Информация.
материал (1 класс)

Панфилова Марина Юрьевна

Образовательная программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gluhie_slab.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Определение специальных условий, необходимых для глухих

детей для осуществления основной образовательной программы

основного и среднего общего образования.

Одна из основной категории детей со стойкими нарушениями слуха - это глухие дети.

Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь этих детей самостоятельно не развивается, поэтому они включаются в длительную систематическую коррекционно–развивающую работу. Основными направлениями такой деятельности являются: развитие речи (лексической, грамматической и синтаксической структуры), развитие слухового восприятия, в том числе речевого слуха, и формирование произношения. В единстве с формированием словесной речи (в устной и письменной формах) идет процесс развития познавательной деятельности детей и развития всех сторон личности ребенка.

Учитывая особые образовательные потребности глухих детей, учитель должен быть готов к выполнению обязательных правил:

  • сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка;
  • стимулировать полноценное взаимодействие глухого ребенка со сверстниками и
  • способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;
  • соблюдать необходимые методические требования (месторасположение
  • относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);
  • организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место;  проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и т.д.);
  • включать глухого ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;
  • решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухо-зрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; оказывать специальную помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т.д.).

Программа коррекционной работы основной образовательной программы основного и среднего общего образования для глухих детей должна обеспечивать:

 выявление особых образовательных потребностей глухих обучающихся при освоении ими основной образовательной программы и включении в социальнообразовательное пространство организации;

 создание специальных образовательных условий для глухих детей (безбарьерная среда, ассистивные технологии, специальные программно-дидактические материалы, соблюдение допустимого уровня нагрузки, внесение изменений в процедуру промежуточной и итоговой аттестации в соответствие с особыми образовательными потребностями, предоставление услуг сопровождающего ассистента/помощника);

 организацию психолого-педагогического сопровождения ребенка и консультативно-методической поддержки взрослых;

 реализацию индивидуально ориентированного коррекционно-развивающего компонента Программы с учётом особенностей здоровья и психосоциального развития слабослышащих и позднооглохших детей, в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии и / или консилиума;

 использование возможностей участия в программах дополнительного образования совместно со здоровыми сверстниками;

 организацию системы мероприятий по формированию представлений о

сообществе людей с нарушением слуха, знакомстве с культурой и средствами общения внутри этой группы;

 реализацию мероприятий, направленных на расширение адаптивных

возможностей и формирование личностных установок, способствующих оптимальной социальной активности в условиях реальных жизненных ситуаций;

 организацию комплексной системы мероприятий по профессиональной

ориентации обучающихся с нарушением слуха, в том числе знакомством с возможными ограничениями при выборе профессии.

Программа коррекционной работы для глухих детей предусматривает

вариативность форм реализации, которые ориентированы на условия организации и содержание индивидуальных и групповых занятий; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

 использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционноразвивающих занятий, повышение их эффективности и доступности;

здоровьесберегающие условия реализации коррекционной работы (оздоровительный и

охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика

физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение

санитарно-гигиенических правил и норм).

Направления коррекционной работы:

  • Развитие речи;
  • Развитие слухового слухо-зрительного восприятия речи и формирование и
  • коррекция произношения;
  • Формирование/совершенствование коммуникативных компетенций;
  • Музыкально-ритмические занятия.

Направления психолого-педагогического сопровождения:

  • Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках психолого-медико-педагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования;
  • Сопровождение тьютором по рекомендациям ПМПК;
  • Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию
  • коммуникативных навыков, навыков социального функционирования и др. не менее 2-х часов в неделю;
  • Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков не менее 4-х часов в неделю;
  • Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию
  • коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 9 часов в неделю.

Все специальные образовательные условия для этой категории детей с ОВЗ можно условно разделить на блоки: организационное обеспечение, материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения, психолого-педагогическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, кадровое обеспечение образовательного процесса.

Организационное обеспечение образовательного процесса для глухих включает работу с локальными актами учреждения, организацию медицинского обслуживания, питания, взаимодействия с родителями и другими организациями. 

Материально-техническое обеспечение включает адаптацию архитектурной среды учреждения и рабочего пространства ребёнка с нарушенным слухом в классе. Например, наличие звукоизолированного кабинета учителя-дефектолога, кабинета для индивидуальных занятий со специалистами, специального оборудования (световая индикация начала и окончания урока, мультимедийные доски и компьютеры). 

Психолого-педагогическое обеспечение включает использование учебно-методического комплекса, который включает учебные программы, учебники, пособия, справочники, атласы, тетради на печатной основе, хрестоматии. Также необходимо составлять индивидуальную образовательную программу, которая определяет содержание и формы образовательного процесса для ребёнка с нарушенным слухом в соответствии с его реальными возможностями, особенностями развития и образовательными потребностями. 

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется специалистами, которые включают психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий. 

Кадровое обеспечение предполагает специальную подготовку учителей, обучение администрации, наличие в учреждении координатора по инклюзии и тьютора. Также в кадровый состав входят учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель начальных классов, педагог-психолог, медицинские работники.

Слабослышашие

Организационное обеспечение

• Нормативно-правовая база. Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ прежде всего базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в томчисле новыми возникающими в процессе образования.

• Система взаимодействия и поддержки. Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.

• Организация питания и медицинского сопровождения для определенных категорий детей.

 • Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута.

 • Информационное обеспечение. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:

• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно тепловому режиму и т. д.);

• возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

• санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

• социальнобытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.);

• пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

 Организационно-педагогические условия

Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ИОП, планируемыми в ней результатами, в целом — организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. В рамках реализации ИОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их со ставной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научнопопулярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с   ОВЗ, должна быть укомплектована научнометодической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении

Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа. Для этого надо предусмотреть:

• в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;

• организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку Индивидуальной образовательной программы,

• организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей.

• должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

Кадровое обеспечение

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают следующие положения:

• укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

• уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ.

• непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии

• включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ 1—8 видов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и информация. Виды информации.

Цель занятия:Ввести понятие «информация» и познакомить с видами информации. Сформировать умение распознавать информацию по видам....

Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации.

Расширить информационную картину мира. Познакомить свидами животных....

"Виды информации.Обработка графической информации." - 10.02.2014 г.

Открытый урок  проведён по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок информации по теме "Представление информации"

Урок информатики по теме "Представление информации"Цель: вспомнить основные виды информации по способу восприятия- органы чувств- используя понятия "источник информации" и "приемник информации" ввести...

Урок 1. Правила поведения в кабинете информатики. Информация как сведения об окружающем мире. Источники информации.

Презентация и технологическая карта урока "Урок 1. Правила поведения в кабинете информатики. Информация как сведения об окружающем мире. Источники информации.". 2 класс (ФГОС). УМК Бененсон ...

Презентация к занятию "Действие с информацией. Хранение информации".

Планируемые образовательные результаты:предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;метапредметные – пони...

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс...