Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии.
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Чернобай Наталья Николаевна

Уточнить и систематизировать знания об общепринятых праздниках.

Формировать и развивать умение общения в паре и группе.

Воспитывать интерес к истории и традициям России и Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_tradicii_obychai_prazdnikirelikvii.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения

в 1 классе

по теме:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 ст.Каневской

Чернобай Наталья Николаевна

Цель урока: уточнить и систематизировать знания об общепринятых праздниках России и Кубани;

Планируемый результат: учащиеся уточнят и систематизируют знания об общепринятых праздниках России и Кубани;

Задачи: формировать и развивать умение общения в паре и в группе;

                развивать речь и кругозор детей;

               воспитывать интерес к истории и традициям Кубани и России.

Ход урока:

I Орг.  момент.

II Постановка учебной проблемы.

- Уточним знания об общепринятых праздниках, кубанских обычаях и традициях, связанных с ними.

III Актуализация знаний.

        1.8 Марта.

- Дома вы рисовали рисунки праздников. К какому празднику относится эта группа рисунков?

- 8Марта – любимый праздник всех девочек, девушек, мам, бабушек. Этот праздник светлый и радостный, как сама весна. Недаром об этом празднике сложено много стихотворений.

Послушайте стихотворение о 8 Марта.

В. Берестов

Восьмое марта.

Восьмое марта, праздник мам,-

тук-тук!- стучится в двери к нам.

Он только в тот приходит дом,

где помогают маме.

Мы пол для мамы подметём,

на стол накроем сами,

поможем ей сварить обед,

мы с ней споём, станцуем,

мы красками её портрет

в подарок нарисуем.

-Их не узнать! Вот это да!-

тут мама скажет людям.

А мы всегда, а мы всегда,

всегда такими будем!

- 8 Марта – замечательный праздник. Но вряд ли кто-нибудь из вас задумывался над тем, что означает этот праздник и почему именно этот, а не какой-нибудь другой день календаря у нас и в других странах называется Международным женским днём.

- Раньше во многих странах и в царской России считалось, что женщина не может овладеть сложным трудом, которым занят мужчина, а если и овладеет им, то всё равно не в полной мере, поэтому и зарплату должна получать ниже, чем мужчина.

- И вот однажды 8 Марта 1908 года работницы предприятия Нью-Йорка, доведённые до отчаяния, вышли на демонстрацию. Они не могли больше трудиться в невыносимых условиях по 12-14 часов в сутки и получать мизерную зарплату. Полиция попыталась разогнать женщин, но они не дрогнули и не отступили. Это заставило капиталистов пойти на уступки.

-2 года спустя в 1910 году в датском городе Копенгагене собралась международная конференция женщин. На неё съехались женщины из 16 стран. Была среди них женщина-россиянка Александра Михайловна Коллонтай.

- Присутствовала на этой конференции и выдающаяся деятельница международного рабочего движения Клара Цеткин. Она предложила отмечать ежегодно Международный женский день. А в память первого организационного выступления женщин в Нью-Йорке проводить его 8 Марта.

-Какие предметы считаются символом праздника? (цветы: тюльпаны, нарциссы, мимоза.)

( Выставить открытку с тюльпанами)

-Кого по традиции мы поздравляем в этот день?

          2.Пасха.

-К какому празднику нарисовали эти рисунки?

-Этому празднику более 100 лет. Он считается одним из главных православных праздников.

-Послушайте стихотворение А. Н. Майкова о Пасхе.

Христос Воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит;

Заря глядит уже с небес.

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес.

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идёт, полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

- У населения кубанских станиц были свои местные традиции, связанные с подготовкой к Пасхе и празднованием Пасхи.

-Во время Великого Поста казаки не носили нарядную одежду, дети и взрослые одевались опрятно и скромно, донашивали старые вещи. Строго соблюдался Пост. Некоторые исключения делались только для больных и детей. Усердно молились, регулярно посещали церковь.

-В нашей местности последние недели Великого Поста обычно совпадали с полевыми работами. Хозяйки старались посеять и посадить огородные культуры, в зависимости от сроков Пасхи, до вербной недели или после неё.

-В народе полагали, что овощи, высаженные на вербной неделе «будуть тянутьца ввэрх, як вэрба». Многие селяне и по сей день соблюдает эту традицию.

-Перед Пасхой хозяйки белили хату изнутри густым раствором глины, в которую добавляли много синьки;  стирали и крахмалили оконные занавески, скатерти, салфетки, надевали вышитые наволочки на подушки. У кого была возможность, «справляли новую одегачку и обувачку» или приводили в порядок старую.

-Какие вещи можно назвать символами Пасхи? (куличи, пасхи, крашеные яйца, веточки вербы)

(Выставить открытку к Пасхе)

-Какие традиции праздника вы знаете? (катать яйца, приветствие «Христос Воскресе!»

     3.День рождения.

-К какому празднику нарисованы эти рисунки?

-Этот праздник любят все жители нашей планеты. И, наверное, самая главная причина, что в этот день люди, у которых день рождения получают…(подарки).

-Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Подарки».

-Когда в семье рождается ребёнок, это огромное счастье для родителей.

-Наверное, такие счастливые папы и мамы придумали вспоминать этот радостный день и когда малышу исполняется годик, и два, и три.

-Так возник праздник, день и месяц которого у каждого жителя планеты свой.

-Об этом чудесном празднике даже есть песня. Давайте её споём и станцуем.

IV. Физминутка под песню « Пусть бегут неуклюже».

V.Продолжение темы.

-Какие же предметы можно назвать символами этого праздника? (торт со свечами, букет цветов, подарки в упаковке.)

(Выставить открытку)

     4. Задание в тетради «Торты».

-Какие традиции праздника вы знаете? (задувать свечи на торте, дарить подарки, дёргать за уши).

- Выполните задание с тортами.

    5. 9 мая.

-К какому празднику эти рисунки?

-9 Мая называют праздником со слезами на глазах, потому что в этот день мы отмечаем победу над фашистами, которая досталась народу большой ценой-гибелью огромного количества людей.

-Послушайте стихотворение Е. Гарбуз «День Победы».

Тот гордый, славный День Победы!

Как он далёк от нас теперь,

Нет никого, кто не изведал

Великой горечи потерь.

Война гремела по дорогам

И сиротила матерей.

В сердцах отцов жила тревога

За повзрослевших вдруг детей.

Четыре долгих, трудных года

Солдаты мерили войну.

Боролись люди и природа,

Чтоб снова Мир пришёл в страну.

…Омытый кровью и слезами

Настал заветный майский день.

И светит солнце вновь над нами,

Как радость, буйствует сирень.

-Война 1941-1945 года отгремела много лет назад.  Ваши родители не помнят эту войну. Её помнит лишь старшее поколение - ваши прабабушки и прадедушки, которых осталось в живых не так уж и много. Мы знаем об этой войне лишь по фотографиям и фильмам.

-И о членах своей семьи, воевавших 60 лет назад с фашистами, вы знаете по их фотографиям.

-Фотографии фронтовиков - это семейные реликвии, которые каждая семья бережно хранит.

(Рассматривание фотографий.).

-Какие же предметы можно назвать символами этого праздника? (медали, Георгиевская лента, автомат, каска)

 (Выставить открытку к 9 Мая)

-Какие традиции праздника вы знаете? (поздравлять ветеранов, возлагать цветы к Вечному огню).

   6. Новый год.

-К какому празднику эти рисунки?

Новый год - один из самых любимых и долгожданных праздников.

-Послушайте стихотворение про Новый Год.

-К Новому Году готовятся заранее: покупают подарки под ёлочку, ёлочные игрушки, украшения для дома, дети учат стихи и песни.

VI. Физминутка под песню « В лесу родилась ёлочка» ( хоровод с движениями).

-В нашем классе тоже появилась ёлочка.

-Под Новый Год существует традиция загадывать желание.

-Давайте и мы загадаем, а чтобы оно сбылось, украсим ёлочку снежинками.

-Какие ещё традиции праздника вы знаете? (украшать ёлку, вешать гирлянды).

- А символы праздника? (ёлка, Дед Мороз, снежинки).

(Выставить новогоднюю открытку )

VII. Обобщение. Работа в тетради и на доске (соотнести времена года с праздниками)

VIII. Итог урока.

- Какие общепринятые праздники России и Кубани вы запомнили?

- Какие вы любите больше всего? Почему?

-В канун нового года - новогодние  открытки за хорошую работу, чтобы урок запомнился. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Семейные традиции"

Сценарий праздника "Семейные традиции" содержит в себе разработку мероприятия для учащихся начальной школы, в частности для учащихся 4го класса....

Традициии, обычаи моего села, моего рода

История и традиция семьи Шамыкаевых...

«Традиции, обычаи, национальные обряды, игры, праздники узбекского народа»

Задачи: - познакомиться с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми особенностями узбеков -  жителей нашей страны. - наглядно продемонстрировать культурное  своеобразие и богатство узб...

Сценарий праздника «Зачин дело красит»(традиции, обычаи и обряды наших предков)

Праздник о традициях, обычаях и обрядах наших предков....

Семейные традиции и праздники

Знакомство с емейными традициями....

конспект урока по кубоновкедению «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».

Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей  принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; п...

« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.

Научить детей и взрослых правильному осознанному,  нравственно-направленному, использованию свободного времени....