Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения»
материал

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Тема: «Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения»

Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным.

Наиболее распространенными способами развития познавательного интереса является:

  • активность и новизна содержания;
  • раскрытие значимости знаний;
  • наглядность;
  • занимательность;
  • эмоциональность;
  • учебные дискуссии;
  • познавательные игры.

Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к новому, неизведанному побуждает ученика к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности, является стимулом умственной деятельности.

Самым характерным для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижение и постановка задач на пути познания.

На уроках литературного чтения необходимо активно проводить творческие работы с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами творческих работ понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды.

Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:

  1. Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания в новую форму (текста художественного произведения в раскрашенную схему).
  2. Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);
  3. Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и дает учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.

Цель творческих заданий — повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы.

Творческие способности – показатель развития познавательного интереса учащихся начальной школы. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность.

Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Ребёнок должен быть уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, и тогда ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.

При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:

- нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;

- вылепить героя из пластилина;

- разыграть сценку;

- сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами.

На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:

- составить рисуночный диафильм;

- найти крылатое выражение в сказке;

- придумать начало и счастливую концовку к сказке.

При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:

- выразительное чтение басни и ее драматизация;

- придумать экспозицию басни;

- составление литературной мозаики.

Для развития познавательных интересов и творческих способностей на уроке использовать и такие виды заданий:

- составление и доработка текстов;

-творческие пересказы, предполагающие передачу текста с какими-либо изменениями;

-заменить рассказчика дальше;

-придумать, как могли разворачиваться события дальше;

-составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему;

-пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев;

-составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта.

Также можно использовать и такие формы работы как:

-подобрать дополнительный материал об авторе произведения;

-подготовить выставку книг одного из авторов;

-смоделировать обложку книги;

-найти дополнительный материал в энциклопедии.

Творческие способности формируют познавательные интересы личности.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования познавательных интересов личности.

Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

#1056;ечь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

#1059;лучшается успеваемость.

#1056;азвиваются наблюдательность, мышление, воображение, познавательные способности младших школьников.

#1042;озрастает познавательный интерес к изучению предметов.

Таким образом, развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения остаётся инструментом познания, мышления, успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях, способствует расширению кругозора учащихся, развитию творческой инициативы, формированию любознательности и познавательных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

Развитие читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения»

  В данной статье рассматривается актуальность проблемы чтения в начальной школе, для решения данной проблемы были рассмотрены особенности младшего школьного возраста, роль семьи в формиро...

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад «Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения"....

Выступление на МО учителей начальных классов. Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сего...