Формирование математических представлений у обучающихся с ТМНР
статья
Формирование математических представлений у обучающихся с ТМНР
Цель обучения математическим представлениям - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Обучающиеся с ТМНР - это дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Которые требуют к себе индивидуальный подход в обучении.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математическим представлениям необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Работа по формированию элементарных математических представлений у обучающихся с ТМНР начинается с первого класса и продолжается на протяжении всего периода обучения в школе. В программе учтены различные возможности детей в овладении учебным материалом.
Центральное понятие математики-понятие числа. Его специфика заключается в том, что число есть отвлечение не просто свойства, а свойства свойств и поэтому представляет собой абстракции, или, как пишет А.К. Сухотин, «обобщающую абстракцию».
Усвоение понятия числа возможно при наличии у обучающегося определенного уровня развития мыслительных операций (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации).
Учитывая особенности мыслительной деятельности детей с ТМНР, недостатки генетически более поздней словесно-логической формы мышления обуславливают возникновение трудностей в процессе формирования математических представлений.
В своей работе по формированию математических представлений у обучающихся я использую следующие методы:
- Объяснение, беседа, описание - словесные методы изложения учебного материала. Слово учителя развивает мышление и речь обучающихся, является основной формой общения учителя с обучающимся. Вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания;
- Работа с демонстрационным материалом- является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умение и навыки работы с книгой, карточками, демонстрационными материалами, раздаточным материалом сформированные в школе сохраняются на всю жизнь.
Первые демонстрации, которые помогают мне в моей работе – это демонстрации натуральных объектов, способствующие развитию представлений и понятий обучающихся об окружающем мире. Например: изучая геометрические формы, я демонстрировала обучающимся: фрукты, овощи, школьные принадлежности, предметы интерьера (мебель).
Следующие демонстрации - это демонстрации моделей. Сначала это уменьшенные копии натуральных вещей- игрушки. Демонстрацию натуральных объектов и их моделей лучше проводить одновременно. Таким образом у ребенка постепенно формируется умение сравнивать и соотносить натуральный объект с его моделью. Это очень важный момент при изучении «Математических представлений».
Далее идет переход от работы с отдельными предметами к работе с группой предметов. Важно установить отношения между элементами наблюдаемого объекта, и прежде всего отношения пространственные, выражаемые словами «позади», «слева», «сверху» и т.д.
В настоящее время в школе широко используется информационные технологии (просмотр видеосюжетов, презентаций, интерактивные элементы, обучающие игры). Это позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, служит дополнительным источником информации.
Экскурсии - это довольно распространенный метод обучения, но в своей работе я считаю этот метод действенным и необходимым. Для формирования элементарных математически представлений дети должны видеть и знать как выглядит натуральный объект в реальном мире. Посещая производство, контактные зоопарки, зообазы, бывая на природе, дети получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением той или иной темы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование математических представлений у обучающихся с ТМНР
Цель обучения математическим представлениям - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Обучающиеся с ТМНР - это дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Которые требуют к себе индивидуальный подход в обучении.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математическим представлениям необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Работа по формированию элементарных математических представлений у обучающихся с ТМНР начинается с первого класса и продолжается на протяжении всего периода обучения в школе. В программе учтены различные возможности детей в овладении учебным материалом.
Центральное понятие математики-понятие числа. Его специфика заключается в том, что число есть отвлечение не просто свойства, а свойства свойств и поэтому представляет собой абстракции, или, как пишет А.К. Сухотин, «обобщающую абстракцию».
Усвоение понятия числа возможно при наличии у обучающегося определенного уровня развития мыслительных операций (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации).
Учитывая особенности мыслительной деятельности детей с ТМНР, недостатки генетически более поздней словесно-логической формы мышления обуславливают возникновение трудностей в процессе формирования математических представлений.
В своей работе по формированию математических представлений у обучающихся я использую следующие методы:
- Объяснение, беседа, описание - словесные методы изложения учебного материала. Слово учителя развивает мышление и речь обучающихся, является основной формой общения учителя с обучающимся. Вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания;
- Работа с демонстрационным материалом- является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умение и навыки работы с книгой, карточками, демонстрационными материалами, раздаточным материалом сформированные в школе сохраняются на всю жизнь.
Первые демонстрации, которые помогают мне в моей работе – это демонстрации натуральных объектов, способствующие развитию представлений и понятий обучающихся об окружающем мире. Например: изучая геометрические формы, я демонстрировала обучающимся: фрукты, овощи, школьные принадлежности, предметы интерьера (мебель).
Следующие демонстрации - это демонстрации моделей. Сначала это уменьшенные копии натуральных вещей- игрушки. Демонстрацию натуральных объектов и их моделей лучше проводить одновременно. Таким образом у ребенка постепенно формируется умение сравнивать и соотносить натуральный объект с его моделью. Это очень важный момент при изучении «Математических представлений».
Далее идет переход от работы с отдельными предметами к работе с группой предметов. Важно установить отношения между элементами наблюдаемого объекта, и прежде всего отношения пространственные, выражаемые словами «позади», «слева», «сверху» и т.д.
В настоящее время в школе широко используется информационные технологии (просмотр видеосюжетов, презентаций, интерактивные элементы, обучающие игры). Это позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, служит дополнительным источником информации.
Экскурсии - это довольно распространенный метод обучения, но в своей работе я считаю этот метод действенным и необходимым. Для формирования элементарных математически представлений дети должны видеть и знать как выглядит натуральный объект в реальном мире. Посещая производство, контактные зоопарки, зообазы, бывая на природе, дети получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением той или иной темы.
Список используемых источников
- Пузанов Б.П. , Коняева Н.П., Горскин Б.Б. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика)//Издательский центр «Академия» Москва. 2006. С. 272
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития// науч. Практ. Центр «Коррекция» Москва. 1995. С. 207
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР//пособие для дефектологов и воспитателей дошк. Учреждений Москва. 2005. С. 79
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические представления (для детей с ТМНР), 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной...

Подборка нейропсихологических игр и упражнений, направленных на формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
На своих уроках по ФЭМП я включаю нейроигры и упражнения, для формирования математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР....

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством нейропсихологических игр и упражнений »
Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредс...

Конспект урока по предмету математические представления для обучающихся с ТМНР "Игровые упражнения на сопоставление объектов по величине"
Конспект разработан для обучающихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития...

Открытый урок по формированию математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР «Путешествие в страну Математики»
Открытый урокпо формированию математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР«Путешествие в страну Математики»Це...
