другими эмоциональными, поведенческими особенностями в тех случаях, когда присутствие других детей является для ребенка стрессом. Этот факт следует учитывать в работе с вновь поступившими детьми, в адаптационный период (особенно, когда «вхождение» в коллектив происходит для ребенка болезненно). Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются.

Обе формы коррекционных занятий (индивидуальные и групповые) являются самостоятельными, не могут заменяться одна другой.

Дополняя друг друга, они усиливают эффективность коррекционно-развивающего процесса.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении педагогом.

Цель коррекционных занятий (ИКЗ): помощь в освоении основной образовательной программы НОО в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;

* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;

* принцип усложнения заданий, упражнений;

* принцип развивающей направленности обучения;

*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;

* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;

*принцип вариативности;

*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися (Ким Алексей - Вариант – , Корепанов Александр – Вариант ) по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (математика — 1 час, русский язык -1 час, литературное чтение – 1 час), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.

Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.

Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий.

Система оценки планируемых результатов

Безотметочная система обучения.

Формы и виды контроля:

Индивидуальные

Формы контроля ЗУН (ов)

наблюдение; беседа; игра;

диагностика;

тестирование.

Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития

-Наблюдение в ходе занятий.

-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)

-Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.

Следствие:

  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).

Проблемы и пути их решения

п/п

Проявление

проблем

Причины

(в чем проявляется)

Коррекционная работа

Результат, динамика.

Русский язык

1

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и

предложений

Недостаточность звукобуквенного анализа. Неустойчивость внимания. Сниженная работоспособность. Индивидуально-психологичекие особенности (особенности темперамента)

Выделение отдельных слов из квазислова или предложения.

Развитие зрительного и звукобуквенного анализа. Развитие фонематического анализа.

Щадящий режим (снижение учебной нагрузки)

Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля

2

Неряшливое письмо, сильный нажим на ручку или карандаш.

Неумение дифференцировать мышечные усилия.

Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Запоминание формы буквы и соотношение ее частей и пропорций.

3

Очень медленный темп письма.

Несформированность зрительно - двигательных координаций Недостаточное развитие микроматорики.

Трудности в произвольном управлении движениями. Инертность нервных процессов.

Развитие фонематического и звукобуквенного анализов.

Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Предоставлять возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; тренировочные игры на развитие быстроты реакции;

выполнять задания в с ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро

сосредотачиваться).

4

Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов.

Недостатки в развитии вербального анализа. Несформированность понятия числа.

Выделение отдельных слов из квазислова или предложения

5

С ошибками списывает.

Несформированность процессов зрительного анализа. Неустойчивость произвольного внимания.

Неумение поэлементарно воспроизводить образец.

Слабое развитие кратковременной памяти.

Развитие фонематического анализа.

Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений.

6

Искажение почерка (нестабильность графических форм)

Недостатки в развитии

зрительно-двигательной

координации.

Недостаточность развития процессов зрительного анализа.. Отсутствие прочно связи между зрительными и двигательными образами букв.

Упражнения на развитие зрительного анализа, развития

орфографической зоркости и на точное непосредтвенное зрительное запоминание. Развитие анализирующего наблюдения. Зрительного анализа.

Развитие зрительно-двигательной координации. Упражнение на запоминание форм буквы и соотнесение ее частей и пропорций.

Зрительные диктанты на вербальном материале

7

Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных.

Недостаток в развитии фонетикофонематического анализа.

Развитие фонематического анализа.

Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений.

8

Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений.

Несформированность вербального анализа.

Развитие зрительного вер - бального анализа. Квазислова.

9

Письмо под диктовку с ошибками.

Несформированность процессов зрительного анализа. Неустойчивость произвольного внимания. Несформированность вербального анализа.

Развитие зрительного и звукобуквенного анализа. Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля.

Литературное чтение

1

Ограниченный словарный запас.

Недостаточное развитие памяти. Слабая познавательная активность

Развивать произвольное слуховое запоминание. Развивать умение находить и устанавливать связи между отдельными элементами материала. Учить абстрагированию.

2

Смешивание значений слов.

Недостатки в артикуляции. Недостаточная гибкость мышления.

Коррекция сбоя в артикулировании.

Развитие гибкости мышления.

3

Нечеткое произношение

Недоразвитие фонематического восприятия

Обогащать словарный запас слов.

Развивать воображение, мышление.

4

Неосмысленное чтение.

Негибкость мышления. Неустойчивость внимания.

Обогащать словарный запас слов. Развивать воображение, мышление.

5

Плохое запоминание прозы и стихотворений.

Механическое запоминание. Недостаточно развито воображение.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие произвольного слухового запоминания. Развитие воображения.

6

Повторное считывание той же строки, пропуск строчки, считывание вышерасположенной строчки вместо нижней

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Неустойчивость произвольного внимания.

Развитие процессов произвольного внимания. Развитие

пространственных

представлений.

7

Низкая скорость чтения.

Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком

Малый объем восприятия. Инертность нервных процессов. Неустойчивость произвольного внимания.

Развитие процессов произвольного внимания. Увеличение объема восприятия.

Расширение объема кратковременной памяти, целостность восприятия слов.

8

Не умеет выделить главное в прочитанном.

Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа. Низкий уровень развития произвольной памяти.

Развитие процессов произвольного внимания. Развитие процессов произвольной слуховой памяти.

9

Невыразительность

чтения

Не понимает читаемого.

Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого. Плохо владеет техникой чтения.

Развитие навыка понимания и обобщения. Развитие смысловой памяти.

Математика

1

Неряшливое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради.

Несформированность процессов зрительного анализа.

Недостатки в развитии мелкой моторики рук.

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Развитие зрительного анализа.

Выполнение гимнастики пальцев.

Вырезание по контуру раз- ной степени сложности.

Развитие

пространственных

представлений.

2

Ошибки при решении арифметических примеров

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Развитие гибкости мышления

3

Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части

Недостаточный уровень развития процессов анализа. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез».

Развитие

пространственных представлений. Словесные лабиринты. Математические диктанты.

4

Тугодумость, замедленный темп умственной деятельности.

Инертность нервных процессов. Недостаточное развитие основных мыслительных операций( анализа, синтеза, обобщения и др.)

Развивать гибкость мыслительной деятельности.

Операция абстрагирования

5

Затруднение в счёте, отсутствие устойчивых навыков счёта

Несформированность перехода из конкретного плана действий Несформированость математических понятий

Развитие операции абстрагирования Формирование математических понятий

6

Неумение решать задачи.

Несформированность мыслительной операции обобщения.

Шаблонность мышления

Предоставление возможности работать в удобном темпе.

Развитие мыслительных операций.

Развитие гибкости мыслительных процессов. Развивать способность к пониманию и обобщению Словесные лабиринты. Математические диктанты

7

Трудности при выполнении счётных операций с переходом через десяток

Недостаточный уровень развития процессов анализа. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез».

Развитие пространственных представлений Словесные лабиринты. Математические диктанты

8

Отсутствие устой чивых навыков счета.

Недостаточно сформирован внут ренний план действий. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Сниженный уровень интеллектуальной деятельности. Сниженная работоспособность.

Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действий. Развитие гибкости мышления.

9

Использование нерациональных приемов решения примеров и задач.

Несформированность мыслительной операции установления закономерностей. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез»

Развивать гибкость мыслительной деятельности. Операция абстрагтрования.

10

Трудности в названии

компонентов при

выполнении

арифметических

действий

Недостаточное развитие смысловой памяти Недостаточная отдифференцированность понятий «сложение», «вычитание»

Развитие смысловой памяти

Развитие умения устанавливать смысловые связи с относительными элементами Развивать понятия взаимосвязи операций сложения и вычитания

11

Смешивание действий сложения и вычитания

Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез».

Несформированность процессов зрительного анализа. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Развитие зрительного анализа.

Развитие пространственных представлений. Развивать понятия взаимосвязи операций сложения и вычитания

12

Трудности при осуществлении сравнения

Отсутствие обобщённости мыслительной операции сравнения.

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Развивать гибкость мыслительной деятельности.

Операция абстрагирования

Материально-техническая база:

-школьная доска, цветные мелки,

-магнитная доска, магнитные буквы,

-использование ИКТ

-учебники, сборники упражнений , печатные рабочие тетради к учебникам,

-словари, справочники,

-таблицы настенные, таблицы раздаточные,

-памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, трафареты

-словарь в картинках,

- словарь печатных слов,

-таблицы по развитию речи и другие пособия

-таблицы сложения, умножения.

Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по литературному чтению 3 класс - 1час в неделю.

Кол часов

Тема занятия

Дата

1-2

2

Развитие плавного безошибочного чтения.

3-4

2

Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря.

5-6

2

Развитие слухового восприятия. Обучение пересказу.

7-8

2

Развитие умения устанавливать логические связи между событиями в тексте. Обучение пересказу.

9-10

2

Развитие памяти. Алгоритм запоминания стихотворений.

11-12

2

Развития функций внимания. Переключение. Составление рассказа по плану.

13-14

2

Формирование навыков чтения. Работа с текстом.

15-16

2

Развитие умения осознанного чтения. Составление плана текста.

17-18

2

Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать липшее.

19-20

2

Формирование умения строить высказывания в определённой композиции.

21-22

2

Активизация мыслительной деятельности при чтении.

23-24

2

Развитие навыков чтения. Работа с текстом.

25-26

2

Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря.

27-28

2

Работа с деформированным текстом. Обучение пересказу.

29-30

2

Развитие навыка плавного выразительного чтения.

31-32

2

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

33-34

2

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по русскому языку 3 класс - 1час в неделю.

Кол часов

Тема занятия

Дата

1-2

2

Формирование навыков каллиграфического письма.

3-4

2

Коррекция орфографической зоркости. Построение и запись предложений.

5-6

2

Развитие слухового восприятия. Обучение изложению.

7-8

2

Развитие умения устанавливать логические связи между событиями в тексте. Обучение изложению.

9-10

2

Развитие памяти. Алгоритм запоминания стихотворений. Письмо по памяти.

11-12

2

Развития функций внимания. Переключение. Составление рассказа по плану.

13-14

2

Формирование навыков каллиграфического письма.

15-16

2

Работа с деформированным текстом.

17-18

2

Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать липшее.

19-20

2

Формирование умения строить высказывания в определённой композиции. Знаки препинания в предложении.

21-22

2

Развитие орфографической зоркости.

23-24

2

Развитие навыков каллиграфии.

25-26

2

Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря.

27-28

2

Работа с деформированным текстом. Обучение изложению.

29-30

2

Развитие навыка письма под диктовку.

31-32

2

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

33-34

2

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по математике 3 класс - 1час в неделю.

Кол часов

Тема занятия

Дата

1-2

2

Коррекция пространственных представлений. Определение места числа в натуральном ряду. Числа от 20-100.

3-4

2

Коррекция мыслительных операций. Ориентировка в цифровом ряду.

5-6

2

Коррекция навыков саморегуляции. Формирование двигательных навыков письма.

7-8

2

Коррекция представления о геометрических фигурах.

9-10

2

Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице.

11-12

2

Организация внутреннего плана действий. Восполнение пробелов в знаниях.

13-14

2

Формирование понятий «величины».

15-16

2

Формирование навыков устных вычислений в пределах 100. Состав числа.

17-18

2

Коррекция логического мышления. Решение задач.

19-20

2

Развитие мелкой моторики. Алгоритм письменных приёмов сложения и вычитания.

21-22

2

Коррекция саморегуляции. Развитие графических навыков.

23-24

2

Коррекция и развитие смысловой памяти. Понимание связи между компонентами умножения и деления..

25-26

2

Коррекция долговременного запоминания. Таблица умножения и деления.

27-28

2

Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида.

29-30

2

Коррекция мыслительных операций. Формирование устойчивых навыков счёта.

31-32

2

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

33-34

2

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных коррекционных занятий 3 класса

. Цель программы: индивидуальная коррекция пробелов в усвоении учебного материала, развитие и саморазвитие личности, сохранение и укрепление здоровья.3. Задачи:преодолеть затруднения учащихся в учебно...

Программа индивидуальных коррекционных занятий

Программа индивидуальных коррекционных занятий  по русскому языку и математике1 классПрограмма индивидуальных коррекционных занятий  по русскому языку, лдитературному чтению и математике...

Программа индивидуальных коррекционных занятий

Программа индивидуальных коррекционных занятий для 1 класса...

Программа индивидуальных коррекционных занятий

Программа индивидуальных коррекционных занятий  во 2 классе...

Программа индивидуальных коррекционных занятий

Программа индивидуальных коррекционных занятий в 4 классе...

Рабочая программа индивидуально-коррекционных занятий по русскому языку и математике для 1 класса с ЗПР

Рабочая программа индивидуально-коррекционных занятий по русскому языку и математике для 1 класса с ЗПР...

Программа индивидуальных коррекционных занятий по математике и по русскому языку.

Программа индивидуальных коррекционных занятий по математике и по русскому языку составлена по итогам психолого-педагогической диагностики (входная контрольная) на основе индивидуальных планов развити...