Моя исследовательская работа. Алгоритм
проект (2, 3, 4 класс)

Костяшина Марина Александровна
Дорогой друг! Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями. Предлагаю памятку, которая поможет в работе над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_issledovatelskaya_rabota.algoritm.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя  исследовательская работа.

Дорогой друг!

Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты  и делиться своими открытиями с друзьями.

Предлагаю памятку, которая поможет в работе над  проектом.

Разберёмся  в значении некоторых слов:

   Проект -  это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков:

проблема – цель – результат.

  После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
  2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
  3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
  4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
  5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта такова:

 введение, основная часть, заключение.

  Введение – часть, в которой необходимо указать актуальность темы, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.

 Основная часть – описание поэтапного решения задач.

 Можно использовать фразы – клише:

Я начал свою работу с того, что …

Потом я приступил к …

Я завершил работу тем, что …

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …

План моей работы был нарушен, потому что …

Мне удалось достичь цели проекта, потому что …

  Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

   Проект может быть индивидуальным и групповым.

Этапы работы над проектом

1 этап

1. Выбор темы.

    Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

    Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

  *Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Формулировка темы проекта.

    Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

Приложение 1 Примерные темы исследовательских работ

Здесь же рассказывается  об актуальности выбранной темы

*Почему она сейчас интересна для исследования?

3. Определение цели проекта.

   Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

   Формулировка цели  - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

   Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

4. Постановка  задач проекта.

    Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

    В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

     Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

5. Высказать одну или несколько гипотез.

    Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

   Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

   Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.

   Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

  1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
  2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
  3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
  4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

Образец

Тема проекта: «Мир слов».

Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

Задачи:

  1. Изучить строение словаря.
  2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
  3. Придумать рекламу для толкового словаря.

Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.

2 этап

6. Работа с информацией.

   Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.

1) Сбор информации.

     Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

     Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).

     Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)

     К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

2) Методы исследования.

    Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться,  а затем выстроить их по порядку.

      Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.

      Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

      Методы исследования:

  • Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
  • Изучение источника исследования.
  • Опрос.
  • Интервью.
  • Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
  • Анализ информации.
  • Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
  • Мозговой штурм.
  • Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
  • Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
  • Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
  • Сравнение.
  • Обобщение.
  • Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.

   Этим  методом пользовался Шерлок Холмс.  Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.

  • Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.
  • Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.
  • Анкетирование.
  • Тестирование.

3) Результаты исследования.

     Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.

     Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация

3 этап

4) Вывод.

     Вывод -  это логический итог рассуждений, умозаключение.

7. Защита проекта.

    Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.

Требования к оформлению проектной работы.

Письменный вариант (печатный или рукописный)

-Титульник  

(в верху листа по центру название учебного заведения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.Н.Алтынова ЗМР РТ",

в центре Проектная работа по теме:…..

ниже –по правому краю Выполнил(ла) ученик (ца) 4 г класса Ф.И.О

внизу – Зеленодольск, 2025год)

-Содержание

-Введение (актуальность, цель, задачи, гипотезы, т.е вся информация из первого этапа работы)

-Основная часть (не больше 3 листов)

-Заключение (вывод)

-Литература.

Шрифт Times New Roman -14,  Интервал  -1,15

Поля-обычные

Если нет возможности выполнить работу в печатном виде, можно вполнить в рукописном.

Защита проекта (презентация) – белый фон

Слайд 1   Тема проекта, кто выполнил

Слайд 2  Актуальность

Слайд 3 Задачи и цель проекта

Слайд 4  Основная информация (кратко)

Слайд 5 Заключение (вывод)

Дополнение: в работе можно использовать иллюстрацию

У кого нет возможности сделать презентацию, защищают работу  без  неё.

Текст выступления

    Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.

Введение

Тема моего / нашего проекта …

Цель моей / нашей работы …

Задачи моего / нашего исследования: …

Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …

Творческим продуктом будет …

Моя / Наша работа актуальна, потому что …

Основная часть

Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …

Потом я / мы приступил(и) к …

Я /  Мы завершил(и) работу тем, что …

Заключение

   Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …

   Это произошло потому, что …

   Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …

   Работа над проектом показала, что …

   Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…

8. Самоанализ выступления.

    Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.

   Сделайте анализ своего выступления после  защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини - анкеты.

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

Сроки работы над проектом

Подготовительный этап:

  • Выбор темы – до 16 января
  • Формулирование цели, задач, гипотез и сбор информации – до 23 января.

Жду на проверку итоги первого этапа (актуальность темы, цели, задачи, гипотезы, если есть)  до 30 января на элк.почту kstma@yandex.ru в печатном виде  или в рукописном виде.

Основной этап: жду на проверку до 15 февраля

  • Сбор информации из разных источников

Практическая часть  (если есть в проекте)

  • эксперимент и анализ материалов;
  • изготовление продукта;

Обобщающий этап: жду на проверку до 28 февраля

  • подготовка выступления
  • подготовка к презентации проекта
  • защита проекта  - примерно с 3 марта – по 22 марта по графику.

Приложение 1

Примерные темы исследовательских работ для учащихся 4 класса:

Окружающий мир

Как человек укрощал природные стихии: ветряные и водяные мельницы.
История шариковой ручки.
История фотоаппарата.
История часов
Телескоп и микроскоп.
История телевизора, радио, видео.
История парового двигателя.
Традиции мастерства (местные ремёсла).
Бабушкин сундучок (история семейных реликвий).
Исторические здания моего города.
Почему планеты не сходят со своей орбиты.
Как считали наши предки
Спать или не спать? Вот в чём вопрос
Влияние напитка «Кока-кола» на организм.
Может ли вода течь вверх
Жевательная резинка – друг или враг нашему здоровью.
Влияние физических упражнений на биологический возраст человека.
Картофель – второй хлеб.
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Почему кровь красная?
Есть ли у человека хвост?
Вредное влияние микроволновой печи на здоровье человека.
Любят ли зубы жвачку?
Почему осенью деревья разного цвета?
Существуют ли в наше время родственники динозавров?
Все ли йогурты полезны?

Литературное чтение

Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе.
Говорящие фамилии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Красна речь пословицей
Миф об Орфее в произведениях живописи
Какие загадки знают современные школьники?
Литература и мой край
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной.
Мои ровесники в литературных произведениях.
Мы в зеркале пословиц
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова.
Образ дракона в детской литературе.
Фольклор моей семьи

Русский язык

Анализ названий улиц
Альбом правил русского языка.
Беглые согласные
Восклицательные предложения
Глагол в русском языке
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть - модно!
Глагол в русском языке в теме
Достойные внимания знаки препинания.
Заимствованные слова в русском языке
Зачем нужны псевдонимы?
Интересные способы словообразования
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека.
Книга и электронный словарь. За и против.
Лексика русского языка нашего времени
Анализ названий улиц
Откуда есть пошла грамота на Руси
Приставки, которые ходят парами
Происхождение русского языка и первые орфограммы.
Путешествие в страну "Синтаксис"
Разделительный ь и ъ
Разминка по русскому языку
Слова-паразиты, языковые вирусы
Слова-символы в русском языке
Тематические группы наименования конфет русского происхождения
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Энциклопедия одного слова
Энциклопедия слова "Ванна"
Энциклопедия слова "Мороз".
Этикетные слова моей семьи

Математика

Великолепные цифры
Веселые задачки
Веселый математический поезд
Время, возраст, календарь
Время. Измерение времени. Час
Все о числе 13
Древние единицы длины
Древние меры длины
Единицы измерения в Древней Руси
Единицы измерения длины в разных странах и в разное время
Задачи для внимательных и сообразительных
Задачи-сказки
Занимательные задачи
Искусство отгадывать числа
Как быстро выучить таблицу умножения
Магическая цифра 7
Магические числа в природе
Магия чисел 3, 11, 13
Меры длины на Руси
Моё любимое число — пятёрка!
От сложения до деления
Про число ноль
Различные способы умножения.
Римская нумерация.
Секреты таблицы умножения.
Таблица умножения на пальцах

Если вам не подошла ни одна тема, вы можете выбрать свою!

Приложение 2

Тема проекта_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипотеза_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм написания защиты исследовательской работы

Данным алгоритмом  которым могут воспользоваться учащиеся при подготовке к защите своей исследовательской работы....

Алгоритм составления исследовательской работы младшими школьниками

В тексте даются рекомендации - как правильно, последовательно составить исследовательскую работу. Дан алгоритм работы....

Алгоритм исследовательской работы

Данная презентация поможет вам при создании исследовательской работы...

Алгоритм составления исследовательской работы младшими школьниками

В тексте даются рекомендации как правильно, последовательно составить исследовательскую работу. Дан алгоритм работы и представлен пример оформления....

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...