Курс "Раскрываем секреты текста"
рабочая программа (3 класс)
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность;
доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитываю необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, презентации, электронные приложения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Сабинская ООШ» с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «Сабинская ООШ».
Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;
- воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Задачи курса:
- обучение лингвистическому, стилистическому, художественному анализу текста
- развитие внимания к языковой стороне текста
- обучение навыкам восстановления текста
- закрепление основных знаний.умений, навыков по чтению на новом материале
развитие познавательной активности и творческих способностей ребёнка
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность;
доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитываю необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, презентации, электронные приложения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса
Метапредметными результатами изучения программы являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали),
жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете
фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения
и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;
универсальные учебные коммуникативные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек
зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,
плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах)
в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов
и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
универсальные учебные регулятивные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок.
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
базовые исследовательские действия:
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательства- ми на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (за- конных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;
универсальные учебные коммуникативные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставлен- ной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
универсальные учебные регулятивные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для по- лучения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Содержание программы.
Работа с текстом- это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста. ,но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи :ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы.составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии , фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы учащиеся:
- определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;
- определяют главную мысль текста;
- озаглавливают текст;
-определяют последовательность пунктов плана текста;
-различают абзацы;
-подбирают антонимы и синонимы к словам;
-определяют сравнения и олицетворения,
- восстанавливают деформированный текст
-вставляют пропущенные орфограммы и доказывают свой выбор..
Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память. ,а значит, развивает орфографическую зоркость.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом, внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основе содержания прочитанного текста.
Приработа с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
1 раздел(1ч)
Вводное занятие.
2 раздел(20 ч)
Работа с текстом: тип и стиль текста; главная мысль, заголовок; последовательность событий, различение абзацев, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту; работа со словом и словосочетанием, деление на слоги, ударение.
3 раздел(4 ч)
Работа с деформированным текстом: восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.
4 раздел(8ч)
Работа по подготовке к комплексному анализу текста: лингвистическому. фонетическому, стилистическому, словообразовательному.
5 раздел(1ч)
Итоговое занятие.
Ожидаемые результаты
*Овладение первоначальными навыками работы с текстом
* Приобретение умений точно выполнять работу по заданному плану
* Развитие творческих способностей и повышение интереса к получению новых знаний
*Подготовка к комплексным итоговым работам за год
Календарно-тематическое планирование
№/№ | Тема занятия | Дата | Электронные ресурсы | |
по плану | по факту | |||
1 | Вводное занятие | 01.09 | ||
2 | Работа с текстом «Синица» | 08.09 | ||
3 | Работа с текстом «Грызуны» | 15.09 | ||
4 | Работа с текстом «Ответ» | 22.09 | ||
5 | Работа по восстановлению текста | 29.09 | ||
6 | Работа с текстом «Змеи» | 06.10 | ||
7 | Работа с текстом «Дрессировка» | 13.10 | ||
8 | Работа с текстом | 20.10 | ||
9 | Работа с текстом «И так бывает» | 25.10 | ||
10 | Работа с текстом «Бактерии» | 27.10 | ||
11 | Работа по восстановлению деформированного текста | 10.11 | ||
12 | Работа с текстом «Растения» | 17.11 | ||
13 | Работа с текстом «Солнечный свет» | 24.11 | ||
14 | Работа по восстановлению деформированного текста | 1.12 | ||
15 | Работа с текстом «Сосновый бор» | 8.12 | ||
16 | Работа с текстом «Дельфины» | 15.12 | ||
17 | Работа с текстом «Башмачки» | 22.12 | ||
18 | Работа с текстом «Немецкая овчарка» | 29.12 | ||
19 | Работа с текстом « Осёл и бобр» | 12.01 | ||
20 | Работа с текстом «Оленёнок» | 19.01 | ||
21 | Работа с текстом « На катке» | 26.01 | ||
22 | Работа по восстановлению деформированного текста. | 2.02 | ||
23 | Работа с текстом «Калина» | 09.02 | ||
24 | Комплексный анализ текста «Осень в лесу» | 16.02 | ||
25 | Комплексный анализ текста «Почему вымерли мамонты?» | 24.02 | ||
26 | Работа по восстановлению деформированного текста | 2.03 | ||
27 | Анализ текста «Деньги | 16.03 | ||
28 | Комплексный анализ текста «Розовый скворец» | 30.03 | ||
29 | Комплексный анализ текста «Удивительная жизнь пчёл» | 6.04 | ||
30 | Работа по восстановлению деформированного текста. | 13.04 | ||
31 | Анализ текста «Цветок на земле» | 20.04 | ||
32 | Комплексный анализ текста | 27.04 | ||
33 | Комплексный анализ текста | 4.05 | ||
34 | Итоговое занятие | 18.05 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ «СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ». Сказки «Репка», «Секреты здоровья». ( с участием учащихся 4 –го класса).
Сказки «Репка», «Секреты здоровья».( с участием учащихся 4 –го класса)....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Интересные задания на тему: "Текст. Части текста. Тема и главная мысль текста" (2 класс)
В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...

Технологическая карта внеурочного занятия в 1 классе по программе «Раскрываем секреты текста»
Создание книжки-малышки...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» 1 - 4 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» 1 - 4 классы...

