Аудирование как вид речевой деятельности
материал
Аудирование включает в себя сложное когнитивное взаимодействие с устной речью, обогащая перцептивные, мыслительные и мнемонические аспекты. Этот процесс перцептивен, так как требует восприятия и мышления, активируя ключевые функции анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, абстрагирования и конкретизации. Также он обладает мнемоническим аспектом, подразумевающим выделение и усвоение информативных признаков, улучшающих понимание и распознавание, связывая новую информацию с уже известной из памяти. Аудирование активное, самостоятельное и динамичная когнитивная деятельность, включающая восприятие, идентификацию и понимание каждого фрагмента поступающей речевой информации. Эта деятельность требует постоянного развития навыков для адаптации к особенностям разговорного языка. В межличностном общении аудирование является ключевым для освоения навыков разговорной речи, включая восприятие звуков, их интеграцию в логические структуры и поддержание в течение всего процесса общения, а также прогнозирование и интерпретацию предстоящих высказываний. Этот процесс развертывается в естественном ритме разговорной речи и осложняется различными речевыми и неречевыми помехами
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование включает в себя сложное когнитивное взаимодействие с устной речью, обогащая перцептивные, мыслительные и мнемонические аспекты. Этот процесс перцептивен, так как требует восприятия и мышления, активируя ключевые функции анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, абстрагирования и конкретизации. Также он обладает мнемоническим аспектом, подразумевающим выделение и усвоение информативных признаков, улучшающих понимание и распознавание, связывая новую информацию с уже известной из памяти. Аудирование активное, самостоятельное и динамичная когнитивная деятельность, включающая восприятие, идентификацию и понимание каждого фрагмента поступающей речевой информации. Эта деятельность требует постоянного развития навыков для адаптации к особенностям разговорного языка. В межличностном общении аудирование является ключевым для освоения навыков разговорной речи, включая восприятие звуков, их интеграцию в логические структуры и поддержание в течение всего процесса общения, а также прогнозирование и интерпретацию предстоящих высказываний. Этот процесс развертывается в естественном ритме разговорной речи и осложняется различными речевыми и неречевыми помехами. [10] Способность понимать устную речь тесно связана с умением формулировать мысли вслух. Говорение и аудирование — это взаимосвязанные аспекты устного общения, которые обычно сменяют друг друга в ходе диалога. Слушание превосходит простое восприятие: оно 7 включает формирование внутреннего ответа на услышанное. Глубина понимания речи зависит от активного вербального взаимодействия: восприятие чужой речи позволяет оценить коммуникативные намерения собеседника. Таким образом, понимание и выражение собственных мыслей улучшаются благодаря регулярной практике как в слушании, так и в говорении. [11] Действительно, для того чтобы выразить свои мысли, необходимо вначале усвоить их через слушание или чтение. Говорение и аудирование связаны общими механизмами преобразования мыслей в языковую форму. Оба процесса являются рецептивными видами речевой деятельности, включающими восприятие, понимание и активную переработку информации. При аудировании информация воспринимается через слух, тогда как при чтении — через зрение. Чтение, независимо от того, происходит ли оно вслух или про себя, превращает текст из визуального представления в звуковое, позволяя человеку "слышать" текст в своем воображении. [12] Аудирование представляет особые трудности для лингвистических исследований из-за его уникальных особенностей. Во-первых, аудиоматериалы обычно доступны для прослушивания один раз, что ограничивает возможности слушателя для тщательного анализа и усвоения материала. Во-вторых, слушатели не могут управлять скоростью или стилем произносимой речи, что делает невозможной коррекцию в соответствии с их уровнем понимания. К тому же разнообразие речевых стилей, от высокоспециализированных до эмоциональных и неформальных, богатых идиомами и образными выражениями, добавляет сложности в понимание устной речи. [12] Эти трудности усугубляются сочетанием внутренних и внешних факторов: 8 - Экологические факторы могут негативно влиять на качество восприятия на слух. - Особенности говорящего, такие как нечеткость произношения. - Лингвистические трудности, связанные с содержанием речи. Внешние помехи, такие как фоновый шум, перекрывающиеся звуки и неидеальные акустические условия, часто мешают восприятию. Исследования показывают, что визуальная доступность говорящего, включая его мимику и жесты, значительно улучшает понимание, подчеркивая важность интеграции аудио и визуальной информации для эффективного общения. [18] Быстрота разговорной речи требует от слушателя быстрой когнитивной обработки информации, которая должна соответствовать скорости речи говорящего. Быстрая речь может осложнить понимание, особенно для начинающих, для которых более медленная речь может быть более доступной. Cбалансированный подход, поддерживающий естественные речевые темпы и включающий стратегические паузы, может улучшить понимание на начальных этапах обучения без изменения естественной интонации. Вторая группа проблем связана с особенностями говорящего, такими как окружающая среда, тембр голоса, артикуляционные проблемы (например, шепелявость или заикание) и разные акценты. Взаимодействие с носителями языка из различных слоев общества критически важно для развития навыков аудирования. [18] Третья группа задач включает сложные лингвистические элементы, такие как широкий словарь, идиомы, разговорный язык и профессиональный жаргон. Аудиоматериалы часто содержат омофоны, метафоры и многозначные термины, которые могут интерпретироваться по-разному в зависимости от языка. Обычно слушателям проще понимать монологи, чем диалоги, а повествовательный стиль легче воспринимается, чем 9 описательный. Знакомство с типичными выражениями и структурами языка значительно облегчает восприятие на слух. Исследователи согласны с тем, что в образовательные программы должны быть включены сложные аудиоматериалы, чтобы подготовить студентов к реальной языковой среде, где преобладают сложные лингвистические конструкции. [18] На пути к овладению иностранным языком ключевыми являются стратегическое планирование и внимательное включение новых лингвистических элементов в учебные материалы. Преподаватели часто рекомендуют начинать обучение с материалов, содержащих знакомые лингвистические элементы. По мере продвижения к более продвинутым уровням предлагается использовать аудиоматериалы с новыми элементами языка, если это не мешает пониманию. Считается, что доля незнакомой лексики в тексте не должна превышать 3%. Что касается грамматики, то аудирование должно включать структуры, которые студенты могут понять из контекста или которые соответствуют грамматическим нормам их родного языка или уже изученным. Проблемы, связанные с освоением социолингвистических и социокультурных компетенций, составляют значительную часть языкового обучения. Они часто включают трудности в адекватном использовании языка в разнообразных контекстах, неспособность адаптировать выражения к различным ситуациям или основное непонимание культурных норм, традиций и истории носителей языка. Глубокое понимание этих аспектов критически важно для точной интерпретации передаваемой информации. [20] Аудирование задействует сложные процессы восприятия и запоминания, которые взаимодействуют с когнитивными функциями, такими как анализ, синтез и логическое мышление. Эффективность аудирования зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Объективные факторы связаны с характеристиками аудиоматериалов и условиями их 10 восприятия, в то время как субъективные факторы включают психологическое состояние слушателя и его уровень владения языком. Таким образом, применение аудирования как образовательной стратегии не только улучшает учебные и коммуникативные навыки студентов, но и способствует непрерывной оценке образовательного процесса благодаря регулярной обратной связи. Этот подход значительно повышает эффективность изучения иностранных языков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс для учащихся 3х классов по английскому языку "Речевая деятельность на уроках англ.яз."
Программа факультативных курсов для учащихся 3-х классов по английскому языку "Речевая деятельность на уроках английского языка" состоит из пояснительной записки, организации образовательного процесса...

Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся...
Презентация- сопровождение на тему "Формирование речевой деятельности"
Эта презентация является сопровождением к выступлению на конкурсе "Учитель Года - 2009" по теме самообразования "Формирование речевой деятельности младших школьников". Обобщается опыт работы над разви...
Мониторинг изучения развития речевой деятельности учащихся
Работа школьной научно-практической лаборатории учителей. работающих по РО Л.В. Занкова...

Развитие видов речевой деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Мой опыт на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....

