Курс "Раскрываем секреты текста"
рабочая программа (3 класс)

Зубрицкая Наталья Владимировна

         Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность;

доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.

          Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

        В отборе материала к занятиям ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитываю необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, презентации, электронные приложения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskryvaem_sekrety_teksta.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Сабинская ООШ» с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «Сабинская ООШ».

Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

   Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;
  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Задачи курса:

  • обучение лингвистическому, стилистическому, художественному анализу текста
  • развитие внимания к языковой стороне текста
  • обучение навыкам восстановления текста
  • закрепление основных знаний.умений, навыков по чтению на новом материале

развитие познавательной активности и творческих способностей ребёнка 

         Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность;

доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.

          Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

        В отборе материала к занятиям ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитываю необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, презентации, электронные приложения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:

Личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

—        становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

—        осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

—        первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

—        освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

—        осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

—        выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

—        неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

—        понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

—        приобретение эстетического  опыта  слушания,  чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

—        проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

—        соблюдение правил  здорового  и  безопасного  (для  себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

—        бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

        осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

—        бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

—        неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

—        овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

—        потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса

Метапредметными  результатами изучения программы  являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Базовые логические действия:

сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали),

жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

— определять существенный признак для классификации,

классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по

предложенному алгоритму;

— выявлять недостаток информации для решения учебной

(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете

фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем

вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения

и  связей между объектами (часть  — целое, причина  — следствие);

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,

классификации, сравнения, исследования);

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

— согласно заданному алгоритму находить в предложенном

источнике информацию, представленную в явном виде;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем

способа её проверки;

— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;

универсальные учебные коммуникативные действия:

общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой

среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек

зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

— готовить небольшие публичные выступления;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,

плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели

(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах)

в  стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного

формата планирования, распределения промежуточных шагов

и сроков;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно

строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

универсальные учебные регулятивные действия:

самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления

ошибок.

—        сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

—        объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

—        определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

—        выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

базовые исследовательские действия:

—        формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

—        сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

—        проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по  установлению  особенностей  объекта  изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

—        формулировать выводы и подкреплять их доказательства- ми на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

—        прогнозировать возможное развитие  процессов,  событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

—        выбирать источник получения информации;

—        согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

—        распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

—        соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (за- конных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

—        анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

—        самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;

универсальные учебные коммуникативные действия:

общение:

—        воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

—        проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

—        признавать возможность существования разных точек зрения;

—        корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

—        строить речевое высказывание в соответствии с поставлен- ной задачей;

—        создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

—        готовить небольшие публичные выступления;

—        подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

—        формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные  с  учётом  участия  в  коллективных  задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

—        принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—        проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—        ответственно выполнять свою часть работы;

—        оценивать свой вклад в общий результат;

—        выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

универсальные учебные регулятивные действия:

самоорганизация:

—        планировать действия по решению учебной задачи для по- лучения результата;

—        выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

—        устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

—        корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Содержание программы.

Работа с текстом- это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить       уровень понимания текста. ,но и умение его анализировать.

При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи :ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

К каждому тексту прилагаются  вопросы.составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.

В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии , фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы учащиеся:

- определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;

- определяют главную мысль текста;

- озаглавливают текст;

-определяют последовательность пунктов плана текста;

-различают абзацы;

-подбирают антонимы и синонимы к словам;

-определяют сравнения и олицетворения,

- восстанавливают деформированный текст

-вставляют пропущенные орфограммы и доказывают свой выбор..

Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память. ,а значит, развивает орфографическую зоркость.

Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.

С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом, внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основе содержания прочитанного текста.

Приработа с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

1 раздел(1ч)

Вводное занятие.

2 раздел(20 ч)

Работа с текстом: тип и стиль текста; главная мысль, заголовок; последовательность событий, различение абзацев, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту; работа со словом и словосочетанием, деление на слоги, ударение.

3 раздел(4 ч)

Работа с деформированным текстом: восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.

4 раздел(8ч)

Работа по подготовке к комплексному анализу текста: лингвистическому. фонетическому, стилистическому, словообразовательному.

5 раздел(1ч)

Итоговое занятие.

Ожидаемые результаты

*Овладение первоначальными навыками работы с текстом

* Приобретение умений точно выполнять работу по заданному плану

* Развитие творческих способностей и повышение интереса к получению новых знаний

*Подготовка к комплексным итоговым работам за год

                                       

Календарно-тематическое планирование

№/№

Тема занятия

Дата

Электронные ресурсы

по плану

по факту

1

Вводное занятие

01.09

 https://uchi.ru/

https://урок.рф/

2

Работа с текстом  «Синица»

08.09

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

3

Работа с текстом  «Грызуны»

15.09

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

4

Работа с текстом «Ответ»

22.09

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

5

Работа по восстановлению текста

29.09

 https://uchi.ru/

https://урок.рф/

6

Работа с текстом «Змеи»

06.10

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

7

Работа с текстом «Дрессировка»

13.10

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

8

Работа с текстом

20.10

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

9

Работа  с текстом «И так бывает»

25.10

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

10

Работа с текстом «Бактерии»

27.10

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

11

Работа по восстановлению деформированного текста

10.11

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

12

Работа с текстом «Растения»

17.11

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

13

Работа с текстом «Солнечный свет»

24.11

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

14

Работа  по восстановлению деформированного  текста

1.12

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

15

Работа с текстом «Сосновый бор»

8.12

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

16

Работа с текстом «Дельфины»

15.12

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

17

Работа с текстом «Башмачки»

22.12

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

18

Работа с текстом «Немецкая овчарка»

29.12

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

19

Работа с текстом « Осёл и бобр»

12.01

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

20

Работа с текстом «Оленёнок»

19.01

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

21

Работа с текстом « На катке»

26.01

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

22

Работа  по восстановлению деформированного  текста.

2.02

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

23

Работа с текстом «Калина»

09.02

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

24

Комплексный анализ текста «Осень в лесу»

16.02

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

25

Комплексный анализ текста «Почему вымерли мамонты?»

24.02

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

26

Работа  по восстановлению деформированного  текста

2.03

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

27

Анализ текста «Деньги

16.03

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

28

Комплексный анализ текста «Розовый скворец»

30.03

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

29

 Комплексный анализ текста «Удивительная жизнь пчёл»

6.04

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

30

Работа  по восстановлению деформированного  текста.

13.04

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

31

Анализ текста «Цветок на земле»

20.04

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

32

Комплексный анализ текста

27.04

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

33

Комплексный анализ текста

4.05

https://uchi.ru/

https://урок.рф/

34

Итоговое занятие

18.05

https://uchi.ru/

https://урок.рф/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Интересные задания на тему: "Текст. Части текста. Тема и главная мысль текста" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» 1 - 4 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Раскрываем секреты текста» 1 - 4 классы...