Специальная индивидуальная программа развития 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Варфоломеева Наталья Алексеевна

Специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся со стойким нарушением познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_3_kl_1.docx128.18 КБ

Предварительный просмотр:

                           Министерство образования и науки Республики Бурятия  

        ГБОУ  « Специальная ( коррекционная )общеобразовательная  школа-интернат №2 » 

Рассмотрена на заседании МО

Руководитель МО

____________________/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

ГБОУ « СКОШИ №2»

_____/.

«______» ____2024г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ«СКОШИ №2»

_____________/_

 «_____»____________2024г

Специальная индивидуальная программа            развития ученика   3  класса Б.А.

                                  на 2024 – 2025 учебный год

                                                                         

                                                                   г.Улан-Удэ

         

                                                               2024-2025 уч.г

Структура специальной индивидуальной программы развития ученика 3 класса, Б. А.

на 2024 – 2025 учебный год

  1. Пояснительная записка.
  2. Общие сведения о ребёнке.
  3. Характеристика.
  4. Индивидуальный учебный план на 2024 – 2025 учебный год.
  5. Расписание индивидуальных занятий.
  6. Содержание образования (по каждому предмету).
  7. Перечень        возможных        задач,        мероприятий        и        форм        сотрудничества организации и семьи обучающегося.
  8. Перечень        необходимых        технических        средств        и        дидактических материалов.
  9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

8.        Контроль и оценка результатов.

  1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
  1. Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся со стойким нарушением познавательной деятельности.

СИПР составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.

№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  1. Приказа Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  2. Учебного плана АООП ГБОУ «СКОШИ №2» (вариант 2) на 2024-2025 учебный год.
  3. СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Целью программы является обретение обучающейся с умственной отсталостью таких жизненных компетенций, которые позволяют ей достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Цели реализации СИПР:

  • социальная адаптация ребёнка;
  • коррекция и компенсация нарушений развития;
  • доступное образование и воспитание;
  • общее и физическое развитие в соответствии с состоянием ребёнка и возможностями.

Задачи программы:

  • формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
  • отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости;
  • эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим;
  • развитие умения занять себя в свободное время;
  • развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.

Описание организационно-педагогических условий

Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии.

Все учебные предметы для обучающейся имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Ребёнка учат понимать обращённую к нему речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя.

Индивидуальный  учебный  план  направлен  на  решение  следующих

образовательных задач:

  • обеспечение базового образования;
  • реализацию системы коррекционно-развивающего обучения.
  1. Общие сведения о ребёнке

Фамилия, имя ребенка: Б. А

 Возраст ребенка: 11 лет.

Мать: Б. Д. С.

Год обучения в ГБОУ «СКОШИ №2»: с 01.09.2022 года. Класс:3 (третий).

Группа (особые потребности): ребёнок-инвалид.

  1. Характеристика ученика (на начало учебного года)

Александр поступил в ГБОУ «СКОШИ №2» 1 сентября 2022 года. По заключению ПМПК ученику рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, (вариант 2). Относится к категории «ребенок-инвалид». Требуется формирование элементарного взаимодействия с взрослым, вызывание элементарного эмоционального отклика, развитие коммуникативных навыков, формирование базовых учебных действий, элементарных представлений об окружающем мире, навыков самообслуживания.

Александр частично владеет речью. Произвольное внимание ребёнка неустойчивое, объём памяти низкий, мелкая моторика рук  развита частично. Работоспособность снижена, быстро теряет интерес к деятельности. Зрительно-двигательная координация не сформирована.

Мальчик с трудом вступает в деятельность,  плохо воспринимает обращённую речь,  реагирует на своё имя. Инструкции понимает частично.

Игровая деятельность  не сформирована. Выражает интерес к беспорядочному перелистыванию страниц книг, журналов, однако на страницах не задерживает взгляд. Выражает интерес к мультфильмам ,но на картинках главных героев определить затрудняется.

Предметно-практические действия не сформированы. Не поддерживает правильную позу на занятии (не может долго сидеть на стуле неподвижно).

Навыки самообслуживания сформированы частично.

Требуется постоянный контроль и помощь взрослых.

В составлении программы обучения данного ученика стоит опираться на комплекс программ для начального обучения детей с умственной отсталостью. Данные программы способствуют развитию мышления, памяти, внимания, усвоению новых знаний, повышению работоспособности учащейся. Направленность приоритетных образовательных областей и предметов: формирование у обучающегося новых понятий и представлений по основным предметам, которые будут способствовать её дальнейшей адаптации к жизни.

Приоритетные образовательные области и предметы:

Математика (математические представления). Речь и альтернативная коммуникация.

Окружающий мир (окружающий природный мир, человек,   окружающий социальный мир)

Искусство (изобразительная деятельность, музыка и движение).

  1. Индивидуальный учебный план на 2024 – 2025 учебный год

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Язык и речевая

практика

Речь и альтернативная коммуникация

1

Математика

Математические представления

2

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

Человек

1

Окружающий социальный мир

1

Искусство

Изобразительная деятельность

1

Музыка и движение

0,5

Коррекционно-развивающие занятия

0,5

Итого

8

  1. Расписание индивидуальных занятий, обучающейся на дому

День недели

Время

Учебный предмет

Вторник

13.00 – 13.40

Речь и альтернативная коммуникация

13.50 – 14.30

Математические представления

14.40 – 15.20

Окружающий природный мир

15.30 – 16.10

Человек

16.20 – 17.00

Коррекционно-развивающие занятия

Четверг

13.00 – 13.40

Математические представления

13.50 – 14.30

Окружающий социальный мир

14.40 – 15.20

Изобразительная деятельность

15.30 – 16.10

Коррекционно-развивающие занятия

16.20 – 17.00

Музыка и движение

  1. Содержание образования

Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение        выполнять        инструкции        педагога        («возьми»,        «посмотри        на меня»,«покажи»);
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

Формирование        умения        самостоятельно        переходить        от        одного

задания(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

Содержание базовых учебных действий

1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному

взаимодействию с учителем, взрослыми.

  • принятие контакта, инициированного взрослым
  • установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса
  • ориентация в учебной среде дома: (пространство, материалы, расписание)
  • нахождение места хранения игрушек
  • нахождение своего (рабочего) места за столом;
  • нахождение места хранения набора индивидуальных заданий;
  • нахождение места, предназначенного для игровой деятельности.

2. Формирование учебного поведения

  • поддержание правильной позы на занятии
  • направленность взгляда:
  • на говорящего взрослого
  • на задание
  • умение выполнять инструкции педагога:
  • понимает жестовую инструкцию
  • выполняет стереотипную инструкцию (отрабат. с ученицей на данном этапе обучения)
  • выполнение простых и двухступенчатых речевых инструкций:
  • «Посмотри на меня»
  • «Возьми»
  • «Дай»
  • «Покажи»
  • «Посмотри и возьми»
  • «Возьми и покажи»
  • «Подними и дай»
  • принятие помощи взрослого
  • использование по назначению учебных материалов: бумаги; карандаша, мела.
  • умение выполнять действия с предметами:
  • выполняет действие способом «рука – в – руке»;
  • по подражанию (подражает действиям, выполняемым педагогом);
  • по образцу (последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога).

-соотнесение изображений на карточках  с предметами и  игрушками.

-соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу)

-выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу)

-соотнесение одинаковых предметов (по образцу)

3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определеннымихарактеристиками

  • выполнение задания полностью (от начала до конца) (при организующей, направляющей помощи способна выполнить посильное задание от начала до конца),
  • в течение определённого временного промежутка: (произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-10 мин.)

Содержание        образования        раскрывается        через        программы        учебных предметов.

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Содержание программы

Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.

Задачи:

  1. Овладение        доступными        средствами        коммуникации        и        общения вербальными и невербальными:
  • способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм;
  • умение        пользоваться        средствами        альтернативной        коммуникации: жестом, взглядом.
  1. Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
  • понимание слов, обозначающих объекты и явления природы,
  • объекты рукотворного мира и деятельность человека.

Календарно-тематический план

Наименование тем

Всего часов

Виды деятельности учащегося

Дата проведения

урока

План

Факт

1

Установление        зрительного контакта с собеседником

2

Эмоциональный контакт с учителем.

Овладение        начальными навыками адаптации к учебе.

2

Реагирование        на собственное имя

2

Поворот        головы,        жест, звукокомплексы                на

реагирование своего имени.

3

Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком.

2

Пожатие        руки        или

звукокомплекс        на приветствие.

Развитие

доброжелательности,

эмоциональной отзывчивости.

4

Выражение своих желаний (жестом),        звуком,        словом

«дай».

2

Показ жестом, звуком или словом своего желания.

5

Выражение        просьбы        о помощи        жестом,        звуком,

словом «помоги».

2

Показ жестом, звуком или словом просьбы о помощи.

6

Выражение согласия жестом (кивок        головы),        словом

«да».

2

Показ жестом, звуком или словом своего желания.

12

Выражение        несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом

«нет».

2

Показ жестом, звуком или словом своего желания.

13

Дыхательные        упражнения без                речевого

сопровождения.

1

Формирование правильного выдоха.

14

Дыхательные упражнения с

речевым сопровождением

1

Формирование правильного

выдоха

15

Артикуляционная гимнастика        (простые упражнения).

Импрессивная        речь. Различение по именам членов семьи, педагога.

1

Отработка артикуляционных упражнений для постановки

звуков.

16

Узнавание        и        различение членов семьи и педагога.

17

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

кружка.

1

Узнавание                и        различение предмета        (кружка)        среди

других предметов.

18

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

ложка.

1

Узнавание                и        различение предмета        (ложка)        среди

других предметов.

19

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

тарелка.

1

Узнавание                и        различение предмета        (тарелка)        среди

других предметов.

20

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

стул.

1

Узнавание         и        различение предмета        (стул)        среди

других предметов.

21

Понимание        слов,

обозначающих        предмет: стол.

1

Узнавание        и        различение

предмета        (стол)        среди других предметов.

22

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

яблоко, банан.

1

Узнавание        (различение) предметов: яблоко, банан

23

Понимание        слов,

обозначающих        предмет: носки.

1

Узнавание        (различение) предмета: носки.

24

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

куртка.

1

Узнавание        (различение) предмета: куртка.

25

Понимание        слов,

обозначающих        предмет: футболка.

1

Узнавание        (различение) предмета: футболка.

26

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

брюки.

1

Узнавание        (различение) предмета: брюки.

27

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

шапка.

1

Узнавание        (различение) предмета: шапка.

28

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

ботинки.

1

Узнавание        (различение) предмета: ботинки.

29

Понимание        слов,

обозначающих        предмет: мяч.

1

Узнавание        (различение) предмета: мяч.

30

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

кукла.

2

Узнавание        (различение) предмета: кукла.

31

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

пирамидка.

2

Понимание                слов, обозначающих        предмет:

пирамидка.

Всего

34

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Цель:формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий),умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.

Задачи:

  1. умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;
  2. ориентировка        в        пространстве        и        узнавание        объектов        учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты;
  3. понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на,

под).

Содержание программы

Название раздела

Количество часов по разделу

1

Количественные представления

16

2

Представления о форме

24

3

Пространственные представления

12

4

Временные представления

8

5

Представления о величине

8

Всего

68

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности учащегося

Дата проведения

урока

План

Факт

1.  Количественные представления

1

Нахождение одинаковых предметов

2

Игра        «Найди        пару». Выполнение практических

упражнений.

2

Разъединение множества.

2

Объединение предметов в единое        множество. Выполнение практических

упражнений.

3

Различение множеств: «один»,

«много», «мало», «пусто»

2

Сравнение множеств без пересчёта, с пересчётом. Выполнение практических

упражнений.

4

Преобразование множеств: увеличение, уменьшение,

уравнивание.

2

Выполнение практических упражнений.

5

Сопоставление двух-трёх объектов по величине (большой

- маленький).

2

Выполнение практических упражнений.

6

Сравнение предметов по

ширине (узкий - широкий).

2

Выполнение практических

упражнений.

7

Пересчёт предметов по единице.

«Цифра 1» (письмо цифры по

трафарету, обводке, по опорным точкам). Выполнение

практических упражнений.

2

Пересчитывание

предметов, соотнесение числа и количества. Выполнение  графических

заданий на различение и сравнение множеств и др.

8

«Цифра 2» (узнавание цифры, лепка из пластилина, конструирование из палочек).

«Написание цифры 2» (по

трафарету, по светлому контуру, по контурным линиям, по опорным точкам.) Выполнение

практических упражнений.

2

Пересчитывание

предметов, соотнесение числа и количества. Выполнение графических заданий на различение и сравнение множеств и др.

2.  Представления о форме

9

Геометрическаяфигура: «круг».

2

Узнавание геометрических фигур, соотнесение формы

предметов        с

10

Геометрические фигура:

2

«квадрат».

геометрическими фигурами.        Выполнение практических упражнений.

11

Геометрические фигура:

«треугольник».

2

12

Геометрические фигура:

«прямоугольник».

2

13

«Круг, точка, линия» Штриховка геометрической

фигуры - круг, квадрат.

2

14

Выполнение практических

упражнений.

15

«Треугольник, квадрат, прямоугольник»

2

Построение

геометрических фигур: треугольника, квадрата из счётных        палочек. Выполнение практических

упражнений.

3.  Пространственные представления

16

Ориентация в пространстве

тела. Выполнение упражнений на ориентацию в пространстве тела.

2

Ориентация        в

пространственном

расположении частей тела на себе, другом человеке, изображении: верх, вверху, низ, внизу, перед, спереди, зад, сзади, правая и левая рука, нога, сторона тела.

17

Ориентация в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу, впереди, сзади, справа, слева.

Выполнение упражнений на ориентацию в пространстве.

2

Определение

месторасположения

предметов в пространстве.

18

Расположение предметов в пространстве: на, в, внутри, перед, за, над, под, в центре (определение

месторасположения предметов в пространстве). Выполнение

упражнений на ориентацию в пространстве.

2

Определение

месторасположения

предметов в пространстве.

19

Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо,

влево.

2

Выполнение упражнений на перемещении предметов в пространстве.

20

Ориентация на плоскости: вверху, внизу, в середине

(центре), справа, слева.

2

Выполнение        упражнений на        ориентацию        на

плоскости.

4.  Временные представления

21

«Части суток (утро, день, вечер, ночь)»

2

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Выполнение упражнений на узнавание

частей суток.

22

«Части суток (утро, день, вечер,

ночь)»

2

(знание        порядка

следования частей суток).

Выполнение практических

упражнений.

23

Сравнение людей по возрасту.

2

Выполнение практических

упражнений.

5.  Представления о величине

24

«Большой, маленький, длинный, короткий». Выполнение

практических упражнений.

2

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине        методом

наложения, приложения

25

Сравнение 2-х предметов по величине. Выполнение

практических упражнений.

2

Сравнение        способом приложения

(приставления), «на глаз», наложения

26

Сравнение 3-х предметов по величине. Выполнение

практических упражнений.

2

Определение среднего по величине предмета из 3-х

предложенных предметов

Всего

68

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Предмет представлен следующими разделами: «Растительный мир»,

«Животный мир», «Временные представления».

Растительный мир

Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о фруктах (яблоко, груша и т.д.). Представление об овощах (лук, картофель, морковь и т.д.).

Животный мир

Представление о строение животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост). Представление о домашних животных (корова, лошадь, кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Представление о строение птиц (голова, туловище, клюв, крылья, ноги, хвост, перья). Представление о домашних птиц (курица, петух, утка, гусь).

Временные представления

Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга,

туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о

деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Представление о частях суток.

Содержание программы

Название раздела

Количество часов по разделу

1

Растительный мир

11

2

Животный мир

10

3

Временные представления

13

Всего

34

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности учащегося

Дата проведения

урока

План

Факт

1.  Растительный мир

1

Берёза, ель, сосна

2

Знакомство  с  лиственными  и

хвойными        деревьями (берёза, ель, сосна)

2

Вишня, яблоня

2

Знакомство        с        плодовыми

деревьями (вишня, яблоня)

3

Крыжовник, смородина

2

Знакомство        с        кустарниками

(крыжовник, смородина)

4

Яблоко, банан, лимон,

апельсин, груша, персик, киви

1

Узнавание (различение) фруктов

(яблоко,        банан,        лимон, апельсин, груша, персик, киви)

5

Лук, картофель, морковь,

свекла, тыква, кабачок, перец

1

Узнавание (различение) овощей

(лук,        картофель,        морковь, свекла, тыква, кабачок, перец)

6

Смородина, клубника, малина, крыжовник,

земляника

1

Узнавание        (различение)        ягод (смородина, клубника, малина,

крыжовник, земляника)

7

Белый гриб, мухомор, лисичка, опенок, поганка

1

Знакомство с грибами        (белый

гриб, мухомор, лисичка, опенок, поганка)

8

Кактус, фиалка, фикус

1

Знакомство                с        комнатными растениями        (кактус,        фиалка,

фикус)

2.  Животный мир

9

Корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака

2

Знакомство с домашними животными (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот,

собака)

10

Голова, туловище,

шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши

2

Знакомство со строением домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги,  копыта,  рога,  грива,

пятачок, вымя, уши)

11

Теленок, поросенок, жеребенок, козленок,

ягненок, котенок, щенок

1

Знакомство с детенышами домашних животных (теленок, поросенок,        жеребенок,

козленок, ягненок, котенок, щенок)

12

Лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж

1

Знакомство        с        дикими животными  (лиса,  заяц,  волк,

медведь, белка, еж)

13

Волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок

1

Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок,

бельчонок, ежонок)

14

Курица (петух), утка, гусь

1

Знакомство        с        домашними

птицами (курица (петух), утка, гусь)

15

Голубь, ворона, воробей, синица

1

Знакомство                с        зимующими птицами        (голубь,        ворона,

воробей, синица)

16

Аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач,

журавль

1

Знакомство с перелетными птиц (аист,        ласточка,        дикая        утка,

дикий гусь, грач, журавль)

3.  Временные представления

17

Части суток (утро, день,

вечер, ночь)

1

Определение частей суток.

18

Дни недели

1

Определение дни недели.

19

Название месяцев

2

Изучение названия месяцев

20

Времена года (весна, лето, осень, зима)

2

Изучение времен  года  (весна,

лето, осень, зима), признаков сезонов

21

Изменения, происходящие в жизни человека, животных и

растений в разное время года

3

Изучение        изменений, происходящих в жизни человека, животных и растений в разное время года

22

Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,

ветер)

3

Определение явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза,  радуга,  туман,  гром,

ветер)

23

Соотнесение явлений

природы с временем года

1

Соотнесение явлений природы с

временем года

Всего

34

ЧЕЛОВЕК

Цель: формирование        представления        о        себе        самом        и        ближайшем окружении.

Задачи:

  1. формирование гигиенических навыков;
  2. развитие мелкой моторики рук;
  3. обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
  4. формирование навыков культурой приема пищи;
  5. воспитывать        доброжелательное        отношение        друг        к        другу        при выполнении процессов самообслуживания;

Содержание курса состоит из следующих разделов:

Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.

Представления о собственном теле. Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Отнесение себя к определённому полу.

Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук после посещения туалета и перед едой).

Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли.

Раздел «Представления о себе»включает следующее содержание: представления о своём теле, его строении, о своих двигательных

возможностях, правилах здорового образа жизни, поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.

Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову стричь ногти,

причёсываться и т.д. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».

Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.

Раздел «Приём пищи»предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.

В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребёнок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье, учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Содержание программы

Название раздела

Количество часов по данной теме

1

Представления о себе

8

2

Гигиена тела

8

3

Обращение с одеждой и обувью

6

4

Приём пищи

6

5

Семья

6

Всего:

34

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности учащегося

Дата проведения

урока

План

Факт

1.  Представления о себе

1

Идентификация        себя        как

девочки

1

Узнавание        (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)

Знание назначения частей тела

2

Части тела. Голова (волосы,

уши, шея, лицо)

1

3

Части тела. Туловище (спина,

живот)

1

4

Части        тела.        Руки        (локоть,

ладонь, пальцы)

1

5

Части        тела.        Ноги        (колено,

ступня, пальцы, пятка)

1

6

Части лица человека (глаза,

брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)

1

Узнавание        (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)

Знание назначения частей лица

7

Знание своего имени и

фамилии

1

8

Знание своего возраста

1

2.  Гигиена тела

9

Горячая        и        холодная        вода. Смешивание                воды                до

комфортной температуры

1

Соблюдение

последовательности

действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание        рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук)

Вытирание лица Соблюдение

последовательности

действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица)

Чистка зубов

Полоскание полости рта Соблюдение

последовательности

действий при чистке зубов и полоскании полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щётки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытьё щётки, закрывание тюбика с зубной пастой)

Расчёсывание волос

Сообщение        о        желании

10

Вытирание  рук  полотенцем.

Соблюдение

последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание        крана, регулирование напора струи и температуры                воды,

намачивание        рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук)

1

11

Нанесение крема на руки

1

12

Подстригание        ногтей

ножницами

1

13

Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание        крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание

лица)

1

14

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с

зубной пастой)

1

15

Очищение        носового        хода.

Мытье ушей. Чистка ушей

1

16

Расчесывание волос

1

сходить в туалет

3.  Обращение с одеждой и обувью

17

Предметы        одежды.

Назначение        предметов одежды

1

Узнавание        (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки)

Знание        назначения предметов одежды

Узнавание        (различение) предметов обуви (сапоги (валенки),                ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)

Расстёгивание

(развязывание)        липучки (молнии, пуговицы, шнурка)

Застёгивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, шнурка)

18

Обувь. Виды обуви

1

19

Головные уборы, сезонные

головные уборы

1

20

Различение видов одежды. Выбор одежды в зависимости от мероприятия

2

4.        Приём пищи

21

Сообщение о желании пить.

Питье через соломинку

1

Обучение использованию во время еды столовых приборов питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку,        пользованию салфеткой

22

Наливание        жидкости        в

кружку. Питье из кружки

1

23

Сообщение о желании есть.

Еда руками

1

24

Еда ложкой

1

25

Использование        салфетки        во

время приема пищи

1

26

Накладывание пищи в тарелку

1

5.  Семья

27

Узнавание                (различение) членов        семьи        (семьи:        мама,

папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

1

Формирование

представлений о своем ближайшем        окружении: членах                семьи,

взаимоотношениях между ними, семейных традициях.

Ребёнок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье,   учится   понимать

28

Узнавание (различение) детей

и взрослых

29

Определение        своей

социальной роли в семье

1

30

Различение социальных ролей

членов семьи

1

31

Представление о бытовой и

досуговой        деятельности

2

членов семьи

окружающих        людей, проявлять к ним внимание, общаться                и

взаимодействовать с ними.

32

Представление        о профессиональной

деятельности членов семьи

2

Всего

34

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР

Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи:

  1. знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  2. формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Программа представлена следующими разделами: «Предметы и материалы,  изготовленные  человеком»,  «Предметы  быта»,  «Транспорт»,

«Традиции и обычаи».

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у ребёнка. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребёнка, особенностей его развития и поставленных целей коррекционной программы.

В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и

поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.

Содержание программы

Название раздела

Количество часовпо разделу

1

Предметы и материалы, изготовленные человеком

12

2

Традиции и обычаи

3

3

Предметы быта

12

4

Транспорт

7

Всего

34

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности учащегося

Дата проведения

урока

План

Факт

1.        Предметы и материалы, изготовленные человеком

1

Бумага. Виды бумаги.

Свойства бумаги.

1

Изучение свойств бумаги (рвётся, мнётся, намокает)

Узнавание (различение) видов бумаги        (по                плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.) узнавание                предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.)

Узнавание        (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол)

Узнавание        предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.)

Узнавание        (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор)

Узнавание        предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.)

2

Изделия из бумаги

2

3

Дерево. Предметы из

дерева

2

4

Инструменты для

обработки дерева

2

5

Ткань. Свойства ткани

1

6

Изделия из ткани

2

7

Одежда: рубашка, брюки. (Аппликация из ткани, из бумаги)

2

2.        Традиции, обычаи

8

Новый год. Ёлочные украшения. Снеговик и

ёлочка - аппликация из ватных дисков

2

Изучение традиций и атрибутов праздников (Новый Год)

9

Открытка для мамы.

1

3.  Предметы быта

10

Предметы мебели (стол, стул, кровать, шкаф,

диван, кресло)

4

Узнавание        (различение) электробытовых приборов: утюг,

электрический чайник, пылесос.

Изучение        назначения электроприборов.

Узнавание        (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод.

Изучение назначения предметов мебели.

Узнавание        (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож

Изучение назначение предметов посуды.

11

Столовая                 посуда. Различение предметов посуды:        тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода,                чайник, половник, нож).

Дидактическая        игра

«Напоим кукол чаем

5

12

Помощники в доме (бытовые приборы:

пылесос, чайник, утюг)

3

4.  Транспорт

13

Наземный транспорт. Автобус, машина»

(узнавание, назначение)

3

Узнавание        (различение)

наземного        транспорта (рельсовый, безрельсовый).

Изучение назначения наземного транспорта. Поездка на трамвае.

14

Поезд, трамвай (узнавание, назначение, аппликация,

раскрашивание)

2

15

Самолет, вертолет (узнавание, назначение, аппликация,

раскрашивание)

2

Изучение назначения воздушного транспорта. Игра с самолетом

Всего

34

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель: формирование доступных знаний, умений и навыков в области отражения объектов окружающей действительности при помощи художественных средств.

Задачи:

  1. развивать интерес к изобразительной предметно-практической деятельности;
  2. формировать элементарные изобразительные и графомоторные умения и навыки;
  3. формировать        разнообразные        дифференцированные        ручные умения;
  4. формировать умения пользоваться инструментами на доступном уровне;
  5. обучать доступным приёмам работы с различными материалами;
  6. способствовать освоению доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
  7. обучать изображению (изготовлению) отдельных элементов, развивать художественно-творческие способности;
  8. развивать способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
  9. способствовать накоплению впечатлений и формировать интерес к доступным видам изобразительного искусства;
  10. формировать простейшие эстетические ориентиры (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительная деятельность (образовательная область «Искусство») представляет собой разнообразнейший набор выразительных средств, которые оказываются достаточно сложными для освоения в полном объёме учащимися с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми множественными нарушениями развития. При этом учащимся этой категории вполне доступно овладение отдельными элементами изобразительной деятельности, выразительными средствами, техниками и приёмами, которые имеют единую основу - предметно-практические действия. Как одна из важнейших форм деятельности ребёнка, предметная деятельность первична по отношению к развитию многих психических процессов, формированию навыков. На основе предметной формируется орудийная, а затем и продуктивная деятельность. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР многие процессы и функции нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной  задержкой,  для  них  невозможно  чёткое  следование

онтогенетической линии развития предметно-практической деятельности. У обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР действия с предметами, орудиями труда остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребёнку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности, навыков функционального использования инструментов для работы.

Обучающаяся с ТМНР с трудом овладевает навыками функциональных действий инструментами и орудиями труда. Зона её актуального развития, равно как и образовательные ориентиры, включает в себя такие базовые действия как целенаправленное восприятие раздражителей, расширение знаний о материалах и предметах окружающего мира через ощупывание, захват, удержание предметов, осмысление качества обращения с объектами, зрительно-моторную координацию, изолированные ручные умения. На уроках изобразительной деятельности обучающаяся с ТМНР усваивает пространственные представления, у неё формируются элементарные доступные изобразительные и графомоторные навыки. Обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей обучающейся познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, тактильные, двигательные).

Содержание программы

Название раздела

Количество часовпо разделу

1

Вводно-организационное занятие

1

2

Лепка

10

3

Рисование

14

4

Аппликация

9

Всего

34

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

Виды деятельности

Дата

часов

учащегося

проведения урока

План

Факт

1

Вводно-организационное занятие.

1

Пальчиковая                        гимнастика. Тренировка        кистей        рук: сжимание,                разжимание, встряхивание, помахивание кистями.

1.  Лепка

2

Знакомство с пластичными материалами (пластилин, тесто, глина, магнитный песок). Узнавание        (различение)

пластичных        материалов: пластилин, тесто, глина, магнитный песок.

2

Узнавание                         (различение) пластичных                        материалов: пластилин, тесто, глина Узнавание                        (различение) инструментов                                                                и приспособлений                        для работы        с        пластичными материалами: стека, нож, скалка,                валик,        форма, подложка, штамп Разминание                                пластилина (теста, глины Раскатывание                                                теста (глины) скалкой

Отрывание                кусочка материала от целого куска Отрезание                 кусочка материала стекой Размазывание        пластилина по        шаблону                 (внутри контура) Катание колбаски на доске (в руках)

Сгибание        колбаски        в кольцо

Закручивание колбаски в жгутик

Защипывание        краёв детали.

Соединение                деталей изделия        прижатием (примазыванием, прищипыванием)

3

Разминание пластилина (теста, глины) доступным способом. Раскатывание  теста  (глины)

скалкой.

2

4

Размазывание пластилина без задания по поверхности подложки, доски, листа бумаги, картона.        Размазывание пластилина по шаблону (внутри

контура).

2

5

Катание колбаски на доске, в руках. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски

в жгутик.

2

6

Лепка        предмета        из        одной (нескольких) частей.

2

2.  Рисование

7

Знакомство с материалами и инструментами, используемыми для рисования: краски

(акварельные, гуашевые, и пр.), пальчиковые краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, ёмкость для воды, штампы,

трафареты и т.д.

1

Работа с красками, гуашью,        кистью, карандашами,

трафаретами, ватными палочками.

8

Освоение приёмов рисования

1

кистью (валиком): приём

касания, приём примакивания.

9

Получение цвета краски путём смешивания красок других

цветов.

2

10

Рисование точек. Соединение точек.

Рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, извилистых, зигзагообразных линий.

1

11

Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат,

прямоугольник, треугольник)

1

12

Закрашивание поверхности листа (карандашами, мелками, фломастерами, красками, при помощи кисти, валика, штампа).

2

13

Освоение приёмов рисования карандашом.

2

14

Закрашивание поверхности внутри и снаружи трафарета.

2

15

Заполнение контура точками.

2

3.  Аппликация

16

Знакомство,        узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,

фольга, салфетка и др.

1

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.

Узнавание        (различение) инструментов                        и приспособлений, используемых                для изготовления аппликации: ножницы, шило, трафарет, дырокол и др.

Сминание бумаги.

Отрывание        бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).

Скручивание        листа бумаги.

Намазывание всей (части) поверхности клеем.

Вырезание по контуру. Разрезание        бумаги

17

Узнавание (различение) инструментов и

приспособлений, используемых для изготовления аппликации:

ножницы, шило, трафарет, дырокол и др.

1

18

Комкание, сминание, отрывание, разрывание, сгибание, складывание, приглаживание, скатывание,

разворачивание, сворачивание, перелистывание листа бумаги, картона, салфетки, фольги, прочих материалов.

1

19

Намазывание всей (части)

поверхности клеем.

1

20

Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание

листа бумаги.

1

21

Вырезание по контуру.

1

ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги.

Сборка        изображения объекта из нескольких деталей.

22

Сборка изображения объекта из

нескольких деталей.

1

23

Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей

между собой.

1

24

«Зайчик» - аппликация

(аппликация из нескольких частей)

1

Всего:

34

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Цель: формирование элементарного взаимодействия с взрослым, вызывание эмоционального отклика.

Задачи:

  1. понимание обращенной речи, учебных инструкций;
  2. подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
  3. направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
  4. умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
  5. использование по назначению доступных учебных предметов;
  6. умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия;
  7. развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;
  8. развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).

Содержание программы

Название раздела

Количество часовпо разделу

1

Зрительное восприятие

3

3

Кинестетическое восприятие

5

4

Восприятие запаха

2

5

Воспиятие вкуса

3

6

Слуховое восприятие речевых и неречевых звуков

4

Всего

17

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности учащегося

Дата проведения

урока

План

Факт

1.  Зрительное восприятие

1

Фиксация        взгляда        на        лице

человека.

1

Формирование

концентрации внимания.

2

Фиксация        взгляда        на неподвижном                светящемся предмете (фонарик, светящиеся

игрушки).

1

Формирование

концентрации внимания.

3

Фиксация        взгляда        на неподвижном                светящемся предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребёнка (справа,

слева от ребёнка).

1

Формирование

концентрации внимания на        неподвижном предмете.

3.  Кинестетическое восприятие

4

Эмоционально-двигательная

реакция        на        прикосновения взрослого.

1

Развитие чувствительности.

5

Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, бумага, вода...).

1

Развитие

непосредственного чувственного восприятия предметов        различных фактур.

6

Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (холодный, тёплый).

1

Развитие

непосредственного чувственного восприятия температуры.

7

Различение        некоторых материалов по температуре.

1

Развитие

непосредственного чувственного восприятия температуры.

8

Различение        некоторых материалов по фактуре.

1

Развитие

непосредственного чувственного восприятия предметов        различных фактур.

4.  Восприятие запаха

9

Приятный и неприятный запахи.

1

Развитие вербальных и невербальных средств

общения.

10

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, хвоя, кофе...)

1

Формирование представлений о

предметах различных по запаху.

5.  Восприятие вкуса

11

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, солёный).

1

Формирование представлений о

предметах различных по вкусу.

12

Узнавание (различение)

продуктов по вкусу (шоколад, яблоко).

1

Формирование представлений о

предметах различных по вкусу.

13

Узнавание (различение)

основных вкусовых качеств продуктов (горький, солёный).

1

Формирование представлений о

предметах различных по вкусу.

6.  Слуховое восприятие речевых и неречевых звуков

14

Различение тембра голоса: речь ребёнка, женщины, мужчины.

1

Развитие слухового

восприятия голосов различных по тембру.

15

Различение речевых и музыкальных звуков.

1

Развитие слухового

восприятия речевых и музыкальных звуков.

16

Закрепление

1

17

обобщение

1

Всего:

34

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ

Цели и задачи предмета «Музыка и движение»

Музыкальными средствами помочь ребёнку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.

Уроки музыки направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в разных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музицирования, музыкально-дидактических и играх).

Общая характеристика учебного предмета «Музыка и движение»

Предмет «Музыка и движение» относится к образовательной области

«Искусство». Музыка призвана развивать ребенку эмоционально, творчески обогащать художественные впечатления. Программа отражает постоянную работу как над произношением слов, так и над смысловым содержанием песен. В содержание каждого урока входит слушание музыки. Ребёнок с помощью учителя вербальными и невербальными средствами общения объясняет услышанное. Материал структурирован в виде тематических групп: «Слушание», «Движение под музыку».

Основные принципы отбора материала: простота мелодии, доступность и ясность текста, репертуар подбирается в соответствии с особенностями речевого развития.

Содержание программы

Название раздела

Количество часовпо разделу

1

Слушание

8

2

Движение под музыку

9

Всего

17

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности учащегося

Дата проведения

урока

План

Факт

1.        Слушание

1

Звуки природы: пение птиц, шум дождя, голоса животных

2

Различение тихого и громкого звучания музыки

Узнавание знакомой песни.

2

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки

2

3

Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.

2

4

«Спят усталые игрушки» сл.З. Петровой.

1

2.  Движение под музыку

5

Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с

одной ноги на другую.

2

Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши,

«фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)

Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание,

покачивание с ноги на ногу

Передача простейших движений знакомых животных.

Выполнение        движений, соответствующих словам песни

6

«Весёлые мячики» муз. М. Сатулиной;

2

7

«Ножками затопали» муз. М. Раухвергера

2

8

«Полька» муз.

И.Штрауса, песни из мультфильма «Маша и медведь»

2

9

Песни из мультфильмов

2

Всего:

17

  1. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося

Взаимодействие с семьей обучающегося позволяет лучше узнать его и помогает в планировании занятий и преподавании. Основную ответственность за воспитание ребенка несут родители. Школа оказывает поддержку и принимает обязательства по обучению и воспитанию ребенка как  члена  школьного  сообщества.  Целью  образования  в  рамках  этой

совместной ответственности является развитие потребности ребенка в обучении, а также обеспечение его чувства безопасности и благополучия. Участие семьи в процессе обучения – неотъемлемая часть программы. Семья оказывает огромное влияние на ребенка.

  1. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Компьютер, муляжи, карточки, картинки, книги, мешочки для развития мелкой моторики, кубики, игрушки, дидактические игры, гуашь, альбом и др.

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится 1 раз в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности действий/операций и представлений ребенка. Например: «выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет» (или «пассивно участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью»: физической частичной или существенной, по словесной инструкции, по образцу; представление: «невозможно выявить», «не сформировано», «сформировано частично», «сформировано». Итоговые результаты образования оформляются в виде характеристики.

Личностные результаты освоения:

  1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определѐнному полу, как «Я»).
  2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
  3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме.
  4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах.
  5. Владение правилами поведения в учебной ситуации.
  6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
  7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
  8. Владение навыками сотрудничества с взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
  9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
  10. Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования. Предметные результаты освоения АООП по отдельным учебным предметам начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
  1. Контроль и оценка результатов

В связи с уникальностью образовательной ситуации учащихся с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости используются методы: наблюдение - подразумевает процесс слежения за ребенком в ходе его собственной работы или игры, при полном невмешательстве в его деятельность со стороны педагога, регистрация – это процесс документирования наблюдаемой активности, мониторинг формирования социальных навыков.

  1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
  1. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития». Бгажнокова И.М.- М.:«Владос», 2007.
  2. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. Шипицына Л.М.- С-Петербург: «Речь», 2015.
  3. «Обучение        детей        с        выраженным        недоразвитием        интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков - М.:«Владос»,2019.
  4. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» авт.-сост. Т.М. Головкина - г. Переяславль, 2017.
  5. «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» сост. НИИ дефектологии АПН СССР.- М.: П-ие,2012.
  6. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой. - СПб, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития 3 класс

Данная программа развития разработана для учащегося с РАС по II варианту обучения....

Специальная индивидуальная программа развития 1 подготовительный класс

Программа развития на обучающегося 1 (о) класса специальной коррекционной школы....

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...