Рабочая программа по внеурочной деятельности « Основы финансовой грамотности»
рабочая программа (3 класс)

Немченко Татьяна Петровна

Программа составлена на основе примерной программы внеурочной

деятельности «Финансовая грамотность» Ю. Н. Корлюговой (1–4 классы

общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014). Программа « Финансовая грамотность» создана в соответствии с учебным планом  МКОУ «УСОШ ». При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2025_osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx58.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ульяновская СОШ»

«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР  Лиджиева И.П../__________/

«Утверждаю»

Директор школы:  Кугультинова Е.В. /__________/

Пр.№ 36 / 3 от 27  августа 2025г.

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

 « Основы финансовой грамотности»

в 3 « а» классе

 Направления: Финансовая грамотность

Количество часов:  34

Срок реализации: 2025-2026 г.

Учитель: Немченко Т. П.

с. Ульяновское,

2025-2026 уч. год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе примерной программы внеурочной

деятельности «Финансовая грамотность» Ю. Н. Корлюговой (1–4 классы

общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014). Программа « Финансовая грамотность» создана в соответствии с учебным планом  МКОУ «УСОШ ». При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших . Финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXI века

Определение понятия финансовой грамотности полно и целостно представлено в материалах международного сравнительного исследования PISA: «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни»2 .

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако, очевидно, что в силу возрастных особенностей обучающихся, актуальных запросов их социализации особое внимание необходимо уделять возможностям реализации программ общего образования

Цель программы: является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы:

Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег;

Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка, формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основные содержательные линии курса:

         Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. грамотности современного человека .

Финансовая грамотность как область содержания образования, имеет ярко выраженный метапредметный характер и не является проекцией определённой сферы научного знания . Вместе с тем требования по формированию финансовой грамотности нашли своё отражение в нормативных документах, регламентирующих образовательное пространство школы и за- фиксированных в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования .

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит целый ряд требований к образовательным результатам, которые могут успешно достигаться в рамках изучения вопросов финансовой грамотности

К таким требованиям напрямую относятся, в частности, следующие предметные результаты по математике:

- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач .

К финансовой грамотности имеет непосредственное отнощение и следующее требование к предметным образовательным результатам по окружающему миру:

- осознание норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде Традиционно в учебных материалах для начальной школы раскрывается здоровьесберегающее поведение в его природном проявлении . Освоение же рационального, финансово грамотного поведения школьниками может и должно рассматриваться как освоение моделей здоровьесберегающего поведения в социальной среде

В требованиях к предмету «Технология» присутствует следующая позиция:

- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества

Многие вопросы, предлагаемые к изучению в области финансовой грамотности, позволяют конкретизировать изучаемые аспекты, связанные с трудом, сделать их максимально актуальными для школьников (к примеру, в рамках вопросов о формировании семейного бюджета, планирования собственной будущей деятельности, знакомства с основами предпринимательства) .

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит перечень личностных характеристик выпускника «портрет выпускника начальной школы» (п . 8 ФГОС НОО), среди которых зафиксированы следующие характеристики:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни .

Формирование указанных качеств выпускника начальной школы напрямую выходит на

решение задач формирования основ финансовой грамотности учащегося, без которой нельзя говорить о его полноценной социализации в обществе и о потенциальной безопасности его жизнедеятельности в нём

Занятия, направленные на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний на самостоятельные мотивированные действия обучающихся начальной школы, выражающиеся в финансово грамотных моделях поведения

      В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности . Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, технологию, математику . Включение представленных в УМК занятий или фрагментов занятий в каждый из этих предметов будет иметь свои особенности

При определении возможностей включения предлагаемых материалов в предмет «Окружающий мир», в первую очередь, целесообразно учитывать согласование изучаемой темы в рамках курса и содержания вопросов финансовой грамотности для младших школьников Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание этого предмета, возможно, к примеру, по программе «Школа России» в следующие темы: «Моя семья», «Опасные незнакомцы», «Путешествия по городам и странам», «Зачем нужны автомобили» и другие темы . Учебно- методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» для обучающихся, осваивающих программу начального общего образования, разработан с учётом возможности встраивания предлагаемых в нём тем на уроках по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Технология». Одним из ключевых принципов разработанного УМК стал принцип согласованности предлагаемого содержания образования в области финансовой грамотности с содержанием, зафиксированным

Учебные материалы УМК по финансовой грамотности существенно отличаются от предметных УМК, которые используются в начальной школе Они строятся на разнообразных жизненных ситуациях, связанных с миром финансов Ситуации ориентируют учащихся на осмысление предложенных моделей поведения участников описываемых процессов и событий, выражение собственного мнения относительно их действий, приведение аргументов и контраргументов . Некоторые из ситуаций не имеют однозначного решения и побуждают выстраивать варианты возможных и целесообразных способов действия

Описание места учебного курса в учебном плане

На изучение курса «Основы финансовой грамотности»» в  3  классе 1 час в неделю (34 занятия)

         Результаты освоения курса

Личностными        результатами        изучения        курса        «Основы        финансовой грамотности» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными        результатами        изучения        курса        «Основы        финансовой грамотности» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Содержание программы для 3 класса.

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег. • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет.

Тема 2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты. • Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

•Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

 Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

• Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. • Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5.Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

 Тема 6.На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. • Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы. • Объяснять, как появляются сбережения и долги. Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами. • Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбережений.

Календарно тематическое  планирование  

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

Тема 1. Что такое деньги, и какими они бывают (16 часов)

1

Для чего нужны деньги?

1

2

Покупка товаров в магазине.

1

3

Игра «Мозаика вопросов».

1

4

Коллективный проект «Школа будущего».

1

5

Почему все монеты похожи?

1

6

Мини-исследование «Монеты разных стран».

1

7

Экскурсия в музей.

1

8

Проект «Рассчитай бюджет литературного героя».

1

9

История русских денег.

1

10

Как устроены монеты.

1

11

Мини-исследование «Путешествие в прошлое».

1

12

Творческая работа «Постер «На страницах истории».

1

13

Особенности современных денег.

1

14

Оплата счетов через платёжные устройства.

1

15

Снятие денег со счёта через банкомат.

1

16

Экскурсия в банк.

1

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (18 часов)

17

Семейные доходы.

1

18

Открытие вклада.

1

19

Диаграмма связей «Доходы людей».

1

20

Мини-исследование «Обсуждении семейного бюджета».

1

21

Почему люди тратят деньги?

1

22

Обсуждение в семье покупки товаров в кредит.

1

23

Поиск и покупка товаров в Интернете.

1

24

Ролевая игра «Интернет-покупатель».

1

25

Почему полезно составлять бюджет семьи?

1

26

Знакомство с бизнесом родителей (родственников, знакомых).

1

27

Диаграмма связей «Почему мы делаем покупки?»

1

28

Мини-исследование «Собираемся в школу».

1

29

Как можно экономить.

1

30

Отгадываем кроссворды.

1

31

«Дерево решений» - «Чёрный день».

1

32

Мини-проект «Сохраним бюджет».

1

33

Коллективный проект «Один-два-вместе».

1

34

Брейн-ринг «Финансы — это интересно и увлекательно».

1

Лист коррекции календарно-тематического планирования

2025-2026 учебный год

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс

Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....

Внеурочная деятельность "Основы финансовой грамотности"

Программавнеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»Социальное направление...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 4 класс

Программа составлена в соотвестсвии ФГОС НОО, на основе авторской программы Ю. Корлюговой,  Е. Гоппе  «Финансовая грамотность»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 2-4 классы

На изучение курса «Основы финансовой грамотности» во 2-4 классах начальной школы отводится 102 часа: 2класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4класс-34 часа(1час в неделю в каждой параллели)....