Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке в начальной школе (из опыта работы).
материал (4 класс)
Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тихомирова Э.А.,
учитель начальных классов
МОБУ «Школа № 3 г. Сковородино» Амурская область
Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке
в начальной школе (из опыта работы).
Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск - одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.
Для учителя при планировании урока создание проблемной ситуации -это, пожалуй, самая трудная часть работы. На мой взгляд, учителю необходимо владеть:
• Глубоким и прочным знанием фактического материала;
• Технологией постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися;
• Умением употреблять в своей речи слова, термины ,знакомые детям;
• Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.
• В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное.
А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.
• Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.
Предлагаю вам несколько приёмов создания проблемных ситуаций на моих уроках русского языка.
На уроках русского языка чаще всего использую следующие виды проблемных ситуаций:
Это ситуация с « удивлением» и «затруднением».
В основе проблемных ситуаций с «удивлением» могут лежать два типа противоречия:
• Между двумя и больше положениями (фактами, мнениями)
• Между ошибочным представлением учащихся и научным фактом.
В основе проблемных ситуаций с «затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.
Ученикам даётся задание либо невыполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие.
Пример ситуации, когда противоречие возникает между несколькими мнениями.
На доске вывешены картинки: солнце, сердце. лестница. У доски два ученика записывают эти слова( с обратной стороны крылышек), а остальные в
тетрадях.
- Помощники готовы? Садитесь, пожалуйста.
- Какое было задание? Записать слова по картинкам.
- Проверим.
Доска открывается.
- Смотрим, сравниваем. Видят несоответствие в написании.( Если нет, то на этот случай у меня заготовлена правильная запись этих слов).
- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа. Поднимите руку у кого записи различаются? Ребята, картинки были для всех одинаковые,
почему написали по- разному?
- Сколько мнений в на уроке?
- «2».
-Какие?
- Одни написали с согласной в середине слова, а другие писали без согласных.
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете ?
Ответы детей:
- Мы этого не знаем.
- Когда я себе диктовал слова, я этих звуков не слышал.
- А у кого написано с согласной, почему ты её написал
- Я могу её произнести и поэтому написал.
- Чем похожи эти слова? (Мы в них не слышим согласный звук.
- Чего же мы не знаем? ( Нужно или нет писать согласную букву ,если на этом месте мы не слышим никакого звука.)
- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему решить.
- Попробуем озвучить и записать тему нашего урока .
- Так как мы не слышим согласный в слове, тема может называться «непроизносимые согласные в словах».
- Кто может уточнить какой части слова?
- В корне.
Открывается запись с темой урока « Непроизносимые согласные в корне»
Тема урока сегодня «Правила переноса слов» (Фиксирует тему на доске).
2 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима.
- Коля принесёт.
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Как правильно записать это слово?
- С м…чом.
- Исходя из этой проблемы ,назовите тему нашего урока? (Правописание безударной гласной в корне слова).
Проблемную ситуацию можно создать с помощью такого мотивирующего приёма как «Яркое пятно». Суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки. Легенды отрывки из художественной литературы и т.д.)
Рассмотрим на примере фрагмент урока русского языка в четвёртом классе: «Роль глаголов в предложении, речи».
Цели деятельности учителя: организовать наблюдение над ролью глаголов и развивать умения осознанно употреблять их в речи.
Постановка проблемы.
- Эпиграфом к уроку взяла высказывание писателя Алексея Югова:
«Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи…» (А.Югов).
Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Назовите тему урока. Какую цель поставим?
- Начнём наблюдение с первого слова в высказывании. Почему часть речи получила такое название – глагол? (работа в парах) (Глагол обозначает движение, без него не возможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое)
Подводя итог, хочу предложить обобщающую таблицу приёмов создания проблемной ситуации
Приём создания проблемной ситуации | Вопросы и предложения для противоречия | Вопросы и предложения для формулирования проблемы |
1. Предъявить противоречивые факты | Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? | Какой вопрос возникает? В чём вы испытываете затруднение? |
#1057;толкнуть разные мнения учеников вопросом или заданием. | Сколько мнений? | Какая тема урока? Какая цель урока? Зачем нам это надо? |
#1054;бнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». | Что вы предполагали сначала? Что получилось? | Сформулируйте проблему. Как будем действовать дальше? |
#1044;ать практическое задание не выполнимое вообще. | Можете ли вы выполнить задание? В чём затруднение? | Чего мы не знаем? Какова цель урока? |
#1044;ать практическое задание не сходное с предыдущим. | Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? | Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? |
#1044;ать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. | Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? | Какова будет цель урока? |
Проблемное обучение
• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
• осознанности знаний;
• предупреждает появление формализма, бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Подробнее о технологии проблемного диалога можно прочитать на сайте автора проблемного диалога Е.Л. Мельниковой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
"Некоторые приемы технологии развития критического мышления в начальной школе". Из опыта работы.
В данной работе поделилась опытом работы по использованию на уроках русского языка, литературного чтения некоторых приемов технологии развития критического мышления, а именно, бортовой журнал, кластер...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...

Мастер-класс "Формирование УУД с использованием проблемных ситуаций на уроках начальной школы"
Мастер-класс покажет возможности приема в формировании универсальных учебных действий на различных учебных предметах и различных этапах урока....