Специальная индивидуальная программа развития.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП образования обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) |
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей протокол № ___ от «__»__________ 20___г. | УТВЕРЖДЕНО распоряжением № ______ от «__»____________ 20___ г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося Куприянова Антона
Разработал: учитель- дефектолог
Крылова Юлия Анатольевна
Срок реализации программы: 1 год
2024 г.
1.Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Куприянов Антон Вячеславович
Возраст ребенка: 11 лет (07.08.2014)
Место жительства: п. Ефимовский, улица Школьная, дом 7
Мать: Куприянова Светлана Юрьевна (умерла)
Отец: нет (справка Ф – 25 от 31.01.2011 г.)
Год обучения в ГКОУ «Ефимовская коррекционная школа - интернат»: 5
Ступень обучения: начальная
Заключение ПМПК: протокол № 772/15 от 21 мая 2018 г.. Тотальное недоразвитие высших психических функций средней степени. Выраженное тотальное снижение познавательной активности. Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Нарушение зрения. Нуждается в социальном обеспечении, социальной адаптации. Нуждается в специальных условиях для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подлежит обучению по специальной индивидуальной программе развития на основе адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка- инвалида.
2.Психолого-педагогическая характеристика.
Антон обучается по специальной индивидуальной программе развития. Правила ученика знает, принимает и старается выполнять.
Мелкая и общая моторика находится в стадии формирования. Движения неловкие, неточные. Обводит по контуру, штрихует с большой неточностью, закрашивает быстрыми движениями, выходит за контур. Плохо видит.
Во время занятий работает сосредоточенно, может отвлечься на внешние раздражители. Задания на уроках выполняет, на вопросы отвечает. Утомление наступает в середине занятия. Плохо контролирует свои эмоции. Раскачивается на стуле, сосет пальцы, лежит на диване.
Антон идет на контакт со взрослыми. Очень огорчается, когда делают замечания (обижается, кричит). Любит что-то конструировать из бумаги (разрезает ножницами, клеит, обыгрывает), но если что-то не получается, все рвет, мнет, кричит и выкидывает. Складывает самолетик из бумаги, пускает его по классу. Предпочитает играть один, в коллективные игры не играет.
Навязчивый. Может долго и неоднократно повторять один о тот же жест, слово или звукоподрожание. Присутствует частая смена настроения: плачет, капризничает, кричит. Может толкнуть одноклассника или что-то отобрать, но при просьбе вернуть, отдает обратно.
Математика. Понимает понятия «большой- маленький», «вверху – внизу», «высокий- низкий», «длинный- короткий», «справа- слева», «широкий- узкий». Знает геометрическую фигуру – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Показывает цифру 1,2,3,4, 5, соотносит с количеством предметов. Понимает задание – закрась (нарисуй) столько, сколько скажу; соотнеси цифру с количеством предметов. Находит изученные цифры среди других цифр. Собирает картинку из 4-6 частей. Решает простые арифметические задачи с помощью наглядности.
Речь. В речи появилось много новых слов. Может произнести простое предложение.. Различает изученные буквы А, У, О, Ы, М, С, Ш, Х, И находит среди других букв. Слышит и различает звуки в начале слова. Составляет открытые слоги, различает их. Ошибается в составлении закрытых слогов. Знает, как выглядит слово АНТОН, находит его среди других имен. Понимает изученные сказки, может с небольшими ошибками выстроить последовательность сказки с помощью картинок.
Окружающий мир. Различает изученные домашние и дикие животные, фрукты и овощи предметы посуды, мебели, транспорта, бытовую технику. Различает времена года, признаки времен года, части суток.
Свои желания и потребности выражает с помощью слов и мимики. Понимает обращённую речь. Выполняет простые речевые инструкции. Помогает по классу.
Антон соблюдает нормы личной гигиены, умывается, одевается самостоятельно, помощь не требуется. Не любит, когда трогают его вещи, переживает за них. Любит порядок в своих вещах, никому не дает их трогать.
Посещает занятия с логопедом и психологом.
Таким образом, наблюдается грубая задержка развития. Необходимо восполнение пробелов знаний и умений посредством систематических коррекционно-развивающих занятий со специалистами с учетом индивидуальных особенностей.
Приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия:
- Базовые учебные предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», «Домоводство», «Музыка и движение», «Изобразительная деятельность», «Адаптивная физкультура», «Игрокоррекция».
- Коррекционные направления: «Сенсорное развитие», «Предметно- практические действия», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».
3.Индивидуальный учебный план на 2024 – 2025 учебный год
Учебный план реализуется на основе СИПР, учитывая психофизические особенности и возможностям учащегося.
Распределение по предметам осуществляется в пределах, установленной недельной нагрузки, учитывая состояние здоровья и возможности ребенка.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебные предметы, коррекционные курсы | Групповые занятия | Индивидуальные занятия | ||
учитель | учитель-логопед | педагог- психолог | ||
Речь и альтернативная коммуникация | 2 | |||
Математические представления | 2 | |||
Окружающий природный мир | 2 | |||
Человек | 1 | |||
Домоводство | 5 | |||
Окружающий социальный мир | 2 | |||
Музыка и движение | 2 | |||
Изобразительная деятельность | 3 | |||
Адаптивная физкультура | 2 | |||
Игрокоррекция | 2 | |||
Сенсорное развитие | 2 | |||
Предметно- практические действия | 3 | |||
Двигательное развитие | 1 | |||
Альтернативная коммуникация | 2 | |||
Всего | 27 | 2 | 2 | |
Итого: 31 | ||||
4. Содержание образования.
4.1. Базовые учебные действия.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками. | ||
2.Формирование учебного поведения: -умение выполнять инструкции педагога; -использование по назначению учебных материалов; -умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | ||
3.Формирование умения выполнять задание: -в течение определенного периода времени, -от начала до конца, -с заданными качественными параметрами. | ||
4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д. |
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Речь и альтернативная коммуникация | ||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации -задает вопросы предложением; | ||
-поддерживает простой диалог на заданную тему; | ||
-умеет различать изученные эмоции | ||
Импрессивная речь -понимает простые предложения - понимает сложные предложения | ||
- понимает слова, указывающие на предмет, его признак (мой, твой, его) | ||
-понимает слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, над, под и т.п.) | ||
- понимает содержание текста, сказки | ||
Экспрессивная речь Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации - употребляет слова, обобщающие предмет, обобщающие предметы, действия предметов, признак предметов, состояние -восстанавливает пройденные сказки по сюжетным картинкам | ||
-употребляет предложения | ||
-отвечает на вопросы по содержанию текста | ||
-составляет рассказ по сюжетным картинкам | ||
Чтение и письмо - узнает (различает) звуки и буквы алфавита -слышит и различает звуки в начале, в середине и в конце слова | ||
-умеет выполнять графические и конструктивные действия, задания | ||
-умеет читать открытые слоги -умеет читать закрытые слоги |
Математические представления | 1 полугодие | 2 полугодие |
Количественные представления - различает изученные множества («много», «мало», «пусто», «столько же», «больше», «меньше», «одинаково», «поровну») | ||
- узнает изученные цифры, обозначает числом в пределах 7 -знает состав чисел в пределах 7 | ||
- соотносит количество предметов с числом, -умеет считать в прямой последовательности до 7 -умеет считать в обратной последовательности от 7 до 1 -различает порядок следования: первый, второй,….последний. | ||
-умеет записать арифметический пример на сложение и вычитание | ||
-умеет решать задачи в пределах 7 | ||
-узнает и различает достоинства монет (1 руб., 2 руб., 5 руб.) | ||
Представления о форме -различает изученные геометрические фигуры, -соотносит форму предмета с геометрической формой, фигурой | ||
- сравнивает предметы по величине способом приложения (приставления), -различает понятия: точка, линия. | ||
Представления о величине - сравнивает и различает предметы по изученным величинам большой - маленький, длинный –короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. | ||
-составляет упорядочный ряд по убыванию( по возрастанию) | ||
-узнает и различает шкалы делений на линейки в пределах 7см | ||
-умение измерять предметы с помощью линейки в пределах 7см | ||
Представления о пространстве - располагает предметы в пространстве -определяет месторасположения предметов в пространстве близко - далеко; вверху - внизу; впереди - сзади; право- лево, посередине, в центре, на, в, за, перед, над, под, между. - ориентируется на плоскости: вверху, внизу, в середине. | ||
Временные представления -узнает (различает) части суток -узнает (различает) времена года -знает последовательность дней недели -различение понятий вчера, сегодня, завтра |
Окружающий природный мир | 1 полугодие | 2 полугодие |
Растительный мир -различает изученные растения, части растения | ||
-различает изученные съедобные и несъедобные грибы | ||
-различает признаки времен года | ||
-различает изученные цветы | ||
-различает изученные деревья | ||
-различает понятия сад и огород | ||
Животный мир -знает строения животного -различает изученных домашних и диких птиц | ||
- различает перелетных и зимующих птиц | ||
-различает и узнает животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса | ||
-различает и узнает животных, обитающих в природных зонах холодного пояса | ||
-различает изученных насекомых | ||
-различает и узнает речных рыб | ||
-различает и узнает морских обитателей | ||
Объекты природы -узнает и различает изученные объекты природы Солнце, луна, небо и земля, вода, огонь. | ||
-знает свойств воды, огня, почвы, значение в жизни человека, в природе. | ||
Временные представления -различает изученные явления природы(дождь, снегопад, гроза, радуга, гром, ветер, метель, листопад, лед). | ||
-различает времена года | ||
-различает, называет месяцы |
Человек | 1 полугодие | 2 полугодие |
Представления о себе - различает изученные части тела и лица -знает строение человека (скелет, мышцы, кожа) -различает внутренние органы человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок); -знает назначения внутренних органов; -знает возрастные изменения человека. | ||
Гигиена тела -соблюдает последовательность при утреннем и вечернем туалете; - соблюдает правила личной гигиены в течении дня; - знает предметы и средства гигиены | ||
Обращение с одеждой и обувью - различает виды одежды, обуви, головных уборов; - соблюдает правила по уходу за одеждой и обувью; - соблюдает правила при ремонте одежды (пришивание пуговицы). | ||
Прием пищи - различает продукты, которые едят с помощью ложки - с помощью вилки, -руками -знает правила при работе с ножом. | ||
Семья - различает детей и взрослых и их социальные роли |
Окружающий социальный мир | 1 полугодие | 2 полугодие |
Школа - соблюдает распорядок школьного дня; -знает правила поведения в школе, в классе, на перемене; -знает правила дежурного, его обязанности; -различает педагогов и воспитателей школы; -различает сотрудников школы. | ||
Квартира, дом, двор - различает части дома, типы домов; - различает помещения квартиры; -знает функциональное назначения помещений квартиры; -различает коммунальные удобства (отопление, водоснабжение, электроснабжение); -знает и соблюдает правила безопасности и поведения во время чрезвычайных ситуаций | ||
Предметы быта - различает и знает назначение электроприборов; -знает правила техники безопасности при использовании электробытовым прибором; - различает и знает назначение предметов мебели; - различает и знает назначение предметов; -различает и знает назначение предметов интерьера (скатерть, ваза, люстра, зеркало, т.п.). | ||
Продукты питания - различает напитки по внешнему виду, на вкус; - различает молочные продукты, правила хранения; - различает мясные продукты, правила хранения; - различает мучные изделия, правила хранения; - различает кондитерские изделия, правила хранения; -различает рыбные продукты, правила хранения; -различает крупы, правила хранения. | ||
Предметы и материалы, изготовленные человеком -узнавание предметов, изготовленных из бумаги, свойства бумаги; -узнавание предметов, изготовленных из дерева, свойства дерева; -различение инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор); -узнавание предметов, изготовленных из ткани, свойства ткани; -узнавание предметов, изготовленных из стекла, свойства стекла; -узнавание предметов, изготовленных из металла, свойства металла; -узнавание предметов, изготовленных из пластмассы, свойства пластмассы; | ||
Поселок - различает здания поселка; - различает профессии (врач, продавец, шофер, библиотекарь, учитель, повар, уборщица, охранник, почтальон, строитель); - различает части территории улицы (проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка); -узнает дорожные знаки; -знаеет правила перехода улицы. |
| |
Транспорт - различает наземный, воздушный, водный, специальный транспорт; -знает назначения наземного, воздушного, водного, специального транспорта; -знает правила поведения в общественном транспорте (в автобусе). | ||
Страна -знает названия государства, в которой мы живем, символику, столицу; -узнает Кремль и Красную площадь. | ||
Праздники -узнает и различает праздники (Новый, год, Масленица, День космонавтики, Пасха, 8 марта, 23 февраля, 9 мая |
Изобразительная деятельность | 1полугодие | 2полугодие |
Лепка - отрывает, откручивает кусочек материала от целого куска, -отрезает кусочек материала стекой, - катает колбаски (на доске, в руках), - катает шарики (на доске, в руках), - расплющивает материал между ладонями, пальцами, на доске, - соединяет детали изделия прижатием, примазыванием, прищипыванием, -размазывает пластилин по шаблону, внутри контура, -дополняет изделия мелкими деталями, - анализирует образц (выделение составных частей), - умеет лепить предметы из одного (нескольких) частей. | ||
Аппликация - узнает (различает) разные виды бумаги: картон, цветная бумага, -сгибает лист бумаги пополам, вчетверо, по диагонали, -заготавливает отдельные детали, соединяет детали между собой, - намазывает всю (часть) поверхности клеем, - разрезает бумагу ножницами по прямой, по контуру, - собирает изображения объекта из нескольких частей, составляет композицию из вырезанных деталей по образцу; - соблюдает последовательность действий при изготовлении аппликации. | ||
Рисование - узнает (различает) материалы и инструменты, используемые для рисования - знает приемы рисования карандашом, красками, - соблюдает последовательность действий при работе с красками, - выбирает цвета для рисования, - рисует точки, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, - закрашивает внутри контура, штрихует, -рисует орнамент в полосе, в квадрате, в круге, -рисует с помощью нетрадиционных техник, - рисует по образцу. |
Игрокоррекция | 1полугодие | 2полугодие |
-понимает словесные обозначения выполняемых действий, - владеет последовательными действиями, характерными для определенных ролей, -выполняет игровые действий совместно с взрослым, с детьми и по подражанию; - использует речевые и неречевые средства в процессе игры, - включается в игровую деятельность, - организует игровое пространство, - выполняет разнообразные последовательные игровые действий, - подбирает и изготовляет простейшие атрибуты для игр, -использует в игре различные предметы – заменители; - выполняет постройки из строительного материала и использует их в игре. |
4.3 Нравственное развитие
-Способность замечать и запоминать происходящее, замечая какие события, изменения происходят в жизни;
-Умение выражать свои желания, делая выбор;
-Контролирование своих эмоции и поведение (Доброжелательное отношение к окружающим);
-Усваивание правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе.
-Умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых невербальных форм общения;
-Доверительно отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).
4.4Экологическое воспитание и здоровый образ жизни
-Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
-Интерес и бережное отношение к природе (не раскидывать мусор, не ломать деревья и др.);
-Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья
-Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях (при пожаре)
4.5 Программа внеурочной деятельности
Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, проекты, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы и др.
Задачи внеурочной деятельности:
-развитие творческих способностей;
-развитие интересов, склонностей, способностей к различным видам деятельности;
-создание условий для развития индивидуальности ребенка;
-формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме.
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
-учитель класса Крылова Ю.А. «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Человек», «Окружающий природный мир», «Изобразительная деятельность»,
-учитель-дефектолог Логиненкова Ю.А. «Предметно-практическая деятельность», «Двигательное развитие»
-учитель музыки Исляева Н.А.– «Музыка и движения»,
-учитель физкультуры Силивоненко В.Ю.– «Адаптивная физкультура»,
-логопед – Крылова Ю.А. «Альтернативная коммуникация»
-педагог- психолог – Сергеева И.В. «Сенсорное развитие»
-воспитатели – Дадыкина М.В., Никифорова М.Е. «Внеурочная деятельность»
-медицинский работник
6.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи
Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
Набор пиктограмм; конструктор «Лего».
Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
Предметные и сюжетные картинки; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, операций самообслуживания; тренажеры для обучения обращения с одеждой о обувью, посудой.
Природный материал, наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки), муляжи овощей и фруктов; сюжетные картинки с изображениями действий, операций по уходу за растениями и животными; изображения сезонных изменений в природе.
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, футбольный мяч, трехколесный велосипед, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, шведская стенка, шариковый бассейн.
Музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты.
Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.
7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | - |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | зп |
- с частичной помощью взрослого | чп |
- действие по подражанию | п |
- действие по образцу | о |
-самостоятельно с ошибками | сш |
- полностью самостоятельно | + |
Сформированность представлений | |
1.Представления отсутствуют | - |
2.Не выявить наличие представлений | ? |
3.Представления на уровне -использование по прямой подсказке -использование с косвенной подсказкой -самостоятельное использование | пп п + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТМНР.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития первого коррекционного класса на дому
Хочу поделиться своей разработкой. Программа с тематическим планированием....

Специальная индивидуальная программа развития
Индивидуальная рабочая учебная программа для ребенка с ДЦП...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 8 класс, II вариант/рецензия
Специальная индивидуальная программа........
