Программа индивидуальных коррекционных занятий
рабочая программа (3 класс)
Программа индивидуальных коррекционных занятий в 3 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семеновская средняя школа
Первомайский район Ярославской области
Рабочая программа
индивидуально-коррекционных занятий
по математике, русскому языку и литературному чтению
для обучающегося с ОВЗ
3 класс
Учитель начальных классов:
Жибарева Р. Г.
с. Семеновское 2022-23 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения русскому языку, математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой работой.
Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики.
У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.
У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.
У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.
В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Цель:
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на:
– повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Задачи:
На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены.
Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
1. Обучающие коррекционно-развивающие:
- развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;
- развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
2. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
- умение ориентироваться в задании;
- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;
- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)
Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
Формирование учебной мотивации.
Формирование ИКТ компетенции.
3. Воспитывающие:
Формирование социально-нравственного поведения:
- ответственное отношение к учебе;
- соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;
- осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);
- осознание необходимости самоконтроля.
Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание.
Основные направления индивидуально-коррекционной работы:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с трудностями усвоения программного материала;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с умеренно ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими дезадаптивные особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с умеренно ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
1. Организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;
2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;
3. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
4. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и узнавания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие временных понятий;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анали
5. Развитие основных мыслительных операций:
- формирование навыков относительно анализа;
- развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму
- формирование умения планировать свою деятельность;
- развитие комбинаторных способностей
6. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
7. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
8. Развитие речи.
9. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
10. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Для повышения качества индивидуально-коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Содержание индивидуально-коррекционных занятий максимально приближено к содержанию программ учебного предмета по классам. Содержание коррекционного блока является общим для каждого класса начальной школы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
- проговаривать последовательность действий на уроке
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
- учиться работать по предложенному учителем плану
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу;
- слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в раздаточных материалах;
- выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- искать и выделять необходимую информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)
- слушать и понимать речь других
- читать и пересказывать текст; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
- наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
- практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.
Формы проведения индивидуально-коррекционных занятий:
Одним из условий успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Групповые занятия должны также обеспечивать развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Индивидуальные занятия обеспечивают большее доверие и понимание, возникающие между педагогом и ребенком. Особенно важны индивидуальные занятия для детей с высокой степенью невротичности, тревожности и другими эмоциональными, поведенческими особенностями в тех случаях, когда присутствие других детей является для ребенка стрессом. Этот факт следует учитывать в работе с вновь поступившими детьми, в адаптационный период (особенно, когда «вхождение» в коллектив происходит для ребенка болезненно). Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются.
Обе формы коррекционных занятий (индивидуальные и групповые) являются самостоятельными, не могут заменяться одна другой.
Дополняя друг друга, они усиливают эффективность коррекционно-развивающего процесса.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении педагогом.
Цель коррекционных занятий (ИКЗ): помощь в освоении основной образовательной программы НОО в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися (Ким Алексей - Вариант – , Корепанов Александр – Вариант ) по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (математика — 1 час, русский язык -1 час, литературное чтение – 1 час), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.
Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий.
Система оценки планируемых результатов
Безотметочная система обучения.
Формы и виды контроля:
Индивидуальные
Формы контроля ЗУН (ов)
наблюдение; беседа; игра;
диагностика;
тестирование.
Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития
-Наблюдение в ходе занятий.
-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)
-Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.
Следствие:
- недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
- трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).
Проблемы и пути их решения
№ п/п | Проявление проблем | Причины (в чем проявляется) | Коррекционная работа | Результат, динамика. | |
Русский язык | |||||
1 | Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений | Недостаточность звукобуквенного анализа. Неустойчивость внимания. Сниженная работоспособность. Индивидуально-психологичекие особенности (особенности темперамента) | Выделение отдельных слов из квазислова или предложения. Развитие зрительного и звукобуквенного анализа. Развитие фонематического анализа. Щадящий режим (снижение учебной нагрузки) Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля | ||
2 | Неряшливое письмо, сильный нажим на ручку или карандаш. | Неумение дифференцировать мышечные усилия. | Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Запоминание формы буквы и соотношение ее частей и пропорций. | ||
3 | Очень медленный темп письма. | Несформированность зрительно - двигательных координаций Недостаточное развитие микроматорики. Трудности в произвольном управлении движениями. Инертность нервных процессов. | Развитие фонематического и звукобуквенного анализов. Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Предоставлять возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; тренировочные игры на развитие быстроты реакции; выполнять задания в с ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться). | ||
4 | Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов. | Недостатки в развитии вербального анализа. Несформированность понятия числа. | Выделение отдельных слов из квазислова или предложения | ||
5 | С ошибками списывает. | Несформированность процессов зрительного анализа. Неустойчивость произвольного внимания. Неумение поэлементарно воспроизводить образец. Слабое развитие кратковременной памяти. | Развитие фонематического анализа. Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений. | ||
6 | Искажение почерка (нестабильность графических форм) | Недостатки в развитии зрительно-двигательной координации. Недостаточность развития процессов зрительного анализа.. Отсутствие прочно связи между зрительными и двигательными образами букв. | Упражнения на развитие зрительного анализа, развития орфографической зоркости и на точное непосредтвенное зрительное запоминание. Развитие анализирующего наблюдения. Зрительного анализа. Развитие зрительно-двигательной координации. Упражнение на запоминание форм буквы и соотнесение ее частей и пропорций. Зрительные диктанты на вербальном материале | ||
7 | Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных. | Недостаток в развитии фонетикофонематического анализа. | Развитие фонематического анализа. Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений. | ||
8 | Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений. | Несформированность вербального анализа. | Развитие зрительного вер - бального анализа. Квазислова. | ||
9 | Письмо под диктовку с ошибками. | Несформированность процессов зрительного анализа. Неустойчивость произвольного внимания. Несформированность вербального анализа. | Развитие зрительного и звукобуквенного анализа. Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля. | ||
Литературное чтение | |||||
1 | Ограниченный словарный запас. | Недостаточное развитие памяти. Слабая познавательная активность | Развивать произвольное слуховое запоминание. Развивать умение находить и устанавливать связи между отдельными элементами материала. Учить абстрагированию. | ||
2 | Смешивание значений слов. | Недостатки в артикуляции. Недостаточная гибкость мышления. | Коррекция сбоя в артикулировании. Развитие гибкости мышления. | ||
3 | Нечеткое произношение | Недоразвитие фонематического восприятия | Обогащать словарный запас слов. Развивать воображение, мышление. | ||
4 | Неосмысленное чтение. | Негибкость мышления. Неустойчивость внимания. | Обогащать словарный запас слов. Развивать воображение, мышление. | ||
5 | Плохое запоминание прозы и стихотворений. | Механическое запоминание. Недостаточно развито воображение. | Развитие опосредованной памяти. Развитие произвольного слухового запоминания. Развитие воображения. | ||
6 | Повторное считывание той же строки, пропуск строчки, считывание вышерасположенной строчки вместо нижней | Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Неустойчивость произвольного внимания. | Развитие процессов произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. | ||
7 | Низкая скорость чтения. | Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком Малый объем восприятия. Инертность нервных процессов. Неустойчивость произвольного внимания. | Развитие процессов произвольного внимания. Увеличение объема восприятия. Расширение объема кратковременной памяти, целостность восприятия слов. | ||
8 | Не умеет выделить главное в прочитанном. | Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа. Низкий уровень развития произвольной памяти. | Развитие процессов произвольного внимания. Развитие процессов произвольной слуховой памяти. | ||
9 | Невыразительность чтения | Не понимает читаемого. Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого. Плохо владеет техникой чтения. | Развитие навыка понимания и обобщения. Развитие смысловой памяти. | ||
Математика | |||||
1 | Неряшливое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради. | Несформированность процессов зрительного анализа. Недостатки в развитии мелкой моторики рук. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Развитие зрительного анализа. Выполнение гимнастики пальцев. Вырезание по контуру раз- ной степени сложности. Развитие пространственных представлений. | ||
2 | Ошибки при решении арифметических примеров | Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Развитие гибкости мышления | ||
3 | Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части | Недостаточный уровень развития процессов анализа. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез». | Развитие пространственных представлений. Словесные лабиринты. Математические диктанты. | ||
4 | Тугодумость, замедленный темп умственной деятельности. | Инертность нервных процессов. Недостаточное развитие основных мыслительных операций( анализа, синтеза, обобщения и др.) | Развивать гибкость мыслительной деятельности. Операция абстрагирования | ||
5 | Затруднение в счёте, отсутствие устойчивых навыков счёта | Несформированность перехода из конкретного плана действий Несформированость математических понятий | Развитие операции абстрагирования Формирование математических понятий | ||
6 | Неумение решать задачи. | Несформированность мыслительной операции обобщения. Шаблонность мышления | Предоставление возможности работать в удобном темпе. Развитие мыслительных операций. Развитие гибкости мыслительных процессов. Развивать способность к пониманию и обобщению Словесные лабиринты. Математические диктанты | ||
7 | Трудности при выполнении счётных операций с переходом через десяток | Недостаточный уровень развития процессов анализа. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез». | Развитие пространственных представлений Словесные лабиринты. Математические диктанты | ||
8 | Отсутствие устой чивых навыков счета. | Недостаточно сформирован внут ренний план действий. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Сниженный уровень интеллектуальной деятельности. Сниженная работоспособность. | Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действий. Развитие гибкости мышления. | ||
9 | Использование нерациональных приемов решения примеров и задач. | Несформированность мыслительной операции установления закономерностей. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез» | Развивать гибкость мыслительной деятельности. Операция абстрагтрования. | ||
10 | Трудности в названии компонентов при выполнении арифметических действий | Недостаточное развитие смысловой памяти Недостаточная отдифференцированность понятий «сложение», «вычитание» | Развитие смысловой памяти Развитие умения устанавливать смысловые связи с относительными элементами Развивать понятия взаимосвязи операций сложения и вычитания | ||
11 | Смешивание действий сложения и вычитания | Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез». Несформированность процессов зрительного анализа. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Развитие зрительного анализа. Развитие пространственных представлений. Развивать понятия взаимосвязи операций сложения и вычитания | ||
12 | Трудности при осуществлении сравнения | Отсутствие обобщённости мыслительной операции сравнения. Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | Развивать гибкость мыслительной деятельности. Операция абстрагирования | ||
Материально-техническая база:
-школьная доска, цветные мелки,
-магнитная доска, магнитные буквы,
-использование ИКТ
-учебники, сборники упражнений , печатные рабочие тетради к учебникам,
-словари, справочники,
-таблицы настенные, таблицы раздаточные,
-памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, трафареты
-словарь в картинках,
- словарь печатных слов,
-таблицы по развитию речи и другие пособия
-таблицы сложения, умножения.
Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по литературному чтению 3 класс - 1час в неделю.
№ | Кол часов | Тема занятия | Дата |
1-2 | 2 | Развитие плавного безошибочного чтения. | |
3-4 | 2 | Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря. | |
5-6 | 2 | Развитие слухового восприятия. Обучение пересказу. | |
7-8 | 2 | Развитие умения устанавливать логические связи между событиями в тексте. Обучение пересказу. | |
9-10 | 2 | Развитие памяти. Алгоритм запоминания стихотворений. | |
11-12 | 2 | Развития функций внимания. Переключение. Составление рассказа по плану. | |
13-14 | 2 | Формирование навыков чтения. Работа с текстом. | |
15-16 | 2 | Развитие умения осознанного чтения. Составление плана текста. | |
17-18 | 2 | Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать липшее. | |
19-20 | 2 | Формирование умения строить высказывания в определённой композиции. | |
21-22 | 2 | Активизация мыслительной деятельности при чтении. | |
23-24 | 2 | Развитие навыков чтения. Работа с текстом. | |
25-26 | 2 | Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря. | |
27-28 | 2 | Работа с деформированным текстом. Обучение пересказу. | |
29-30 | 2 | Развитие навыка плавного выразительного чтения. | |
31-32 | 2 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |
33-34 | 2 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по русскому языку 3 класс - 1час в неделю.
№ | Кол часов | Тема занятия | Дата |
1-2 | 2 | Формирование навыков каллиграфического письма. | |
3-4 | 2 | Коррекция орфографической зоркости. Построение и запись предложений. | |
5-6 | 2 | Развитие слухового восприятия. Обучение изложению. | |
7-8 | 2 | Развитие умения устанавливать логические связи между событиями в тексте. Обучение изложению. | |
9-10 | 2 | Развитие памяти. Алгоритм запоминания стихотворений. Письмо по памяти. | |
11-12 | 2 | Развития функций внимания. Переключение. Составление рассказа по плану. | |
13-14 | 2 | Формирование навыков каллиграфического письма. | |
15-16 | 2 | Работа с деформированным текстом. | |
17-18 | 2 | Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать липшее. | |
19-20 | 2 | Формирование умения строить высказывания в определённой композиции. Знаки препинания в предложении. | |
21-22 | 2 | Развитие орфографической зоркости. | |
23-24 | 2 | Развитие навыков каллиграфии. | |
25-26 | 2 | Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря. | |
27-28 | 2 | Работа с деформированным текстом. Обучение изложению. | |
29-30 | 2 | Развитие навыка письма под диктовку. | |
31-32 | 2 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |
33-34 | 2 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по математике 3 класс - 1час в неделю.
№ | Кол часов | Тема занятия | Дата |
1-2 | 2 | Коррекция пространственных представлений. Определение места числа в натуральном ряду. Числа от 20-100. | |
3-4 | 2 | Коррекция мыслительных операций. Ориентировка в цифровом ряду. | |
5-6 | 2 | Коррекция навыков саморегуляции. Формирование двигательных навыков письма. | |
7-8 | 2 | Коррекция представления о геометрических фигурах. | |
9-10 | 2 | Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. | |
11-12 | 2 | Организация внутреннего плана действий. Восполнение пробелов в знаниях. | |
13-14 | 2 | Формирование понятий «величины». | |
15-16 | 2 | Формирование навыков устных вычислений в пределах 100. Состав числа. | |
17-18 | 2 | Коррекция логического мышления. Решение задач. | |
19-20 | 2 | Развитие мелкой моторики. Алгоритм письменных приёмов сложения и вычитания. | |
21-22 | 2 | Коррекция саморегуляции. Развитие графических навыков. | |
23-24 | 2 | Коррекция и развитие смысловой памяти. Понимание связи между компонентами умножения и деления.. | |
25-26 | 2 | Коррекция долговременного запоминания. Таблица умножения и деления. | |
27-28 | 2 | Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. | |
29-30 | 2 | Коррекция мыслительных операций. Формирование устойчивых навыков счёта. | |
31-32 | 2 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |
33-34 | 2 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных коррекционных занятий 3 класса
. Цель программы: индивидуальная коррекция пробелов в усвоении учебного материала, развитие и саморазвитие личности, сохранение и укрепление здоровья.3. Задачи:преодолеть затруднения учащихся в учебно...

Программа индивидуальных коррекционных занятий
Программа индивидуальных коррекционных занятий по русскому языку и математике1 классПрограмма индивидуальных коррекционных занятий по русскому языку, лдитературному чтению и математике...
Программа индивидуальных коррекционных занятий
Программа индивидуальных коррекционных занятий для 1 класса...
Программа индивидуальных коррекционных занятий
Программа индивидуальных коррекционных занятий во 2 классе...
Программа индивидуальных коррекционных занятий
Программа индивидуальных коррекционных занятий в 4 классе...

Рабочая программа индивидуально-коррекционных занятий по русскому языку и математике для 1 класса с ЗПР
Рабочая программа индивидуально-коррекционных занятий по русскому языку и математике для 1 класса с ЗПР...

Программа индивидуальных коррекционных занятий по математике и по русскому языку.
Программа индивидуальных коррекционных занятий по математике и по русскому языку составлена по итогам психолого-педагогической диагностики (входная контрольная) на основе индивидуальных планов развити...