Программа по робототехнике
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы робототехники» (8-11 лет).
Использование LEGO-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия LEGO как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.
Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Татауровская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор школы:
Зарифулин В. А.
«______»___________________ 20__ г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Основы робототехники»
(8-11 лет)
Разработал: Первухина Снежана Владимировна,
учитель английского языка
МОУ «Татауровской СОШ»
Прибайкальского района
Срок реализации: 2022 – 2024 гг.
п. Татаурово
2021 г.
Пояснительная записка
С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами. В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника в начальной школе это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.
Использование LEGO-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия LEGO как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.
Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Цели:
- Развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;
- Формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире;
- Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям.
Задачи:
- расширить знания обучающихся об окружающем мире, о мире техники;
- учиться создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;
- учиться программировать простые действия и реакции механизмов;
- обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
- развивать коммуникативные способности учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.
Тип программы: общеразвивающая;
Направленность: техническая;
Отличительные особенности программы: В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, обучающиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчеты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
На каждом занятии, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством блютуз подключает ее к ноутбуку или планшету и программирует действия робота.
В ходе изучения курса обучащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами. Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи.
Комплекс заданий WeDo предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:
- творческое мышление при создании действующих моделей;
- развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы − модели;
- установление причинно-следственных связей;
- анализ результатов и поиск новых решений;
- коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
- экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
- проведение систематических наблюдений и измерений;
- использование таблиц для отображения и анализа данных;
- написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;
- развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших− школьников.
Возраст детей: 8-11 лет;
Продолжительность занятий: 1ч, с условием проведения динамических пауз.
Формы занятий:
- групповые учебно-практические и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
- участие в соревнованиях между группами;
- комбинированные занятия.
Режим занятий:
1 год: 1ч в неделю, 34 часа в год
2 год: 2ч в неделю, 68 часов в год
Планируемые результаты:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора,
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:
- простейшие основы механики;
- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- реализовывать творческий замысел.
Способы определения результативности: Конкретный результат каждого занятия – это робот или механизм, выполняющий поставленную задачу. Проверка проводится как визуально – путем совместного тестирования роботов, так и путем изучения программ и внутреннего устройства конструкций, созданных учащимися. Результаты каждого занятия вносятся преподавателем в рейтинговую таблицу. Основной способ итоговой проверки – регулярные зачеты с известным набором пройденных тем.
Формы контроля:
- защита итоговых проектов;
- участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;
- участие в различных научно-практических конференциях (конкурсах исследовательских работ).
Учебно-тематический план
Перечень разделов, тем:
1 год | |
Раздел 1. | Введение (Знакомство с конструктором Лего; Что входит в конструктор; Организация рабочего места; Техника безопасности; Как работать с инструкцией; Проектирование моделей-роботов: Символы; Терминология; Среда конструирования; О сборке и программировании) |
Раздел 2. | Изучение механизмов (Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Танцующие птицы. Знакомство с проектом (установление связей); Конструирование (сборка). Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели); Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Умная вертушка. Конструирование (сборка); Сравнение механизмов. Танцующие птицы и умная вертушка. (сборка, программирование, измерения и расчеты) |
Раздел 3. | Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов (Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Обезьянка-барабанщица. Знакомство с проектом (установление связей); Конструирование (сборка); Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица. (сборка, программирование, измерения и расчеты); Разработка, сборка и программирование своих моделей; Звери (фокус: технология). Голодный аллигатор. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка); Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели). Вратарь, нападающий, болельщики. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка); Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели); Разработка, сборка и программирование своих моделей; Спасение самолета. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка); Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели); Разработка, сборка и программирование своих моделей; Рычащий лев. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка); Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели); Разработка, сборка и программирование своих моделей. |
Раздел 4. | Проектирование (Спасение от великана); Знакомство с проектом (установление связей); Конструирование (сборка); Защита проекта; Непотопляемый парусник. Знакомство с проектом (установление связей); Конструирование (сборка); Защита проекта; Создание самостоятельных проектов, моделирование, защита. Рефлексия.) |
2 год | |
1 раздел. | Первые шаги |
2 раздел. | Проекты с пошаговыми инструкциями |
3 раздел. | Проекты с открытым решением. |
Кол-во часов по темам (теория, практика, всего)
1 год | ||||
№ | Тема | Кол-во часов практики | Кол-во часов теории | Всего часов |
1 | Введение | 1 ч | 1 ч | 2 ч |
2 | Изучение механизмов | 4 ч | 2 ч | 2 ч |
3 | Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов | 12 ч | 6 ч | 18 ч |
4 | Проектирование | 6 ч | 4 ч | 10 ч |
34 ч | ||||
2 год | ||||
№ | Тема | Кол-во часов практики | Кол-во часов теории | Всего часов |
1 | Первые шаги | 2 ч | 2 ч | 4 ч |
2 | Проекты с пошаговыми инструкциями | 20 ч | 12 ч | 32 ч |
3 | Проекты с открытым решением | 22 ч | 10 ч | 32 ч |
68 ч | ||||
Учебно-методическое обеспечение
- Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo1.0™ (LEGO Education WeDo1.0)
- Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software1.0 »
- Инструкции по сборке (в электронном виде)
- Книга для учителя (в электронном виде)
- Моноблоки
- Интерактивная доска, проектор
- Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo 2.0™ (LEGO Education WeDo 2.0)
- Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software 2.0 »
- Инструкции по сборке (в электронном виде)
- Книга для учителя (в электронном виде)
- Планшеты
- Интерактивная доска, проектор
Литература
- Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
- Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
- Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).— М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
- «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург
«Наука» 2010. - 195 с.
- Интернет-ресурс: www.legoeducation.com
- Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
- В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по робототехнике ФГОС 4 класс
Программа «Робототехника и легоконструирование» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования...
Программы по робототехнике
Внеурочная деятельность, программы по курсу "Робототехника"...

Программа кружка "Робототехника"
Обоснование курса. Конструктор POWERON ХРО-001 предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследовани...

Рабочая программа "Образовательная робототехника. Lego WEDO 2.0 Построй свою историю"
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna В основе курса «Построй свою историю» лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности у...

Рабочая программа «Образовательная робототехника. Lego WEDO 2.0»
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna Комплект LEGO® Education WeDo 2.0 составлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и помогает...

Рабочая программа курса "Робототехника"
Рабочая программа разработа для педагогов, работающих в 3 классе по курсу внеурочной деятельности "Робототехника"....

