Традиции, обычаи и культура народов Кубани
рабочая программа (2 класс)

Бойко Елена Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_obychai_i_kultura_narodov_kubani.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №31

имени В.В. Толкуновой

поселка Родники муниципального образования Белореченский  район

        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

"Традиции, обычаи и культура народов Кубани"

Ступень обучения (класс): начальное общее,

Количество часов: 34 часа            Уровень: базовый

Возраст обучающихся 8 - 9 лет

   

Программа разработана на основе авторской переработанной программы курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, допущенного Департаментом образования и науки к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Краснодарского края.

Учитель: Бойко Елена Анатольевна

                     

2019 – 2020г.

1. Пояснительная        записка

В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Программа кружка «Традиции, обычаи и культура народов Кубани» расширяет «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», так как она составлена на основе регионального компонента. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.

Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.

Программа «Традиции, обычаи и культура народов Кубани» рассчитана на детей 8-9 лет.

Срок реализации программы один год, занятия проводятся один  раза в неделю. Общий объем программы –  34 часа.

Особенность  программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.

  Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.

Данная цель направлена на решение следующих задач:

- дать знания об истории родной школы, поселка, района;

- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;

- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей Кубани;

- развивать эстетическое восприятие и чувства.

Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 34 занятия: 34 ч. (1 занятие в неделю).

       

2. Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

-  беседы;

- просмотр и обсуждение видеоматериала; 

- экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

- практические занятия: творческие конкурсы,  выставки; викторины; творческие проекты, презентации.

Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер, что предопределяется возрастными особенностями младших школьников.

3. Планируемые результаты

Прогнозируемые результаты:

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Белореченского района, Краснодарского края, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

 2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

В результате реализации  программы «Традиции, обычаи и культура народов Кубани» учащиеся познакомятся:

- с историей, традициями родной школы, района, края;

- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;

- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;

- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района, Кубани;

- посетят театры, музеи, памятники района, края;

- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;

- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:

- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;

- создание фотоальбомов;

- открытые занятия;

- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;

- итоговые концерты для родителей.

- проектная деятельность.

Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

4. Возрастная характеристика группы.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. В. А. Мухина считает, что младший школьный возраст это период от 6 до 10 лет, когда ребёнок проходит большой путь в своём индивидуальном развитии. Данный возраст считается наиболее восприимчивым для усвоения моральных знаний, так как в силу ограниченности нравственного опыта моральные знания являются регулятором духовно-ориентированного поведения, его мотивов.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении.

Младший школьник знает доступные его разуму нормы поведения, эти знания получены в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Младший школьник может проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

При работе над проблемами  воспитания младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности. Эти отличительные черты детской психики учитывают при разработке каждого отдельного занятия.

5. Тематический план программы

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час.

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Вводное занятие. Общее представление о работе  объединения

1

1

Знакомятся с целями и задачами проведения последующих занятий; слушают излагаемый учителем материал; участвуют в беседе.

2

Символика Кубани:

флаг, гимн, герб

3

2

1

Посещают школьный музей, где знакомятся  с символами Краснодарского края.

Изучают историю  рождения герба и флага Кубани, ее гимна.

Разучивают гимн Кубани.

3

Кубань на карте.

1

1

Рассматривают карту России, Краснодарского края. Работают по контурной карте - выделяют линию границы Краснодарского  края.

4

Богатства  Кубанской земли  (мини-проект)

3

2

1

С  помощью родителей подбирают изображения культурных растений,  сельскохозяйственных животных, полезных ископаемых,  промысловых рыб - все это составляет богатства Кубани.

5

Труженики Кубани (подготовка, проведение, анализ результатов экскурсии на предприятие)

6

2

4

Участвуют в экскурсии,  в подведении итогов.

6

Кто на Кубани живет?

2

2

Знакомятся с презентаций по теме занятия, обсуждают полученные сведения

7

Казаки - коренные жители нашего края. Занятие-встреча.

2

1

1

Слушают  сообщение педагога о казаках, проживающих на территории Кубани. Посещают школьный музей, где проводится встреча с представителем казачества.

8

Семья  казака: уклад и традиции

3

1

2

Знакомятся с презентаций по теме занятия. С помощью родителей работают над инсценировками  "Из жизни казачьей семьи", представляют  инсценировки одноклассникам.

9

Занятия и игры казачат

3

1

2

Знакомятся  занятиями и играми детей из казачьих семей, разучивают игры, играют.

10

Традиционные казачьи игрушки

2

1

1

Знакомятся с традиционными игрушками,  изготавливают тряпичную куклу

11

Занятие-выставка

2

2

Представляют изготовленные игрушки,  рассказывают о том, как играли ними.

12

Детский казачий фольклор:  песенки, потешки, прибаутки, заклички

2

1

1

С помощью родителей  подыскивают произведения детского казачьего фольклора, оформляют книжку-самоделку

13

Праздничные традиции жителей Кубани. Годовой  круг славянских праздников

2

2

Участвуют  в беседе о праздничных традициях на Кубани

14

Итоговое занятие "Казачьи посиделки"

2

2

Готовят праздник на основе  детского казачьего фольклора , приглашают на него родителей, участвуют в конкурсной программе

                                        Итого

33

18

16

6. Содержание программы

1. Вводное занятие. (1 ч.)

Дети знакомятся с целями и задачами проведения последующих занятий; слушают излагаемый учителем материал; участвуют в беседе.

2. Символика Кубани: флаг, гимн, герб. (3 ч.)

Посещение  школьного музея,  знакомство с символами Краснодарского края.  Изучение истории  рождения герба и флага Кубани, ее гимна. Разучивание гимна Кубани.

3.  Кубань на карте. (1 ч.)

Знакомство с картой России, Краснодарского края. Работа по контурной карте.

4. Богатства  Кубанской земли  (мини-проект). (3 ч.)

Подготовка и реализация проекта. Представление результатов.

5. Труженики Кубани. (6ч.)

Подготовка, проведение, анализ результатов экскурсии на предприятие.

6. Кто на Кубани живет? (2 ч.)

Презентация по теме занятия, ее обсуждение.

7. Казаки - коренные жители нашего края. Занятие-встреча. (2 ч.)

Посещение школьного музея, встреча с представителем казачества.

8. Семья  казака: уклад и традиции. (3 ч.)

Презентация по теме. Инсценировки  "Из жизни казачьей семьи".

9. Занятия и игры казачат (3 ч.)

Знакомство с  занятиями и играми детей из казачьих семей, разучивание и проведение  игр.

10. Традиционные казачьи игрушки. (2 ч.)

Изготовление тряпичной куклы.

11. Занятие-выставка. (2 ч.)

Выставка изготовленных игрушек.

12. Детский казачий фольклор:  песенки, потешки, прибаутки, заклички. (2 ч.)

Знакомство с произведениями детского казачьего фольклора. Оформление книжки-самоделки.

13. Праздничные традиции жителей Кубани. Годовой  круг славянских праздников (2 ч.)

14. Итоговое занятие "Казачьи посиделки" (2ч.)

Подготовка и проведение фольклорного праздника.

6.  Формы и виды контроля

1. Презентации проектной деятельности учащихся.

2.   Проведение фольклорных праздников.

3. Конкурсы и викторины.

4. Выставки творческих работ.

7. Методические рекомендации

При организации деятельности детей в объединении учитывается ряд психологических требований.

Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать развитие творческой активности младших школьников.

Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

Предлагаемая программа направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся 2 класса, что особенно ценно, так как в этот период осуществляется закладка основ  личности.

8. Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: пособие для общеобразовательной школы. -  Краснодар: ОИЦП "Перспективы образования", 2016.

1

2

Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. - Краснодар: Кубанькино, 2013.

1

3

Горлова И., Манаенков А., Лях В. Культура кубанских станиц. 1794 - 1917. Исторический очерк. - Краснодар: Южная звезда, 2013.

1

4

Иеромонах Дометиан (Маркарян),  Шаталова Н.М. Курс духовного краеведения. Православие: Кубань и Адыгея. - Майкоп, 2012.

1

5

Из культурного наследия славянского населения Кубани (материалы к лекционным курсам и практическим занятиям по дисциплинам "Фольклор и этнография казачества", "Фольклор и этнография восточных славян"). - Краснодар: Изд-во Краснодарского экспериментального центра развития образования, 2007.

1

6

Кашкаров А. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака).- М.: ЛитРес, 2015.

1

7

Мирук М. В., Еременко Е. Н., Чуп О. В. История и культура кубанского казачества. - Краснодар: Традиция, 2009.

1

8

Нестеренко В.Д. Наша родина – Кубань. - Краснодар: Традиция, 2017. 

1

9

Православие - духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения// Материалы к IV международной научно-практической конференции "Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества". - М.: Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством; УКИНО "Духовное преображение", 2014.

1

10

Ратушняк В.Н. Энциклопедия Кубанского казачества. - Краснодар: Традиция, 2011.

1

11

Ярешко П. В. Воинские песни казаков Кубани как отражение жизни казачьей общины// Культурная жизнь Юга России. - 2014. - №1 (52) - С. 104-107.

1

Технические средства обучения

1

компьютер

1

2

проектор

1

3

экран

1

4

фотоаппарат

1

Интернет-ресурсы

1

Сайт Отдела религиозного образования и катехизации Кубанской митрополии в помощь духовенству, педагогам и всем труженикам на ниве духовного просвещения// URL: http://pravkuban.ru/eparh/oroik/

2

Сайт Синодального комитета по взаимодействию с казачеством// URL: http://www.skvk.org

3

Сайт Кубанского казачьего войска// URL: http://slavakubani.ru

4

Сайт Министерства образования Краснодарского края// URL: http://www.minobrkuban.ru

5

Чурсина В.И. Православие как первооснова духовной культуры на Кубани// URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2835 

Календарно-тематическое планирование занятий

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час.

Количество часов

Дата проведения

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Вводное занятие. Общее представление о работе  объединения

1

1

11.09

2

Символика Кубани:

флаг, гимн, герб

3

2

1

18.09

25.09

02.10

3

Кубань на карте.

1

1

09.10

4

Богатства  Кубанской земли  (мини-проект)

3

2

1

29.10

16.10

23.10

5

Труженики Кубани (подготовка, проведение, анализ результатов экскурсии на предприятие)

6

2

4

06.11

13.11

20.11

27.11

04.12

11.12

6

Кто на Кубани живет?

2

2

18.12

7

Казаки - коренные жители нашего края. Занятие-встреча.

2

1

1

25.12

15.01

8

Семья  казака: уклад и традиции

3

1

2

22.01

29.01

05.02

9

Занятия и игры казачат

3

1

2

12.02

19.02

26.02

10

Традиционные казачьи игрушки

2

1

1

04.03

11.03

11

Занятие-выставка

2

2

18.03

01.04

12

Детский казачий фольклор:  песенки, потешки, прибаутки, заклички

2

1

1

08.04

15.04

13

Праздничные традиции жителей Кубани. Годовой  круг славянских праздников

2

2

22.04

29.04

14

Итоговое занятие "Казачьи посиделки"

2

2

06.05

13.05

                                        Итого

34

18

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии.

Уточнить и систематизировать знания об общепринятых праздниках.Формировать и развивать умение общения в паре и группе.Воспитывать интерес к истории и традициям России и Кубани....

Традициии, обычаи моего села, моего рода

История и традиция семьи Шамыкаевых...

Тема: Культура и быт народов Кубани

Тема: Культура и быт народов Кубани. Цель классного часа: формирование знаний  учащихся о культурных особенностях  народов Кубани, воспитание толерантного отношения к народам многонационал...

«Традиции, обычаи, национальные обряды, игры, праздники узбекского народа»

Задачи: - познакомиться с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми особенностями узбеков -  жителей нашей страны. - наглядно продемонстрировать культурное  своеобразие и богатство узб...

конспект урока по кубоновкедению «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».

Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей  принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; п...

Разработка урока кубановедения 4 класс, по теме:"Обычаи и праздники народов живущих на Кубани".

Данный урок знакомит учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививает любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывает патриотические чувства, у...

«Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани»

Воспитание у учащихся любви к своей малой Родине, чувства уважения к традициям других народов, проживающих на территории Краснодарского края; знакомство с обычаями и обрядами этих народов.  Воспи...