Конспект урока- исследования на тему "Виды информации" 3-й класс
план-конспект урока по информатике (3 класс) на тему

Меренова Людмила Леонидовна

Данный урок информатики проводится в 3-м классе по программе С.Н.Тур, Т.П.Бокучава с применением мультимедийной презентации. К конспекту урока прилагается дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc59.5 КБ
Office presentation icon inform-ya11.ppt1.99 МБ
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики

Тема «В мире информации»(3-й класс)

Разработан

учителем начальных классов

МОУ «СОШ№1 им. А. С. Пушкина»

 Мереновой Людмилой Леонидовной.

Подпорожье

2011 г.


Учитель : Меренова Людмила Леонидовна

Класс: 3-й

Тема урока: В мире информации

Цель урока:

  1. Формирование информационной культуры школьника.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями:

- виды информации по способу восприятия;

- виды информации по форме представления;

- информационные процессы:

- получение информации;

- передача информации.

  1. Формирование первичных навыков исследования информационного потока, анализа и отбора информации в процессе поиска;
  2. Развитие творческого и познавательного потенциала ребенка, его коммуникативных способностей, используя для этого компьютерные технологии;
  3. Установление межпредметных связей (окружающий мир, внеклассное чтение).

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Форма проведения: урок - лекция

Оборудование урока:

1. Раздаточный материал;

2. Программа «Фантазия», (С. Н. Тур, Т. П. Бокучава);

3. Мультимедийная презентация «В мире информации»;

4. Учебник – тетрадь по информатике 3-й класс.


ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (слайд 2). 

Что такое информация? ( Информация – это сведения об окружающем нас мире)

Какие действия человек совершает с информацией? ( Передача информации, поиск информации, обработка информации, хранение информации).  

Приведите пример, как человек хранит информацию? ( Запись музыки на кассету, информация в компьютере и т. д.)

3. Разминка

Задача 1 (слайд 3):

Ква! Ква! Бре-ке-кекс!
Испекла я нынче кекс.

Пять подружек пригласила,
Комарами угостила.
Всем по комару досталось.

Сколько кексов мне осталось?

Задача 2 (слайд 4):

Приходили ко мне в гости

Цифры 2, 5, 6, 4, 8,

Все по кексу подарили,

Сколько кексов мне купили?

Задача 3 (слайд 4):

На пруду цвели кувшинки.

Друг кувшинки мне сорвал –

Вначале 6, потом 4, потом 7,

Потом 0, потом 2.

Вдруг кувшинки все завяли.

Сколько кувшинок цвести перестали?

4. Проверка домашней работы (слайд 5):

К этому уроку вам нужно было найти любую информацию о животных Ленинградской области.( выслушиваются сообщения 2 – 3 учащихся).

Где и как вы нашли эту информацию?

А как ещё можно узнать о ком-то или о чём-то? (например, можно ли узнать об этом животном от родителей, из телевизионных программ и т. д.)

Последняя задача про природу (слайд 5):

И напоминаю вам, ребята, природу нужно беречь!

Не рвите цветы, не ломайте веток, не бросайте мусор.

5. Чтение сказки В Сутеева «Мышонок и карандаш» (Презентация «В мире информации», слайды 6 - 18).

6. Объяснение нового материала (слайд 19)

  Продолжить работу по презентации, повторяя пройденный материал и отвечая на вопросы.

1). Что такое информация (слайд 20).

Давайте ещё раз вспомним, что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире). Люди и другие живые существа получают информацию через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, через орган обоняния – нос.

2).  Информация по способу восприятия (слайд 21 -22):

Поэтому, по способу восприятия информация бывает

  1. зрительная, которую человек получает с помощью глаз;
  2. звуковая, которую человек получает с помощью ушей;
  3. вкусовая, которую человек получает с помощью языка;
  4. обонятельная, которую человек получает с помощью носа;
  5. осязательная, которую человек получает с помощью кожи, рук.

Как мышонок узнал, что не сможет съесть карандаш? (слайд 22)

(Звуковая, осязательная информация)

3).  Виды информации по форме представления (слайд 23):

Виды информации по форме представления бывают:

  1. числовая
  2. текстовая
  3. графическая
  4. звуковая
  5. видеоинформация
  6. комбинированная

Как вы думаете, в виде чего представлен каждый вид информации? Например, числовая информация- это информация в виде чего? (и т. д. Обратить внимание детей на то, что графическая информация- это информация в виде рисунков, т. к.  графика – это рисунок).

Какие виды информации по форме представления были использованы в сказке В Сутеева «Мышонок и карандаш»?

4). Информационные процессы (слайд 24):

На прошлом уроке мы с вами узнали, что человек может совершать следующие действия над информацией:

  1. получение информации;
  2. передача информации;
  3. хранение информации;
  4. обработка информации.

Действия, совершаемые человеком над информацией, называются информационными процессами.

Мышонок узнал, что карандаш деревянный и его нельзя есть. Будет ли этот процесс информационным, если да, то какой?

Какие ещё информационные процессы использованы в сказке?

5). Передача информации (слайд 25):

Рассмотрите схему процесса передачи информации:

Источником информации является тот, кто передаёт информацию.

Приёмником информации является тот, кто её получает.

6). Информационные каналы (слайд 26):

Передача информации происходит при помощи информационных каналов. Различают

  1. биологические – органы чувств человека.
  2. технические – телефон, радио, телевидение, компьютер и другие.

7). Характер передачи информации (слайд 26).

Характера передачи информации может быть 

  1. односторонний.
  2. двусторонний.

Определите, кто является источником, приёмником информации? Какой характер передачи информации между карандашом и мышонком (слайд 27). 

8) Примеры передачи и приёма информации в животном и растительном мире (слайды 28 - 29).

Ребята, а как вы думаете, только человек способен передавать и получать информацию?

 Я хочу привести примеры того, как животные и растения пользуются информацией.

 Животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки. Обнаружив, с помощью органов обоняния, незнакомый запах, животное уходит с чужой территории (слайд 28).

Летучая мышь, двигаясь в темноте, испускает ультразвуковые волны, которые, отражаясь от предметов, возвращаются и воспринимаются мышью, позволяя ориентироваться в пространстве (слайд 28).

Стыдливая мимоза – растение, которое передает информацию о приближающемся тропическом ливне с помощью импульсов, сворачивая листочки (слайд 29).

Вывод: Человек, животные  и растения воспринимают информацию через зрительные образы, звук, запах, вкус, прикосновения (слайд 30).

7. Физкультминутка (слайд 31)

8. Самостоятельная работа в парах  (слайд 32).

9. Домашнее задание (слайд 33).

10. Подведение итогов урока (слайд 34). 

Что такое информация?

Назовите виды информации по способу восприятия, по форме представления.

Какие информационные процессы знаете? Охарактеризовать процесс передачи информации.

11. Работа на компьютере (слайд 35).

Используется прикладная программа «Фантазия». 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

В мире информации

  1. По способу передачи информация бывает:

  1. Зрительная  (человек получает с помощью глаз);
  2. Звуковая (человек получает с помощью ушей);
  3. Вкусовая (человек получает с помощью языка);
  4. Обонятельная (человек получает с помощью носа);
  5. Осязательная (человек получает с помощью кожи, рук)

  1. По форме представления информация бывает:

  1. Числовая;
  2. Текстовая;
  3. Графическая;
  4. Звуковая;
  5. Видеоинформация;
  6. Комбинированная.

  1. Передача информации:

  1. Источник информации;
  2. Приёмник информации.

  1. Информационные каналы:
  1. Биологический;
  2. Технический.

  1. Характер передачи информации:
  1. Односторонний;
  2. Двусторонний.

Самостоятельная работа

  1. Запишите главный орган чувств, с помощью которого получает информацию:
  1. Собака-

  1. Орел-

  1. Карась-

  1. Заяц-

2. Запишите, какой орган чувств плохо развит у крота.

Ответ:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"

Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...

План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

Конспект урока-исследования по окружающему миру «Берегите воду» 2 класс

Осознать ценность питьевой воды и необходимость нести ответственность за её сохранение....

Конспект урока-исследования «Понятие о местоимении. Личные местоимения». , 3 класс

Тип урока. Урок открытия новых знанийВид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся. Структура урока соответствует уроку ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода.На уро...

Конспект урока по Нижегородской стороне в 4 классе Тема: «Православные праздники» Тип урока: исследование.

Урок-исследование. Тема урока "Православные праздники". Тип урока:закрепление изученного материала. В данном конспекте  имеется очень интересный кроссворд, по закреплению данной темы, к...

План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 3 классе с применением проектно-исследовательской технологии.

Цели: 1. Ознакомить с климатическими условиями степи.Познакомить с ее растительным и животным миром.Установить зависимость растительного и животного мира степи от ееприродных условий.Показать влияние ...

Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.

Конспект урока - исследования  по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России....