Выступление на педсовете
материал (3 класс)

Рыбий Елена Евгеньевна

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_24_marta_2025.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Малоархангельская средняя школа № 1»

Тема:

 

Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)

(выступление на педсовете)

Рыбий Е.Е.,

учитель начальных классов

2024 - 2025  учебный год


СЛАЙД №1                 Добрый день, уважаемые  коллеги!
        Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 

СЛАЙД №2

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

СЛАЙД №3

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

  • Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
  • Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
  • Пространственное восприятие
  • Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
  • Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог  получает в результате функционально развитую личность.

СЛАЙД №4

 Для достижения поставленных целей я, как учитель, использую следующие педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • информационные  и  коммуникационные  технологии;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

СЛАЙД №5

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО

  •  Групповая форма работы
  •  Игровая форма работы
  •  Творческие задания
  •  Тестовые задания
  •  Практическая работа
  •  Ролевые и деловые игры
  •  Исследовательская деятельность

СЛАЙД №6 

   Коротко расскажу о некоторых  приёмах  формирования  читательской, математической и финансовой грамотности, которые  использую в работе.

Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 

Для формирования читательской грамотности мне очень важно организовать «читательское пространство». Это:

  • пробно-поисковые ситуации
  • беседы-дискуссии
  • сам задай вопрос
  • личный пример учителя
  • приём устного словесного рисования
  • словарно-стилистическая работа
  • элементы драматизации

СЛАЙД №7

На уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности  применяю различные методы и приёмы.

Приведу примеры некоторых из них.

 «Чтение с остановками».

Текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

 «Синквейн».                «Работа с вопросником».

«Знаю, узнал, хочу узнать».

 Применяется как на стадии  объяснения нового  материала, так и на стадии закрепления.              «Мозговой штурм».

 Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Интересны  также  приём «Написание творческих работ».

«Создание викторины».                     «Логическая цепочка».

 «Тонкие и толстые вопросы».

СЛАЙД №8

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Используя  данный прием,  дети учатся  различать те  вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и толстые вопросы, которые  требуют размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать «умные» вопросы.  Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

СЛАЙД №9  Синквейн -  творческая работа  по  выяснению   уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и  группах.  Интересна  работа, когда даны несколько готовых синквейнов, и по ним надо определить героев рассказа.

СЛАЙД №10  Пример на экране дан по произведению Гаршина «Сказка о розе и жабе». По данным синквейнам ученики определяли героев: Роза, Жаба, болеющий мальчик, Маша. Затем ребятам, работая в парах, получили  задание  составить свой синквейн по героям, не повторяя слов с предложенных синквейнах ранее.

СЛАЙД №11

Приём «Древо мудрости»

  •    Дети читают текст.
  •    Каждый пишет записку на листике, в которой задаётся вопрос по

   тексту.

  •    Крепит ее к нарисованному дереву (на доске).
  •    По очереди каждый подходит к дереву, «снимает» записку и отвечает

   на вопрос вслух.

  •    Остальные оценивают вопрос и ответ.
  •    В конце определяют лучших знатоков.

СЛАЙД №12   Приём «Логическая цепочка»

После прочтения текста ученикам предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

СЛАЙД №13 Последнее  время на уроках стала часто  использовать работу с несплошными текстами.

Несплошные тексты – это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми мы встречаем в реальной действительности.
 К ним относятся таблицы, графики, схемы, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности); входные билеты, расписание движения транспорта, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, объявления, буклеты.  

СЛАЙД №14   Интересна групповая работа «Заполни билет». Сначала ребята  заполняли билет на концерт  Олега Митяева с программой «Позабытое чувство». Потом оформляли свои билеты. У нас были билеты на концерты Клавы Коки, Хабиба, Дани Милохина, братьев Гаязовых, Бахти. Честно говоря, я открыла для себя новые имена исполнителей. Узнала, что слушают наши дети.

СЛАЙД №15

   Одной  из сложных задач для учителя начальных классов является – формирование у обучающихся грамотного письма. Но именно она тоже обозначена как  важнейшая программная установка  при  формировании функционально  грамотной личности.

На уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила  игровые задания и приёмы. Среди них:

  • правила в стихах                            рифмованные упражнения
  • грамматические сказки                 морфологические шарады
  • приём «Лови ошибку»
  • «Ассоциации», особенно помогает данный приём при работе со словарными словами
  • «Бумажный кластер», «Арт-кластер» - составление текста по картинкам

СЛАЙД №16  Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника  - Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности.

   Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

Примером могут служить следующие задания:

  • решение ребусов;                 задания типа «Заполнить пустые места»,
  • решение жизненных задач

На уроке математики 28 февраля ученикам была дана театральная афиша. Её надо было изучить и выполнить задание с развёрнутым ответом. Ответы были точно жизненны и интересны. Все ответили, что спектакль закончится в 14 часов, тренировка в спортивной секции начнётся в 15 часов, остался 1час. На тренировку успею. Но Иванов Иван – наш философ ответил, успею, если не будет пробок на дороге. А Петров Пётр сказал, что смотря, какое расстояние будет от ДК до спортивной школы. Но всегда можно позвонить тренеру, если задерживаюсь. Поход в театр – уважительная причина.

СЛАЙД №17      На уроках часто использую  интересные факты из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение)

СЛАЙД №18     Самостоятельное составление задач обучающимися по рисунку или краткой записи. Данный приём использовала на открытом уроке.

   Недавно наш класс побывал в зоопарке в Абзаково. Ребята получили массу эмоций и удовольствий. Спасибо нашим организаторам.

   Но перед ребятами была поставлена  задача, на время поездки стать фоторепортёрами: выполнить фотографии не только себя и своих друзей, но и животных, а также сфотографировать таблички с указанием понравившегося животного, его клички, ареала обитания, краткого описания.

   После поездки на уроке математики мы  с ребятами составляли и решали интересные задачи на сравнение по количеству лет, продолжительности жизни, массе тела животных.

СЛАЙД №19      Моё внимание привлекает финансовая грамотность, которая представляет собой уровень знаний и навыков в области финансов, позволяющий правильно оценивать финансовую ситуацию и принимать разумные решения.

   Современные дети самостоятельно совершают покупки, пользуются пластиковыми картами. Но их активное участие в торгово-финансовых взаимоотношениях требует определенного уровня грамотности.

   Большинство из них относятся к денежным операциям без должной ответственности. Они без проблем научились тратить деньги, но совсем не знают, как их зарабатывать и откуда они появляются, как с ними обращаться.

   Формирование финансовой грамотности у моих учеников проходит во время урочной и внеурочной деятельности. В феврале в рамках «Недели по Финансовой грамотности»  мы с ребятами смотрели и обсуждали мультипликационный сериал «Смешарики».

   Каждая серия посвящена своей теме: инвестициям, кредитам, планированию бюджета и покупок, сбережениям, страхованию, защите прав потребителя.

   В настоящее время на «Учи.ру» проходит олимпиада  по финансовой грамотности и предпринимательству. Ребята активно включились в данную работу. Также на данной образовательной платформе можно посмотреть онлайн-урок  Михаила  Матуты – руководителя Службы по защите прав потребителей. Тема: «Как не потеряться в мире финансов и достичь своих целей: пять правил».

    Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

СЛАЙД №20     Формирование функциональной грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые применяю при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.

СЛАЙД №21       Учебное пособие для подготовки к ВПР и Комплексным метапредметным работам.

СЛАЙД №22                   Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

Выступление на педсовете

В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

выступление на педсовете

Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...

Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"

Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....

Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"

Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....