Статья "Виртуальная экскурсия на уроке по предмету «Окружающий мир» как средство формирования представлений о традициях, обычаях и праздниках народов России у младших школьников"
статья

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании методики организации работы с виртуальными экскурсиями на уроках по предмету «Окружающий мир» для формирования представлений о традициях, обычаях и праздниках народов России у младших школьников. Методика обоснована на мнении различных авторов. Особое внимание уделяется этапам формирования представления. При опытно-исследовательской работе были использованы методы наблюдения, анализа и исследования. Также статья содержит сведения о продукте исследования в формате виртуальной экскурсии на примере традиций, обычаев, праздников лезгинского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ayvazovoy_e_m.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Айвазова Э. М., студентка СурГПУ
научный руководитель:
Арасланова А. А., к.п.н., доцент СурГПУ
г. Сургут, Россия

Виртуальная экскурсия на уроке по предмету «Окружающий мир» как средство формирования представлений о традициях, обычаях и праздниках народов России у младших школьников

Аннотация: цель статьи заключается в теоретическом обосновании методики организации работы с виртуальными экскурсиями на уроках по предмету «Окружающий мир» для формирования представлений о традициях, обычаях и праздниках народов России у младших школьников. Методика обоснована на мнении различных авторов. Особое внимание уделяется этапам формирования представления. При опытно-исследовательской работе были использованы методы наблюдения, анализа и исследования. Также статья содержит сведения о продукте исследования в формате виртуальной экскурсии на примере традиций, обычаев, праздников лезгинского народа.

Ключевые слова: представление, виртуальная экскурсия, традиция, обычай, праздник.

На сегодняшний день в развитии качества образования играют важную роль формы и методы обучения и воспитания детей. Современное образование требует от учителя максимального вовлечения учащихся в познавательный процесс, используя разнообразные способы осуществления этой деятельности.

Ценность богатства традиций, обычаев, культуры в целом способствует формированию дружбы и любви между разными народами. Через изучение этих компонентов обучающиеся погружаются в атмосферу единства и радости народов, тем самым создавая, воспитывая гармонично и всесторонне развитую личность. На наш взгляд, одним из таких средств, который поможет создать нравственную личность, является виртуальная экскурсия.

На научно-методическом уровне актуальность определена недостаточным методическим обеспечением по формированию представления о традициях, обычаях и праздниках народов России у младших школьников с помощью виртуальных экскурсий.

В теоретической части исследования по результатам рассмотрения и изучения различной методической литературы, были выделены ключевые понятия: представление, виртуальная экскурсия и традиции, обычаи, праздники.

Представление – это образ объекта в его отсутствии, т. е. совокупность существенных и второстепенных признаков определяемого предмета или явления [6. с. 85].

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов [2. с. 22].

Традиция – исторически сложившаяся форму сохранения и передачи от поколения к поколению элементов социокультурного опыта, смысла [1, с. 67-68].

Обычай – норма, закрепляющая порядок, привычный образ действия, укоренившийся с древних пор в быту какого-то народа, общества [7,с. 415]. 

Праздник – традиционная народная форма отдыха [4, с. 46].

Предмет «Окружающий мир» обладает огромным потенциалом для формирования у младших школьников представлений о многообразии культур, традиций, обычаев и праздников народов, населяющих Россию. Чтобы в этом убедиться, приводится анализ ФРП по предмету «Окружающий мир», где выделены планируемые результаты (таблица 1) [9, с. 5-25]. На данных уроках для формирования представлений о традициях, обычаях и праздниках народов России у младших школьников можно использовать различные методы и средства обучения, которые также предложены в ФРП (таблица 2) [9, с. 5-25].

Таблица 1.

Планируемые результаты по формированию представлений о традициях, обычаях и праздниках народов России у младших школьников

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Предметные результаты

приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;

проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;

проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;

приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов Российской Федерации с богатой историей и культурой; российских центров декоративно прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;

рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;

Личностные результаты

(гражданско-патриотическое воспитание) 

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России;
  • понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам.

Таблица 2

Методы и формы обучения, виды деятельности, средства обучения на уроке окружающего мира в начальной школе для формирования представлений о традициях, обычаях и праздниках народов России

ФРП по предмету «Окружающий мир»

Методы обучения

Формы обучения и вид деятельности

Средства обучения

Беседа

Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках

Наглядные пособия

Продуктивные вопросы

Рассказ

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны

Наглядные материалы

Демонстрационные видеоматериалы

Обсуждение

Работа в парах по теме, например, «Рассказ о любимом празднике Российской Федерации или своего региона»

Работа в группах: самостоятельное составление описания любой страны или народа мира (с использованием дополнительной литературы и ресурсов Интернета)

Круглый стол

Кейс-технологии

Учебный диалог

Учебный диалог по теме, например, «Государственные праздники России»

Проблемные ситуации

Модели и схемы

Экскурсия

Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Москва – столица России», о родном крае, труде людей

Фрагменты из фильмов и звукозаписи

Наглядные объекты

Познавательные задания

Игра-путешествие

Ролевая игра по теме, например, «Встречаем гостей из разных республик Российской Федерации»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае

Путевые листы с заданиями

Изображения сказочных персонажей, рисунки, схемы

Практические работы

Практическая работа с картой: субъекты РФ

Карточки с заданиями

Наглядные пособия

Лабораторное оборудование

К сожалению, потенциал экскурсий как эффективного инструмента обучения в формировании представлений о традициях, обычаях и праздниках народов России у младших школьников, недостаточно используется. Экскурсии, и особенно виртуальные, редко или совсем не применяются на уроках окружающего мира. Поэтому при проведении опытно-исследовательской работы по формированию представлений о традициях, обычаях и праздниках народов России у младших школьников внимание акцентируется на таком средстве, как виртуальные экскурсии.

Процесс формирования представлений очень сложный, он зависит от многих факторов, условий, в результате которого в сознании человека создается целостный образ объекта, ситуации, явления. Этот процесс имеет определенную структуру возникновения или по-другому еще можно назвать – этапы формирования. Выбор этапов формирования представлений обоснован мнением Марины Сергеевны Смирновой. Ниже, в схеме, отражены три основных этапа формирования представлений (рисунок 1).

Рис. 1. Этапы формирования представлений по М. С. Смирновой

Именно эти этапы лежат в основе методики организации виртуальной экскурсии по формированию представлений о традициях, обычаях, праздниках народов России.

М. С. Смирнова с коллегами выделяют следующие этапы формирования представлений:

  1. Ощущения: начальный этап, на котором органы чувств (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние) воспринимают отдельные свойства и признаки объекта.
  2. Восприятие: следующий этап, на котором происходит объединение отдельных ощущений в целостный образ объекта.
  3. Представление: этап, на котором происходит формирование вторичного образа объекта, то есть образа, который возникает в сознании без непосредственного воздействия объекта на органы чувств. 

Исходным моментом процесса формирования понятия является восприятие предметов или явлений всеми органами чувств. На органы чувств ребенка действует огромное количество факторов – звуковые, вкусовые, зрительные и т.д. Все эти факторы в итоге формируются в ощущения. «Наши органы чувств как бы разъединяют предметы и явления на соответствующие их части, свойства, признаки» [5, с. 104]. Все испытанные ощущения передаются в центр «вселенной», нашего организма, - в кору головного мозга. Учитывая тот момент, что в сознании человека все эти элементы, включая свойства, признаки, не могут находиться по отдельности, то говорят, что ощущения в целом синтезируются в восприятие, образуя некий единый образ. В отличие от ощущений, восприятие носит конкретный и целостный характер. По мнению Клепининой З. А и Аквилевой Г. Н., восприятие – чувственное отражение действительности, образ предмета или явления в его присутствии [5, с. 104]. Если на этом этапе восприятия человек максимально точно и конкретно сможет понять всю сущность изучаемого предмета или явления, то велика вероятность, что качественно будет усвоен следующий этап формирования представления. Поэтому очень важно, чтобы учитель обеспечил разностороннее восприятие предмета или явления, а главное богатое и точное. Это можно сделать через наблюдение объектов в реальности, на наглядных пособиях, проведение опытов, словесные характеристики и моделирование. Возможно организовать задания, которые заставят более подробно понаблюдать за предметом или явлением, включить сюда же уточняющие вопросы и задания, зарисовки по памяти. В качестве финального этапа формирования восприятия необходимо обозначить внешнее речевое действие, которое предполагает обозначение образа объекта каким-то словом или термином. Но стоит отметить, что восприятие трактуется двояко. Восприятие как процесс, ощущение, деятельность органов чувств и восприятие как образ предметов, результат обобщения ощущений [5, 106].   Восприятие, как результат обобщения ощущений, предполагает наличие следующего процесса синтеза, который предполагает переход восприятий в представления. В понимании Клепининой З. А и Аквилевой Г. Н. представление – тоже образ предмета или явления, но это образ в отсутствие последних [5, с. 85]. Важно помнить, что представления носят очень обобщенный характер, потому что в них могут отсутствовать какие-то детали как существенные, так и несущественные. Поэтому чем полнее и точнее восприятия, тем полнее и точнее представления. Стоит отметить, что представления могут образоваться в сознании человека не только как результат ощущений и восприятий, но и благодаря воображению. Но этот процесс не оправданный, он может протекать лишь в том случае, если ребенок ранее воспринимал реальное и у него в голове уже есть образы.

Напомним, что представления начинают формироваться после восприятия. Следующий момент – организация общения детей с предметами и явлениями природы. Здесь имеют место быть, непосредственно, наблюдения и эксперименты через натуральные объекты природы, изобразительное наглядное пособие.

С целью иллюстрации методики организации виртуальной экскурсии, посвященной формированию представлений о традициях, обычаях и праздниках народов России, представляется продукт, разработанный в рамках исследовательской работы на тему "Традиции, праздники, обычаи лезгин". Он был создан на платформе под названием «Prezi». Ниже представлена ссылка на методический продукт.

Ссылка: https://prezi.com/view/KDbIErrxHYs951gweaRw/.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод – роль представлений в процессе познания, в развитии воображения и творчества, в адаптации ребенка к окружающей среде велика. Как говорит Я. А. Коменский: «Все должно быть представляемо для восприятия внешним чувствам, а именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу и осязаемое – осязанию; если что-нибудь может быть воспринято несколькими чувствами, то и представляй этот предмет одновременно нескольким чувствам» [5, с. 105].

Список литературы

  1. Аверин Н. М. Традиция как фактор исторического развития / Н. М. Аверин // Философские традиции и современность. – 2012. - № 2. – С. 67-78.
  2. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С. 22.
  3. Гофман А. Б. Традиция, солидарность и социологическая теория. Избранные тексты / А. Б. Гофман. – М. : Нов. Хронограф, 2015. – 496 с.
  4. Лаптева Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массового праздника 1975. – С. 46
  5. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. учреждений высш. образования / 3. А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – 3-е изд., испр. – М = .: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с. – (Сер. Бакалавриат).
  6. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. Ю. Добротин, М. С. Смирнова, Н. А. Рыжова [и др.]; под общей редакцией 59 М. С. Смирновой. – Москва: Юрайт, 2016. – 306 с. – Текст: непосредственный.
  7. Нижечек В. И. Советское право в системе нормативного регулирования социалистических общественных отношений. Иркутск: Вост. – Сиб. кн. изд-во, 1973. 455 с.
  8. Традиция, солидарность и социологическая теория. Избранные тексты / Гофман А.Б. – Москва: Новый Хронограф, 2015. – 496 с.
  9. Федеральная рабочая программа предмету «Математика» для 1-4 классов образовательных организаций // URL: 09_ФРП_Окружающий-мир_1-4-классы.pdf  (дата обращения: 24.05.2025). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока кубановедения 4 класс, по теме:"Обычаи и праздники народов живущих на Кубани".

Данный урок знакомит учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививает любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывает патриотические чувства, у...

Презентация "Моделирование на уроках предметной области "Окружающий мир" , как средство формирования УУД "

Моделирование можно использовать практически на любом уроке окружающего мира. В своей педагогической деятельности стараюсь правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся. Глубокие знания, ма...

Статья "Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у младших школьников с ОВЗ"

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей с ОВЗ. Значение игры для психического развития ребёнка. Виды дидактических игр и методика их испол...

Традиции, обычаи и культура народов Кубани

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Формирование представлений о древних обычаях и обрядах чукотского народа через исследовательскую деятельность

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Культурное наследие чукчей....

Использование цифровых технологий на уроках окружающего мира как средство формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Использование цифровых технологий на уроках окружающего мира как средство формирования личностных универсальных учебных...

Таймлайн на уроках по предмету "Окружающий мир" как средство формирование умения поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста.

В статье рассказывает про плотформы Таймлайн, как средство формирования умения поиска и выделения необхлдимой информации...