Организация работы по ранней профориентации детей в начальной школе
опыты и эксперименты
Организация работы по ранней профориентации детей в начальной школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 476.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по ранней профориентации
детей в начальной школе
Пузыркина Елена Ивановна,
воспитатель ГПД
Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства.
Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.
-Чему в первую очередь мы должны научить детей? Что им привить?
Давайте найдём ответ в притче!
Плоды своего труда
У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами.
Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.
Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.
- Значит, наша главная задача-привить любовь к труду.
С 1 сентября 2023 года в школах введена единая модель профориентации, в которую входят семь направлений:
- Профильные классы
- Урочная деятельность
- Внеурочная деятельность
- Воспитательная работа
- Дополнительное образование
- Профессиональное обучение
- Взаимодействие с родителями.
В нашей школе с 2021 года по настоящее время функционирует муниципальная экспериментальная площадка «Ранняя профориентация как средство самоопределения школьников», состоящая из трех модулей.
1модуль: Программа по профориентации «Вектор» по профессиональному самоопределению для учащихся 9-11 классов.
2модуль: Программа профессиональной ориентации для 5-8 классов.
3 модуль: Программа социальной адаптации по профориентации для 1-4 классов.
Модули направлены на
-повышение престижа у обучающихся наиболее востребованных в регионе профессий;
-рациональную организацию учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
-реализацию дополнительных образовательных программ;
-просветительскую работу с родителями (законными представителями).
Целью эксперимента стало создание условий для самоопределения школьников в выборе рода профессиональной деятельности через сохранение их индивидуальности и успешного социального положения в социуме.
Ведущая идея инновационного проекта выражена в разумном сочетании традиционных и современных подходов к профориентации учащихся, что позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых профоориентационных компетенций и создать условия для успешной социализации личности.
Целью профориентационной работы в начальной школе является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
К задачам профориентационной работы относятся:
– знакомить учащихся с различными видами профессий;
– формировать конкретные и наглядные представления о существенных сторонах профессии;
– воспитывать трудолюбие, бережное отношение к чужому и своему труду, старательность, аккуратность;
-развивать интерес к различным профессиям.
Профориентационная работа только тогда приведет к положительным результатам, когда будут соблюдаться следующие принципы:
- систематичность и преемственность;
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возрастных особенностей учащихся;
- правильный выбор разнообразных приемов и методов, а также разнообразных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями;
- связь профориентации с жизнью.
Формы профориентационной работы:
• Беседы, лекции, просмотр видеофильмов;
• Профдиагностика, профконсультации для обучающихся;
• Консультации для родителей (педагогами, психологами, профконсультантами);
• Посещение «ярмарок профессий»;
• Знакомство с «образовательной картой» города, региона;
• Оформление стендов «Каждой профессии – и слава, и честь!»;
• Выставки творческих работ обучающихся.
Основными направлениями профориентационной работы стали:
Модуль социальной адаптации для 1- 4 классов состоит из нескольких блоков:
Остановимся подробнее на организации работы по ранней профориентации через учебную мотивацию на предметах учебного плана начальной ступени.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач ( Например, «У монтёра было 6 дм медной проволоки и 3 дм алюминиевой. Он израсходовал 7 дм проволоки. Сколько дм проволоки осталось у монтёра?» ИЛИ «Маляр должен покрасить 20 рам. В первый час он покрасил 2 рамы, а потом стал красить по 3 рамы в час. За сколько часов он покрасил все рамы?»), а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей, решаем практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.). При изучении темы во 2 классе «Рубль. Копейка» дети знакомятся с профессиями банкир, продавец. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача.
На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией.
* Работа по карточкам с различными названиями профессий, где они должны написать 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).
* Работа с пословицами о труде.
- Кончил дело - гуляй смело.
- Терпение и труд всё перетрут
- От труда здоровеют, а от лени болеют.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- На работу с радостью, а с работы с гордостью.
- Не игла шьёт, а руки.
- Хозяин тот, кто трудится.
* При изучении словарных слов: футбол, космос, корабль, хоккей и др. (3 класс), почтальон, библиотека, ракета, компьютер и др. (4 класс) ученики тоже знакомятся с различными видами профессий.
* На уроках развития речи ученики могут выступать в роли журналистов (собирать информацию, писать сочинения разных жанров, создавать газеты и тематические сборники)
На уроках литературного чтения читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.
#1048;з трех цариц одна стала царицей, другая - ткачихой, а третья?
(поварихой А.С.Пушкин)
2. Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино
( Печкин Э. Успенский)
3. Сказочный ветеринарный врач
(Айболит К. Чуковский)
Уроки окружающего мира также вносят большой вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. В первом классе при изучении темы «Профессии» дети знакомятся с людьми различных профессий, с предметами, которыми пользуются эти люди. Всё это проходит в игровой форме. В рамках изучения темы «Деревья в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.).
- «Как построить дом?» Дети знакомятся со строительством. Узнают о профессии строителя.
- «Все профессии важны» Знакомятся с профессиями в области науки, образования, медицины.
При изучении тем «Растениеводство», «Животноводство» дети знакомятся с профессиями сельского хозяйства.
При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.
На уроках Технологии дети перевоплощаются в строителей,
машинистов, архитекторов и даже рекламных агентов.
Большая профориентационная работа ведется на уроках ИЗО. Ребята на уроке узнают и пробуют свои силы в таких профессиях как художник-оформитель, дизайнер, скульптор, декоратор.
На уроках Музыки выступают в роли поэтов, композиторов, дирижеров и сценаристов.
Непрерывная профориентационная работа на уроках дает представления о мире профессий, направлена на развитие интереса к будущей профессии, на понимание роли труда в жизни человека, что является одним из компонентов психологической готовности младших школьников к профессиональному самоопределению.
Основной формой работы во внеурочное время является проведение клубного часа, занятия по интересам.
В нашей школе учителями начальных классов, воспитателями ГПД проводятся такие занятия как:
На внеурочных мероприятиях учащиеся узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, разыгрывают ролевые сценки, участвуют в конкурсах и проектах. На таких занятиях активное участие принимают родители, которые рассказывают о своих профессиях.
Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя, педагога дополнительного образования, библиотекаря, родителей.
Результатом работы инновационной площадки стало
Таким образом, на протяжении 4-х лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас о профессиях. Происходят мотивационные изменения в сознании младшего школьника. Формируется правильное эмоциональное отношение к процессу труда, появляется желание заниматься полезным трудом, качественно выполнять порученное дело.
Созданная в нашей школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с высокомотивированными обучающимися в начальной школе
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе
В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...

Презентация по теме: "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"
В презентации представлен опыт работы с одаренными детьми....
Программа "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"
laquo;Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев...

«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Цель Проекта:Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных ...

Презентация "Организация работы с молодыми специалистами в начальной школе"
План работы с молодыми специалистами...

