Выступление по теме "Развитие познавательных способностей учащихся на занятиях курса «Академия знатоков»
статья
В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти …. хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. В.А. Сухомлинский
Наше время - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей учащихся
на занятиях курса «Академия знатоков»
(презентация опыта: Савенковой Н.А. и Козловой Л.А.)
В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти …. хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. В.А. Сухомлинский
Наше время - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.
Образование вне урока – это мир творческого самовоплощения каждого ребенка, мир возможностей, в котором можно проявить себя, раскрыть свои таланты и поделиться собственными идеями.
Перед каждым педагогом встает очень серьезный вопрос: как сделать так, чтобы у ребенка возникло то самое сокровенное желание раскрыть собственное «я», задержавшись после уроков для того, чтобы окунуться в мир вдохновения и самосовершенствования.
Во внеурочной деятельности мы решили проводить курс «Академия знатоков».
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностики было выявлено, что у ряда учащихся при высоком показателе развития мышления недостаточно развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение и быстрота реакции – а ведь именно эти качества необходимы ученику в образовательном процессе.
Мы разработали программу учебного курса «Академия знатоков» на основе авторской учебной программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей требованиям ФГОС.
Цель данного курса - развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Во время занятий у ребёнка формируется интерес, происходит развитие самосознания, самоконтроля, самооценки.
На каждом занятии проводится самостоятельное решение детьми поисковых задач, после которого проводится коллективная проверка решения. В курсе используются задания разной сложности, поэтому дети могут почувствовать уверенность в своих силах.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях нами применяются занимательные и логические задачи и упражнения, вопросы, загадки, ребусы, кроссворды. Часто дети самостоятельно по своей инициативе готовят задания занимательного плана, что позволяет им почувствовать себя уверенными, развивают любознательность, расширяют кругозор.
Кроме того, в системе занятий реализуется принцип «спирали», когда происходит возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
При выполнении каждого из заданий, имеющихся в тетрадях, происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Поэтому все задания условно можно разбить на несколько групп:
– задания на развитие внимания;
– задания на развитие памяти;
–задания на совершенствование воображения;
–задания на развитие логического мышления.
Мы используем следующие модели занятий:
–«Мозговая гимнастика»;
–Разминка;
–Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения;
–Весёлая переменка;
–Логически-поисковые и творческие задания.
На занятиях решаются логические задачи с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Появляются задачи из комбинаторики.
В работе используется коллективная, групповая и индивидуальная формы работы в зависимости от вида упражнений и цели их проведения. Что самое интересное: нередко занятия проводим в составе двух групп из наших классов. Дети готовы и хотят выполнять коллективные творческие задания, любят участвовать в интеллектуальных играх , конкурсах в командах.
Особенно ребятам интересно заниматься конструированием: работать с китайской головоломкой «Танграм». Работая в парах, в группах, дети составляют разнообразные предметы, силуэты животных по заданным схемам. На первом этапе - это работа по образцу, в дальнейшем – самостоятельно создают свои модели.
В своей практике мы используем методический прием Э. де Боно «Шесть шляп».
Эдвард де Боно говорил: «Шесть шляп позволяют нам дирижировать оркестром своих мыслей и предназначены для
повышения эффективности мышления».
Предысторией послужила экскурсия ребят наших классов в театр фокусов «Самокат», где ребята познакомились с фокусами с волшебными шляпами. Продолжением этого послужила притча. Познакомив ребят с притчей, мы смастерили 6 шляп.
Каждый из участников надевает шляпу определенного цвета и говорит о проблеме, исходя из особенностей типа мышления, присущего представляемой им роли.
Ролевые модели:
Белая шляпа- информация.
Красная шляпа- интуиция.
Черная шляпа- пессимист.
Желтая шляпа- оптимист.
Зеленая шляпа- практик.
Синяя шляпа- организатор.
При решении задачи
Мы, бывает, чуть не плачем.
Чтобы чувства не задеть,
Нужно шляпы нам надеть.
С шляпы спросу никакого.
Но проблемы суть глаголя,
Каждый выскажет свое,
Не обидев никого.
А венцом такой беседы
Станет виденье проблемы,
Всех этапов обсужденье
И задачи всей решенье.
Эта работа особенно интересно проходит в группах при решении практических заданий.(слайды с практическими заданиями)
Итогом работы на занятиях является самооценка учащихся с использованием оценочных флажков – рефлексия.
Опыт работы по реализации данного курса позволяет нам отметить следующее:
1. У детей повышается мотивация к обучению.
2. У детей, ранее испытывающих затруднения в выполнении некоторых заданий, появляется уверенность, исчезает страх перед тем, что что-то не получится.
3. Появляется желание подготовить самостоятельно задание подобное тому, которое встречается в рабочих тетрадях.
4. Большее количество учеников принимает участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, дистанционных играх.
5. Родители отмечают стремление детей выполнять задания, данные в изучаемом курсе.
Главная формула нашего успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, когда получаешь удовлетворение от успешной деятельности твоих учеников, от чувства благодарности в их глазах за полученные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интеллектуальных способностей учащихся во время внеурочной деятельности через осуществления работы по курсу "Умники и умницы"
Выступление на методическом объединении...
Роль курса «Шахматы» в развитии творческих способностей учащихся.
В нашей школе введён шахматный кружок, как в начальных классах, так и в старших. Небольшой комментарий из опыта работы....

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной), с...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья – рассуждение о влиянии занятий художественным конструированием в объединениях дополнительного образования на развитие творческих способностей, учащихся младшего школьного возраста...

«Компьютерная графика как инструмент развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся на занятиях в кружке «Икс-файл»
В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом ми...

Выступление на РПМО на тему: «Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования»
Одной из педагогических задач для педагога дополнительного образования сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают обучающимся не только овладев...

Презентация опыта "Развитие познавательных способностей учащихся на занятиях курса «Академия знатоков»
Наше время - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих с...
