Рабочая программа по внеурочной деятельности. Орлята России. 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Орлята России. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._orlyata_rossii.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол №  1  от 31.08.2023г.

Руководитель МО ______

Байрамгулова Л.Я.

Согласовано

на заседании методического совета

Протокол №_1_от 31.08.2023г.

Руководитель МС ______Выдрина С.Ф.

Утверждено

Директор МБОУ «СШ№25»

________Н.Ф.Белавина

Приказ №543 от 31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Орлята России»

2 класс

на 2023 -2024 учебный год

Составитель:

Соловьёва Алёна Александровна,

учитель начальных классов

г. Нижневартовск, 2023

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

1)  Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

2) Учебно-методического комплекса к Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.

3)  Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; 

Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.

 Задачи курса:

1.   Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.

2.    Воспитывать уважение к духовнонравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.

3.  Формировать лидерские качества и умение работать в команде.

4.  Развивать творческие способности и эстетический вкус.

5.  Воспитывать      ценностное    отношение     к          здоровому      образужизни, прививать интерес к физической культуре.

6.   Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.

7.     Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.

8.    Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.

Общая характеристика курса «Функциональная грамотность»

Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.

Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.

Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.

Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.

Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.

Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.

Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!

Методологической основой

В процессе занятий используются различные формы:

репродуктивно-поисковые - с элементами нестандартных приемов;

дифференцированно-групповая (организация групп обучающихся с различными учебными возможностями);

индивидуализированная (обучающиеся выполняют задания, соответствующие их учебным возможностям).

Для более эффективной реализации программы «Орлята России» предлагается использовать различные формы занятий: беседы, экскурсии, игры, викторины, встречи со старожилами, праздники, работа в музее.

Место учебного курса «Функциональная грамотность» в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение курса Введение в экономику во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации рабочей программы 1 год.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания.

 Личностные результаты:

Обучающийся научится:

-формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-  формировать гуманистические   и  демократические ценностные ориентации,

- овладевать начальными   навыками адаптации в динамично изменяющемся и  развивающемся мире;

 Обучающийся получит возможность научиться:

-  развитию самостоятельности, личной  ответственности за    свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

-   формировать навыки сотрудничества со взрослыми  и  сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формировать  безопасный, здоровый образ жизни ;

- мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к  материальным и  духовным ценностям;

-формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

 Метапредметные результаты

У ученика будут сформированы коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

-    владению методами поиска, переработки, хранения и передачи информации;

умению слушать собеседника и вести диалог;

-    умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-   умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- Обучающийся получит возможность научиться:

 

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- умению использовать речевые средства и средства информационных и  коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-умению определять общую цель и пути ее достижения.

У ученика будут сформированы познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления по родовидовым признакам;

-  устанавливать аналогии и причинно- следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

-  работать с таблицами, картами, схемами;

- умению кодировать и декодировать информацию .

У ученика будут сформированы регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

 - планировать свою деятельность;

- осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности;

- Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать причины    своего успеха/неуспеха

 Предметные результаты

Обучающийся научится:

- использовать действия с языковыми единицами для решения познавательных, практических и коммуникативных задач ;

- самостоятельно выбирать интересующую литературу;

-пользоваться справочными источниками для понимании и получения дополнительной информации;

-применять  математические знания для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач;

- выполнять элементарные правила экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и людей,

- Обучающийся получит возможность научиться:

- элементарным способам изучения     природы и обществ(наблюдению, записи,              измерению,      опыту, сравнению, классификации и др., с получением информации из семейных архивов,         от          окружающих людей, в открытом информационном пространстве) ;

- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

- практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности,  а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая     фотография, видеозапись,          элементы мультипликации и пр.);

- использовать приобретенные знания      и умения        для      творческого решения несложных творческих, технологических и организационных задач. 

 

Содержание курса внеурочной деятельности

В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок России».

Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.

1.      Трек «Орлѐнок – Лидер»

  Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.

В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.

2.  Трек «Орлѐнок – Эрудит»

  Ценности, значимые качества трека: познание.

Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.

– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.

3.  Трек «Орлѐнок – Мастер»

  Ценности, значимые качества трека: познание

В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.

4.  Трек «Орлѐнок – Доброволец»

   Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.

Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.

5.  Трек «Орлѐнок – Спортсмен»

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.

Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

6.  Трек «Орлѐнок – Эколог»

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.

8.Трек  «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.

Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.

Основная смысловая нагрузка трека:

Я – хранитель традиций своей семьи.

Мы (класс) – хранители своих достижений.

Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Орлята России», (34 часа, 1 ч. в неделю) 2 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы проведения

Дата проведения

Причина корректировки

по плану

по факту

Старт программы – 4 ч

1.

Встреча с игрой

1

беседа

07.09

 

2.

Интеллектуально-познавательные игры

1

дискуссия

14.09

 

3.

Подвижные игры

1

дискуссия

21.09

 

4.

Вводный «Орлятский урок»

1

игра

28.09

 

Орлѐнок – Лидер – 4 ч

5.

Лидер – это… Я могу быть лидером. Как стать лидером?

1

диалог

05.10

 

6.

 В команде рождается лидер.

1

беседа

12.10

 

7.

КЛАССный выходной

1

беседа

19.10

 

8.

Встреча с тем, кто умеет вести за собой. Итоги трека «Мы дружный класс!

1

викторина

26.10

 

Орлѐнок – Эрудит – 4 ч

9.

Кто такой эрудит? Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать». Я – эрудит, а это значит…

1

дискуссия

09.11

 

10.

Развиваемся, играя! КТД «Что такое? Кто такой?»

1

игра

16.11

 

11.

ВоображариУМ. Могу быть изобретателем!

1

игра

23.11

 

12.

Итоги трека «На старте новых открытий»

1

викторина

30.11

 

Орлѐнок – Мастер 4 ч 

13.

Мастер – это… Мастерами славится Россия. Мастер – это звучит гордо!

1

дискуссия

07.12

 

14.

От идеи – к делу! КТД «Классный театр».

1

беседа

14.12

 

15.

В гости к мастерам. Город Мастеров

1

дискуссия

21.12

 

16.

Путь в мастерство» – подводим итоги

1

дискуссия

28.12

 

Орлѐнок – Доброволец – 4 ч 

17.

От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно!

Добровольцем будь всегда!

1

дискуссия

11.01

 

18.

С заботой о старших. КТД «Создай хорошее настроение»

1

диалог

18.01

 

19.

КТД «Братья наши меньшие»

1

беседа

25.01

 

20.

КТД «Коробка храбрости». «Портрет добровольца»  итоги трека

1

беседа

01.02

 

Орлѐнок – Спортсмен – 4 ч 

21.

Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!

Должен быть режим у дня

1

игра

08.02

 

22.

О спорт, ты – мир! Готовимся к спортивным состязаниям

1

дискуссия

15.02

 

23.

Сто затей для всех друзей. Быстрее! Выше! Сильнее!

1

игра

22.02

 

24.

Спортивная игра «У рекордов наши имена». «Азбука здоровья» - итоги трека

1

игра

29.02

 

Орлѐнок – Эколог – 3 ч 

  25.

ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете. Каким должен быть  настоящий эколог? Что должен знать и уметь эколог?

1

 беседа

07.03

 

  26.

Экология на практике. Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом

1

дискуссия

14.03

 

  27.

«Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека

1

беседа

21.03

 

Старт программы – 4 ч

  28.

Орлѐнок – Хранитель исторической памяти. Кодекс «Орлѐнка – Хранителя»

1

дискуссия

 

 29.

Хранитель семейных традиций. Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны

1

игра

 

  30.

Расскажи мне о России. Историческое чаепитие

1

дискуссия

 

  31.

«Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека

1

диалог

 

Подведение итогов – 3 ч

32.

Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году

1

беседа

 

33.

Интеллектуально-познавательные игры

1

викторина

 

34.

Подвижные игры

1

игра

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2 класс

В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России » для 1 класса начального общего образования на 2023/2024 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Кит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Орлята России" 1 класс

Внеурочная деятельность в 1 классе, 1час в неделю...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Орлята России" 3 класс 2024-2025 учебный год

В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для 1-4 классов начального общего образования

Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»...