Программа по робототехнике
рабочая программа

Алексеева Снежана Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы робототехники» (8-11 лет).

Использование LEGO-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия LEGO как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.

Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_robototehnike.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Татауровская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор школы:      

Зарифулин В. А.

«______»___________________ 20__ г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Основы робототехники»

(8-11 лет)

Разработал: Первухина Снежана Владимировна,

учитель английского языка

МОУ «Татауровской СОШ»

Прибайкальского района

Срок реализации: 2022 – 2024 гг.

п. Татаурово

2021 г.

Пояснительная записка

С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами. В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника в начальной школе это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.

Использование LEGO-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия LEGO как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.

Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Цели:

  1. Развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;  
  2. Формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире;  
  3. Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям.

Задачи:

  1. расширить знания обучающихся об окружающем мире, о мире техники;
  2. учиться создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;
  3. учиться программировать простые действия и реакции механизмов;
  4. обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;  
  5. развивать коммуникативные способности учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.

Тип программы: общеразвивающая;

Направленность: техническая;

Отличительные особенности программы: В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, обучающиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчеты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

На каждом занятии, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством блютуз подключает ее к ноутбуку или планшету и программирует действия робота.

В ходе изучения курса обучащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами. Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи.

Комплекс заданий WeDo предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:  

  • творческое мышление при создании действующих моделей;
  • развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы  модели;  
  • установление причинно-следственных связей;
  • анализ результатов и поиск новых решений;
  • коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
  • экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
  • проведение систематических наблюдений и измерений;
  • использование таблиц для отображения и анализа данных;
  • написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;  
  • развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.

Возраст детей: 8-11 лет;

Продолжительность занятий:        1ч, с условием проведения динамических пауз.

Формы занятий:

  • групповые учебно-практические и теоретические занятия;
  • работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
  • участие в соревнованиях между группами;
  • комбинированные занятия.

Режим занятий:

1 год: 1ч в неделю, 34 часа в год

2 год: 2ч в неделю, 68 часов в год

Планируемые результаты:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными     результатами        является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

 Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора,
  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
  • ориентироваться в своей системе        знаний: отличать новое от уже известного.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

 Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

 Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:

  • простейшие основы механики;
  • виды        конструкций        однодетальные        и        многодетальные, неподвижное соединение деталей;
  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  • реализовывать творческий замысел.

Способы определения результативности: Конкретный результат каждого занятия – это робот или механизм, выполняющий поставленную задачу. Проверка проводится как визуально – путем совместного тестирования роботов, так и путем изучения программ и внутреннего устройства конструкций, созданных учащимися. Результаты каждого занятия вносятся преподавателем в рейтинговую таблицу. Основной способ итоговой проверки – регулярные зачеты с известным набором пройденных тем.

Формы контроля:

  • защита итоговых проектов;
  • участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;
  • участие в различных научно-практических конференциях (конкурсах исследовательских работ).

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем:

1 год

Раздел 1.

Введение (Знакомство с конструктором Лего; Что входит в конструктор; Организация рабочего места; Техника безопасности; Как работать с инструкцией; Проектирование моделей-роботов: Символы; Терминология; Среда конструирования; О сборке и программировании)

Раздел 2.

Изучение механизмов (Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Танцующие птицы. Знакомство с проектом (установление связей); Конструирование (сборка). Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели); Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Умная вертушка. Конструирование (сборка); Сравнение механизмов. Танцующие птицы и умная вертушка. (сборка, программирование, измерения и расчеты)

Раздел 3.

Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов (Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Обезьянка-барабанщица. Знакомство с проектом (установление связей); Конструирование (сборка); Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица. (сборка, программирование, измерения и расчеты); Разработка, сборка и программирование своих моделей; Звери (фокус: технология). Голодный аллигатор. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка); Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели). Вратарь, нападающий, болельщики. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка); Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели); Разработка, сборка и программирование своих моделей; Спасение самолета. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка); Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели); Разработка, сборка и программирование своих моделей; Рычащий лев. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка); Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели); Разработка, сборка и программирование своих моделей.

Раздел 4.

Проектирование (Спасение от великана); Знакомство с проектом (установление связей); Конструирование (сборка); Защита проекта; Непотопляемый парусник. Знакомство с проектом (установление связей); Конструирование (сборка); Защита проекта; Создание самостоятельных проектов, моделирование, защита. Рефлексия.)

2 год

1 раздел.

Первые шаги

2 раздел.

Проекты с пошаговыми инструкциями

3 раздел.

Проекты с открытым решением.

Кол-во часов по темам (теория, практика, всего)

1 год

Тема

Кол-во часов практики

Кол-во часов теории

Всего часов

1

Введение

1 ч

1 ч

2 ч

2

Изучение механизмов

4 ч

2 ч

2 ч

3

Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов

12 ч

6 ч

18 ч

4

Проектирование

6 ч

4 ч

10 ч

34 ч

2 год

Тема

Кол-во часов практики

Кол-во часов теории

Всего часов

1

Первые шаги

2 ч

2 ч

4 ч

2

Проекты с пошаговыми инструкциями

20 ч

12 ч

32 ч

3

Проекты с открытым решением

22 ч

10 ч

32 ч

68 ч


Учебно-методическое обеспечение

  1. Конструктор        ПервоРобот        LEGO®        WeDo1.0™        (LEGO Education WeDo1.0)
  2. Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software1.0 »
  3. Инструкции по сборке (в электронном виде)
  4. Книга для учителя (в электронном виде)
  5. Моноблоки
  6. Интерактивная доска, проектор
  7. Конструктор        ПервоРобот        LEGO®        WeDo 2.0™        (LEGO Education WeDo 2.0)
  8. Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software 2.0 »
  9. Инструкции по сборке (в электронном виде)
  10. Книга для учителя (в электронном виде)
  11. Планшеты
  12. Интерактивная доска, проектор

Литература

  1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
  2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
  3. Индустрия развлечений.        ПервоРобот. Книга для        учителя        и        сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
  4. Комарова        Л.        Г.        «Строим        из        LEGO»        (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).— М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
  5. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург

«Наука» 2010. - 195 с.

  1. Интернет-ресурс: www.legoeducation.com
  2. Кружок        робототехники,        [электронный        ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
  3. В.А.        Козлова,        Робототехника        в        образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по робототехнике ФГОС 4 класс

Программа «Робототехника и легоконструирование» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования...

рабочая программа по робототехнике

внеурочная деятельность...

Программы по робототехнике

Внеурочная деятельность, программы по курсу "Робототехника"...

Программа кружка "Робототехника"

Обоснование курса. Конструктор POWERON ХРО-001 предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследовани...

Рабочая программа "Образовательная робототехника. Lego WEDO 2.0 Построй свою историю"

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В основе курса «Построй свою историю» лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности у...

Рабочая программа «Образовательная робототехника. Lego WEDO 2.0»

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Комплект LEGO® Education WeDo 2.0 составлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и помогает...

Рабочая программа курса "Робототехника"

Рабочая программа разработа для педагогов, работающих в 3 классе по курсу внеурочной деятельности "Робототехника"....