Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность" 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Жучкова Светлана Валерьевна

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа ориентирована на учебники М.Ю. Рау, М.А. Зыкова Изобразительное искусство, Москва «Просвещение» 2018г.

Согласно учебному плану на изучение Изобразительного искусства в 1классе отводится 33 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_1_klass_vi_.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 школа - интернат VIII вида № 3 «Развитие» муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

140009 Московская обл., Люберецкий р-н, г.п. Красково, д. Марусино, ул. Заречная, д. 35

тел./факс (499)….., e-mail…..

«Рассмотрено»

Председатель МО

…...

________________________

Протокол № ___

 «27» августа 2020г.

«Согласовано»

На педагогическом совете

Зам. директора по УВР

…….

______________________________

Протокол № ____

«27» августа 2020 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ школа-интернат VIII вида №3 «Развитие»

…...

___________________________

Приказ № _____

«27» августа 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Изобразительное искусство» 

для обучающихся 1а класса 

 

 

Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

Вариант 1 

                                                                                                                                                         Составитель: 

Жучкова Светлана Валерьевна    

учитель начальных классов 

                                                                                                                                                                                     

2020         

                                                                                               

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа ориентирована на учебники М.Ю. Рау, М.А. Зыкова Изобразительное искусство, Москва «Просвещение» 2018г.

Согласно учебному плану на изучение Изобразительного искусства в 1классе отводится 33 часа.

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:      

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189, с последующими изменениями от 29.06.2011; от 25.12.2013; от

24.11.2015);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

-Учебного плана образовательного учреждения, принятого на педагогическом совете.

-Письмо Минобрнауки 15.10.2015 №08-ПГ-МОН-37849

      Цели и задачи изучения учебного предмета формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

     Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

  • коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
  • коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Общая характеристика предмета

       В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» вместе с предметом «Музыка» составляют предметную область «Искусство».

Основные задачи изучения предмета:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству.
  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
  • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Описание места учебного предмета в учебном плане

           Учебные предметы предметной области «Искусство», наряду с другими предметами основных образовательных областей «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Технологии», «Физическая культура», составляют обязательную часть учебных планов АООП образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) 1 класса (вариант 1).

Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную образовательную программу по ФГОС образования, обучающихся с легкой степенью умственной отсталости обучающихся (интеллектуальных нарушений) (вариант 1), предусмотрено в учебное (урочное) время.

         При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» отведено по 1 часу в неделю для 1 класса, что составляет 33 часа за учебный год.

В 1 классе продолжительность учебного года составляет 33 недели. Продолжительность урока составляет 35 минут.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 1 КЛАССЕ

Предметные результаты Обучающийся научится:

–            различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

–            узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

–            узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

–            различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности;

–           основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

–            эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

–            особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

–            знать правила техники безопасности при работе с режущими, колющими инструментами;

–            способы и приёмы обработки различных материалов;

–            организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

–            передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

–            составлять композиции с учётом замысла;

–            конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

–            конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

–            конструировать из природных материалов;

–            пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

–            усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

–            участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

–            приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

–            развивать фантазию, воображение;

–            приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

–            научиться анализировать произведения искусства;

–            приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

–           приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 1 КЛАССЕ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).

Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.

Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.

Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).

Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.  

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.

Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.

Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.

Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.  

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.

 «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.

Направления работы

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

  • разминание куска пластилина;
  • отщипывание кусков от целого куска пластилина;
  • размазывание по картону;
  • скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;
  • примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

  • складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
  • совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
  • расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;
  • составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

  • приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);
  • раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над,  под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;
  • приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;
  • приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

  • рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);
  • рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);
  • удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;
  • осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;
  • рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;
  • завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);

Приемы работы красками:

  • примакивание кистью;
  • наращивание массы;

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

  • правила обведения шаблонов;
  • обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.

Программой предусматриваются следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
  • выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

№ урока, тема

Содержание и форма организации учебных занятий

Вид деятельности обучающегося

  1 В мире волшебных линий (9ч)

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация

Линия — одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте). Она используется также в карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах. Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник определяет форму и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Линия несет в себе информацию об изображении, художник не может обойтись без нее в своем творчестве. Ею пользуются скульпторы, архитекторы, живописцы, конструкторы. Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей. Она может быть вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Таким образом, линия, пятно, силуэт относятся к основным средствам художественного изображения

Демонстрации.

Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем.

Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование

Формирование умения обводить карандашом шаблоны и   раскрашивать восковыми мелками. Различать и называть цвета.

Учиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять.

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, фрукты, овощи: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

Линия. Точка. Пятно. Рисование.

Изображаем лист сирени. Рисование

Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем.

Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.

Лепим лист сирени.

Превратить комок пластилина в матрешку, лист сирени. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи.

Лепим. Матрешка

Рисуем куклу- неваляшку

Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем.

Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.

                    2. От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке (6 ч)

Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация

Пластичность бумаги подталкивает к изменению плоского пространства рисунка на объемное, расширяя рамки восприятия процесса создания произведения изобразительного искусства. Процесс работы с бумагой помогает развивать пространственное мышление, дает возможность отдохнуть от рисования, но не удаляет ребенка из пространства изобразительной деятельности. И как интересно раскрашивать бумажные фигурки, обводить их, сравнивать плоское и объемное! Как часто возникает желание искать возможности для создания объемного рисунка после подобных сравнений!

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Работать как индивидуально, так и в группе.

Конструировать (строить) из бумаги.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя ее в технике бумагопластики. Осваивать приемы работы с аппликацией. Изображать, используя цветную бумагу в аппликации. Развивать навыки работы в технике бумагопластики.

Овладевать приемами работы с бумагой.

Развивать навыки создания сложной, многофигурной композиции

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка.

Восприятие красоты зимнего пейзажа и радости зимних развлечений в картине В. Сурикова Задание: конструирование и рисование снеговика с разными пропорциями (нижний, средний и верхний круги, составляющие конструкцию «снеговика»), или новогодней елки (нижний, средний и верхний ярус).

Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши

Понимать, что в создании композиции принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта композиция будет выглядеть. Продолжать осваивать технику работы цветными карандашами. Развивать навыки работы в технике бумагопластики. Работать как индивидуально, так и в группе.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Конструировать (строить) из бумаги

Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация.

Задание: Конструирование и рисование новогодней елки, флажков на веревке.

Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши

Передавать в изображении характер и настроение праздника.

Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике аппликации и рисования. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины.

Эмоционально откликаться на красоту зимней природы, праздник.

Сравнивать свою работу с другими работами

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй

Задание: слепи части тела зайчика из пластилина, соедини их так, как показано на образце, нарисуй зайчика.

Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, образец, бумага, цветные карандаши, фломастеры

Объяснять, чем внешне отличаются зайки летом и зимой? Знать, как называются разные части тела зайки.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы в технике лепки и рисунка. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами

                    3. От замысла к воплощению (8ч)

Рассматривание картин художников. Задание: составить рассказ по картине известного художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник?

Материалы и инструменты: иллюстрация картины известного художника

Рисование школьника младших классов тесно переплетается с игрой. Процесс рисования разворачивается как своеобразная игра. Графические изображения фиксируют развертывание сюжета игры, помогают развивать его. Рисование на основе замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа — все это характеризует проявление творчества ребенка, появление у него внутреннего идеального поля действий

Иметь представление, что картина —  это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Знать имена знаменитых художников. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

Пирамидка. Рыбка. Аппликация.

Задание: изображение рыбки, пирамидки (техника аппликации с графической дорисовкой).

Материалы и инструменты: шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши,

Овладевать техникой и способами аппликации. Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (пирамидка, рыбка). Продолжать овладевать навыками работы карандашами, кистью, ножницами.Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Продолжать осваивать приемы работы графическими материалами. Наблюдать за работой одноклассников

Ваза с цветами. Аппликация.

Задание: изображение вазы с цветами (техника аппликации с графической дорисовкой).

Материалы и инструменты: шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши.

Объяснять, чем отличаются листы бумаги друг от друга. Знать, для чего предназначена ваза. Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы в технике аппликации и рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами

Колобок. Нарисуй картинку.

Задание: рисование Колобка на полянке.

Материалы и инструменты: цветная бумага, гуашь, цветные карандаши, цветные мелки

Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров книжной графики и других видов искусства.

Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для выразительности, для передачи сказочности происходящих событий и действий.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Дома в городе. Аппликация.

Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зданий (домов), города в технике аппликации.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей

здания разных форм.

Овладевать навыками конструирования из бумаги.

Анализировать различные предметы (здания) с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения зданий в технике аппликации.

Оценивать свою деятельность.

Экскурсия. Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка.

Развивать навыки работы в технике бумагопластики. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела.Создавать и конструировать из простых геометрических форм. Создавать изображение дома в технике аппликации с передачей пропорций и учетом композиционного центра.

Овладевать приемами работы с бумагой.

Оценивать свою деятельность

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ. Задание: составить рассказ по картине художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? Какое время года изображено на картине?

Материалы и инструменты: иллюстрация картины художника

Иметь представление, что картина —  это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.).

Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях иэмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.

Весна. Почки на деревьях. Рисование.

Рисование Задание: нарисуй картинку: три разных дерева; на ветках деревьев показались почки; на небе солнышко Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника

Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для выразительности, для передачи настроения, состояния природы в картине. Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы с живописными материалами (гуашь).

Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее с другими работами.

Продолжать осваивать приемы работы по образцу

        4. Замысел плюс опыт равно творчество (10 ч)

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование.

Рисование по описанию. Композиция рисунка. Центр композиции. Построение рисунка. Использование вспомогательных точек для построения кораблика.

Выбор необходимой палитры красок. Цвет. Колорит.

Замысел — это следующее звено в динамике творческого процесса. Обычно замысел — это более или менее определившийся сюжет, конкретизация изобразительного пластического мотива, поразившего художника. «Предельная выразительность и новизна пластического мотива являются основными требованиями, предъявляемыми к нему при определении его ценности и того, стоит ли над ним работать дальше». А замысел и опыт дают прекрасный результат — создание законченного рисунка с присущим ему характером и настроением

Характеризовать красоту природы, весеннее состояние природы. Изображать характерные особенности деревьев весной, тщательно прорисовывать все детали рисунка.

Использовать выразительные средства живописи для создания образа весенней природы. Овладевать живописными навыками работы акварелью.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы.

Соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов рисунка.

Оценивать свою деятельность.

Сравнивать выполненную работу с работой одноклассников

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

Понимать, что живопись — это необыкновенный вид искусства, который отчетливо и красочно передает видение автором конкретного пейзажа. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной

целью.Стараться передать красками увиденную красоту и  вложить в нее свои чувства. Повторять и затем варьировать систему несложных

действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Развивать навыки работы гуашью.

Оценивать свою деятельность

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация

Задание: аппликация. Коврик для куклы.

Узор в полосе.

Материалы и инструменты: цветная

бумага, ножницы, клей, кисти, цветные

карандаши, образец

Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративных элементов. Овладеть навыками работы в аппликации. Находить орнаментальные украшения в предметном

окружении человека, в предметах, созданными человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные

и геометрические мотивы. Получать первичные навыки декоративного

изображения. Оценивать свою деятельность.

Формировать навыки самостоятельности в работе.

Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее.

Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративных элементов. Овладеть навыками работы в аппликации. Участвовать в создании коллективных работ.

Понимать роль цвета в создании аппликации.

Обретать опыт творчества и художественно-

практические навыки в создании наряда (сарафана).Оценивать свою деятельность.

Формировать навыки совместной работы

Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование.

Домик в деревне. Деревья рядом с домом.

Материалы и инструменты: бумага,

гуашь, кисти, цветные мелки, образец

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции деревенского деревянного дома и назначение его отдельных элементов.

Изображать живописными средствами (гуашь) образ деревянного деревенского дома, природы (деревья). Выражать свое отношение к архитектуре деревянного

деревенского дома. Развивать навыки творческой работы в технике

акварели. Сравнивать свою работу с другими

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация

Задание: аппликация с дальнейшим

дорисовыванием. Грибы. Грибы на пеньке.

Материалы и инструменты: бумага

цветная, ножницы, клей, карандаши,

фломастеры, иллюстрации с

изображением грибов

Эмоционально откликаться на красоту природы. Понимать выразительные возможности цветной бумаги для создания художественного образа. Осваивать приемы работы в технике аппликации. Изображать, используя все многообразие цвета.

Развивать навыки работы в технике аппликации. Понимать пропорции как соотношение между собой частей одного целого.Уметь выделять конструктивный образ  (образ формы) и необходимый цвет в процессе создания образа

(конкретного гриба). Формировать навык самостоятельности

Придумай свой рисунок.  (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование

Понимать, что такое тематическое рисование. Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения. Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Закрепить понятия (над, под, посередине, в центре). Развивать пространственные представления.

Учитывать размер и форму предметов.

Составлять рассказ по нарисованной картинке.

Придумай свой рисунок.  (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование

Придумай свой рисунок (Учитывай понятия: «над», «под», «посередине», «в центре».)

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 1 КЛАССЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

                                                                          I модуль

                       Я рисую (33 ч)

                    В мире волшебных линий (9 ч)

1

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация

01.09.20

2

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование

09.09.20

3

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

16.09.20

4

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование

23.09.20.

5

Линия. Точка. Пятно. Рисование.

30.09.20

                               II модуль

6

Изображаем лист сирени. Рисование

14.10.20

7

Лепим лист сирени.

21.10.20

8

Лепим. Матрешка

28.10.20

9

Рисуем куклу- неваляшку

11.11.20

                     От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке (6 ч)

                                                                                                   III модуль

10

Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация

25.11.20

11

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

02.12.20

12

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка

09.12.20

13

Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация

16.12.20

14

Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация

23.12.20

15

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй

30.12.20

                                                                                       IV модуль

                     От замысла к воплощению (8ч)

16

Рассматривание картин художников

13.01.21

17

Пирамидка. Рыбка. Аппликация

20.01.21

18

Ваза с цветами. Аппликация

27.01.21

19

Колобок. Нарисуй картинку.

03.02.21

20

Дома в городе. Аппликация

10.02.21

21

Экскурсия. Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка

17.02.21

                                                                                        V модуль

22

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ.

03.03.21

23

Весна. Почки на деревьях. Рисование

10.03.21

                     Замысел плюс опыт равно творчество (10 ч)

24

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик.

Рисование

17.03.21

25

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

24.03.21

26

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация

31.03.21

27

Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее

07.04.21

28

Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее

21.04.21

                                                                                      VI модуль

29

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование

28.04.21

30

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация

05.05.21

31

Придумай свой рисунок.  (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование

12.05.21

32

Придумай свой рисунок.  (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование

19.05.21

33

Придумай свой рисунок (Учитывай понятия: «над», «под», «посередине», «в центре».)

26.05.21

ИТОГО

Количество часов в год

По плану:

33

Фактически:

5.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по истории для коррекционной школы VIII вида по достижению планируемых результатов освоения АООП образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими объектами и средствами:

1. Учебно-методическое обеспечение:

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 
  •  Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
  • Методические рекомендации (размещены на сайте).

2. Учебники предметной линии М.Ю. Рау, М.А. Зыкова Изобразительное искусство 1 класс, Москва «Просвещение» 2018 г.

3. Технические средства:

  • интерактивная доска;
  • персональный компьютер (ноутбук, планшет);

4. Учебно-практическое оборудование:

печатные пособия:

  • картины, портреты, иллюстрации, фотографии, таблицы тематические;

дидактический раздаточный материал:

  • карточки с заданиями, дидактическими играми и игровыми упражнениями;

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....