Личностные особенности детей младшего школьного возраста
статья
Личностные особенности детей младшего школьного возраста включают:
- Повышенную активность, любознательность, стремление подражать одноклассникам.
- Осознание собственной значимости в коллективе класса. Отношения с окружающим миром формируют самооценку ребёнка.
- Развитие самосознания. Младший школьник осознаёт, что он является индивидуальностью, которая поддаётся социальным воздействиям.
- Формирование самооценки, а также навыков самоконтроля и саморегуляции.
- Развитие самопознания и личностной рефлексии как способности самостоятельно установить границы своих возможностей.
- Развитие самоконтроля в поведении. Ребёнок более точно и дифференцированно осознаёт нормы поведения дома, в общественных местах.
- Сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, повышение эмоциональной устойчивости. Тем не менее, в целом, для детей данного возраста характерна впечатлительность и отзывчивость.
- Проявление интереса к внутреннему миру другого человека, развитие эмпатии, основы гуманного отношения к окружающим
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Личностные особенности детей младшего школьного возраста»
Подготовила:
Дрозденко Ольга Михайловна
Учитель начальной школы
г. Энгельс,
2025 год
Личностные особенности детей младшего школьного возраста
Начиная рассмотрение личностных особенностей младших школьников, следует понимать, что, несмотря на значительные индивидуальные различия, многие психологические черты детей детерминированы их возрастными особенностями. Соответственно, логично сначала обратить внимание на те характерные черты некоторых сфер деятельности, которые обусловлены объективными причинами.
В первую очередь следует указать возрастные границы младшего школьного возраста. Основную массу учащихся начальных классов составляют дети в возрасте 7-11 лет, однако, учитывая допустимость начала обучения в школе в возрасте 6,5-8 лет, можно предполагать, что к ее окончанию возраст детей составляет 10,5-12 лет.
В соответствии с возрастной периодизацией Э. Эриксона развитие личности укладывается в пять стадий, младший школьный является четвертой по счету. Понимание стадийности необходимо, поскольку в начале каждой стадии у человека сохраняются черты предыдущего периода, к концу каждой стадии закономерно проявляются черты последующего периода.
Младший школьный возраст ограничен дошкольным детством и подростковым (пубертатным) периодом. Э. Эриксон отмечал, что в этот период у детей формируется и воспитывается трудолюбие, возникает потребность в овладении новыми знаниями и умениями. Постигая основы трудового и социального опыта, ребенок может получить одобрение окружающих, с опорой на которое у него формируется чувство компетентности. Если же у ребенка отсутствуют значимые достижения, это может приводить к формированию у него ощущения невыгодного положения по сравнению с одноклассниками, формированию чувства неполноценности.
С точки зрения Л.С. Выготского, каждая из стадий развития ребенка характеризуется соответствующим возрастным новообразованием, т.е. комплексом тех качеств и свойств, которые ранее присутствовали лишь в зачаточном состоянии. Ученый отмечал, что подобные новообразования обусловлены «социальной ситуацией развития» .
Указанный термин означает, что в каждом возрастном периоде ребенок не просто находится в определенном социальном окружении, но у него складываются специфические отношения с этим окружением. При переходе на следующий возрастной этап развития меняется не только ребенок, но в момент этого перехода принципиально меняется и среда.
Смена социальной ситуации развития в соответствии с теорией Л.С. Выготского приходится на самое начало возрастного периода, который в свою очередь завершается возникновением центрального новообразования – ключевого для следующей стадии возрастного развития.
Что касается того, где именно пролегают возрастные границы каждого периода, наиболее четко это изложено у Д.Б. Эльконина, развившего периодизацию детского возраста, данную Л.С. Выготским. Д.Б. Эльконин в качестве таких возрастных границ называл кризисы или переломные моменты в жизни ребенка, в которые также происходит смена ведущей деятельности.
Так, переход к периоду младшего школьного возраста от периода дошкольного детства происходит путем преодоления ребенком кризиса 7 лет. На рисунке, составленном на основании представлено, как именно меняется структура деятельности и развития ребенка к этому возрасту.
Рисунок – Изменение структуры деятельности и развития ребенка при переходе к младшему школьному возрасту
Представленные на рисунке изменения происходят в силу того, что физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, достигшего возраста 7 лет, поднимается на такой уровень, который позволяет начать систематическое обучение.
Тем не менее, даже при достаточно высокой готовности к обучению, которую демонстрирует большинство детей младшего школьного возраста, становление учебной деятельности как ведущей еще опирается на основные потребности, актуальные для старших дошкольников. В качестве таких потребностей выступают игровая деятельность, двигательная активность, общение. Однако непосредственно в начальной школе доминирующую роль начинает играть потребность в учебной деятельности, которая в этот период является общественно-значимой.
Безусловно, у детей младшего школьного возраста прослеживается целый ряд личностных особенностей, к которым В.Д. Шадриков относит: повышенную восприимчивость; высокий уровень доверия и готовности подчиняться авторитету значимого взрослого (учителя или родителей), склонность к подражательности. Кроме того, на высоком уровне у младших школьников находится познавательная активность, впечатлительность, эмоциональная отзывчивость и способность к сопереживанию, желание сотрудничать, стремление к достижениям.
Подобные особенности обусловлены самим ходом развития ребенка младшего школьного возраста в разных сферах. Для лучшего понимания биологической и психологической обусловленности личностных особенностей младшего школьника рассмотрим некоторые факторы.
Так, крайне важным является учет физического развития младших школьников, поскольку его соответствие возрастным нормам и гармонический характер в значительной степени закладывают фундамент успешного развития психики и интеллектуального потенциала ребенка.
Особенностью развития нервной системы является преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, что как раз и обусловливает повышенный эмоциональный фон и двигательное беспокойство ребенка младшего школьного возраста. За счет созревания отделов лобной доли головного мозга закладываются основы произвольного поведения. Несмотря на то, что в этот период в основном завершается созревание коры больших полушарий, регулирующая функция коры головного мозга еще несовершенна, что объясняет неспособность длительное время сосредоточиваться на задании, повышенную возбудимость и отвлекаемость.
Следует учитывать и то, что примерно в возрасте 7 лет у ребенка происходит второй физиологический криз, значительный эндокринный сдвиг, следствием которого является бурный рост внутренних органов и всего тела, а также вегетативная перестройка.
Фактически в этот период ребенок должен пройти «между Сциллой и Харибдой» – интенсивной физиологической и нервной перестройкой и резким изменением системы социальных и иных взаимодействий. Соответственно, для успешного преодоления ребенку требуется физическая выносливость, умение соблюдать дисциплину, вести себя ответственно и сдержанно, проявлять гибкость суждения и форм поведения для выстраивания социальных связей в условиях школы.
Для лучшего понимания особенностей детского развития следует кратко остановиться на его законах, сформулированных Л.С. Выготским, а именно:
- цикличности: практически все функции развиваются волнообразно, с чередованием периодов подъема и спада;
- неравномерности: скорость и периоды развития разных психических функций не совпадают;
- «метаморфозы»: развитие имеет не только количественный, но и качественный характер, что обеспечивает переход на новый уровень разных функций;
- «обратное развитие»: преобразование или исчезновение процессов, характерных для более ранних этапов развития, т.е. инволюция (заметим, что ее отсутствие может приводить к инфантилизму).
Интенсивное развитие и трансформация высших психических функций, происходящее в соответствии с перечисленными законами, в свою очередь обусловливает особенности младших школьников.
Так, активно развивается и совершенствуется произвольность действий, т.е. начинает действовать функция самоконтроля, у ребенка формируется внутренняя позиция, он приобретает способность к рефлексии.
Активное сенсорное развитие, характерное для старшего дошкольного возраста, продолжается и в следующем возрастном периоде, что выражается в совершенствовании деятельности органов чувств, накоплении информации об окружающем мире, уточнении и закреплении способов ориентации в пространстве. Совершенствуется зрительное, слуховое и тактильное восприятие, что обеспечивает младшему школьнику точное соотнесение предметов с усвоенными эталонами цвета, формы и размера. Высокий уровень восприятия позволяет осуществлять моделирующие действия, необходимые для успешного обучения. Так, за исключением не вполне развившихся нервных связей между анализаторными системами и соответствующими центрами головного мозга сенсорные системы ребенка сформированы на достаточном уровне.
В младшем школьном возрасте происходит также активное развитие и качественное преобразование познавательных процессов и высших психических функций. В значительной степени это обусловлено высоким уровнем речевого развития, что способствует формированию элементов абстрактного мышления, произвольности протекания психических процессов, к которым относится внимание, память и мышление. Развивается словесно-логическое мышление, ребенок осваивает риторику в процессе приобретения научных знаний, что способствует перестройке других познавательных процессов.
Согласно Л.С. Выготскому, «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим» указывал, т.е. мышление становится центром сознательной деятельности у младших школьников.
Важно отметить и то, что на протяжении тех четырех лет, на которые приходится младший школьный возраст, мышление претерпевает существенные изменения, а именно:
- в начале обучения в школе мышление носит наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический характер, т.е. оно осуществляется конкретными категориями с постепенным переходом к пониманию сущности предметного мира;
- в середине начальной школы наглядно-действенное (наиболее простая форма) мышление перестает доминировать, уступая место понятийному, словесно-логическому, что на практике позволяет ребенку оперировать отвлеченными понятиями.
За счет вышеуказанных изменений мыслительной деятельности ребенок намного легче приобретает новые знания, усваивает факты и строит на их основе обобщения и выводы.
Особую значимость в личностном развитии ребенка имеет эмоциональная сфера, которая также на протяжении обучения в начальной школе значительно трансформируется. Так, если для учащихся 1-2 класса характерна повышенная эмоциональность, то для учащихся 3-4 класса характерен более спокойный эмоциональный фон, способность осознавать свои эмоции, частично контролировать волнение, гнев, возбуждение, проявлять произвольность, настойчивость и выдержку. Обращает на себя внимание и дифференциация чувств на интеллектуальные, нравственные, эстетические и др., характерная для младших школьников.
Характерной особенностью личностного развития младших школьников является появление у них амбициозности. На практике это означает потребность ребенка в успехе, проявление определенного уровня притязаний, соревновательность, формирование самооценки. И здесь очень важным для формирования реалистичной самооценки, адекватного уровня амбиций, соответствующего реальным возможностям ребенка, является влияние значимых взрослых.
Еще одним ключевым фактором развития ребенка младшего школьного возраста, его социальной зрелости и готовности усваивать знания, являются коммуникативные навыки. Ребенок должен уметь правильно общаться с взрослыми и сверстниками, подчиняться правилам, социальным и морально-нравственным нормам. Это важно, поскольку именно достаточный уровень общения обеспечивает ребенку умение выделять и принимать учебную задачу, взаимодействовать с коллективом, осознавать собственную позицию [39]. Однако при нормальном протекании развития это не вызывает проблем, поскольку уже к окончанию старшего дошкольного возраста внеситуативно-личностное общение является достаточно сформированным, поэтому ребенок способен к эмпатии и взаимопониманию.
Следует отметить и тесную взаимосвязь формирования личностных качеств с учебной деятельностью. Несмотря на то, что личностные качества, являющиеся, с точки зрения В.Д. Шадрикова «закрепленной формой поведения, за которой стоит личностный мотив человека», начинают формироваться у ребенка еще в дошкольном возрасте, именно в учебной деятельности они поднимаются на более высокий уровень.
Так, рассматривая личностные качества и их проявления в общении детей разного возраста, Г.М. Сибаева с соавторами, во-первых, отмечает значительную эмоциональную зависимость детей от учителя и других значимых взрослых. Во-вторых, она указывает на следующие особенности выстраивания дружеских отношений на протяжении начальной школы:
- непрочность и недолговечность дружеских связей на начальном этапе обучения; причем друзьями на этом этапе, как и в старшем дошкольном возрасте, считаются те, с кем ребенок играет;
- для детей 9-10 лет характерны болезненные переживания по поводу замечаний, сделанных им в присутствии одноклассников; можно отметить повышенную застенчивость детей этого возраста, причем не только в присутствии незнакомых взрослых, но также и незнакомых сверстников;
- в возрасте 8-11 лет статус друзей приобретают те, кто помогает ребенку, откликается на его просьбы, с кем прослеживается общность интересов; важными личностными качествами для установления дружеских отношений становятся доброта, честность, самостоятельность, уверенность в себе, внимательное отношение.
Обратим внимание и на связь личностных качеств с учебной деятельностью. Так, учитывая, что она является ведущей в младшем дошкольном возрасте, наиболее успешно протекает формирование тех свойств личности, которые связаны с обучением. Учебная деятельность, будучи социально-значимой и общественно-контролируемой, требует от ребенка ответственности и организованности; предполагает формирование деловых отношений с людьми. Получается, что сама учебная деятельность, развиваясь у младших школьников, стимулирует у них развитие коммуникабельности и умения подчинять собственные интересы интересам коллектива, способствует освоению коммуникативных навыков, развивает умение считаться с мнением окружающих.
Указанные личностные качества формируются благодаря тому, что учитель создает условия для их формирования, моделирует ситуацию, требующую от ребенка проявления желаемого личностного качества. Принятие заданной модели поведения ребенком поощряется, тем самым способствуя ее закреплению и формированию положительной мотивации. По аналогии «отсекаются» нежелательные модели поведения, когда взрослый показывает неодобрительное отношение к определенному поведению ребенка .
Таким образом, формирование и особенности личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста обусловлены как внутренними, так и внешними причинами. К внутренним следует отнести то, что связано с физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в этот период с детьми. К внешним относится смена ситуации развития (переход от дошкольного детства к обучению в школе), расширение социальных связей, особенности собственно учебной деятельности. В целом можно говорить о том, что младший школьный возраст имеет ряд особенностей, которые обеспечивают ребенку накопление знаний, обретение определенной позиции в коллективе сверстников и социуме в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода
развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....
Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»
Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...
Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...
Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»
Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психологический дневник учителя-логопеда...

Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"
Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...

