Мелкая моторика как неотъемлемая часть развития психических функций у детей с ОВЗ.
статья
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика
как неотъемлемая часть развития психических функций у детей с ОВЗ.
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.1
Значение мелкой моторики:
- Полноценное развитие речи. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом.2
- Развитие высших свойств сознания. Мелкая моторика рук отвечает за внимание, мышление, координацию в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память.2
- Бытовые и учебные действия. Точные, координированные движения кистей и пальцев необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.2
Общепризнанный факт, что от степени развития тонкой (или иначе мелкой) моторики в целом зависит развитие ребенка. Почему так? Головной мозг учеными условно поделен на зоны, и именно зона мелкой моторики очень близко граничит с речевой зоной. Это означает, что без задействования первого, не будет хорошо работать и второе, и наоборот.
К тому же, мелкая моторика рук взаимодействует:
- с вниманием,
- с мышлением,
- с координацией,
- с воображением,
- с наблюдательностью,
- с памятью.
Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. Характерным у обучающихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координации и взаимозаменяемости. Отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, пластичности.
У детей с ОВЗ, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики, поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни. Хочется отметить, что подобная работа возможна лишь при условии систематичности и тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса, сопровождающих ребенка с особыми образовательными потребностями.
Источники:
- Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. – М: АСТ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психических функций у учащихся начальных классов
Пояснительная записка к мультимедийному продукту " Развитие психических функций у учащихся начальных классов".Предлагаю для учителей начальных классов комплекс упражнений, развивающие психические функ...
РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Класс, в котором я работаю, отличается низкой познавательной активностью, которая в сочетании с недостаточно развитыми психофизическими функциями, создает трудности в...

Развитие психических функций у детей с овз на уроках.
Легко учить способных детей, но как трудно работать с детьми расторможенными, беспокойными, чрезмерно возбудимыми. Они не в состоянии организовать свою деятельность, фиксировать своё внимание, ...

Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР ...

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста «В поисках сильного духа»
Конспект занятияКонспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста«В поисках сильного духа&r...

Конспект занятия по развитию высших психических функций у детей младшего школьного возраста
В конспекте описаны упражнения на развитие высших психических функций, таких как: память, внимание, мышление, а также на развитие межполушарного взаимодейсвтия у детей младшего школьного возраста....

