Программа "Летний лагерь дневного прибывания"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
сАдминистрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Улан-Удэ
670023, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Толстихина, 2б, тел. 8 (3012) 22-80-28
Согласовано: Зам. директора по ВР: Бугаева О.А. _______ апрель 2025 г | Утверждаю: Директор МАОУ «СОШ №44» _________ Д.Ц.Шалданова |
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Летнего оздоровительного лагеря
дневного пребывания детей
«Таёжная, озёрная, степная. Пою Бурятию мою»
Срок реализации программы:
краткосрочная с 25 мая по 19 июля 2025г.
Возраст детей: 7-13 лет
Автор программы: Дмитриева И.А.
Улан-Удэ
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ | 6 |
1.1. Цель и задачи воспитания | 6 |
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности | 7 |
1.3. Основные направления воспитания | 8 |
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности | 9 |
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 10 |
2.1. Модуль «Будущее России» | 10 |
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» | 11 |
2.3. Модуль «Отрядная работа» | 11 |
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)» | 12 |
2.5. Модуль «Самоуправление» | 13 |
2.6. Модуль «Дополнительное образование» | 13 |
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни» | 14 |
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | 14 |
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность» | 15 |
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями» | 16 |
2.11. Модуль «Экскурсии и походы» | 16 |
2.12. Модуль «Профориентация» | 16 |
2.13. Модуль «Детское медиа-пространство» | 17 |
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 18 |
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности | 18 |
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания | 19 |
Приложения | 21 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления. Интеллектуальная краткосрочная программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Таёжная, озёрная, степная. Пою Бурятию мою» МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» подготовлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.)
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее – детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей: организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.
Организация досуга и привлечение детей и подростков к народной культуре – основная идея программы. Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа по основной своей направленности является поисково- исследовательской, деятельность включена в комплекс различных направлений и мероприятий, направленных на оздоровление, отдых и воспитание детей разного возраста, пола и уровня развития в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Основная идея программы ЛДП «Таёжная, озёрная, степная. Пою Бурятию мою» оздоровительно-образовательных условий для формирования у воспитанников личностно-ценностного отношения к своей малой Родине своему родному краю районам Бурятии, развития творческой, социально-активной личности гражданина, обладающего чувством национальной гордости и способного на этой основе успешно социализироваться в современном мире. Представление возможностей для раскрытия интеллектуальных, творческих, физических возможностей каждого ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в различных видах деятельности, а в результате - общественно полезной деятельности. Школьники являются представителями разных административных районов Республики Бурятия, приехавших в силу современных миграционных потоков из села в город Улан- Удэ.
Наше культурно-историческое наследие – это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для многонационального самоуважения и признания Бурятии в российском сообществом. Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции. В летний период, ребёнок раскрывается, больше всего в играх. У разных народов районов Бурятии есть самобытные и интересные игры: интеллектуальные и подвижные. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и интеллектуальные способности, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать, делится своими знаниями и умениями. В каникулы он может общаться, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских летних лагерях направить в надежное русло эти знакомства и общение. Через развитие краеведческих, тематических, поисково-исследовательских навыков о Районах Бурятии 21.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В нашем детском оздоровительном лагере главное – самореализация ребёнка, путём самовоспитания, самообразования акцент на самостоятельную деятельность детей. Научить детей ориентироваться в потоке современной информации как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам в районы Бурятии. Большой процент детей остаётся не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. И для летнего отдыха детей создана краеведческая программа «Таёжная, озёрная, степная. Пою Бурятию мою». Эта программа позволит осуществить путешествие по районам родной Бурятии за 21 день. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности даёт возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники. Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Весь период летнего отдыха происходит ознакомление с культурой и традицией районов Бурятии.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования
Цель программы: создание игрового образовательного пространства для формирования у школьников интереса к истории своего народа, его традициям и культуре, путем активизации их интеллектуального потенциала и вовлечение в активные формы культурного и оздоровительного досуга.
Задачи программы:
1. Организовать педагогически целесообразный досуг школьников, способствующий приобщению детей и подростков к народному наследию своей малой родине Бурятии;
2. Организовать эффективную деятельность школьников в группе, направленную на развитие навыков успешной коммуникации, сотрудничества и работы в команде;
3. Организовать продуктивное взаимодействие с учреждениями культуры районов Бурятии (Тарбагатайский район увлекательный тур «В гостях у семейских – Деревня мастеров, Прибайкальский район, Селенгинский район музей Декабристов и т.д.). С целью расширения возможностей для интеллектуального развития личности школьника.
4. Развивать творческий потенциал личности ребёнка, включая участников программы в творческую коллективную и индивидуальную деятельность.
Создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Воспитатель».
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
На весь период смены территория лагеря объявляется экспресс туром по Бурятии.
Из участников смены формируются 7 отрядов. Которые отправляются в путешествие по родным районам Бурятии. С разными проектами, которые получают командир отряда. Первый день отряд придумывает визитную карточку: название «групп», девиз, эмблему, песню; элементы костюмов; карта путешествий с обозначенными пунктами следования; альбом краеведа (путевые заметки); оформление лагеря, словарь смены:
Начальник лагеря – начальник экспресса
Каждый отряд – исследователи
Воспитатели –проводники;
Дети- пассажиры и местные жители района;
Утренняя линейка – «радио-минутка» (Музыка районов Бурятии);
Мастер класс- промыслы народные;
Столовая – традиционная кухня;
Спортплощадка – игры народов района.
Станции;
План смены — Маршрут экспресс тур по Районам
Каждый день машинист поезда объявляет ребятам станцию- район Бурятии, по пути «Маршрут следования» дети выполняют проект по заданной теме. На каждой станции Район следования, группу ожидают различные открытия, знакомства, испытания, проходя которые они изучают культуру своего народа, учатся анализировать собственную деятельность, поведение и достигнутые результаты. Сопровождает экспресс тур проводник (воспитатель). Конечным результатом ежедневного путешествия являются заполнения карты путешествия по намеченному району, где фиксируются отзыв о путешествии, интересные факты и события района, культура и традиции (ведение отрядного альбома)
День в лагере разделён на 2 блока.
Первый блок: утро информационно-обучающий блок. В него входят поисково- исследовательская работа, занятия в творческих мастерских, экскурсии в музеи районов. Занятия в творческих мастерских обязательны для каждой туристической группы.
Второй блок игры, квесты, соревнования, викторины по тематике.
Подведения итогов прошедшего дня создание карты Районов. Самым активным отрядам вручаются баллы.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
2.1. Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
- Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня – День защиты детей;
6 июня – день русского языка;
9 июня – 350 лет со дня рождения Петра I;
12 июня – День России;
Региональные мероприятия:
17 июня День города Улан-Удэ 357 лет
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
- Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
- Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона.
- Формирование межкультурных компетенций.
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы);
- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат.
- Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации;
- тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;
- мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания (в рамках мероприятий, посвященных Дню посещения родителей, организация творческого отчетного концерта для родителей и др.).
2.3. Модуль «Отрядная работа»
Воспитатель организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени 21 день;
- Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
- Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
- огонек знакомства, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.
2.5. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.
При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).
2.6. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
- физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
- озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха, создание дендроплана лагеря и использование его воспитательного потенциала;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
- регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- специализированные проекты и смены;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.).
2.10. Модуль «Работа с воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
2.11. Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
2.12. Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- организация на базе детского лагеря профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где ребята могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков.
2.13. Модуль «Детское медиапространство»
Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение наиболее интересных моментов жизни детского лагеря;
- детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение;
- детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайт детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к детскому лагерю, информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы;
- детская киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
- участие детей в региональных или всероссийских конкурсах детских медиа.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально-привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- многопрофильность;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Основные характеристики уклада детского лагеря:
- основные вехи истории детского лагеря, включенность в историко-культурный контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании ее педагогического коллектива;
- местоположение и социокультурное окружение (местное, региональное), историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;
- организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);
- наличие социальных партнеров;
- особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря;
- наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем;
- кадровое обеспечение воспитательной деятельности.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену.
Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством.
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
- педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.
Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере воспитательного процесса является воспитательная работа.
Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты воспитательной работы.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
на 2023 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.
Год посвящен (Год педагога и наставника. 100- лет Республике Бурятия).
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссийский/ региональный | Детский лагерь | Отряд | |||
Модуль «Будущее России» | |||||
1 | 1 июня - День защиты детей; | 1.06.23 | Всероссийский | Лагерь | 1-7 отряд |
2 | 6 июня - день русского языка; | 6.06.23 | Всероссийский | Лагерь | 1-7 отряд |
3 | 12 июня - День России; | 12.06.23 | Всероссийский | Лагерь | 1-7 отряд |
4 | 100-лет Бурятии | 25.05-19 .06 | Региональный | Лагерь | 1-7 отряд |
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» | |||||
5 | Торжественное открытие и закрытие лагеря (программы); | 25 .05.2023 | лагерь | 1-7 отряд | |
6 | - Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат. | 25.05-19.06 | лагерь | 1-7 отряд | |
7 | - Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации | 25 .05.2023 | Лагерь | 1-7 отряд | |
8 | - тематические и спортивные праздники, творческие фестивали; | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
Модуль «Отрядная работа» | |||||
9 | Знакомство, визитка отряда, планирование дел | 25 .05.2023 | Лагерь | 1-7 отряд | |
10 | Совместная поисковая работа по темам | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
11 | Игры, соревнования, конкурсы. | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)» | |||||
12 | Проектно-исследовательская работа | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
Модуль «Самоуправление» | |||||
13 | Деятельность дежурного отряда. | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
14 | Работа творческих и инициативных групп. | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
15 | Организация работы совета отрядов | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
Модуль «Дополнительное образование» | |||||
16 | Деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам. | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
Модуль «Здоровый образ жизни» | |||||
17 | Зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы. | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
18 | Правильное питание. | Лагерь | 1-7 отряд | ||
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||||
19 | Тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря. | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
20 | Заполнения карты путешествия по намеченному району, где фиксируются отзыв о путешествии, интересные факты и события района, культура и традиции (ведение отрядного альбома) | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
Модуль «Профилактика и безопасность» | |||||
21 | Беседы пятиминутки. Антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
Модуль «Работа с воспитателями» | |||||
22 | Инструктажи, планёрки. | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
Модуль «Экскурсии и походы» | |||||
23 | Туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам, в музей, картинную галерею | Ориентировочная даты | Лагерь | 1-7 отряд | |
Модуль «Профориентация» | |||||
24 | Профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, знакомства с профессиями. | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
Модуль «Детское медиа-пространство» | |||||
25 | Детский медиацентр | 25.05-19.06 | Лагерь | 1-7 отряд | |
Приложение 2
Календарный учебный график
Дата (день) | Содержание | Место проведения | Исполнитель | Отметка о выполнении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Начальник лагеря Воспитатели Организаторы Работники | |
2 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
3 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
4 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
5 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
6 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
7 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
8 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
9 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
10 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
11 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
12 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
13 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
14 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
15 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
16 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
17 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
18 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
19 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
20 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники | |
21 |
| Территория школы, спортивный зал, классные комнаты | Воспитатели Организаторы Работники |
Журнал ИРБИС
https://cloud.mail.ru/public/rVyB/7JifShXRa
Приложение 3
Анкета для учащихся (в начале смены)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
- Твои первые впечатления от лагеря?
- Что ты ждешь от лагеря?
- Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
- В каких делах ты хочешь участвовать?
- Что тебе нравится делать?
- Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
- Кто твои друзья в лагере?
- Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь потому, что________________________________________________
Я не хочу, чтобы____________________________________________________________
Я хочу, чтобы ______________________________________________________________
Я боюсь, что _______________________________________________________________ Пожалуйста, напиши также свои фамилию и имя ________________________________
Анкета для учащихся (последний день смены):
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь и понимание.
- Что было самым важным в этот период для тебя?
В этом лагере_____________________________________________________ В твоей семье ___________________________________________________ В отношениях между людьми
______________________________________________________________________ – Что ты запомнил больше всего?
- Переживал ли ты здесь такие состояния?:/Творчество/Полет фантазии/Одиночество/ Уверенность в себе/“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ Скука (подчеркни)
- Что нового ты узнал? __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
- Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо” – СПАСИБО!
за________________________________________(КОМУ?) _________________________ – СПАСИБО!
за________________________________________(КОМУ?) _________________________ – СПАСИБО!
- за________________________________________(КОМУ?) _________________________ – Закончи предложения: Я рад, что _______________________________________________
____________________________________________________________________________ Мне жаль, что ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Я надеюсь, что________________________________________________________________
Твое имя, фамилия ____________________________________________________________
Анкета для родителей
Ваш ребенок рассказывает про ЛДП? Да /Нет Если ребенок рассказывает дома про ЛДП, уточняется Что конкретно рассказывает ребенок. Если ответ нет уточняется почему ребенок не рассказывает | |
Вашему ребенку нравится в лагере? Если ответ: «да», уточняется, что нравится: педагоги, мероприятия, питание, экскурсии, отношения между детьми, отношения между мальчиками и девочками, отношения с педагогом. Если ответ: «нет», уточняется, что не нравится: педагоги, мероприятия, питание, экскурсии, отношения между детьми, отношения между мальчиками и девочками отношении с педагогом |
|
Вы хотели бы, чтобы в следующем году Ваш ребенок отдыхал в ЛДП? Уточняется ответ «да», и ответ «нет» |
|
Что, на Ваш взгляд, нужно улучшить в работе ЛДП? |
|
Спасибо за ответы |
|
Приложение 4
Режим дня
Время | Режимные моменты |
08.30-09.00 | приём детей в лагерь, перекличка, планёрка. |
09.00 – 09.20 | утренняя зарядка, инструктаж по технике безопасности. |
09.20 – 09.30 | минуты здоровья |
09.30 – 10.00 | завтрак |
10.00 – 10.30 | трудовой десант |
10.30 – 12.30 | работа по плану отрядов (занятия, кружковая работа, подготовка к творческим мероприятиям, праздникам, беседы, экскурсии, игры на свежем воздухе) |
12.30 – 13.00 | обед |
13.00 – 14.20 | КТД, игры на свежем воздухе |
14.20 – 14.30 | подведение итогов, уход детей домой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"
Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и др...

Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания «Веселый кинематограф»
Большое количество времени современные дети проводят у компьютеров и телеэкранов, не всегда осознанно выбирая полезную для них информацию. В данной программе, мы отводим определенное время на формиров...

Программа пришкольного летнего лагеря с дневным прибыванием
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитан...

Программа работы экологического отряда "Лесная поляна" в летнем оздоровительном лагере дневного прибывания на базе школы
Программа работы экологического отряда "Лесная поляна" в летнем оздоровительном лагере дневного прибывания на базе школы с пояснительной запиской, целями, задачами, планированием и системой ...

Занятия плаванием в пришкольном лагере дневного прибывания (фото-отчёт)
Дети с удовольствием посещают бассейн во время отдыха в пришкольном лагере дневного пребывания "Созвездие сердец"....

Программа летнего лагеря дневного прибывания "По страницам Славных Побед"
По средствам данной программы полученные знания об истории Великой победы будут воплощены в практической деятельности по созданию виртуальных экскурсий, практических занятий, проекто...

Экологическая тропа в летнем школьном лагере дневного прибывания
Экологическая тропа. Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетичес...