Юный краевед
учебно-методический материал

Звездина Флера Харисовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» (далее – Программа) нацелена на формирование у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved.docx68.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

Принята на заседании

методического совета

«30» апреля 2024г.

Протокол №4

Утверждаю:

Директор __________Л.И. Степкина

         Приказ №504 от «30» августа 2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности

«Юный краевед»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель:

Ф.Х.Звездина,

педагог дополнительного образования

г.Нефтеюганск, 2024г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» (далее – Программа) нацелена на формирование у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре; приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.08.2022 №10-П-1692 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 4.08.2022 года №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре».

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

        Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы 

         Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые способствуют становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, что соответствует базовому уровню.

Направленность программы

«Юный краевед» – общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности.

Актуальность программы 

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Для успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (1-4 классы), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (2014) обращает внимание на важное значение системы дополнительного образования: «В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности». Программа «Юный краевед» позволяет решить поставленные задачи посредством создания оптимальных условий для становления личности младшего школьника.

Новизна программы

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист» заключается в компетентностно-деятельностном подходе обучения и воспитания младших школьников, который базируется на деятельностно-модульной модели образования. Программа направлена на интеграцию природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников Программа основывается на принципе взаимосвязи и органического единства общения с деятельностью, основном принципе социальной психологии, что позволяет строить занятия на сочетании теоретического материала и отработки его в различного рода упражнениях и заданиях в игровой форме. Это позволяет не только повысить мотивацию обучения, но и закрепить полученные знания в практической форме.

 

Цель программы:

создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования культурной, творческой, социально-активной личности средствами личностно-ориентированной, краеведческой деятельности

Задачи программы

Предметные

  1. Формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое и историческое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
  2. Формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации;
  3. Развивать критическое мышление;
  4. Развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
  5. Прививать культуру общения;
  6. Способствовать формированию функциональной грамотности.

Личностные

  1. Формировать основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  2. Формировать культуру самопознания (расширение знаний учащихся о себе, своих потенциальных возможностях и способностях), саморазвития (развитие аналитического и критического мышления: желание работать над собой, видеть свои сильные и слабые стороны, определение для себя жизненных целей и ориентиров) и самовоспитания (развитие рефлексивной культуры: анализ своих возможностей, самооценка);
  3. Развивать социально значимые качества личности, необходимые для вхождения младшего школьника в социум;
  4. Развивать лидерские качества, инициативность и целеустремлённость, чувство собственного достоинства;
  5. Повысить творческую и познавательную активность младших школьников;

Метапредметные

  1. Способствовать формированию умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  2. Способствовать формированию социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
  3. Формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с общепринятыми нормами поведения в обществе
  4. Формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Адресат программы

Возраст детей, приступающих к освоению общеразвивающей программы «Юный журналист», составляет 7-11 лет.

Младший школьный возраст - формирующаяся личность от 6-7 до 10-11 лет, характеризуемая повышенной впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией.

Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Предметом учебной деятельности впервые становится сам ученик, он меняется в процессе деятельности или его «я», интенсивно формируется личность ребенка через расширение социальных связей со сверстниками, взрослыми в школе и вне ее. Отношение к окружающему миру напрямую зависит от психологической ситуации вокруг ребенка (наблюдается полная социальная адаптация или дезадаптация, школьная успеваемость или неуспеваемость, отношение родителей к успехам и неудачам ребенка, взаимоотношения с учителем и т.д.)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» учитывает особенности данного возраста и нацелена на успешную социализацию учащихся и развитие их творческого потенциала.

Условия реализации программы

Для реализации программы формируется группа от 7 до 30 человек. Возраст 7-11 лет.

Форма обучения – очная. Возможно применение дистанционных технологий при проведении теоретических занятий.

Программа «Юный краевед» носит личностно-деятельностный характер.

Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:

теоретические занятия: академическая лекция, беседа, дискуссия, критический анализ изданий, интеллектуальна игра и др.;

практические занятия: выход на природу, посещение мероприятий, творческие встречи, психологический тренинг, проектная деятельность, самостоятельная работа и т.д.;

исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение специальной литературы, информационные доклады и др.);

групповая работа (чтение и анализ краеведческих материалов,  поиск информации в Интернете);

индивидуальная работа.

Большое место в образовательном процессе занимает самообразование, исследовательская и творческая деятельность юных краеведов. Они свободны в выборе темы, формы подачи материала, в своих рассуждениях, выводах.

Участие в научных и творческих конкурсах помогает понять всю ценность проделанной работы, формирует творческую самооценку учащихся.

Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, а также осознавая значимость системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы – КТД «Югорский хоровод  дружбы», как универсальное педагогическое средство. КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью; каждый младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность.  Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на  промежуточных и итоговых  этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики КТД и др.) – создает  условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, КТД перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Структура данного  КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. По мере  продвижения предусмотрена система поощрения ее участников – как ступени личностного роста: новичок-краевед (стартовое звание)  краевед-любитель  краевед-специалист  краевед-мастер. Продвижение от ступени к ступени индивидуально для каждого ребенка: за активное участие, за работу в творческих объединениях и мастерских  он получает стимулирующие жетоны «Югорки». 10 «Югорок» - 1-я ступень роста (любитель), 20 «Югорок» - 2-я ступень роста (специалист), 30 «Югорок» - 3-я ступень роста (мастер).

Сроки реализации программы

срок реализации программы 9 месяцев (34 часа).

Режим занятий

занятия походят 1 раз в неделю по 1 академическому часу

Формы занятий

Формы организации образовательной деятельности: групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально-групповые на практических занятиях. Состав группы от 07 до 30 человек.

Планируемые результаты 

Результатом освоения общеразвивающей программы «Юный краевед» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

Личностные результаты:

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством педагога;
  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

 Предметные результаты: 

  • Младшие школьники научатся использовать различные источники краеведческой информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать краеведческую информацию;
  • составлять описание краеведческих объектов, процессов и явлений с использованием с использование разных источников краеведческой информации;
  • различать изученные краеведческие объекты и явления, сравнивать их на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах ХМАО
  • использовать знания и умения в повседневной жизни для сохранения и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

- метапредметные:

  • формирование умения эффективно взаимодействовать в коллективе по принятию коллегиальных решений;
  • овладение навыками свободного владения речью (умение удерживать инициативу общения, гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения);
  • применение на практике основных правил этикета во всех сферах

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме анкетирования.

Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме тестирования.

Промежуточная аттестация качества определяет уровень усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы и проводится в форме конференции.

Итоговая аттестация определяет уровень достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме защиты проекта.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Оценка качества освоения программы производится при помощи:

тестирования (теория);

зачета творческой работы;

ежемесячного рейтинга лучших публикаций;

педагогических наблюдений;

карты самооценки.

Учебный план

N п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Что изучает краеведение

2

1

1

Анкетирование

тестирование,

тестирование

тестирование

конференция по защите исследовательских проектов

деловая игра

тематический кроссворд

групповая оценка работ

2

Россия – Родина моя

2

1

1

3

Мой край на глобусе и карте

8

3

5

4

Природа нашего края

10

4

6

5

Я и моя семья

4

2

2

6

История нашего края

5

2

3

7

Подготовка и защита проектов

3

1

2

Итого часов:

34

14

20

Календарный учебный график

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

I. Что изучает краеведение

1.1

5.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Что изучает краеведение

Уч. кабинет

1.2

12.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Что изучает краеведение

Уч. кабинет

Анкетирование

II. Россия – Родина моя

2.1

19.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Россия - наша Родина

Уч. кабинет

2.2

26.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Символы государства (герб, флаг, гимн).  

Знакомство с символом России – берёзой.

Уч. кабинет

Тематический кроссворд

III. Мой край на глобусе и карте

3.1

03.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Мой край на глобусе и карте

Шк. музей

3.2

10.09.22

10:20-11:00

праздник

1

Праздник «Югорские осенины»

Актовый зал

3.3

17.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Территория и географическое положение ХМАО -Югры

Уч. кабинет

Деловая игра

3.4

24.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Знакомство с картой района, границы, история образования.

Уч. кабинет

Практикум

3.5

07.11.22

10:20-11:00

групповая

1

Знакомство с картой района, границы, история образования.

Уч. кабинет

Групповая оценка работ

3.6

14.11.22

10:20-11:00

экскурсия

1

Экскурсия в городской историко - краеведческий музей.

Музей

3.7

21.11.22

10:20-11:00

Игра- путешествие

1

Путешествие по карте

Уч. кабинет

3.8

28.11.22

10:20-11:00

групповая

1

Мой край Югра

Уч. кабинет

Защита мини-проектов

IV. Природа нашего края

4.1

05.12.22

10:20-11:00

групповая

1

Подземные кладовые нашего края

Уч. Кабинет

4.2

12.12.22

10:20-11:00

групповая

1

Нефть- богатство Югры

Уч. Кабинет

Анкетирование

4.3

19.12.22

10:20-11:00

экскурсия

1

Экскурсия в музейный краеведческий комплекс

«Край на перекрестке континентов и судеб»

Уч. Кабинет

4.4

26.12.22

10:20-11:00

групповая

1

Растения родного края

Уч. Кабинет

Практикум

4.5

09.01.23

10:20-11:00

групповая

1

Священные деревья

Уч. Кабинет

4.6

16.01.23

10:20-11:00

групповая

1

Животные родного края.

Уч. Кабинет

Тематические кроссворды

4.7

23.01.23

10:20-11:00

групповая

1

Священные животные

Уч. Кабинет

4.8

30.01.23

10:20-11:00

групповая

1

Природа родного края. Жизнь птиц зимой

Уч. Кабинет

Групповая оценка работ

4.9

06.02.23

10:20-11:00

групповая

1

У природы нет плохой погоды.

Уч. Кабинет

Практикум

4.10

13.02.23

10:20-11:00

групповая

1

Защита творческих работ « Природа нашего края»

Уч. Кабинет

Защита мини - проектов

V. Я и моя семья

5.1

20.03.23

10:20-11:00

групповая

1

Я и моя семья

Уч. кабинет

5.1

27.02.23

10:20-11:00

групповая

1

Семейные традиции

Уч. кабинет

5.3

6.03.23

10:20-11:00

групповая

1

Старые фотографии рассказали

Уч. Кабинет

Групповая оценка работ

5.4

13.03.23

10:20-11:00

экскурсия

1

Экскурсия в центр национальных культур. Семейные традиции и праздники

Центр национальных культур

5.5

20.03.23

10:20-11:00

Аукцион знаний

1

Защита творческих работ « Я и моя семья»

Актовый зал

Защита мини - проектов

VI. История нашего края

6.1

3.04.23

10:20-11:00

групповая

1

Богатство наше – наши люди

Актовый зал

6.2

10.04.23

10:20-11:00

групповая

1

Уроки истории нашей

Уч. кабинет

6.3

17.04.23

10:20-11:00

Парная

1

Уроки истории нашей

Уч. кабинет

6.4

24.04.23

10:20-11:00

экскурсия

1

Виртуальная экскурсия в прошлое

Актовый зал

Групповая оценка работ

6.5

8.05.23

10:20-11:00

парная

1

Знаменательные даты

Шк. музей

Тестирование

VII. Подготовка и защита проектов

7.1

15.05.23

10:20-11:00

групповая

1

Оформление результатов исследовательской работы

Уч. кабинет

7.2

22.05.23

10:20-11:00

групповая

1

Оформление результатов исследовательской работы Публичная защита проектов

Уч. кабинет

Содержание

Раздел 1. Что изучает краеведение

Тема 1. Что изучает краеведение

Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Правила поведения во время поездок по городу. Знакомство с детьми, их интересами.

Практика: Игры на знакомство («Имя в движении», «Извините, обознался…», «Вам письмо»). Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки учащихся: проведение анкетирования «Мои увлечения» и викторины «Что ты знаешь о родном крае».

Тема 2. Что изучает краеведение

Теория: Что изучает краеведение. Какое бывает краеведение (географическое, историческое, экономическое, этнографическое и т.д.).. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Практика: Загадки, пословицы о Родине, составление кроссворда

Раздел 1. Россия – Родина моя

Тема 3. Россия - наша Родина

Теория: Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди называют своей Родиной. Понятие Родина, малая родина, родной край, район, область.

Практика: Выставка рисунков «Моя Родина»

Тема 4. Символы государства (герб, флаг, гимн).  Знакомство с символом России – берёзой.

Теория: Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза.

Практика: Раскрашивание флага. Рисование дерева.

Раздел 3 Мой край на глобусе и карте

Тема 5.  Мой край на глобусе и карте

Теория: Понятие область, регион. Территория и географическое положение ХМАО-Югры.

Практика: Видеопрезентация «Мой край на глобусе и карте».

Тема 6. Праздник «Югорские осенины»

Теория: Творчество поэтов и писателей ХМАО -Югры

Практика: Выставка рисунков

Тема 7. Территория и географическое положение ХМАО -Югры

Теория: Знакомство с картой, границы, история образования. Символика области.

Практика: Творческая работа «Загадочный мир названий».

Тема 8. Знакомство с картой района, границы, история образования.

Теория: Города ХМАО, реки ХМАО, легенды

Практика: Работа с географической картой ХМАО

Тема 9. Знакомство с картой района, границы, история образования.

Теория: Города ХМАО, реки ХМАО, легенды

Практика: Творческая работа. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 10. Экскурсия в городской историко - краеведческий музей.

Тема 11. Путешествие по карте

Теория: Города ХМАО, реки ХМАО

Практика: Игра по станциям «Мой край на глобусе и карте»

Тема 10. Мой край Югра

Теория: Знакомство с национальным составом населения нашего села, их обычаями, традициями, праздниками, национальными блюдами

Практика: Составление кроссворда

Раздел 4. Природа нашего края

Тема 11. Подземные кладовые нашего края

Теория: Полезные ископаемые нашего края

Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации.

Тема 12. Нефть- богатство Югры

Теория: Использование нефти, нефтяное месторождение, профессии, связанные с добычей нефти

Практика: виртуальная экскурсия на нефтяное месторождение.

Тема 13. Экскурсия в музейный краеведческий комплекс «Край на перекрестке континентов и судеб»

Тема 14. Растения родного края

Теория: Растительный мир ХМАО, охрана природы

Практика: Работа с гербарием

Тема 15. Священные деревья

Теория: Береза, кедр -священные деревья, легенды о деревьях

Практика: Виртуальная экскурсия в заповедники Югры

Тема 16. Животные родного края

Теория: Животный мир ХМАО- Югры, охрана природы

Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации.

Тема 17. Священные животные

Теория: медведь- хозяин тайги, фольклорный праздник «Медвежий праздник»

Практика: выставка рисунков

Тема 18. Природа родного края. Жизнь птиц зимой

Теория: Птицы -наши друзья, помощь птицам

Практика: Изготовление кормушек

Тема 19. У природы нет плохой погоды

Теория: Пословицы и поговорки народов ХМАО

Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации.

Тема 20. Защита творческих работ «Природа нашего края»

Практика: Защита творческих работ

Раздел 5. Я и моя семья

Тема 21. Я и моя семья

Теория: Что такое семья, члены семьи, труд и отдых в семье.

Практика: Устный журнал «Нам есть чем гордиться» (презентация «Вклад моей семьи в развитие любимого города»)

Тема 22. Семейные традиции

Теория: Семейные традиции, семейные обязанности.

Практика: Мастер- класс «Семейное увлечение»

Тема 23. Старые фотографии рассказали

Практика: Презентация семейных альбомов

Тема 24. Экскурсия в центр национальных культур. Семейные традиции и праздники

Тема 25. Защита творческих работ «Я и моя семья»

Раздел 6. История нашего края

Тема 26. Богатство наше – наши люди

Теория: Знаменитые люди Югры, калейдоскоп профессий

Практика: Пословицы о труде, профессии родителей

Тема 27. Уроки истории нашей

Теория: Югра в далеком прошлом

Практика: выставка рисунков

Тема 28. Уроки истории нашей

Теория: Югра в года ВОВ

Практика: Устный журнал «Нам есть чем гордиться»

Тема 29. Виртуальная экскурсия в прошлое

Тема 30. Знаменательные даты

Теория: День рождения округа,  знаменательные даты в жизни округа

Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации

Раздел 7. Подготовка и защита проектов

Теория: Подведение итогов деятельности творческого объединения «Юный краевед».

Практика: Награждение учащихся за активное участие в жизни творческого объединения.

Методическое обеспечение

        Для реализации программы используются следующие технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Технология проектного обучения предполагает работу индивидуальную, групповую над газетой и ее защита.

Здоровьесберегающие технологии - создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья обучающихся

Методы и приемы

словесные: рассказ, беседа, объяснение;

наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение;

аудио-   и   визуальные   (сочетание   словесных   и   наглядных методов);

практические:

упражнения;

метод игры;

методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.

Дидактическое  обеспечение

  • наглядно-дидактические пособия;
  • карточки-задания и другой раздаточный материал, необходимый для выполнения практических работ и проведения практических занятий;
  • перечень видео и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокасет, аудиокасет).

Техническое обеспечение

 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: компьютер и компьютерное обеспечение для верстки текста, диктофон, принтер, сканер, проектор, колонки.

Список литературы

Основная литература

 Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96», Екатеринбург, 2001.

 Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области.  Ханты – Мансийск, 1993

Орлова Т.К., Демус Л.Г. Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы». ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003

Северное многоборье: Учебно – методическое пособие. Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне.  РИО СурГПИ, Сургут, 2002.

9. Тарханов А. С. «Чудеса». «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.

10. Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой», фотоальбом . Изд – во «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2006 г.

11. «Югра в творчестве художников». 1993.

Дополнительная литература

Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1977.

Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А.В. Кенеман. «Просвещение», Москва, 1989.

Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне.  РИО СурГПИ, Сургут  2002.

Огонь – камень. Сказки народов Тюменского Севера. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.

Дополнительная литература для детей

Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство»,Свердловск,  1977.

Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения.  «СВ – 96» Екатеринбург, 2019.

Огонь – камень. Сказки народов Тюменского Севера. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.

Тарханов А. С. «Чудеса».  «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.

«Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой», фотоальбом . Изд – во «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

кружок "Юный краевед"

Авторская программа дополнительного образования детей по туристско-краеведческой работе...

Авторская программа "Школа юного краеведа"

Воспитание у детей чувтсва любви и уважения к родному краю, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой Родине....

Игра "Юные краеведы", 4 класс.

На уроках кубановедения можно провести познавательную игру на знание истории, географии и народных традиций Краснодарского края....

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...