Программа индивидуальных коррекционных занятий
рабочая программа (4 класс)

Программа индивидуальных коррекционных занятий в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семеновская средняя школа

Первомайского совета

Ярославской области

Рабочая программа

индивидуально-коррекционных занятий

по математике и русскому языку

для обучающихся 4 класса с ОВЗ

Учитель начальных классов:

Жибарева Р. Г.

с. Семеновское 2023-24 г.

Пояснительная записка

Актуальность программы

В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения русскому языку, математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой работой.

Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики.
У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.
У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.
У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.
В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Цель:

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на:

– повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Задачи:

На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены.

Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
1. Обучающие коррекционно-развивающие:

  1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;
  2. развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
  3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
  4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
  5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  6. подведение под понятие, выведение следствий;
  7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;


2. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

- умение ориентироваться в задании;

  • планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

    Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.

    Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)

    Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

    Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

    Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

    Формирование учебной мотивации.

    Формирование ИКТ компетенции.

3. Воспитывающие:

Формирование социально-нравственного поведения:
- ответственное отношение к учебе;

- соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;

- осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);

- осознание необходимости самоконтроля.

Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание.

Основные направления индивидуально-коррекционной работы:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с трудностями усвоения программного материала;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с умеренно ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими дезадаптивные особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с умеренно ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

1. Организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;

2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;

3. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

4. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и узнавания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие временных понятий;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анали

5. Развитие основных мыслительных операций:

- формирование навыков относительно анализа;

- развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму

- формирование умения планировать свою деятельность;

- развитие комбинаторных способностей

6. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

7. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

8. Развитие речи.

9. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

10. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Для повышения качества индивидуально-коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Содержание индивидуально-коррекционных занятий максимально приближено к содержанию программ учебного предмета по классам. Содержание коррекционного блока является общим для каждого класса начальной школы.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
  • проговаривать последовательность действий на уроке
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
  • учиться работать по предложенному учителем плану
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу;
  • слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в раздаточных материалах;
  • выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме;
  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
  • искать и выделять необходимую информацию;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)
  • слушать и понимать речь других
  • читать и пересказывать текст; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
- наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
- практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

Формы проведения индивидуально-коррекционных занятий:

Одним из условий успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

Групповые занятия должны также обеспечивать развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

Индивидуальные занятия обеспечивают большее доверие и понимание, возникающие между педагогом и ребенком. Особенно важны индивидуальные занятия для детей с высокой степенью невротичности, тревожности и другими эмоциональными, поведенческими особенностями в тех случаях, когда присутствие других детей является для ребенка стрессом. Этот факт следует учитывать в работе с вновь поступившими детьми, в адаптационный период (особенно, когда «вхождение» в коллектив происходит для ребенка болезненно). Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются.

Обе формы коррекционных занятий (индивидуальные и групповые) являются самостоятельными, не могут заменяться одна другой.

Дополняя друг друга, они усиливают эффективность коррекционно-развивающего процесса.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении педагогом.

Цель коррекционных занятий (ИКЗ): помощь в освоении основной образовательной программы НОО в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;

* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;

* принцип усложнения заданий, упражнений;

* принцип развивающей направленности обучения;

*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;

* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;

*принцип вариативности;

*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

Коррекционные занятия проводятся с обучающимися (Ким Алексей - Вариант – , Корепанов Александр – Вариант ) по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (математика — 1 час, русский язык -1 час), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.

Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.

Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий.

Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития

-Наблюдение в ходе занятий.

-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)

-Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.

Материально-техническая база:

-школьная доска, цветные мелки,

-магнитная доска, магнитные буквы,

-использование ИКТ

-учебники, сборники упражнений , печатные рабочие тетради к учебникам,

-словари, справочники,

-таблицы настенные, таблицы раздаточные,

-памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, трафареты

-словарь в картинках,

- словарь печатных слов,

-таблицы по развитию речи и другие пособия

-таблицы сложения, умножения.

Календарно-тематическое планирование индивидуально-коррекционных занятий по математике для 4 класса

Планируемые результаты

Обучающиеся должны:

Нумерация

знать:

названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов.

уметь:

читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки < (меньше), > (больше), = (равно);

представлять любое число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия.

Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Знать:

названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

связь между компонентами и результатом каждого действия;

правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их,

таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Уметь:

записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

находить числовые значения буквенных выражений вида a +3,

8 * k, b : 2; a + b, c * d, k : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел на однозначное и двузначное число), проверку вычислений;

решать уравнения вида x + 60 = 320, 125 + x = 750,

2000 – x = 1450, x * 12 = 2400, x : 5 = 420, 600 : x = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

решать задачи в 1-3 действия.

Величины.

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Знать:

единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др.

Уметь:

находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

узнавать время по часам:

выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

Геометрические фигуры.

Иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.

Знать:

виды углов, прямой, острый, тупой;

определение прямоугольника (квадрата);

свойство противоположных сторон прямоугольника.

Уметь:

строить заданный отрезок;

строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Дата проведе

ния

1

1

Диагностика. Развитие личностных компонентов, познавательной деятельности (самостоятельность, произвольность).

2

1

Коррекция долговременной памяти, внимания, мышления и математической речи. Повторение пройденного за 3 класс.

3

1

Развитие словесно-логической памяти. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Класс миллионов. Класс миллиардов.

4

1

Развитие пространственных представлений и ориентации. Луч. Виды углов. Единицы длины и площади.

5

1

Единицы массы: центнер, тонна. Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки.

6

1

Развитие чувства времени и представлений о времени. Решение задач на определение начала, конца и продолжительности события.

7

1

Формирование логического мышления, умозаключений. Сложение и вычитание величин.

8

1

Развитие зрительной памяти и внимания. Решение задач на косвенное сравнение.

9

1

Формирование операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки. Умножение чисел, оканчивающихся нулями.

10

1

Письменное деление многозначных чисел на однозначное. Решение текстовых задач.

11

1

Формирование операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки. Решение задач с понятиями «скорость», «время», «расстояние».

12

1

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Построение треугольников.

13

1

Устные приёмы деления для случаев вида: 600:20, 5600:800.

14

1

Активизация словаря уч-ся в единстве с формированием математических понятий. Решение задач на движение.

15

1

Развитие словесно-логического мышления, произвольного внимания, вычислительных навыков. Письменное умножение на двузначное число.

16

1

Коррекция внимания, мышления, речи. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

17

1

Коррекция зрительно-слухового восприятия. Письменное умножение на двузначное число.

18

1

Коррекция зрительно-слухового восприятия. Письменное умножение на трёхзначное число.

19

1

Письменное деление на двузначное число.

20-21

2

Активизация словаря уч-ся в единстве с формированием математических понятий. Письменное деление на трёхзначное число.

22-23

2

Активизация словаря уч-ся в единстве с формированием математических понятий. Письменное деление на трёхзначное число.

24-25

2

Активизация словаря уч-ся в единстве с формированием математических понятий. Письменное деление на трёхзначное число.

26-27

2

Активизация словаря уч-ся в единстве с формированием математических понятий.

28-29

2

Решение примеров на порядок выполнения действий.

30

1

Решение примеров на порядок выполнения действий.

31-32

2

Активизация словаря уч-ся в единстве с формированием математических понятий. Решение задач

33-34

2

Повторение изученного за курс начальной школы

Календарно-тематическое планирование индивидуально-коррекционных занятий по русскому языку для 4 класса

Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- личные местоимения;

- склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;

- склонение имен прилагательных во множественном числе;

- правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;

- понятие о неопределенной форме глаголов;

- изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);

- глаголы I и II спряжения;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;

- изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;

- обозначение гласных и согласных в приставках;

- правописание частицы не с глаголами;

- правописание неопределенной формы глаголов (-ться, -тся);

- виды предложений

Обучающиеся должны уметь:

- ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;

- устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения и словосочетания;

- распознавать местоимения, определять их род и число;

- правильно писать падежные окончания прилагательных;

- подбирать к прилагательных слова, близкие и противоположные по значению;

- определять время, число и спряжение глаголов;

- спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;

- распознавать неопределенную форму глаголов;

- писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;

- писать не с глаголами отдельно;

- писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3-ем лице глаголов;

- писать диктанты различных видов;

-объяснять орфограммы по пройденному материалу;

- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;

- писать сочинения повествовательного характера;

- различать члены предложения.

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Дата прове

дения

1

Диагностика по предмету.

1

2

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение правильного построения предложения. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях

1

3

Коррекция, развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Склонение имен существительных в единственном числе.

1

4

Развитие устной речи через умение составлять предложения Развитие зрительной памяти. Три типа склонения имен существительных.

1

5

Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать. Несклоняемые имена существительные

1

6

Коррекция и развитие орфографической зоркости Формирование навыка моделирования слов. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе.

1

7

Развитие фонематического слуха через выделение определённого звука, части слова. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе

1

8

Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных

1

9

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

1

10

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

1

11

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку словосочетаний с предлогами. Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

1

12

Развитие фонематического слуха, внимания, памяти посредством склонения существительных. Склонение имен существительных во множественном числе.

1

13

Коррекция и развитие орфографической зоркости. Связь имен прилагательных с именами существительными.

1

14

Коррекция и развитие орфографической зоркости. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе

1

15

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия, мышления. Правописание гласных в безударных окончаниях.

1

16

Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

1

17

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку. Коррекция и развитие орфографической зоркости. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле

1

18

Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Коррекция творческого развития. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

1

19

Развитие умения дифференцировать слова и предметы. Коррекция зрительного и слухового восприятия. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа

1

20

Коррекция и развитие мыслительной деятельности, внимания, памяти. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

1

21

Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Раздельное написание предлогов с местоимениями

1

22

Развитие слуховой памяти. Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

1

23

Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

1

24

Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Коррекция творческого развития. Коррекция и развитие орфографической зоркости. Глаголы I и II спряжения

1

25

Развитие слуховой памяти. Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

1

26

Развитие и коррекция слухового и зрительного восприятий, памяти, внимания. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа

1

27

Развитие зрительной памяти, слухового восприятия и внимания. Правописание безударных личных окончании глаголов

1

28

Развитие устной речи через умение составлять предложения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений

1

29

Развитие логического мышления, зрительно- слуховой памяти. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени

1

30

Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Коррекция творческого развития. Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

1

31

Развитие и коррекция устной речи, внимания, мышления. Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться)

1

32

Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение)

1

33-34

Расширение, уточнение, активизация словарного запаса Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости. Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных коррекционных занятий 3 класса

. Цель программы: индивидуальная коррекция пробелов в усвоении учебного материала, развитие и саморазвитие личности, сохранение и укрепление здоровья.3. Задачи:преодолеть затруднения учащихся в учебно...

Программа индивидуальных коррекционных занятий

Программа индивидуальных коррекционных занятий  по русскому языку и математике1 классПрограмма индивидуальных коррекционных занятий  по русскому языку, лдитературному чтению и математике...

Программа индивидуальных коррекционных занятий

Программа индивидуальных коррекционных занятий для 1 класса...

Программа индивидуальных коррекционных занятий

Программа индивидуальных коррекционных занятий  во 2 классе...

Программа индивидуальных коррекционных занятий

Программа индивидуальных коррекционных занятий в 3 классе...

Рабочая программа индивидуально-коррекционных занятий по русскому языку и математике для 1 класса с ЗПР

Рабочая программа индивидуально-коррекционных занятий по русскому языку и математике для 1 класса с ЗПР...

Программа индивидуальных коррекционных занятий по математике и по русскому языку.

Программа индивидуальных коррекционных занятий по математике и по русскому языку составлена по итогам психолого-педагогической диагностики (входная контрольная) на основе индивидуальных планов развити...