Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения»
материал
Выступление на ШМО учителей начальных классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО учителей начальных классов
Тема: «Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения»
Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным.
Наиболее распространенными способами развития познавательного интереса является:
- активность и новизна содержания;
- раскрытие значимости знаний;
- наглядность;
- занимательность;
- эмоциональность;
- учебные дискуссии;
- познавательные игры.
Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к новому, неизведанному побуждает ученика к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности, является стимулом умственной деятельности.
Самым характерным для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижение и постановка задач на пути познания.
На уроках литературного чтения необходимо активно проводить творческие работы с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами творческих работ понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды.
Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:
- Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания в новую форму (текста художественного произведения в раскрашенную схему).
- Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);
- Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и дает учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.
Цель творческих заданий — повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы.
Творческие способности – показатель развития познавательного интереса учащихся начальной школы. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность.
Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Ребёнок должен быть уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, и тогда ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.
При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:
- нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;
- вылепить героя из пластилина;
- разыграть сценку;
- сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами.
На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:
- составить рисуночный диафильм;
- найти крылатое выражение в сказке;
- придумать начало и счастливую концовку к сказке.
При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:
- выразительное чтение басни и ее драматизация;
- придумать экспозицию басни;
- составление литературной мозаики.
Для развития познавательных интересов и творческих способностей на уроке использовать и такие виды заданий:
- составление и доработка текстов;
-творческие пересказы, предполагающие передачу текста с какими-либо изменениями;
-заменить рассказчика дальше;
-придумать, как могли разворачиваться события дальше;
-составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему;
-пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев;
-составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта.
Также можно использовать и такие формы работы как:
-подобрать дополнительный материал об авторе произведения;
-подготовить выставку книг одного из авторов;
-смоделировать обложку книги;
-найти дополнительный материал в энциклопедии.
Творческие способности формируют познавательные интересы личности.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования познавательных интересов личности.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
#1056;ечь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
#1059;лучшается успеваемость.
#1056;азвиваются наблюдательность, мышление, воображение, познавательные способности младших школьников.
#1042;озрастает познавательный интерес к изучению предметов.
Таким образом, развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения остаётся инструментом познания, мышления, успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях, способствует расширению кругозора учащихся, развитию творческой инициативы, формированию любознательности и познавательных интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.
В статье раскрываются приемы работы по формированию познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...
Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».
Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

Развитие читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения»
В данной статье рассматривается актуальность проблемы чтения в начальной школе, для решения данной проблемы были рассмотрены особенности младшего школьного возраста, роль семьи в формиро...
Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад «Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»
Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения"....

Выступление на МО учителей начальных классов. Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».
Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сего...