Выступление по теме "Развитие познавательных способностей учащихся на занятиях курса «Академия знатоков»
статья

Савенкова Наталья Александровна

  В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти …. хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. В.А. Сухомлинский

    Наше время - это время перемен. Сейчас стране  нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  познавательных способностей учащихся

на занятиях курса «Академия знатоков»

             

(презентация опыта: Савенковой Н.А. и Козловой Л.А.)

  В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти …. хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. В.А. Сухомлинский

    Наше время - это время перемен. Сейчас стране  нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

   Образование вне урока – это мир творческого самовоплощения каждого ребенка, мир возможностей, в котором можно проявить себя, раскрыть свои таланты и поделиться собственными идеями.

Перед каждым педагогом встает очень серьезный вопрос: как сделать так, чтобы у ребенка возникло то самое сокровенное желание раскрыть собственное «я», задержавшись после уроков для того, чтобы окунуться в мир вдохновения и самосовершенствования. 

Во внеурочной деятельности мы решили проводить курс «Академия знатоков».

 Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностики было выявлено, что у ряда учащихся при высоком показателе развития мышления недостаточно развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение и быстрота реакции – а ведь именно эти качества необходимы ученику в образовательном процессе.

Мы разработали  программу учебного курса «Академия знатоков» на основе авторской учебной программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей требованиям ФГОС.

Цель данного курса - развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Во время занятий у ребёнка формируется интерес, происходит развитие самосознания, самоконтроля, самооценки.

На каждом занятии проводится самостоятельное решение детьми поисковых задач, после которого проводится коллективная проверка решения. В курсе используются задания разной сложности, поэтому дети могут почувствовать уверенность в своих силах.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях нами применяются занимательные и логические задачи и упражнения, вопросы, загадки, ребусы, кроссворды. Часто дети самостоятельно по своей инициативе готовят задания занимательного плана, что позволяет им почувствовать себя уверенными, развивают любознательность, расширяют кругозор.

Кроме того, в системе занятий реализуется принцип «спирали», когда происходит возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

При выполнении каждого из заданий, имеющихся в тетрадях, происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Поэтому все задания условно можно разбить на несколько групп:

– задания на развитие внимания;

– задания на развитие памяти;

–задания на совершенствование воображения;

–задания на развитие логического мышления.

Мы используем  следующие модели занятий:

–«Мозговая гимнастика»;

–Разминка;

–Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения;

–Весёлая переменка;

–Логически-поисковые и творческие задания.

На занятиях решаются логические задачи с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Появляются задачи из комбинаторики.

В работе используется коллективная, групповая и индивидуальная формы работы в зависимости от вида упражнений и цели их проведения. Что самое интересное: нередко занятия проводим в составе двух групп из наших классов. Дети готовы и хотят выполнять коллективные творческие задания, любят участвовать в интеллектуальных играх , конкурсах в командах.

Особенно ребятам интересно заниматься конструированием: работать с китайской головоломкой «Танграм». Работая в парах, в группах, дети составляют разнообразные предметы, силуэты животных по заданным схемам. На первом этапе - это работа по образцу, в дальнейшем – самостоятельно создают свои модели.

В своей практике мы используем методический прием Э. де Боно «Шесть шляп». 

Эдвард де Боно говорил: «Шесть шляп позволяют нам дирижировать оркестром своих мыслей и предназначены для

повышения эффективности мышления».

Предысторией послужила экскурсия ребят наших классов в театр фокусов «Самокат», где ребята познакомились с фокусами с волшебными шляпами. Продолжением этого послужила притча. Познакомив ребят с притчей, мы смастерили 6 шляп.

Каждый из участников надевает шляпу определенного цвета и говорит о проблеме, исходя из особенностей типа мышления, присущего представляемой им роли.

Ролевые модели:

Белая шляпа-  информация.

Красная шляпа- интуиция.

Черная шляпа- пессимист.

Желтая шляпа- оптимист.

Зеленая шляпа- практик.

Синяя шляпа- организатор.

При решении задачи
Мы, бывает, чуть не плачем.
Чтобы чувства не задеть,
Нужно шляпы нам надеть.

С шляпы спросу никакого.
Но проблемы суть глаголя,
Каждый выскажет свое,
Не обидев никого.

А венцом такой беседы
Станет виденье проблемы,
Всех этапов обсужденье
И задачи всей решенье.

Эта работа особенно интересно проходит в группах при решении практических заданий.(слайды с практическими заданиями)

Итогом работы на занятиях является самооценка учащихся с использованием оценочных флажков – рефлексия.

Опыт работы по реализации данного курса позволяет нам отметить следующее:

1. У детей повышается мотивация к обучению.

2. У детей, ранее испытывающих затруднения в выполнении некоторых заданий, появляется уверенность, исчезает страх перед тем, что что-то не получится.

3. Появляется желание подготовить самостоятельно задание подобное тому, которое встречается в рабочих тетрадях.

4. Большее количество учеников принимает участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, дистанционных играх.

5. Родители отмечают стремление детей выполнять задания, данные в изучаемом курсе.

       Главная формула  нашего успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, когда получаешь удовлетворение от успешной деятельности твоих учеников, от чувства благодарности в их глазах за полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль курса «Шахматы» в развитии творческих способностей учащихся.

В нашей школе введён шахматный кружок, как в начальных классах, так и в старших. Небольшой комментарий из опыта работы....

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной),   с...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья – рассуждение о влиянии занятий художественным конструированием в объединениях дополнительного образования на развитие творческих способностей, учащихся младшего школьного возраста...

«Компьютерная графика как инструмент развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся на занятиях в кружке «Икс-файл»

В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом ми...

Выступление на РПМО на тему: «Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования»

Одной из педагогических задач для педагога дополнительного образования сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают обучающимся не только овладев...

Презентация опыта "Развитие познавательных способностей учащихся на занятиях курса «Академия знатоков»

Наше время - это время перемен. Сейчас стране  нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих с...