Эффективность урока как условие повышения качества образования.
материал
Выступление на педсовете.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому движению. Слово «эффективность» в переводе означает – результат, какого-либо действия. Урок является основным компонентом школьного образования.
«Урок-первая искорка, зажигающая факел любознательности»
В.А. Сухомлинский
(Слайд 1)
«Иду на урок!». Из года в год миллионы учителей произносят эту фразу. «Иду на урок! С чем? Для чего и, главное, для кого? Что ожидает каждого из нас на уроке? Каким он нам видится? Прохождение ли программного материала при абсолютной тишине и повиновение учащихся? Гладких ли ответов отдельных ребят по пройденному материалу, или горячих споров, поисков, полноценного участия в коллективном труде всех?»
Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются, как в эффективном уроке соседствует традиционное и новое?
Эффект –
- действие, результат чего-либо
- впечатление, производимое на кого-либо чем-либо
- средство, причем для создания определенного впечатления.
Эффективный – дающий определённый эффект, действенный. (Слайд 2)
Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:
- знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока;
- умение планировать, проводить и анализировать урок. (Слайд 3)
На уроке как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, педагогические навыки, его научная подготовка, методические умения, способность организовать работу школьников.
Реальная эффективность урока- его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.
Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности.
Например, при изучении темы «Цифра 8.Число 8.» я использовала игровую технологию. Т.к. эта тема давалась 18.11, то в гости к ребятам пришёл Д.М. В этот день у него был День рождения. Каждое выполненное задание ребятами - это был подарок Д.М. Этот прием активизировал работу учащихся на уроке. (Слайд 4)
Также ребятам нравится работать со щитками. Их мы используем на устном счёте по математике и при работе со звуковыми схемами на уроках обучения грамоте, что повышает интерес учащихся, а также эффективность урока. (Слайд 5)
В 1-вом классе использую прием «работа в парах». Ребята уже более тесно узнали друг друга и работают «в паре» дружно. Этот приём эффективен тем, что «в паре» находятся сильный и более слабый ученик. (Слайд 6)
Уже начала знакомить учеников с работой над тестами. (Слайд 7)
Это помогает им принимать целостную структуру материала, так как в ней устанавливается связь предыдущего материала с последующим. Тесты формируют умения применять знания в различных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, умения ставить и достигать определенные цели, а также формируют навыки самоконтроля обучаемых.
На данный момент вызывает трудность работа с учебником. Но мы работаем над этим.
Этот вид работы считаю обязательным в начальной школе, т.к. он формирует навыки самостоятельной работы с учебником, с книгой вообще. Такая работа способствует возникновению у учащихся вопросов к учителю, повышает познавательный интерес, развивает навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Это позволяет в определенной мере создавать условия для максимального развития способностей каждого ученика в условиях коллективной работы.
Каждый учитель хочет найти сильные и яркие мотивы, развивающие интерес к предмету, вызывающие стремление самостоятельно, осознанно осваивать материал, заставляющие включаться в творческую деятельность каждого ученика. Сочетание педагогических технологий с новыми информационными технологиями облегчает понимание и запоминание материала, способствует повышению концентрации внимания учащихся, формирует положительное отношение к учебной деятельности и тем самым повышает активизацию познавательной деятельности учащихся.
Я думаю, что эффективный урок имеет своё лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя.
Труд учителя – это творчество! Как художник или поэт создает и восхищается своим произведением, так и учитель, должен относиться к каждому своему ученику как к шедевру. Верить в него, дать ему «крылья».
В подтверждении сказанного приведу следующее. Американскими психологами был открыт феномен, который был назван «эффект Пигмалиона, или самореализуещееся пророчество». Наугад в одной из школ Сан-Франциско они отобрали по пять учеников из каждого класса. После чего учащимся были предложены специальные тесты, призванные определить вероятность их успеха в будущем, проверяющие как бы, между прочим, сообщали учителям, что отобранные для эксперимента дети способны сделать резкий рывок вперед. На самом деле потенциал учащихся был весьма посредственный.
Результат оказался совершенно неожиданным. Успеваемость этих учащихся действительно резко возросла как в сравнении с другими детьми, так и безотносительно к чужим успехам. Вывод напрашивается сам собой: решающую роль сыграла вера учителей в возможности своих питомцев. Интересными результатами этого исследования явилось то, что дети, которым прогнозировался успех, воспринимались учителями как более жизнерадостные и любознательные, привлекательные и приятные в общении, обладающие более живым и любознательным умом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...

"Эффективность урока как условие повышения качества образования"
Опыт работы по теме "Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии"...

«Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе »
Выступление на педагогическом совете...

Эффективность урока как условие повышения качества образования
Как повысить эффективность урока в начальной школе ( из опыта работы)...

Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе
Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества ...
Эффективность урока как одно из условий повышения качества образования в начальной школе.
Урок - это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами н...

Личностно-деятельностный подход - эффективное условие повышения качества образования
Личностно-деятельностный подход -эффективное условие повышения качества образования...
