Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность»
рабочая программа

Ерусланова Анна Борисовна

Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lera_k._sipr_izobrazitelnaya_deyatelnost.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «Изобразительная деятельность» для 10 класса

на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа предназначена  для детей со сложным дефектом и носит вариативный характер.  При её составлении за основу были взяты:   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Под редакцией И.М. Бгажноковой.

Лепка, рисование, ручное творчество как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки по предмету «ИЗО» при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Основными задачами обучения школьников с умственным недоразвитием являются:

  • Воспитание положительных качеств личности
  • Развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
  • Развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.
  • Формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности.
  • Воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами и самостоятельно.

Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач:

  • Коррекция недостатков психического развития
  • Коррекция мелкой моторики
  • Развитие речи учащейся, организующей и направляющей её умственную и практическую деятельность.

Содержание рабочей программы:

Обучение композиционной деятельности
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
Обучение восприятию произведений искусства.
Работа над развитием речи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:
Элементарные сведения о работе художника;
Основные требования к композиции изображения на листе бумаги; способы работы по мокрой и сухой бумаге;
Названия жанров живописи (пейзаж, портрет, рисунок на тему из жизни, сюжетный);
Названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Дымково);
Речевой материал, изучающийся в предыдущих классах.

Учащиеся должны уметь:
Рисовать предметы простой формы;
Изображать фигуру человека в лепке и в рисунке;
Рисовать деревья сразу кистью;
Изображать дома городского и деревенского типа;
Передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему; повторением и чередованием формы или цвета;
Выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;
Следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 10 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные действия

1

Лепка

13

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. Закрепляют прием рисования кистью: прием касания, прием примакивания. Выбирают  цвет для рисования. Получают цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали), Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», рисования с солью.

Входит и выходит из учебного помещения со звонком, адекватно использует ритуалы школьного поведения, организовывает рабочее место, ориентируется в пространстве класса, передвигается по школе находит свой класс, другие помещения. Умеет играть в команде, делится игрушками, учебными предметами, принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе. Фиксирует взгляд на лице педагога, на изображении, на экране монитора. Выполняет одноступенчатую, двухступенчатую инструкцию. Самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный план, принимает задачу деятельности, самостоятельно определяет последовательность операций, выполняет действия в соответствии с заданием. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 8-10 мин.   При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца, ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предметам. Выстраивает алгоритм деятельности с помощью педагога, ориентируется в режиме дня, расписании уроков, самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план), самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом.

2

Рисование

11

Узнают (различают ) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивают колбаски (лепешки, полоски).Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Дополняют  изделия мелкими деталями.

3

Аппликация

10

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

итого

34

Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю).

п/п

Тема учебного материала

Кол-во час

1

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков на листе бумаги. ( Баклажан, тыква)

1

2

Аппликация. «Урожай осеннего сада»

1

3

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал листья клёна, дуба).

1

4

Рисование с натуры ветки рябины.

1

5

Составление узора в квадрате из растительных форм. Плоды деревьев.

1

6

Работа с природными материалами. «Ёжик»

1

7

Работа с бумагой и картоном. «Стаканчик»

1

8

Складывание оригами. «Рыбки»

1

9

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

1

10

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

1

11

Лепка. «Настольная лампа»

1

12

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

1

13

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

1

14

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1

15

Лепка. «Моя любимая игрушка»

1

16

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

1

17

Рисование на тему «Городской транспорт».

1

Лепка. «городской транспорт»

1

18

Аппликация. «Городской транспорт».

1

19

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

20

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

1

21

Лепка. «Снегурочка»

1

22

Аппликация. «Новогодний хоровод»

1

23

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1

24

Работа с бумагой. «Снежинки»

1

25

Рисование на тему; «День защитника Отечества»

1

26

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

1

27

Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

1

28

Лепка с опорой на образцы дымковских игрушек «Лошадка»,  «Гусь»

1

29

Аппликация с опорой на образы дымковских игрушек : «Лошадка», «Гусь»

1

30

Аппликация с опорой на образцы дымковских игрушек: «Медведь»

1

31

Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха»

1

32

Выходная диагностика

1

33

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

1

34

Аппликация. «Летний сад»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность 3 класс

РП по предмету "Изобразительная деятельность" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительная деятельность» для обучающихся с ОВЗ 2 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «Изобразительная деятельность» для обучающихся с ОВЗ  2  класса...

Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность ,2 Г класс (РАС)

Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность ,2 Г класс (РАС)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительного по 4 класс)

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для  освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» категория обучающихся - обучающиеся с НОДА (6.4)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся  с нарушениям...

Рабочая программа учебного предмета Изобразительная деятельность, 6 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программа   «Изобразительная деятельность»  составлена на основе примерной  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся  ...

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образовани...