Методическая разработка «В мире сельскохозяйственных профессий»
методическая разработка (1 класс)
Образовательная деятельность направлена на общее развитие школьников начальных классов, на приобретение знаний о сельскохозяйственных профессиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 171.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов имени героя России И.А.Додосова» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка
«В мире сельскохозяйственных профессий»
Автор-составитель:
Учитель начальных классов
Зубаерова Г.В.
Методическое пособие адресовано учителям начальной школы, а также родителям учеников.
Оглавление
Пояснительная записка …………………………………………………………..
Приложение №1…………………………………………………………………...
Приложение №2…………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………..
Пояснительная записка
Многие современные школьники имеют весьма далекие от жизни и часто искаженные представления о профессиях, о том, откуда берутся продукты питания и как люди трудятся для того, чтобы у нас на столе каждый день был свежий хлеб, вкусный йогурт или румяные яблоки и полезные овощи. Но ведь труд и трудолюбие (любовь к труду, когда человек делает свое дело от души, с радостью, находит свое место в жизни и в профессии) — это основа процветания любого общества, любой страны, любой семьи. И эта основа закладывается в начальном школьном возрасте.
Очень важно, чтобы ребенок познакомился с разнообразным трудом взрослых, научился ценить результаты этого труда, узнал об отношении людей к любимому делу, к любимой профессии, научился преодолевать трудности и не боялся их, сориентировался в очень широком и многообразном современном мире профессий взрослых, отображал их в своих творческих сюжетно-ролевых играх, пробуя себя то в роли фермера, то продавца, то художника, то врача, изображая в игре взаимоотношения людей разных профессий, их взаимопомощь и взаимовыручку.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. В связи с этим встает необходимость ознакомления школьников с сельскохозяйственными профессиями. Ребенка, бесспорно, привлекает мир взрослых людей. Школьник начальных классов еще неосознанно видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, как личностных качеств, так и деловых. Поэтому очень важно, чтобы образцом для подражания были близкие, реальные взрослые, со своими привлекательными, лучшими чертами, необходимыми умелому человеку, на которые ребенок может ориентироваться, определяя и выбирая свои моральные представления, формируя понимание важности труда, как для самого человека, так и для окружающих.
На примере ознакомления с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, людям труда. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Актуальность:
- у школьников начальных классов нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
- не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий в сельском хозяйстве;
- нет методической литературы, пособий, разработок для ознакомления школьников с сельским хозяйством.
Цель программы: Знакомство с ведущими и важными профессиями в сельской местности, сельскохозяйственным трудом.
Задачи: Расширять и закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях (комбайнер, фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, животновод, овощевод, пчеловод); помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии в сельском хозяйстве.
Развивать у школьников интерес к профессиям родных и близких людей. Сформировать новое мышление школьника на основе развития кругозора, открытия в ребенке возможности раннего профессионального самоопределения и концентрации его интересов и склонностей.
Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям. Присваивать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой.
Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи.
Активное включение родителей в воспитательно-образовательную деятельность.
Содержание программы
Образовательная деятельность направлена на общее развитие школьников начальных классов, на приобретение знаний о сельскохозяйственных профессиях.
Работа ведется определенными периодами- циклами.
Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний.
Вторая- повторению пройденного материала с некоторыми дополнениями.
Третья, четвертая- окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод помогает детям осмысленно и более последовательно изучать материал. Кроме основных разделов образовательная деятельность включает в себя различные упражнения: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, чтение художественной литературы, загадки, пословицы, поговорки, опытно –экспериментальную деятельность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по профориентационной работе сельскохозяйственного направления
в 1-м классе
Месяц | Тема | Цель | Формы и методы | |
1 | Октябрь | «Продукты питания на нашем столе» «Собираем урожай» | - познакомить детей с культурными растениями, используемыми для питания человека и животных; - формировать представления об бережном отношении к продуктам питания; - воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края. | Экспериментальная деятельность «Как зерно превращается в муку» |
2 | Ноябрь | «В гостях у домашних животных» Экскурсия в «Фермерский уголок» класса | - продолжить знакомить детей с домашними животными; - учить бережно обращаться с домашними животными; - расширять кругозор и словарный запас; - учить находить и называть домашних животных и их детенышей. | Игры- перевоплощения в животных. |
3 | Декабрь | «Кто где живет?», «Современная ферма глазами детей» | - познакомить детей с условиями жизни домашних животных; - развитие логического и абстрактного мышления; - воспитание заботливого отношения к животным. | Дидактические игры: «Собери картинку», «Кто в хозяйстве живет, что фермеру дает?» |
4 | Январь | «Сам копай, сам сажай – сладок будет урожай» | - закреплять знания детей о фруктах и овощах; - воспитывать бережное отношение к продуктам питания. | Инсценировка русской народной сказки «Вершки и корешки». |
5 | Февраль | «Посылка из деревни» | - формировать представления детей о деревне: чем занимаются сельские труженики, взаимосвязь города и деревни; -воспитывать уважение к людям труда. | Лэпбук «Авылдан кучтэнэч» |
6 | Март | «Ремонтные мастерские» | Цель: Расширить представление детей о труде рабочих в зимнее время. Дать знание о профессии механизатора. | Встреча с интересным человеком (механизатор, комбайнер) |
7 | Апрель | «Профессии наших пап и мам» | Выставка детских рисунков | |
8 | Май | «Все работы хороши, выбирай на вкус» | Цель: Закрепить знания детей о работниках сельского хозяйства. | Стихи к игре «Назови профессию» |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по профориентационной работе сельскохозяйственного направления
во 2-м классе
№ | Месяц | Тема | Формы и методы |
1 | Октябрь | «От зернышка до булочки» «Растения полей» - уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба; - формирование знаний о производстве хлеба; - знакомство с понятием «профессия» - вызвать интерес к профессиям людей, которые выращивают хлеб; - воспитание бережного отношения к хлебу; - воспитание уважения к мастерам своего дела; - развитие связной речи детей; - уточнить и закрепить знания о поле, что выращивают на полях; - развитие связной речи детей; - воспитание бережного отношения к растениям. | Целевая прогулка на поля и в окрестности села |
2 | Ноябрь | «Растения огорода», «Овощехранилище» - расширять и систематизировать знания детей об огороде; - закреплять умение различать фрукты и овощи; - развивать мышление, память, связную речь детей; - систематизировать знания детей о труде людей осенью; -познакомить с понятием «овощехранилище»; -учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения; - воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им. | Комплексное занятие познавательного характера с использованием ИКТ, рисование «Растения огорода». |
3 | Декабрь | «Мои домашние питомцы» «На птичьем дворе» - закрепление знаний о домашних животных и их роли в жизни человека; - воспитание любви и заботливого отношения к животным. - формирование представления о домашней птице, их пользе для человека; - знакомство с понятием «птицеферма»; - воспитание уважения к труду птицевода; - воспитание заботливого отношения к домашней птице. | Интерактивная игра, подвижные и спортивные игры. Моделирование и составление сказок о домашних животных |
4 | Январь | «Пейте дети молоко – будете здоровы!» - знакомство детей с понятием «животноводство»; - знакомство детей с профессиями животноводов; - воспитывать у детей уважение к труду животноводов; - воспитывать потребность заботливого отношения к домашним животным. | Беседы, чтение сказок и художественных произведений о труде. Сюжетно-ролевые игры с использованием кукольного театра. |
5 | Февраль | «Отгадай, что мы покажем?» - закреплять знания детей о трудовых процессах на животноводческих фермах, - воспитывать уважение к их труду; - упражнять ребят в умении имитировать разные трудовые действия по уходу за животными. | Дидактическая игра, беседы. |
6 | Март | «Карлсон выращивает овес» - познакомить детей с условиями выращивания злаков; - обучить приемам посева семян на участке школы. | Познавательная игра, экспериментальная работа на участке школы, сюжетно-ролевые игры |
7 | Апрель | «Сельскохозяйственная техника» «В гостях у механизатора» - виртуальное и визуальное знакомство с сельскохозяйственной техникой фермерских хозяйств; - формирование интереса к технике; - знакомство с профессией механизатора; - воспитание уважения к труду механизаторов; - закрепить знания детей о сельскохозяйственной технике. | Конструирование тракторов и других сельхозмашин из деталей конструктора. Виртуальное конструирование на компьютере. |
8 | Май | «Мы в профессии играем!» - закрепление полученных знаний о профессиях на селе; - воспитание уважительного отношения к людям разных профессий; - развитие познавательного интереса к своей будущей профессии; - воспитание любви к своей малой родине. Театрализованное представление. |
Программа по ознакомлению детей начального школьного возраста с сельскохозяйственными профессиями в 3 классе.
Месяц | Тема | Содержание работы | |
Сентябрь | Агроном | Знакомство с профессией агронома. Беседы: «Чем важна профессия агронома». Рассматривание репродукций картины И. Шишкин «Рожь». Опытно- экспериментальная деятельность: «Тепло и холод. Влияние температуры на поднятие теста». Д/игры: «Назови профессию», «Что сначала, что потом», «Кому что нужно». С/р игра «Магазин: Хлебобулочные изделия». | |
Октябрь | Хлебороб | Знакомство с трудом хлебороба. Беседы: «Берегите хлеб»; «Откуда к нам хлеб пришёл». Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Семья». Д/игры: «Разрезные картинки», «Что нужно для работы хлебороба». Рассматривание картин, иллюстраций, создание альбомов с изображением людей, занятых различным с/х трудом. Составление рассказов – по иллюстрации «Как выращивают хлеб», из опыта «Как мы покупаем хлеб»; Лепка (соленое тесто) – «Я пеку, пеку, пеку…»; Конструирование – «Дом для зерна». | |
Ноябрь | Комбайнер- Тракторист | Знакомство с профессией комбайнера, тракториста. Чтение произведения «Комбайнер», «Чудо- машины» рассказывание по серии иллюстраций (сельскохозяйственные машины). Д/игра «Какие машины помогают выращивать хлеб», Игра с мячом: «Скажи какой», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий». Аппликация: «Сельхозтехника». Работа с родителями: Наблюдение за работой тракториста вместе с ребенком. | |
Декабрь | Фермер | Знакомство с профессией фермера. Чтение художественных произведений: стихотворение «Фермер» Е.Кнушевицкая. Лепка: «Кто из домашних животных живёт на ферме». Рассматривание картин из серии «Кем быть?» Д/ игры: «Кому что нужно для работы», «Собери картинку», «Какие бывают профессии?». П/ игры: «Помощники», «Собери урожай». С/р игра «Фермеры». Работа с родителями: Наблюдения за домашними животными в естественных условиях. | |
Январь | Ветеринар | Знакомство с профессией ветеринар. Беседы: «Если котенок заболел», «Кто такой ветеринар». Сюжетно- ролевая игра «В ветлечебнице». Дидактические игры: «Зачем людям нужны ветеринары», «Какие нужны инструменты», «Ферма», «В зоопарке». Рисование «Мишка заболел». Чтение художественной литературы: «Айболит». | |
Февраль | Оператор машинного доения | Беседа о труде доярки. Чтение произведений: Л.Воронкова «Кружка молока», Н.Полякова «А коровы- то все разные», «Коровье меню». Словесная игра «Кто где живет». С/р игра «Ферма». Лепка «На ферме». Работа с родителями: Создать макет: «Мини ферма моей мечты». | |
Март | Овощевод, Садовод | Знакомство с профессией овощевод, садовод. Беседы: «Наш урожай». Чтение художественной литературы: «Запасы овощей» В.Бианки, «Хозяйка с базара пришла» Ю.Тувин. Д/игры: «Вершки и корешки», «Что где растет?». П/игры: «Огуречик», «Кто быстрее соберет урожай», «Хороводная- огородная». Драматизация русской народной сказки «Репка». | |
Апрель | Пчеловод | «Моя профессия - пчеловод» Проведение опыта «Как отличить натуральный мёд». Виртуальная экскурсия на пасеку (показ видео - фильма). Изготовление аппликации «Пчёлки - малютки». Лепка из пластилина на тему «Пчёлка на цветке». Сюжетно-ролевые игры: «Пасека». Беседа: «Правила поведения на пасеке». Рассматривание репродукций Шильдер Андрей Николаевич «Пчельник», Крамской Иван Николаевич "Пасечник". Работа с родителями: Привлечь родителей к участию в создании мини-музея «Секреты пчелиного мёда». | |
Май | Лесничий | Чтение рассказов: С. Михалкова «Ёлочка», Г. Скребицкого «Лесное эхо», «Сказки следопыта», Н. Сладкого «Лесной календарь», «Лесные сказки», «Вот я иду по лесу». | |
«Все работы хороши» | Презентация | ||
Растениеводство #1058;ема: «Агроном»-расширять кругозор детей, знаниями о профессиях работников сельского хозяйства (агроном, доярка, ветврач); формировать знания о процессе создания хлеба; формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим. Введена словарная работа: агроном, плуг, борона, удобрение. Предварительная работа: чтение литературы о труде агронома, колхозника, рассматривание иллюстраций в художественной литературе, беседы о прочитанном. #1058;ема: «Хлебороб»-расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба, уточнить знания детей о сельхозтехнике, подвести к пониманию, что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин. Обратить внимание детей на результаты труда хлеборобов, его значение для всех граждан нашей страны. Ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор. Воспитывать уважение к людям труда. #1058;ема: «Комбайнер» -познакомить детей с профессией комбайнер, с зерноуборочной машиной (из каких частей состоит), объяснить важность и пользу труда комбайнера в сельском хозяйстве, вызвать интерес к профессиям на селе. «Тракторист»- познакомить с профессией тракторист, вызвать интерес к данной профессии, объяснив, как полезен и важен труд тракториста, воспитывать желание помогать взрослым. Животноводство #1058;ема: «Фермер»-систематизировать представления детей о домашних животных; формировать представления о сельскохозяйственных профессиях, познакомить с профессией фермера, оборудованием, необходимым для его работы; расширять словарный запас детей. #1058;ема: «Ветеринар»- формировать у детей представления о труде врача для животных (ветеринара), вызвать интерес к профессии расширять кругозор детей, развивать внимание, активизировать словарь, учить детей отображать в игре знания об окружающем, показать детям значение ветеринарной медицины для домашних питомцев. Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, беседы. Оборудование: мультимедийная установка, презентация – слайд шоу на тему «Профессия ветеринар». #1058;ема: «Оператор машинного доения»- познакомить детей с трудом доярки (оператор машинного доения), пастух, уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, их назначении и пользе для человека, формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни, вызвать интерес к профессиям на селе. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с домашними животными, отгадывание загадок о домашних животных. #1058;ема: «Овощевод»- знакомство с профессией овощевод, формировать знания о трудовых обязанностях овощевода, показать последовательность его работы, развивать уважение к людям труда. #1058;ема: «Пчеловод»-знакомить детей с профессией пчеловод, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. 3. Тема: « Лесничий»-Сформировать знания о труде лесника и его экологическом значении. Расширять представление об использование леса в жизни человека. Развивать умение рисовать разные виды деревьев в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать уважение к труду взрослых #1058;ема «Все работы хороши» - обобщить знания детей о труде в сельском хозяйстве, закрепить знания о профессиях: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, комбайнер, овощевод. Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям. Присваивать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой. Приложение №1 Конспекты занятий Тема: «Моя профессия - пчеловод». Цель: Знакомство с профессией пчеловод. Задачи: Дать первоначальные представления детям о профессии пчеловод (история, значение данной профессии и т.д.). Способствовать развитию интереса и желания быть пчеловодом. Воспитывать уважение и любовь к труду. Корригировать познавательные процессы. Планируемый результат: Усвоение основных знаний о профессии пчеловод. Появление желания освоить данную профессию в будущем. Ход занятия. Дети стоят полукругом. Учитель начинает… У меня есть улыбка? Учитель улыбается. Я хочу видеть ваши… Дети улыбаются. У меня есть доброе сердце? Учитель прикладывает руку к сердцу. Мне хотелось бы чувствовать ваше… Дети прикладывают руки к сердцу, а потом соединяют свои руки с руками учителя. Я всех приветствую «Здравствуйте» И вы приветствуйте всех…. Дети хором говорят «Здравствуйте!» Учитель предлагает детям занять свои места. Учитель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Скажите о ком она… Летит - гудит, Слайд 1 –жужжание пчел Сядет - молчит. Целый день в трудах, То в лугах, то в садах. И кто ей друг - Тот всегда с медком. А кто ей не люб - Спасайся бегом! Учитель: О ком эта загадка? Дети: О пчеле. Слайд 2-3 Учитель: Правильно, загадка о пчеле. Пастух пасет овец и коров, а кто пасет пчел и ухаживает за ними? Что за человек такой? Подумайте и скажите. Подсказка на экране…. Слайд 3 Дети: Пчеловод. Учитель: Правильно, пчеловод. Ребята, кто из вас знает как в простонародье называют пчеловода? Дети: Пасечник. Учитель: Правильно, пасечник. Пчеловод и пасечник равнозначные понятия. Сегодня мы познакомимся с профессией пчеловод. Таким образом, тема нашего занятия «Моя профессия – пчеловод». Итак… Слайд 4 -развивающий блок Слайд 5 Учитель: Все вы, конечно, любите мед. Так? Дети: Да. Учитель: В ароматных янтарных каплях меда будто собраны настой цветущих луговых трав, запах июльских липовых рощ, искры солнца. И еще в них огромный труд удивительных насекомых — медоносных пчел и человека, ухаживающего за ними. Слайд 6 Пчеловод — профессия древняя. В далекие времена люди охотились за медом — отыскивали в лесу дупла с пчелами, и разоряли их, выламывали медовые соты и уносили домой. Посмотрите на экран. Слайд 7 Это занятие требовало наблюдательности, осторожности, опыта и, как всякая охота, смелости и мужества. Людей, промышлявших медом, считали умелыми и храбрыми: найти гнездо пчел в дремучем лесу и взять у них мед совсем не просто. Разъяренные дикие насекомые обращали в бегство не одного сборщика, а ведь надо было еще влезть на толстое дерево и там, на высоте, разворотить дупло. Слайд 8 Со временем пчел стали держать на пасеках, возле дома, в дуплянках — кусках дуплистого дерева, колодах — толстых долбленых кряжах, в плетенных из соломы или хвороста кошелках. Пчеловодство из лесного промысла постепенно стало домашним занятием. Современная пасека отличается от пасеки прошлых веков. Пчелы теперь живут в других домиках. Ребята, а вы знаете, как называются домики пчел? Дети: Улья. Учитель: Правильно, улья. Улей - это дом для пчел. Посмотрите на экран. Вот так он выглядит. Слайд 9 Весной пчелы вылетают из ульев и отправляются искать сладкий сок - нектар. Слайд 10 Нектар пчела высасывает хоботком и летит к себе домой в улей. Слайд 10 В нем пчела строит из воска много сотов, куда она будет складывать мед. Пчеловоду необходимо очень много знать, особенно биологию пчел, устройство их жилья, болезни, вредителей и меры борьбы с ними. От этого и зависит результат его кропотливого труда. Если пчелы содержаться в хороших условиях, то и меда они дадут гораздо больше, нежели у нерадивого пасечника. Работает пчеловод круглый год, в течение года ведет он наблюдение за своими питомцами. Самое интересное, что пчелы знают своего хозяина по запаху. Если на пасеке будет работать он, то пчелы спокойны. А если чужой могут покусать и очень сильно. Особенно пчелы не любят резких запахов (например, одеколона, пота и т.д.) и резких движений. Слайд 11 Чтобы пчелы его не кусали, пчеловод надевает специальный костюм или шапку с сеткой. А теперь посмотрите, как в действительности выглядит эта шапка. Давайте примерим и ощутим себя немного пчеловодами. Учитель показывает шапку с сеткой, дети примеряют. Слайд 12 А сейчас, внимательно слушайте меня и смотрите на экран. Прежде чем начать работать с пчелами, пчеловод берет дымарь, набивает его разными палочками и разжигает его. Посмотрите как он выглядит в действительности. Учитель показывает детям. Слайд 13-1 Потом пчеловод подходит к улью, снимает крышку. Посмотрите, под крышкой лежит подушка. Она нужна, чтобы пчелам было тепло. Слайд 13-2 А под подушкой лежит холстик – положок. Посмотрите, как он выглядит. Можно потрогать и понюхать. Дети рассматривают положок. Слайд 14 – 2 клика Затем пчеловод приоткрывает холстик и начинает дымарить, пчелы прячутся от дыма и можно спокойно смотреть пчел и даже доставать рамки с медом. Слайд 15 В ульях живет много пчел, там есть рабочие пчелы, трутни и матка. Матка отличается от других пчел, у нее длинный хвостик, маленькие крылышки. Она самая большая. Рабочая пчела имеет полоски на брюшке, сама мохнатенькая, а на лапках имеются, особенно во время медосбора, мешочки с пыльцой. Трутень больше рабочей пчелы. У него гладкое черное брюшко с яркими желтыми полосками. Посмотрите на экран.7 Учитель: Кто из диких животных любит мед? Слайд 16 Дети: Медведь. Учитель: Правильно. Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку мишки, который от души накушался меда и рад несказанно!!! Физкультминутка. Слайд 17 Коррекционно-развивающий блок Слайд 18 Учитель: Летом пчеловоды собирают мед, наливают его в бочонки или банки. А какой он мед по вкусу? Дети: Вкусный, сладкий, полезный. Учитель: Мед действительно очень вкусен и полезен. Он лечит многие болезни. Например, когда болит горло или человек простужен. В этом случае нужно пить чай с медом или теплое молоко с медом. Слайд 19 Кроме меда есть другие продукты пчеловодства: 1- прополис, 2-пыльца-перга, 3-маточкино молоко. Все они используются в медицине и косметической промышленности – из прополиса изготавливают настойки для полоскания горла и полости рта при инфекционных заболеваниях, пыльца используется в пищу при малокровии, маточкино молочко в косметической промышленности как основа для кремов и т.д. Слайд 20 Учитель: Ребята, есть еще одно важное преимущество этой профессии – работа на пасеке способствует и укреплению здоровья. Многие из пчеловодов являются долгожителями. На пасеке создается тот особый микроклимат, который оказывает благотворное влияние на здоровье. Например, жужжание пчел успокаивает. Давайте отдохнем. Физкультминутка. Слайд 21 Пчелки в домике сидят, Дети складывают руки треугольником над головой. И в окошечки глядят. Руки складываются козырьком над бровями. Дети поворачивают туловище из стороны в стороны. Пчелки кушать захотели, Дети гладят живот одной рукой, потом другой. Полетели, полетели. Выполняют машущие движения руками. Итог занятия. Учитель: Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вы сегодня много нового узнали на занятии, и запомните, пчеловодством увлекаются люди самых разных возрастов, убеждений, вкусов и профессий. И не только в сельской местности, но и в городах. Всех их роднит одна страсть — безграничная любовь к природе и пчелам. А теперь, в заключении, посмотрим видеоролик о профессии пчеловод. Слайд 22 Просмотр видеоролика. Слайд 23 Круг друзей. Стоя в кругу, всем взяться за руки, пожать их в такт музыки. Потом посмотреть по очереди на всех. Рефлексия: Что больше всего понравилось на занятии? С каким настроением уходим? Тема: «Знакомство с профессией ветеринар». Цель: Формировать у детей представления о труде врача для животных (ветеринара). Воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь. Учить детей отображать в игре знания об окружающем. Показать детям значение ветеринарной медицины для домашних питомцев. Ход занятия Учитель: Ребята, к нам сегодня придет гость, а кто он, вы мне скажите, отгадав загадку: Лечит он мышей и крыс, Крокодилов, зайцев, лис, Перевязывает ранки Африканской обезьянке. И любой нам подтвердит: Это доктор? (Айболит) Входит Айболит в белом халате. Айболит: Здравствуйте, ребята. Вот проходил мимо и решил зайти к вам в гости, узнать, не нужна ли здесь моя помощь. Учитель: Мы все с вами читали сказку К.И. Чуковского «Айболит», а кто помнит, кого лечил доктор? Ответы детей. Учитель: Верно, зверей. Айболит: Да, ребята, я очень люблю животных и поэтому решил стать не человеческим врачом, а доктором для зверей. Учитель: А кто-нибудь знает, как называется врач, который лечит зверей? Ветеринар. Айболит: Правильно, моя профессия называется ветеринар. Домашние животные не могут, как дикие, сами заботиться о своем здоровье. Поэтому им помогает ветеринар. Если у тебя дома есть кошка или собака, ты не раз, наверное, обращался к ветеринару. Учитель: клиника, где лечат животных, называется ветеринарная лечебница. Айболит: Ветеринар не только лечит заболевших домашних питомцев, он делает им различные профилактические прививки, чистит им уши, подстригает когти – в общем, следит, хорошо ли содержится ваше домашнее животное, достаточно ли оно двигается, какой у него аппетит. Учитель: Но если ваша кошка или собака заболела, ветеринары, как и обычные врачи, осматривают вашего пушистого друга, дают ему лекарство, а в тяжелых случаях проводят хирургические операции. Айболит: Ребята, а вы любите животных? Хотите стать ветеринарами? Дети: да Айболит: Сейчас я проверю, как вы готовы к работе. Давайте поиграем в игру «Что нужно ветеринару?» На столе лежат различные предметы, вам нужно выбрать только те, которые, на ваш взгляд, могут пригодиться при лечении животных. Молодцы! Никто не ошибся! Учитель: Дети, ветеринар или по-другому можно сказать ветврач может вылечить и маленькую рыбку, и громадного медведя. Ему необходимо много знать и уметь. Но самое главное – ветеринарный врач должен быть очень добрым и должен любить животных. Айболит: Ребята, теперь вы знаете, в чем заключается моя работа. Если вы помните, я зашел к вам предложить свою помощь в лечении больных животных. Несите скорее своих питомцев, я осмотрю их и пропишу лечение. Сюжетно-ролевая игра «Больница для животных». В конце игры чтение стихотворения: Если у вашей кошки Ножка болит немножко, Если вашей собаке Бок повредили в драке, Время не тратя даром, Чтоб подлечили их, Срочно к ветеринару Везите питомцев своих. Он лапку просветит рентгеном, Ранку собаке зашьет – И у зверят непременно Все заживет и пройдет. Подведение итогов: С какой профессией познакомились? Что должен знать и уметь ветеринар? Какими качествами характера должен обладать? Тема: «Знакомство с профессией фермера». Программные задачи: формировать представления о сельскохозяйственных профессиях, познакомить с профессией фермера; систематизировать представления детей о домашних животных; расширять словарный запас детей, познакомить с отраслями животноводства. Материалы: макет «Ферма», презентация «Профессия фермер»; мультимедийное оборудование; настольные игры: «Где живут животные?», «Кто, чем питается?», «Отрасли животноводства», карточки с загадками о домашних животных. Словарная работа: ферма, фермер, фермерское хозяйство, скотный двор, животноводство, ухаживать. Предварительная работа: наблюдение за домашними животными в естественных условиях; рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; беседы о повадках и поведении домашних животных. Ход занятия Учитель показывает детям макет «Ферма». Ребята, как вы думаете, какие это животные? Почему вы так решили? - Эти животные живут рядом с человеком, он ухаживает за ними, кормит, строит жилище. - Ребята, отгадайте загадки. Ходит по двору весь день Царь в короне набекрень, Громко шпорами звенит, Грозно подданным кричит: - Заморите червяка, А не то намну бока. (Петух) Ходит бочка, хвост крючком, Роет землю пятачком. А рядышком - бочонки: Мальчишки и девчонки. И тоже с пятачками, И хвостики крючками. (Свинья с поросятами) В дверь вошло животное, До того голодное: Съело веник и метлу, Съело коврик на полу, Занавески на окне И картину на стене, Со стола слизнуло справку И опять пошло на грядку. (Коза) Раннее утро. Уходят рога, Тихо мыча, В заливные луга: Травы щипать И неспешно пастись - Вкусным, парным Молоком запастись. (Корова) Я видел когда-то, Я видел, ребята, Как дедушка с внуком Бежали куда-то. Спешили куда-то, Трусили куда-то - И дед бородатый, И внук бородатый! (Легко догадается даже ребёнок, Что это бежали) (Козёл и козлёнок) Пашет землю Трактор без колёс. Для него горючее - Овёс. (Конь) Этот маленький ребёнок Спит без простынь и пелёнок, Под коричневые ушки Не кладут ему подушки. Он сказать не может: "Мама, есть хочу!" А потому весь день Мычит упрямо: "Му-у!" Это вовсе не ребёнок - Это маленький… (теленок) По горам, по долам Ходит шуба, да кафтан. (Овца) - Ребята, для чего человеку нужны домашние животные? Какую пользу они ему приносят? Как человек за ними ухаживает? (Ответы детей) Учитель обобщает ответы детей. Все домашние животные приносят человеку пользу: дают продукты питания, шкуры, шерсть, работают на людей, охраняют их. И просто приносят радость! Чтобы понять, для чего нужны животные в доме, надо вспомнить историю. Она очень хорошо рассказана в сказке Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Собака охраняет дом, лошадь возит человека, корова дает молоко. Этот список сейчас можно дополнить: свиньи – источник мяса, куры – мяса и яиц козы – шерсти и молока, овцы – шерсти и мяса, коровы – мяса и молока. Хорошо, что сейчас возродили коневодство. В хозяйствах лошадей мало, но лучшие породы сейчас уже имеют достаточную численность. - Для того чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Человек их моет, чистит, убирает за ними, кормит их и заготавливает корм на зиму: - сено (накошенную летом) и хорошо высушенную траву, зерновой корм, минеральные и витаминные добавки. - Ребята, как вы думаете, зимой и летом домашних животных кормят одинаково? -Летом животные пасутся на лугу, а зимой их кормят заготовленным кормом. - Ребята, а вы знаете профессии людей, которые ухаживают за домашними животными? (Скотовод, доярка, телятница, пастух, птичница, свинарка. Фермер) Правильно, есть еще такая профессия – фермер. Профессии фермера обучают в аграрном колледже. Учитель показывает детям презентацию на мультимедиа «Профессия фермер». - Кто же такой фермер? (человек, который владеет землей или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством.) Какими знаниями должен обладать фермер? (Жизнь фермера — рядом с животными. Поэтому он должен иметь необходимые знания о предупреждении различных заболеваний, отравлений ядохимикатами и ядовитыми растениями. Уметь быстро и грамотно пользоваться лечебными средствами, когда животному грозит смерть. Определять больных и подозреваемых в заболевании животных. Правильно действовать при падеже животных.) - Ребята, помогите фермеру расселить скот и накормить его. Дети деляться на 2 команды: 1 команда: настольная игра: «Где живут животные?» Разложить картинки -корова – в коровнике; - теленок - в телятнике; - лошадь - в конюшне; - свинья - в хлеву; - кролик - в крольчатнике; - коза - в козлятнике; - овца - в овчарне и т. д. 2 команда: Настольная игра «Кто, чем питается?» Дети выполняют задания по командам и рассказывают, как выполнили. Дидактическая игра «Отрасли животноводства» Задание перечислить отрасли животноводства и рассказать какую пользу фермер получает в каждой отрасли: - корова дает фермеру молоко - молоко также дают коза, лошадь, верблюд; - охраняет дом замок и … (собака); -шерсть дают козы и … (овцы, верблюды); -мясо дают свиньи и … (коровы, овцы) и т. д. - Ребята, для того чтобы заботиться о домашних животных фермеру необходимы орудия труда. Перед вами лежат карточки, на которых изображены различные предметы. Помогите фермеру выбрать необходимые для работы инструменты. Дидактическая игра «Фермеры». Дети подбирают карточки, обосновывают свой выбор (молоток, пила и гвозди - для постройки жилища; метла и совковая лопата – для уборки; кормушка и поилка – для кормления и т. д.) -Ребята, а как вы считаете, нужен ли труд фермера? Почему? Что станет с домашними животными без ухода человека? Какими они станут? Ответы детей. -Дети, а вы хотели бы стать фермерами? Я могу осуществить вашу мечту. У нас есть различный материал, из которого мы вместе с вами изготовим скотный двор. Давайте приготовим все для работы. Из чего мы сделаем загон: сарай, машину, пастбище и т. д.? Дети подбирают необходимый материал для работы. Конструируют из бросового материала, бумаги и картона макет, расселяют игрушки домашних животных, обыгрывают. Сюжетно – ролевая игра «Фермер» - Что нового мы узнали сегодня? (Кто такой фермер. Чем он занимается. Что такое животноводство. Отрасли животноводства (перечислите их)). Тема: «Знакомство с профессией овощевод, садовод». Цель: Закрепить у детей название овощей и фруктов, закрепить представление о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей. Предварительная работа: Наблюдение за работой взрослых на огороде, в саду, при перевозке овощей. Набор картинок с изображением сельскохозяйственных машин (трактор, картофелесажалка), загадки об овощах и фруктах. Учитель предлагает поиграть детям в игру, что растёт в саду и на огороде? Загадываю вам загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте.
Голова бела, кудрява Кто любит щи, меня ищи. (Капуста) (Где растёт: на огороде)
Летом ягоды вкусны Чик-чирикнул воробей Чем чернее - тем вкусней. (Смородина) (Где растёт: в саду)
От подруг не оторву Подожду пока матрёшка Упадёт сама в траву. (Яблоко) (Где растёт: в саду)
Кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук) (Где лук растёт: на огороде)
Схож он с бусами немножко Был зелёным, а поспел он Стал янтарным, красным, белым. (Виноград) (Где растёт: в саду) Молодцы, всё отгадали. Теперь мы знаем, что растёт в саду, а что на огороде. А кто выращивает овощи? Дети: Овощеводы. - А фрукты кто выращивает? Дети: Садоводы. - Да, овощеводы и садоводы выращивают фрукты и овощи, они собирают большие урожаи, потому что работают дружно и хорошо. А всё что ими выращено, поставляется в города, посёлки, в сёла. Садоводы везут фрукты: яблоки, виноград, сливу, гранат. А овощеводы в свою очередь, поставляют: огурцы, помидоры, лук, морковь, капусту, арбузы, дыни. - А как готовятся к посеву всего этого, знаете? Нет? Тогда слушайте. - Сначала готовят семена. Их очень тщательно сушат, хранят при определённых температурах, и влажности. Зимой ремонтируют технику, готовят к выходу в поля. С наступлением весны, когда снег сойдёт с полей, солнце прогреет землю, выходят трактора на пашни и вспахивают землю. В землю вносят удобрения, чтобы подкормить семена. Землю рыхлят, а затем уже высевают семена моркови, свеклы. Когда всходы подрастут, начинается прополка от сорняков, защита от болезней, вредных насекомых. Для некоторых овощей проводят рыхления, полив. Когда поспевают ранние овощи, начинается их уборка. Тогда приходят на поля комбайны, трактора. - Свежая продукция поставляется в города. А осенью, когда идёт массовое вызревание урожая, овощи уже закладывают в специально подготовленные помещения, которые называют овощехранилищами. И хранятся они там всю зиму. Здесь очень много места, и всем овощам здесь комфортно. И всё это ради того, чтобы мы с вами могли всю зиму употреблять в пищу витаминные салаты. - Скажите, а мы с вами какими орудиями труда, будем пользоваться на огороде? (Лопата, грабли, лейка, тяпка) - А что, понадобится садоводу, чтобы проводить работы в саду? (Лопата, грабли, садовые ножницы, опрыскиватели, ведро, лейка) - А можно ли такими орудиями труда справиться на полях? Дети: Нет. - А чем можно там пользоваться? Дети: Разными сельхозмашинами. - Посмотрите, какие машины изображены на картинках. (Дети рассматривают и обсуждают). - В уборке урожая принимают участие не только садоводы и овощеводы, но и трактористы-механизаторы, шофера, лётчики. Они обслуживают эту технику, и её помощью своевременно собирают урожай. Давайте проведём игру: Собери урожай. Цель: Научить детей разными способами различать дары полей, садов. Воспитать уважение и интерес к сельскохозяйственному труду. Учитель прячет разные плоды в углах комнаты. Дети чувствуете, как вкусно пахнет? - Ну-ка, угадайте, что может так приятно пахнуть? Кто может отыскать плоды по запаху? Дети собирают отдельно фрукты, овощи, колоски и хлебобулочные изделия. Рассматривая дети называют, всё что нашли, рассказывают, кто что выращивает. Кто это всё убрал с полей, куда закладывают на хранение? - Молодцы, всё правильно запомнили. | |||
Приложение №2 Дидактические игры по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями | |||
«Назови профессию» (6-8 лет) Дидактическая задача: упражнять детей в назывании однородных профессий мужчин и женщин, приобщать к использованию орфоэпических норм произношения. Игровое действие: ребята, иногда названия профессий изменяются в зависимости от того, кто этой профессией занимается - женщина или мужчина. Пример: если мужчина - портной, то женщина - портниха, мужчина - ткач, женщина - ткачиха. Подобрать названия к следующим профессиям женщин: учитель -…; спортсмен -…; актер -…; повар -…; продавец- ; художник- …и т.д. В большинстве случаев названия профессий у мужчин и женщин не изменяется, например: врач, юрист, строитель, кондуктор, шофер и др. «Угадай профессию» (6-8 лет) Дидактическая задача: закрепить знания детей об орудиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии. Упражнять в назывании действий, которые выполняет человек данной профессии. Оборудование: орудия и предметы труда некоторых профессий, их изображение на картинках или игрушки (рубанок, пила, молоток, гвозди, наперсток, ножницы, игла в игольнице, сантиметр, фонендоскоп, шприц, бинт, кисти, краски, мольберт, ножницы, расческа, лак, бигуди, весы, гиря, лотки с овощами, жезл, свисток, машинка ГАИ и др.). Игровое действие: ребенок отбирает на столе у учителя реальные предметы, картинки или игрушки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял рубанок, пилу, молоток и гвозди. Отгадайте, какая у меня профессия?». Дети должны узнать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, которые выполняет человек данной профессии. (Это столяр, он пилит, строгает доски). «Назови профессию» (6-8 лет) Дидактическая задача: закрепить знания детей о профессии мамы, о тех профессиональных действиях, которые она выполняет на работе. Оборудование: мяч. Игровое действие: игра проводится с мячом. Учитель бросает мяч ребенку со словами: «Назови мамину профессию?» Ребенок ловит мяч и говорит: «Моя мама ветеринар, она лечит животных». Затем этот ребенок бросает мяч другому ребенку со словами: «Назови профессию твоей мамы». «Моя мама секретарь, она печатает на компьютере разные документы» и т.д. Если ребенок затрудняется в назывании профессии, а может рассказать о том, какие именно трудовые действия выполняет мама, то учитель может подсказать название профессии. «Куклы идут работать» Дидактическая задача: закрепить знания детей о специальной одежде, форме людей некоторых профессий, например: строитель, военный, милиционер, врач, парикмахер, пожарный, летчик и т.д. Оборудование: картонные куклы, кукла-мужчина и кукла-женщина. Рисунки с изображением форменной одежды людей разных профессий, которые можно закрепить на картонной кукле. Игровое действие: используются картонные куклы, кукла - мужчина и кукла- женщина, на которых можно надевать разную одежду. Куклам дают имена и отчества. Педагог на столе раскладывает рисунки одежды, головных уборов. Дети рассматривают и подбирают одежду и головной убор так, чтобы получился комплект форменной одежды для людей различных профессий. Каждый ребенок должен прокомментировать свои действия, например: «Василий Петрович надевает на работу желтый комбинезон и каску. Он строитель», «Ольга Ивановна надевает белый халат и шапочку. Она медсестра». «Логическое лото» (6-8 лет) Дидактическая задача: уточнить знания детей об использовании специфических орудий труда в определенных профессиях. Учить распознавать символические знаки и соотносить их с бытовыми и научными понятиями. Оборудование: карточки с символическим изображением растений, животных, человека, техники, бумаги. Картинки с изображением людей различных профессий. Игровое действие: педагог раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а затем показывает им по очереди пять карточек с символическим изображением растений, животных, людей, техники, бумаги, задавая при этом вопрос: «Человек какой профессии с этим работает?» Дети поднимают соответствующие карточки и отвечают: «Моя профессия летчик. Я работаю с техникой» «Моя профессия телевизионный мастер. Я тоже работаю с техникой» и т.д. «Кто что делает?» (6-8 лет) Дидактическая задача: закреплять представления детей о профессиях. Учить проводить ассоциации между профессиональным действием и профессией людей. Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий, предметные картинки с изображением объекта их деятельности. Игровое действие: педагог раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?», «Кто шьет платья?», «Кто рисует картины?», «Кто красит и белит стены домов?», «Кто продает молоко?» и т.д. Ответы детей: «Строители строят дома». «Маляр белит и красит стены дома», «Продавец продает молоко» и т.д. «Назови профессии людей, у которых одинаковый предмет труда» Дидактическая задача: - учить дифференцировать профессии людей в зависимости от того, с кем или с чем приходится работать людям данной профессии. Игровое действие: 1. Предложить детям назвать профессии людей, которые работают с техникой. Для этого надо поднять руку и сказать: «Я - пилот, я работаю с техникой». Кто вспомнит и назовет нужную профессию, получает фишку. В конце игры подсчитать, кто набрал больше всех фишек. С техникой работают: шофер, машинист, крановщик, экскаваторщик, водитель троллейбуса, трамвая, токарь, ткачиха и т.д. 2. Назвать профессии тех, кто работает с людьми: учитель, врач, экскурсовод, воспитатель, юрист, милиционер, артист и т.д. 3. Назвать профессии тех, кто работает с бумагами: чертежами, документами, книгами. (Экономист, инженер, бухгалтер, секретарь и др.) 4. Назвать профессии тех, кто работаете животными. (Ветеринар, дрессировщик, доярка, скотник, телятница, птичница). 5. Назвать профессии тех, кто работает с растениями. (Агроном, полевод, садовник). «Определи профессию по результату труда» Дидактическая задача: - учить определять профессию людей по результату их труда. Учить по аналогии задавать вопросы о людях разных профессий. Паровое действие: учитель объясняет детям, что работу большинства профессий можно оценить по результату их труда. Задает вопрос, дети должны ответить тем же предложением, только вместо слова «кто» вставить название профессии человека. - Кто вылечил больное животное? Ветеринар вылечил больное животное. - Кто работает на комбайне? Комбайнер работает на комбайне. - Кто отремонтировал трактор или машину? Слесарь отремонтировал. - Кто ведет машину? Шофёр ведёт машину. - Кто испек мягкий душистый хлеб? Пекарь… - Кто заботится о сельхозрастениях? Агроном... - Кто надоил много молока? Доярка… - Кто кормит животных на ферме и содержит их в чистоте? Скотник… - Кто ухаживает за телятами? Телятница… Список литературы: | |||
1. Методические пособия: О.М. Соломенникова «Экологическое воспитание» Мозайка-Синтез Москва 2010, О.В.Дыбина «Ознакомление с окружающим миром» Мозайка-Синтез Москва 2010, Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность» Мозайка-Синтез Москва 2010.
2. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие - М.: Мозаика- Синтез, 2009.
3. Кондрыкинской. Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию) М.: ТЦ «Сфера», 2010.
4. Потапова Т.В. «Беседы о профессиях».
5. 4 времени года, составитель С.Е.Шамаева; «Родной край» авторы Р.И.Жуковская, Н.Ф. Виноградова, а также русские – народные пословицы и поговорки.
6. И.Виноградова «Как самолёт в поле работает» из книги «Родной край» под ред. Козловой С.А., Н.Забила «На колхозном поле».
7. Л. Воронковой «Кружка молока», Н. Полякова «А коровы-то все разные», «Коровье меню», «Где же ваши коровы!»
8. К.И. Чуковский « Доктор Айболит», Э.Успенский «Играли в больницу», Н.Носов «Дружок».
9. Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Первые шаги в профессию"
В методической разработке -как проводить профореинтацию в начальной школе...

Методическая разработка профориентационного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны"
Актуальность профориентационной работы в школе. Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особенно актуальной в связи с изменениями, происходящими ...

Методическая разработка. В мире художественных образов. Изделие гравюра.
Формируя представления о видовой и жанровой специфике, развивая художественное восприятие и начальные навыки интерпретации произведений искусства, необходимо помнить, что в искусстве всегда присутству...

Методическая разработка на тему Мир профессий
В данном пособии вы найдете сценарии классного часа. Эта тема затрагивает нравственные, морально-этические, эстетические и другие проблемы. Виды классных часов: организационные, информационные и темат...

Методическая разработка внеурочного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера"
Представлена методическая разработка внеурочного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера»Цель занятия: сформировать представления о профессии парикмахера (...

