Формирование учебной мотивации младшего школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье приведены приемы формирования мотивации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebnoy_motivatsii.docx13.53 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Познавательная мотивация учеников начальной школы является критически важным элементом для успешного освоения школьной программы и всестороннего развития личности ребенка. Основываясь на психологических концепциях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, мотивация рассматривается как системообразующий фактор учебной деятельности, который определяет ориентацию, силу и стабильность познавательной активности учеников. Развитие мотивации в начальных классах требует принятия во внимание возрастных особенностей детей 6–10 лет, их высокой эмоциональности, нужды во внимании и признании со стороны взрослых и стремления к достижению целей.

Специфика мотивационной сферы младшего школьника заключается в доминировании внешней мотивации на начальных стадиях обучения, когда важными стимулами становятся похвала учителя, одобрение родителей, награды и оценки. Однако педагогическая цель состоит в постепенной трансформации внешней мотивации во внутреннюю, основанную на понимании значимости знаний, интересе к содержанию учебного процесса, желании самосовершенствоваться. Для реализации этой задачи необходимо создавать обстоятельства, способствующие формированию личной заинтересованности ребенка в процессе обучения.

Эффективным методом является опора на эмоциональные переживания, так как ученики начальной школы легко вовлекаются в деятельность через игровую мотивацию, образы, запоминающиеся примеры, сказочные истории. Организация учебного процесса с использованием сюжетно-ролевых игр, применение художественной литературы, создание образовательных ситуаций с элементами новизны способствуют пробуждению у детей тяги к знаниям. Например, при изучении математики можно использовать сказочных персонажей, решающих задачи для спасения мира, на уроках русского языка предлагать детям стать "сыщиками", раскрывающими секреты правописания.

Следующий важный аспект формирования мотивации связан с персонализацией учебного процесса. Признание уникальности каждого ученика, учёт его познавательных интересов, скорости и стиля освоения материала позволяют повысить уровень вовлеченности в учебную деятельность. Педагог может предлагать задания разного уровня сложности, давать учащимся возможность выбора способов выполнения работы, стимулировать творческое проявление индивидуальности.

Создание ситуации успеха также является ключевым фактором формирования учебной мотивации. Согласно теории Л.И. Божович, положительное эмоциональное подкрепление учебной деятельности способствует закреплению желания продолжать ее. Успех должен быть достижим для каждого ученика, а критерии его достижения — понятными и выполнимыми.

Важная роль в формировании мотивации также отводится созданию смысла учебной деятельности, ее связи с реальным миром. Если ребенок понимает, для чего ему нужны знания, если видит, как они используются на практике, его мотивация приобретает личностно-смысловой характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.

В презентации раскрываются вопросы мотивов учения  школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....

Формирование учебной мотивации младших школьников

Залог успешности обучения младших школьников -наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности....

"Пути формирования учебной мотивации младшего школьника"

Материал включает текст выступления на собрании для родителей начальных классов....

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников...

Выступление на городском семинаре: "Педагогический вернисаж приёмов формирования учебной мотивации младших школьников"

Данное выступление было представлено на городском семинаре. Предсталенные приёмы обучения подтвердили эффективность и результативность формирования мотивации  школьников в практической деятельнос...

«Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе математического развития учащихся начальной школы»

Развитие мотивационной сферы у ребенка  Основные задачи обучения ребёнка математики. Межпредметные связи....

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников...