Мастер класс
материал
Цель: теоретически доказать, что технология продуктивного чтения является эффективным средством повышения читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель технологии продуктивного чтения:
- формирование читательской компетенции школьника.
- В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс "Технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе"
Цель: теоретически доказать, что технология продуктивного чтения является эффективным средством повышения читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель технологии продуктивного чтения:
- формирование читательской компетенции школьника.
- В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Как вы думаете, что такое продуктивное чтение?
Что может быть продуктом чтения?
Главный продукт – полноценное восприятие и понимание текста детьми.
Итак, что же представляет собой технология продуктивного чтения?
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Сегодня мы с вами рассмотрим основные этапы технологии продуктивного чтения, а также ее особенности с помощью разбора художественного произведения, которое изучают в 4 классе на уроках литературного чтения. Приступим?
Итак, перед вами картина, которая иллюстрирует пословицу, подходящую к основному смыслу нашего произведения. Давайте сначала подберем пословицу к картине, а затем подумаем, о каком произведении будет идти речь сегодня.
- Ответ: «Делу – время, потехе – час».
- Отлично! Вы справились с этим заданием, а теперь посмотрите, перед вами другие пословицы, которые подходят теме нашего урока. Как вы думаете, какая тема нашего произведения?
Ответ: Время.
А теперь вы можете предположить, о каком произведении будет идти речь сегодня?
Ответ: верно, это «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца.
Вот смотрите, прочитайте еще раз название сказки, как вы думаете, о чем эта сказка? Какой смысл этой сказки? Что до нас хотел донести автор?
Этот прием антиципации развивает у обучающихся умение высказывать свои предложения на основе работы с информацией, а также умение прогнозирования.
Хочется добавить, что если данное произведение было прочитано обучающимися дома, то первый этап технологии продуктивного чтения можно организовать следующими вопросами: Какие у вас были ожидания до прочтения сказки? – Возникали ли вопросы до чтения и какие?
Второй этап – это этап работы с текстом во время чтения.
Конечно, этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
На данном этапе ведущими приёмами работы с текстом являются прием диалог с автором через текст и прием комментированного чтения.
Рассмотрим каждый прием поподробнее.
Прием диалог с автором– это новый приём работы с текстом во время его чтения, который заключается в естественной беседе с автором через его произведение. Давайте с вами на примере разберем фрагмент сказки «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца. Для того, чтобы диалог с автором был содержательным и полноценным, вам- читателям нужно по ходу чтения совершать следующую работу:
- Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.
- Вести диалог с автором - это способность, которая не возникает самостоятельно, поэтому её необходимо формировать специально.
После первичного чтения учитель должен задать следующие вопросы:
- Что вас удивило? Что было самым интересным?
– читаем. Почему теть Наташа вскрикнула? Как вы подумаете, почему у Пети такой хриплый голос?
-Читаем - А вот почему, оказывается, она его не узнала.
- Приём комментированного чтения учитель использует с обучающимися совместно.
Комментарии к фрагменту текста должны быть краткими и последовательными. Его можно использовать тогда, когда это действительно необходимо, а не только в конце предложения или фрагмента. С помощью данного приема у обучающихся включается воображение, например, с такими вопросами: А как вы думаете, что это за ребята? Догадались, почему они называют друг друга по Имени и Отчеству? Вы сможете ответить на выделенные вопросы? Ответы обучающихся принимаются, но не комментируются.
Третий этап – этап работы с текстом после чтения.
Данный этап содержит в себе смысловую беседу по тексту. Во время этого этапа происходит коллективное обсуждение прочитанного произведения, дискуссия. Предполагаемые вопросы к данной сказке в рамках технологии продуктивного чтения.
Главная мысль «Сказки о потерянном времени» заключается в том, что человек, который бессмысленно теряет время, не замечает, как стареет. Сказку наглядно иллюстрирует пословица «Упустишь минутку – потеряешь час». В произведении также затронута тема дружеского единства. Только собравшись вместе, ребята смогли победить злых волшебников, переведя стрелки часов назад.
Задания данного этапа обязательно предполагает самостоятельное выполнение обучающихся. Например, задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
Таким образом, мы рассмотрели технологию продуктивного чтения. В целом, можно сказать, что она способствует повышению эффективности образовательного процесса, формированию и развитию читательской грамотности. Она эффективна на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира. Использование данной технологии в начальной школе позволяет решать задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"
Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...



