Человек и информация. Виды информации.
план-конспект урока по информатике (3 класс) по теме

 

Цель занятия:Ввести понятие «информация» и познакомить с видами информации. Сформировать умение распознавать информацию по видам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_3_klass_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

Конспект занятия по информатике

Тема: Человек и информация. Виды информации.

Подготовила: Козбан Елена Владимировна

педагог дополнительного образования

МБУДОД ЦВР

ЗАТО г. Межгорье, РБ

  1. Тема: Человек и информация. Виды информации.
  2. Класс: 3
  3. Тип занятия: комбинированный
  4. Цель занятия: Ввести понятие «информация» и познакомить с видами информации. Сформировать умение распознавать информацию по видам.
  5. Задачи занятия:

Обучающие:

  1. Акцентировать внимание учащихся на роль информации в жизни человека.
  2. Обобщить сведения о видах информации по форме ее представления на основе анализа примеров.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию;
  2. Продолжать формировать информационную культуру ребенка;
  3. Развивать коммуникативные умения и навыки;
  4. Развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

  1. Формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические  и другие качества личности школьника.
  2. Воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям.
  1. Методы: словесный, наглядно – демонстрационный, практический, метод контроля.
  2. Необходимое оборудование и материалы: интерактивная доска, ПК, цветные карандаши, УМК «Информатика и ИКТ» Н. Матвеева 3 класс, рисунки (органы чувств человека, безликий человек), раздаточный материал (модель безликого человека, карточки с яблоками для рефлексии).
  3. Используемая литература:
  1. Первин Ю.А. Информатика дома и в школе.
  2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином
  3. Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику м, 2008.
  4. http://svetly5school.narod.ru/metod61.html
  1. План занятия:
  1. Организационный момент – 3 мин.;
  2. Изучение нового материала – 12 мин.;
  3. Физкультминутка – 2 мин.;
  4. Проверка и оценка первичных знаний – 10 мин.;
  5. Закрепление – 15 мин.;
  6. Итог занятия. Рефлексия деятельности – 3 мин.
  1. Ход занятия:
  1. Организационный  момент

 Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.

В класс компьютерный вхожу

С дисциплиной я дружу

Бегать, прыгать и  кричать

Никогда не буду

Тишину здесь соблюдать

Я не позабуду.

Нам с вами предстоит интересная работа. Будьте внимательными, отвечая на мои вопросы, поднимайте руки, я жду от вас полных ответов. Внимательно следите за ответами своих товарищей.

Сегодня на занятии мы поговорим об информации, о видах информации, вспомним органы чувств человека.  Итак, тема нашего занятия: «Человек и информация. Виды информации»  (слайд 1)

 «Как человек воспринимает информацию?», «Какие органы чувств ему в этом помогают?», «И какие существуют виды информации?» - вот на эти вопросы мы должны с вами  ответить в течение занятия.

А поможет в этом модель безликого человека, над которым мы будем работать на протяжении всего занятия.

Посмотрите, на столах у всех она есть. Возьмите каждый по одной модели.

Кроме самой модели еще нам понадобиться цветной карандаш, для того что бы дорисовывать безликую модель. Выберете себе карандаш, который соответствует вашим чувствам на начало занятия и положите на край стола. (слайд 2) 

  1. Изучение нового материала

Мы часто слышим слово «информация». А что же оно означает? Преподаватель выслушивает ответы учеников и делает обобщение.

Информация – это сведения об окружающем нас мире. (слайд 3) 
Информацию можно получать разными способами. В получении информации нам помогают органы чувств. 

Природа одарила человека пятью органами чувств, для того чтобы он мог воспринимать информацию. В зависимости от того, какими органами чувств информация воспринимается, так ее и называют. (слайд 4)

Ребята, пчелка вам будет загадывать загадки, а вы постарайтесь их разгадать.

  1. Глаза – зрительная информация.

              Итак, первая загадка (слайд 5): 

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (Глаза)

(слайд 6) 

Глаза – это орган зрения, человек с помощью зрения получает  больше всего сведений об окружающем мире. Ребята, как вы думаете, как называется информация, получаемая с помощью органа зрения? (зрительная) Зрительную информацию о предмете можно получить, даже не прикасаясь к нему. А для чего нам необходимо зрение? (ребята дают разнообразные ответы) Зрение помогает получить информацию о цвете предметов, их размерах, формах, помогает узнавать, далеко они или близко, движутся или не подвижны (слайд 7-9.) 

     

Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, работаем за компьютером и т.д.

Очень часто глаза предупреждают нас об опасности. (слайд 10)

Отметим на моделях орган зрения и подпишем вид информации.

  1. Нос – обонятельная информация.

Слушаем следующую загадку. (слайд 11) 

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит.

То заходит, то выходит. (Нос)

(слайд 12) 

Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Как же будет называться информация, которую мы получаем при помощи носа? (обонятельная) Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, свежего утра, вкусной еды, морозной свежести. (слайд 13) Отметим на моделях орган обоняния и подпишем вид информации.

  1. Уши – слуховая информация.

Отгадайте новую загадку. (слайд 14) 

Они есть у осла,

Они есть у коровы,

Ловят всё подряд,

Как локаторы стоят. (Уши)

(слайд 15) 

С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. И такая информация которую он получает с помощью ушей называется…? (слуховая). Особенно важно для нас слышать речь других людей. С помощью слов мы передаем друг другу информацию. (слайд 16) Чудесные звуки природы, музыки тоже очень нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Отмечаем на моделях орган слуха и подписывает соответственно – слуховая информация.

  1. Язык – вкусовая информация.

Отгадайте загадку. (слайд 17) 

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

(слайд 18) 

Благодаря языку человек различает вкус пищи. Язык помогает воспринимать…….(вкусовую информацию) На языке находятся множество рецепторов, которые помогают нам понять кислая пища или солёная, сладкая или горькая. (слайд 19) Отметим на моделях орган вкуса и подпишем – вкусовая информация.

  1. Кожа – осязательная информация.

Новая загадка. (слайд 20) 

Пять братьев –

Годами равные,

Ростом разные. (Пальцы )

(слайд 21) 

Кожа – это орган осязания, поэтому информация которую мы получаем с помощью кожи называется – осязательная. Прикоснувшись к предмету можно узнать: горячий он или холодный, гладкий или шершавый. Отсюда и название осязательных (или их еще называют - тактильных) ощущений: мягкий, жесткий, горячий, холодный, колкий. (слайд 22) Обведем на моделях свою руку рядом с лицом появившегося человечка это  орган осязания и подпишем – осязательная информация.

А зачем человеку несколько органов чувств? Рассмотрим несколько примеров из жизни.

Мама приготовила ужин дл Пети и Насти. Пете она сварила кашу, Насте – пельмени и поставила тарелки на стол. Внезапно в доме погас свет. Но дети не растерялись и нашли каждый свою тарелку по запаху. Попробовав еду на вкус, они поняли, что не ошиблись.

В этом примере дети не могли воспользоваться зрительной информацией, но им пришла на помощь обонятельная и осязательная информация.

Другой пример.

Однажды зимой Ваня пошел гулять. Дети лепили снежную бабу во дворе и Ваня с ними. А Ванина бабушка готовила на кухне обед и из окна любовалась снежной бабой. Она хотела похвалить детей, но знала, что дети не услышат ее через стекло. Бабушка попыталась выразить свои чувства знаками, но дети ее не поняли.

Одной только зрительной информации оказалось недостаточно.

Итак, подведем итог: Информацию человек получает с помощью органов чувств. Каких?  Уши, глаза, нос, язык, кожа. Соответственно существуют такие виды информации как: слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная. Всего их? Пять. (слайд 23) 

  1. Физкультминутка

Включается презентация с упражнениями для улучшения мозгового кровообращения, с комплексом упражнений для снятия утомления
с плечевого пояса и рук,  с комплексом упражнений для снятия напряжения с мышц туловища.
(слайд 24-28)

  1. Проверка и оценка первичных знаний

Игра "Угадай чувство" (слайд 29) 

Педагог описывает предмет, а ученики отгадывают его и называют органы чувств, через которые можно получить данную информацию.

Примеры:

- желтый, овальный, кислый, гладкий (лимон); (слайд 30) 

- маленький, серый, колючий (еж); (слайд 31) 

- холодная, маленькая, скользкая, серая, молчаливая (рыба); (слайд 32) 

- ораньжево-желтое, круглое, яркое (солнце). (слайд 33) 

Ребята, а теперь кто попробует  загадать предмет?

  1. Закрепление нового материала

Упражнение1:Установить соответствие: Кому какой орган чувств приносит больше всего информации? (слайд 34) 

Упражнение 2: Установите соответствие: Для каких органов чувств «приятна» эта информация? (слайд 35). 

Далее ребята садятся за компьютеры и выполняют упражнения из УМК «Информатика и ИКТ»,  автор Матвеева Н. В. и др. Урок 3.

  1. Итог занятия. Рефлексия деятельности на занятии.

Итак, что же такое информация? Дети дают определение. (Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством). Информацию человек получает с помощью… органов чувств. Каких?  Уши, глаза, нос, язык, кожа. Соответственно существуют такие виды информации как: слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная. Всего их? Пять.

Посмотрите на парте у вас лежат фигурки-яблочки разных цветов, так  выберете же себе ту фигурку, цвет которого соответствует вашим чувствам по окончании нашего занятия и покажите ее. (слайд 36) 

Спасибо за работу! До следующей встречи.


Используемая литература:

  1. Первин Ю.А. Информатика дома и в школе.
  2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином
  3. Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику м, 2008.
  4. http://svetly5school.narod.ru/metod61.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики во 2 классе"Виды информации"

Мы можем научить наших учеников , если они сами хотят этому научиться. Поэтому главное- это заинтересовать школьников нашим предметом, который на самом деле – самый интересный и нужный  каждому ч...

Конспект урока- исследования на тему "Виды информации" 3-й класс

Данный урок информатики проводится в 3-м классе по программе С.Н.Тур, Т.П.Бокучава с применением мультимедийной презентации. К конспекту урока прилагается дидактический материал....

Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации.

Расширить информационную картину мира. Познакомить свидами животных....

"Виды информации.Обработка графической информации." - 10.02.2014 г.

Открытый урок  проведён по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к занятию "Действие с информацией. Хранение информации".

Планируемые образовательные результаты:предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;метапредметные – пони...

Конспект занятия Человек и информация. Виды информации

Ввести понятие «информация» и познакомить с видами информации....

«Виды информации. Текстовая, графическая, числовая, звуковая информация.»

Предмет:ИнформатикаКласс:3 классТема урока:«Виды информации. Текстовая, графическая, числовая, звуковая информация.»Тип урока:урок изучения нового материалаМетоды обучения: Словесный метод...