ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья
Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Важность цифровой грамотности заключается в том, что в XXI веке она нужна каждому, чтобы учиться, общаться, работать и оставаться в безопасности в мире, где технологии развиваются быстрее, чем когда-либо. Особенно важна цифровая грамотность в эпоху искусственного интеллекта: автоматизация облегчает учёбу и работу, но требует от человека умения критически оценивать результат.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 316.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Важность цифровой грамотности заключается в том, что в XXI веке она нужна каждому, чтобы учиться, общаться, работать и оставаться в безопасности в мире, где технологии развиваются быстрее, чем когда-либо. Особенно важна цифровая грамотность в эпоху искусственного интеллекта: автоматизация облегчает учёбу и работу, но требует от человека умения критически оценивать результат.
Некоторые методы обучения цифровой грамотности:
- Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс. Ученики могут проектировать цифровой контент, что помогает им овладеть разнообразными программами, приложениями и ресурсами, а также научиться аналитически мыслить об информации.
- Обучение через практику. Школьники могут использовать усвоенные знания в реальных ситуациях.
- Проведение эфиров и запись онлайн-курсов в дуэте с педагогом по определённой теме. Это способствует углублённому осмыслению содержания и стимулирует учеников активно совершенствовать свои цифровые умения.
- Использование игровых технологий.
Обучение цифровой грамотности в школе важно, так как именно здесь дети впервые сталкиваются с применением компьютеров, сети Интернет и различных цифровых технологий. Преподаватели должны преподавать учащимся основы цифровой гигиены в Интернете, основы кодирования, навыки критического мышления при обработке данных в сети и другие ключевые элементы цифровой грамотности.
Для обучения цифровой грамотности также могут использоваться электронные учебники, цифровые образовательные платформы, которые содержат теоретический материал, интерактивные задания для отработки навыков по предмету, автоматизированные системы оценивания образовательных результатов.
В современной эпохе цифровая компетентность приобретает все большее значение для успешной приспособляемости к стремительно изменяющейся информационной обстановке. Дети, начиная с самых ранних лет, требуют развития навыков эффективного взаимодействия с цифровыми устройствами и различения правильной информации от ложной.
Основные принципы цифровой грамотности
Владение фундаментальными принципами цифровой безопасности, способность анализировать критически источники информации онлайн, а также умение формировать и манипулировать цифровыми ресурсами – это ключевые компоненты цифровой компетентности. В этой статье мы обсудим значимость расширения цифровой компетентности у школьников и предложим способы, которые помогут им успешно освоить необходимые умения.
Цифровая компетентность не только обеспечивает возможность получения информации, но и способность аналитически мыслить, адекватно реагировать на онлайн-опасности, создавать материалы. Навык результативно применять технику обязателен для обучения, занятости и индивидуального роста. Для стимуляции цифровой компетентности школьников необходимо применять различные приемы. Необходимо также стимулировать учащихся индивидуально изучать современные технологии и непрерывно улучшать свои умения.
Подходы к развитию цифровой грамотности у учащихся
Один из ключевых подходов - интеграция цифровых технологий в образовательный процесс, а именно использование проектирования цифрового контента обучающимися. Это дает возможность обучающимся овладеть разнообразными программами, приложениями и ресурсами, а также научиться аналитически мыслить об информации. Школьник может создать сайт, сообщество, делать прямые эфиры познавательного характера.
Инструменты и методы обучения цифровой грамотности
Среди самых распространенных и действенных средств можно выделить:
- интерактивные образовательные площадки,
- онлайн-курсы,
- специализированные приложения,
- игровые технологии.
Применяя метод "обучение через практику", что позволяет школьникам непосредственно использовать усвоенные знания в реальных ситуациях. Проведение эфиров и запись онлайн-курсов в дуэте с педагогом по определенной теме способствуют углубленному осмыслению содержания и стимулируют учеников активно совершенствовать свои цифровые умения. Эти средства и приемы обучения не только помогают увеличить уровень цифровой грамотности учеников, но также способствуют развитию их аналитического мышления и творческого таланта.
Роль школы в формировании цифровых навыков учащихся
Школа играет важную функцию в развитии цифровых компетенций у обучающихся. Это обусловлено тем, что именно здесь дети впервые сталкиваются с серьезным применением (не у всех родители - программисты) компьютеров, сети Интернет и различных цифровых технологий. Преподаватели несут обязанность за то, чтобы образование охватывало не только стандартные предметы, но и занятия цифровой компетенцией.
Им необходимо преподавать учащимся основы цифровой гигиены в Интернете, основам кодирования, навыкам критического мышления при обработке данных в сети и прочим ключевым элементам цифровой грамотности. Требуется разрабатывать специализированные программы и учебные материалы, которые помогут учащимся освоить цифровые умения и стать компетентными в применении технологий.
Вызовы и перспективы в области развития цифровой грамотности
Умение работать с оцифрованной информацией становится все более значимым навыком в настоящем обществе, особенно среди обучающихся. Впрочем, имеется целый ряд проблем и возможностей на пути их прогресса. Одно из основных испытаний - стремительное прогрессирование технических средств, что может привести к устареванию цифровых умений обучающихся. В связи с этим требуется регулярно обновлять учебные материалы и быть в курсе последних тенденций.
Иной проблемой может быть недостаточное побуждение самих учеников к развитию цифровой грамотности, поэтому крайне важно формировать увлекательные и прикладные задачи, которые будут поощрять их обучение. Впрочем, также имеются шансы – с расцветом веб-образования и опциями удаленного обучения обучающиеся способны получать возможность к различным образовательным источникам для улучшения цифровой грамотности. Основное - отыскивать равновесие между вызовами и перспективами, с тем чтобы эффективно продвигать у обучающихся значимые цифровые умения.
Цифровая грамотность – от истории к современности Примерно с 2005 года, с появлением web 2.0, появился новый формат социальных взаимодействий между людьми и стал, по сути, новой формой общественного сознания: блоги, вики-проекты, социальные сети, другие проекты и медиасервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями. Информации стало много, её может видеть и создавать каждый, но при этом нет гарантий её достоверности. Поэтому актуальным стал вопрос о формировании умений ориентироваться в цифровых медиа и пользоваться ими. Мы движемся в мир, где компьютеры будут настолько разумны, что смогут выполнять рутинную часть работы, и людям нужно будет выполнять и культивировать то, что могут именно они, например, эмоциональный интеллект. Уже сейчас компьютеры способны выполнять творческий, исследовательский, интеллектуальный труд. К примеру, в контексте цифровизации, стремительно меняется подход к программированию как составляющей цифровой грамотности. Развивается и меняется и мышление людей. Ведь для ориентации в большом количестве информации необходима креативность, чтобы «шире» искать то, что может быть актуальным, а для оценки адекватности и достоверности информации требуется критическое мышление. Восприятие информации в социальных сетях отличается от привычных печатных изданий, где она раскрывается во времени линейно, последовательно. Путь чтения в интернете ветвистый – можно «свернуть» вправо, влево, углубиться в какой-то раздел, сориентироваться, выбрать навигацию, исходя из того, что больше нужно в эту минуту. При этом каждый из нас может быть, как читателем, так и автором. Поэтому можно говорить о владении инструментами создания и размещения информации, как о важной составляющей цифровой грамотности. Грамотность подразумевает уровень владения знаниями и навыками в определённой области и способность их применять на практике. Если брать базовые: чтение, счет, письмо – это способность сообщать некоторую информацию миру и воспринимать её из вне, т.е. грамотный человек – виден сам и видит то, что его окружает, он слышит других, и они слышат его. Понятие грамотности не статично, когда обновляется социально и технологически культурная среда, в которой мы живем – нам необходимо приобретать новые навыки. И, если для повышения языковой грамотности, нужна практика общения и чтения книг, то для развития цифровой грамотности необходима практика культурного использования технических средств (мобильных гаджетов и компьютеров), возможностей и коммуникаций цифровой среды. Владеть современным языком коммуникации необходимо и для того, чтобы передавать свои знания обучающимся и студентам. Иначе цифровая безграмотность станет барьером между поколениями. Сейчас существует большой разрыв между школьной средой и той средой, в которой дети привыкли жить дома. Дело не только в оснащенности школ 7 компьютерами и цифровыми лабораториями, но и в готовности педагогов к использованию цифровых средств коммуникации. Например, ребенок получает в школе задание, требующее поиска в интернете и обработки информации, а не просто запоминания фактов. Важно не разделять цифровую среду между школой и домом, а сокращать этот разрыв. Цифровая грамотность – это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу. Цифровая грамотность охватывает широкий спектр навыков, от оценки достоверности веб-сайтов до создания и обмена медиаконтентом. Сегодня 60% людей имеет аккаунты более чем в пяти социальных сетях. Какая часть из них думает о своей безопасности в интернете? И это тоже вопрос цифровой грамотности.
Чтобы жить в цифровой экономике, человек должен обладать культурой потребления информации и уметь сделать выбор между различными произведениями медиа, понимая свои потребности и природу этих произведений. Цифровая грамотность – это сложный комплекс навыков, для развития которых недостаточно только обновления образовательной программы или технического переоснащения школы. Рассмотрим преимущества цифровизации. Индивидуализация образовательной траектории. Развитие цифровых технологий вытесняет из производства работников «рутинного» труда и конвейер массового образования, готовящий специалистов по одной программе, становится неактуален. К тому же цифровая экономика требует от человека развития навыков самоорганизации, планирования, самомотивации, этому способствует индивидуализация образования. Цифровые технологии в образовании позволяют индивидуализировать процесс обучения и на этапе освоения нового материала, и на этапе контроля индивидуальных результатов. Возможности для этого создают такие проекты, как «Мобильная электронная школа» – система для учебно-методического сопровождения образовательного процесса, которая представляет собой социальную сеть для учителей, обучающихся и родителей, с учебным контентом, системами оценки и обратной связи. Цифровые технологии предоставляют инструменты для развития смешанного обучения, преодоления ограничений классно-урочной системы с одинаковым для всех учебным планом и одинаковым временем для его освоения. Для цифровой экономики важны такие качества личности, как умение адаптироваться к новым условиям и выстраивать свою собственную траекторию развития, постоянно выбирая из множества вариантов. Непрерывное образование. Цифровая экономика кардинально меняет рынок труда там, где компьютер может заменить человека, а цифровые технологии предоставят новые возможности развития в профессии. Чтобы непрерывное образование становилось жизненной нормой, должна развиваться структура онлайн-образования и меняться отношение общества к обучению. Первая задача напрямую связана с развитием онлайн-платформ, программного обеспечения, оцифровкой контента, а вторая – с развитием внутренней мотивации человека к учёбе.
Цифровая трансформация, как процесс модернизации образования, учитывает открывающиеся достоинства виртуального мира, и позволяет в полной мере использовать потенциал цифровых технологий. Документы Правительства Российской Федерации демонстрирует значимость для государства задач формирования информационного общества, цифровой образовательной информационной среды, цифровой экономики. В результате реализации программ и стратегий развития появляются качественные образовательные ресурсы. Использование цифровых образовательных ресурсов становится эффективным инструментом не только для обучения, воспитания и развития школьников, но и для подготовки их к жизни в цифровом обществе. Цифровизация образования открывает новые возможности и формирует критичную задачу – осознания ценности таких понятий как «цифровой мир», «дополненный мир», «виртуальный мир». Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций принципиально нового типа, новых наборов soft- и hard-компетенций, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, быть в будущем востребованным на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях, условиях цифровой экономики. Работа в цифровых средах предполагает владение новыми компетенциями, такими как: способность использовать цифровые инструменты для идентификации, доступа, управления, анализа, оценки и синтеза цифровых ресурсов, продуктивно, критично и безопасно выбирать, и применять инфокоммуникативные технологии в разных сферах жизнедеятельность, в том числе, работа с контентом, коммуникация, потребление, техносфера. Способность работать в цифровой среде, в том числе AR и VR. Программирование ИТ-решений. Управление сложными автоматизированными комплексами. Готовность к применению и совершенствованию технологий виртуальной и дополненной реальностей, технологий распределенного реестра. Умение использовать, создавать и совершенствовать информационные сети. Готовность к освоению и применению сквозных цифровых технологий, в том числе, нейротехнологий и технологий искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, квантовых технологий, промышленного интернета, робототехники и сенсорики. В образовании Российской Федерации реализуются важные Федеральные проекты: − Цифровая образовательная среда; − Социальная активность; − Новые возможности для каждого; − Современная школа; − Успех каждого ребенка; − Социальные лифты для каждого; 44 − Учитель будущего; − Молодые профессионалы; − Экспорт образования. Данные проекты эффективно развивают не только сферу образования, но и всей экономики Российской Федерации, являясь инструментами для обучения, воспитания и развития школьников, но и для подготовки их к жизни в цифровом обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов.
В статье содержатся требования к выполнению и оформлению проектов....
Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках математики.
Формы и методы для формирования математической грамотности....

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.
Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)
Уроки литературного чтения особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу данного...
«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов»
Знакомство с цифровыми образовательными ресурсами и сервисами, которые помогут в формировании Функциональной грамотности младших школьников. Презентация...
«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов»
В статье представлены ЦОР И ЦОС, которые помогут учителю формировать функциональную грамотность младших школьников....
Формирование цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста.
В данной сети описывается процесс формирования цифровой грамотности у младших школьников...

