Помогайка. Сборник правил.
методическая разработка
Пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся начальных классов и соответствует требованиям ФГОС. В доступной форме представлены основные правила
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 497.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №14 «Зелёный шум»
Помогайка
_________________________________
________________________________
остроумный, завистливый, легкомысленный, самокритичный, прекрасный, озорной, неугомонный, уравновешенный, молчаливый, бесстрашный, музыкальный, гордый, удивительный, смирный, суетливый, полезный, правдивый, лживый, приятный, отталкивающий, решительный, неуверенный, упрямый – покладистый, халатный , добросовестный, беззаботный, смекалистый, задумчивый, верный, несдержанный, ласковый, застенчивый, тихий, отважный, торжествующее, самолюбивый, тёплый, обиженный, искренний, сонный, жестокий, смелый, капризный, восхищённый, раздражительный, лёгкий, вежливый, отзывчивый, обидчивый, задумчивый, честный, справедливый, несдержанный, злопамятный, общительный.
КТО? Красавец, ленивец, ловкач, певец, толстяк, смельчак, силач, храбрец, весельчак, мудрец, малыш, глупец, сказочник, хвастун, хитрец, бедняк, простак, музыкант, фантазёр, труженик, добряк, трус.
31
Содержание
I. Русский язык
1. Фонетика............................................................................................... 2-9
2. Состав слова…………………………………………………………….………….…………10-15
3. Предложение………………………………………………………………..……………….16-18
4. Части речи……………………………………………………….………………………………….30
5. Орфография……………………………………………………………………….……………….20
II. Математика
6. Компоненты действий……………………………………………………………….……….21
7. Периметр, площадь фигур………………………………………………………………….22
8. Величины……………………………………………………………………………………….24-25
9. Задачи…………………………………………………………………………………………………26
10. Уравнения………………………………………………………………………..……………….26
III. Литературное чтение
11. Словарь настроений……………………………………………………………………27-31
IV. Для заметок
1
Транскрипция – запись звучания речи.
Транскрипция записывается в квадратных скобках с
использованием дополнительных знаков:
[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или
«хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];
[΄] – обозначение мягкости согласного : пел - [п΄эл];
[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].
Способы обозначения звука [щ΄]:
- щавель - [щ΄ив΄эл΄]; щ
счёты - [щ΄оты]; сч
возчик - [вощ΄ик΄]; зч [щ΄]
мужчина - [мущ΄ина]. жч
Способы обозначения звука [ц]:
- цирк - [цырк]; ц
купаться - [купаца]; тьс [ц]
дерётся - [д΄ир΄оца]. тс
3
Гласные звуки
1) их 6: 2) только из 3) ударный или 4) образуют
[а], [о], [э], голоса, безударный слоги
[и], [ы], [у] шума нет
ВЫВОД:
Сколько гласных звуков, столько и слогов:
у – гол (2 гласных – 2 слога)
В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям:
- безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко - [малако];
- безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак - [п΄итак];
- после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы],
а не [и]: ширина - [шыр΄ина]
4
Лента букв
ГЛАСНЫЕ | ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ | НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ | ||||||||||||||||||||||
Э | О | У | А | Ы | Б | В | Г | Д | З | Ж | М | Л | Р | Н | Й | ЗВОНКИЕ | Ъ | |||||||
Е | Ё | Ю | Я | И | П | Ф | К | Т | С | Ш | Х | Ц | Ч | Щ | ГЛУХИЕ | Ь | ||||||||
Алфавит
В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 соглас-ная, 2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
А Б В Г Д Е Ё Ж
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ
З И Й К Л М Н О
зэ и и ка эль эм эн о краткое
П Р С Т У Ф Х Ц
пэ эр эс тэ у эф ха цэ
Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
че ша ща твёрдый ы мягкий э ю я
знак знак
2
Гласные «Хитрые»
буквы – звуки гласные буквы
а – [а] е – [й΄ э] я – [й ΄а]
я – [а]
э – [э] ё – [й ΄о] ю – [й΄у]
е – [э]
о – [о] 1. В начале слова – якорь
ё – [о] 2. В середине слова после
у – [у] разделительных ъ и ь знаков –
ю – [у] подъём, семью
и – [и] 3. В середине слова после
ы – [ы] гласной буквы – весёлая, поём
10 – [6]
5
Звукобуквенный анализ слова
1. Запиши слово.
2. Возьми красный карандаш, подчеркни все гласные буквы в слове.
3. Вертикальной чертой подели слово на слоги.
Вспомни правило!!! «Сколько в слове гласных букв, столько и слогов»
4. Позови слово, выделяя голосом ударный слог. Поставь ударение. Помни, ударение ставится над гласной буквой слога.
БУКВА
[ ЗВУК ]
ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ
УДАРНЫЙ — БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ — ГЛУХОЙ
МЯГКИЙ — ТВЁРДЫЙ
7
План фонетического разбора1
1. Разделить слово на слоги.
2. Показать место ударения.
3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв.
4. Дать характеристику звуков:
Если звук согласный определяете:
- парный или непарный по звонкости-глухости
- звонкий или глухой
- парный или непарный по твёрдости-мягкости
- твёрдый или мягкий
Если звук гласный определяете:
- ударный или безударный
5. Определить количество букв и звуков.
Образец фонетического разбора
Пло-щад-ка – 3 слога, 5 согл., 3 гласн.
п - [ п ] - согл., парн. глух., тв.
л - [ л ] - согл., непарн. звонк., тв.
о - [ а ] - гласн., безуд.
щ -[ щ′] - согл., непарн. глух., мягк.
а - [ а ] - гласн., уд.
д - [ т ] - согл., парн. глух., тв.
к - [ к ] - согл., парн. глух., тв.
а - [ а ] - гласн., безуд.
8 б. 8 зв.
8
Возьмите на заметку!
1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб - [гр΄ип], сказка - [скаска].
2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].
3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].
4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].
- Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:
Стёпка, хочешь щец? – Факт, хочу!
6
Я сам
Суффиксы | Значение суффиксов | Правило применения | Примеры |
-анан-, -янин-, -ан-, -ян- | Житель (жители) какой-либо страны, города, края | Запомнить | парижанин, россиянин парижане, россияне |
-ушк-, -юшк- -к-, -ок-, -ёк- -чик-, -еньк- -ечк-, -очк- | Уменьшительно-ласкательное значение | Запомнить | бабушка, Васюшка, берёзка, городок, деревенька, Ванечка, Ирочка |
-ник-, -ниц, -чик-, -щик-, -ик-, -ист-, -арь-, -а-тель, -и-тель | Профессия или род занятий | Запомнить | дворник, учительница, лётчик, сварщик, химик, таксист, пекарь, писатель, строитель |
-евн-, -евич- -ич-, иничн- -овн-, -ович- | Отчества людей | Запомнить | Сергеевна, Сергеевич, Ильич, Ильинична, Петровна, Петрович |
-оват, еват- | Оттенок какого-либо цвета | Запомнить | красноватый, синеватый |
-иц-, -их- | Названия животных-мам | Запомнить | волчица, зайчиха |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9
Суффиксы
11
12
-ёнок- -онок- | Детёныши животных |
[ ч' ] пишется суффикс -онок-. | лисёнок, тигрёнок зайчонок, волчонок |
-ик- -ек- | Уменьшительно-ласкательное значение |
| ключик – нет ключика замочек – нет замочка |
-ость- | В суффиксе -ость- всегда пишется буква о. | глупость, вежливость | |
-ив- -ев- |
-ев-. | красивый, игривый волевой, боевой | |
-лив-, -чив- | В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и. | пугливый, доверчивый |
СОСТАВ СЛОВА
- ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.
Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.
друг – другу, друга, другом, о друге
умный – умная, умную, умные, умное
пришёл – пришла, пришло, пришли
- ОСНОВА СЛОВА - это всё слово без окончания.
незабудка, прелестный, убегает.
- КОРЕНЬ – это общая часть однокоренных слов.
Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.
опоздать - поздний, опоздание
книга – книжный, книголюб
- ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.
выход – вход, уход, приход, ходит
- СУФФИКС – это часть слова, которая находится между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.
Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.
котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.
10
Приставки
13
Я сам
Виды и правописание приставок | |
Состоят из одного звука (буквы) | с-, в-, у-, о- |
Неизменяемые приставки | вы- |
Пишутся с гласной -о- | во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-об-, о-, обо-, про-, со- |
Исключения: приставки па-, пра-. | паводок, прабабушка, прадедушка |
Пишутся с гласной -а- | за-, на-, над-, раз-//рас- |
Пишутся с согласной -д- | под-, над-, перед-, пред- |
Пишутся с согласной -т- | от- |
Приставки, оканчивающиеся на з//с | раз-//рас-, из-//ис-, без-//бес- Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук. Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук. |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15
Предложение | Знак в конце предложения | |
по цели высказывания | по интонации | |
Повествовательное (рассказ, повествование) | Невосклицательное | • |
Восклицательное | ! | |
Вопросительное (вопрос) | Невосклицательное | ? |
Восклицательное | ? ! | |
Побудительное (приказ, просьба) | Невосклицательное | • |
Восклицательное | ! | |
16
Чередование согласных в корне слова
[ г // ж ] | книга – книжный | [ с // ш ] | носить – ноша |
[ к // ч' ] | жук – жучок | [ щ' // ск] | тащу – таскать |
[ х // ш ] | пух – пушок | [ м // мл'] | кормить – кормлю |
[ з // ж ] | мазать – мажет | [ б // бл' ] | любить – люблю |
[ д // ж ] | обида – обижать | [ в // вл'] | ловить – ловлю |
[ ц // ч' ] | заяц – зайчонок | [ п // пл' ] | купить – куплю |
14
План разбора предложения
- Простое или сложное (одна грамматическая основа, несколько грамматических основ)
- Вид по цели высказывания
- повествовательное (о чём-либо сообщает)
- вопросительное (содержит вопрос)
- побудительное (побуждает к действию)
- Вид по интонации
- восклицательное
- невосклицательное
- Вид по наличию второстепенных членов
- распространенное (есть второстепенные члены)
- нераспространенное (нет второстепенных членов)
Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?
Сказуемое – главный член предложения, обозначает что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
Дополнение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы: КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? ЧТО?
Обстоятельство – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? СКОЛЬКО?
Определение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? 17
Типы текстов
Текст – повествование:
- говорится о действиях предметов, о последовательных событиях;
- действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе;
- можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?
Текст – описание:
- говорится о признаках предмета или явления;
- все признаки можно увидеть одновременно;
- можно поставить вопрос: какой предмет?
Текст – рассуждение:
- говорится о причинах явлений;
- их нельзя увидеть, но можно понять;
- можно поставить вопрос: почему это так?
19
Разделительный ь знак
Е (ученье)
Ё (бельё)
Согласный Ь Ю (вьюга)
Я (лисья)
И (воробьи)
Ь знак – показатель мягкости согласного звука
согласный Ь тетрадь
согласный Ь согласный тьма
Разделительный Ъ знак
Е (подъезд)
Ё (съёжился)
согласный Ъ Я (объявление)
Ю (предъюбилейный)
В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ мягкий знак
не пишется:
молочный, каменщик, спорщик
20
Я сам
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18
Компоненты действий
21
Запомни
Увеличить число на + (прибавить)
34 + 20 = 54
Увеличить число в (умножить)
4 3 = 12
Уменьшить число на – (вычесть)
34 – 20 = 14
Уменьшить число в : (разделить)
12 : 4 = 3
23
Единицы измерения времени
1 минута = 60 секунд
1 час = 60 минут
1 сутки = 24 часа
1 месяц = 30 или 31 день
1 год = 365 или 366 суток = 12 месяцев
1 век = 100 лет
1 неделя = 7 суток
½ часа = 30 минут
½ суток = 12 часов
½ года = 6 месяцев
¼ года = 3 месяца (квартал)
Единицы измерения длины
1 КМ = 1000 М = 10 000 ДМ = 100 000 СМ
1 М = 10 ДМ = 100 СМ = 1000 ММ
1 ДМ = 10 СМ = 100 ММ
1 СМ = 10 ММ
24
Периметр
Периметр – это сумма сторон геометрической фигуры.
а а
b а
a b
а b
м с
c е
Площадь фигуры
Площадь – это внутренняя часть фигуры.
22
Единицы измерения площади
1 М2 = 10 000 СМ 2 = 100 ДМ2
1 ДМ2 = 100 СМ2 = 10 000 ММ2
1 СМ2 = 100 ММ2
1 А = 100 М2 = 10 000 ДМ2
1 ГА = 100 А = 10 000 М2
1 КМ2 = 100 ГА = 10 000 А
1 ГА = 10 000 М2
1 КМ2 = 1 000 000 М2
1 ММ2
Единицы измерения массы
1 КИЛОГРАММ = 1 КГ = 1000 Г
1 ТОННА = 1 Т = 1000 КГ = 10 Ц
1 ЦЕНТНЕР = 1 Ц = 100 КГ
1 ГРАММ = 1 Г = 1000 МГ
25
СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ
РАДОСТЬ. Чувства: восторг, восхищение, ликование, лёгкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность, бодрость, счастье.
Настроение и состояние: радостное, хорошее, светлое, весёлое, смешное, праздничное, солнечное, приподнятое, бодрое, торжественное, игривое, хвалебное, задорное, приятное, шаловливое, лёгкое, шумное, лучезарное, лучистое, озарённое, шутливое, насмешливое, хвастливое, ироническое, лукавое, забавное, ликующее, восторженное, восхищённое, счастливое, жизнеутверждающее, оптимистическое, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживлённое, бурное, возбуждённое, волшебное, воспевающее, грустной радости, звонкое, мечтательное, прославляющее, сказочное, жизнерадостное.
ТАИНСТВЕННОСТЬ. Чувства: загадочность, заворожённость, отстранённость, призрачность, затаённость, скрытность, иллюзорность, фантастичность.
Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое, таинственное, загадочное, скрытное.
27
СПОКОЙСТВИЕ. Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринуждённость, доброжелательность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощённость, покой.
Настроение и состояние: спокойное, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, заворожённое, беззаботное, просветлённое, серьёзное, сонное, сосредоточенное, тёплое, тихое.
ГРУСТЬ. Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.
Настроение и состояние: печальное, плохое, сочувствующее, грустное, болезненное, хмурое, кроткое, элегичное, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушённое, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.
СТРАХ. Чувства: испуг, тревога, боязнь, ужас, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность.
28
Уравнения
х + 13 = 25 х – 8 = 18 30 – х = 14
х = 25 – 13 х = 18 + 8 х = 30 – 14
х = 12 х = 26 х = 16
12 + 13 = 25 26 – 8 = 18 30 – 16 = 14
25 = 25 18 = 18 14 = 14
х · 4 = 12 х : 3 = 5 24 : х = 6
х = 12 : 4 х = 5 · 3 х = 24 : 6
х = 3 х = 15 х = 4
3 · 4 = 12 15 : 3 = 5 24 : 4 = 6
12 = 12 5 = 5 6 = 6
Задачи
26
Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное, жуткое, трусливое, ужасное, подавленное, застенчивое, растерянное.
ЗЛОСТЬ. Чувства: гнев, обида, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость.
Настроение и состояние: тяжёлое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное, возмущённое, мрачное, злое.
УДИВЛЕНИЕ. Чувства: изумление, недоумение.
Настроение и состояние: чудесное, необычайное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное, исключительное.
КАКОЙ? Добрый, добродушный, сварливый, мягкий, властный, смиренный, жадный, алчный, податливый, послушный, грубый, неуживчивый, скромный, почтительный, красивый, хороший, плохой, высокомерный, ленивый, плавный, медленный, отрывистый, быстрый, ловкий,
29
неуклюжий, певучий, чёткий, громкий, нежный, толстый, жёсткий, густой, бурый, кудрявый, тёмный, чистый, аккуратный, длинный, благоустроенный, смелый, робкий, сильный, храбрый, весёлый, любимый, привычный, страшный, любознательный, внимательный, решительный, взрослый, мудрый, глупый, мужественный, упорный, упрямый, прилежный, самокритичный, трусливый, храбрый, мужественный, отзывчивый, отчаянный, жизнерадостный, невоспитанный, грубый, неряшливый, непослушный, послушный, серьёзный, воспитанный, прилежный, строгий, сказочный, беспощадный, справедливый, жалостливый, коварный, обманчивый, важный, уверенный, самоуверенный, ответственный, мечтательный, жалостливый, трудолюбивый, дружелюбный, огромный, великодушный, гостеприимный, находчивый, отважный, хвастливый, хитрый, самостоятельный, целеустремлённый, заботливый, умный, капризный, терпеливый, любящий, скупой, жадный, бедный, быстрый, проворный, робкий, остроумный, насмешливый, доверчивый, активный, горький, опытный, одинокий, сердитый, доверчивый, грозный, современный, эмоциональный, сложный, простой, щедрый, чуткий, жалкий, странный, чудной, догадливый, внимательный, упорный,
30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник правил по математике. Система Л.В.Занкова
Сборник правил по математике. Система Л.В.Занкова...
Сборник правил для учащихся начальной школы
В мой сборник вошли основные правила по русскому языку м и математике для учащихся начальной школы...

Сборник правил по безопасному поведению школьников.
Документ "Сборник правил по безопасному поведению школьников" поможет классному руководителю вести работу с детьми по их безопасности, а также поможет родителям в беседах со своими детьми о сохранении...

Сборник правил по безопасному поведению школьников.
Документ "Сборник правил по безопасному поведению школьников" поможет классному руководителю, а также родителям проводить работу с детьми по сохранению их жизни и здоровья....
СБОРНИК ПРАВИЛ ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.
Сборник правил по безопасному поведению школьников....

Сборник правил по безопасному поведению школьников
Все мы живем в современном и сложном мире, где, к сожалению, существует много опасностей, которые подстерегают нас на жизненном пути. Для того, чтобы обезопасить себя в той или иной сложно...











































