Мастер-класс на тему: «Развитие креативного мышления средствами ТРИЗ-технологии»
методическая разработка

Шевченко Анна Николаевна

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал.

Цель: ознакомление присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию креативного мышления, используя методики ТРИЗ-технологии

Задачи:

- распространение своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_triz.doc64 КБ
Файл triz_tehnologiya.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

   Мастер-класс на тему: «Развитие креативного мышления средствами ТРИЗ-технологии»

Учитель: Шевченко Анна Николаевна

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал.

Цель: ознакомление присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию креативного мышления, используя методики ТРИЗ-технологии

Задачи:

- распространение своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Ход занятия

  1.  Подготовительно-организационный момент.

    Доброе утро. Рада видеть вас на мастер-классе.

   

     2. Введение в тему.

   - Хочу начать свой мастер-класс такими словами: «Идея может превратиться в пыль или в волшебство, в зависимости от таланта» Билл Бернбах (Слайд 2) Как вы понимаете эти слова?

    - Все люди талантливы.

       - Когда вы входили в класс, я попросила вас сесть в группы. Посмотрите друг на друга и подумайте, какие таланты вас объединяют?

     

       - Ответьте на такой вопрос: что можно сделать с обычной канцелярской скрепкой? (варианты, возможны 3 волны) (Слайд 3)

   

       -Сначала мы называли известные всем способы использования скрепки, а далее наш мозг начал фантазировать и выдавать новые способы.

 

       - У детей фантазия развита гораздо лучше, но мы часто ограничиваем ее и ребенок начинает мыслить реалистично, не может оторваться от привычных образов и предложить что-то новое.

   

  1. Теоретическая часть

     Тема моего мастер-класса «Развитие креативного мышления средствами ТРИЗ-технологии» (Слайд 4)

   

    - ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Это методика, которая учит мыслить творчески, нестандартно и смело, которая воспитывает творческую личность. (Слайд 5)

    - ТРИЗ была разработана в 1946 году в СССР ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами. Он говорил: «Каждый ребенок изначально талантлив и   даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». (Слайд 6) Новые образовательные стандарты определяют одним из основных результатов развития творческой самостоятельности, которая проявляется через планирование своей деятельности, разработке и реализации проектов, проведения исследований и становление индивидуальности личности.

Цели ТРИЗ как педагогической технологии: (Слайд 7)

1. Формирование и развитие творческого мышления учащихся

2. Овладение новыми способами решения задач

3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающего мира

5. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей.

       ТРИЗ-технология направлена на: (Слайд 8)

  1. умение видеть, решать проблемные задачи в разных областях деятельности;
  2. умение выделять закономерности;
  3. развитие творческой самостоятельности
  4. воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни
  5. умение ориентироваться в современной жизни и находить способы решения появившихся проблем.
  6. Умение самостоятельно добывать информацию через поисковую деятельность, коллективное обсуждение

    Знакомство с этой технологией ТРИЗовцы начинают в легенды, которая называется «Невеста по жребию» (Слайд 9)

     Жил-был царь Косарь. И была у того царя красавица дочь – царевна Зоренька. Как-то раз звездочет предсказал царю, что потеряет он царство свое, если отдаст дочь замуж. Пришла пора Зореньке замуж идти. Вот уж и первые три жениха у ворот стоят. А краше всех – царевич Переяслав. Назначил царь женихам испытание – жребий тянуть. И вот собрался народ на берегу реки. – Два камня я положил в золотой сосуд, – сказал царь Косарь. – Один камень белый, другой камень красный. Кто вытащит белый, тот получит царевну в жены и полцарства в придачу, а кто вытащит красный – не сносить тому головы. Не испугались женихи, но не знали они, что царь два красных камня в сосуд положил. В первый день первый жених вытащил красный камень – и ему отрубили голову. На другой день со вторым женихом случилось то же самое и полцарства в придачу, а кто вытащит красный – не сносить тому головы. Не испугались женихи, но не знали они, что царь два красных камня в сосуд положил. В первый день – первый жених вытащил красный камень – и ему отрубили голову. На другой день со вторым женихом случилось то же самое. Настала очередь третьего жениха. Но полюбила Зоренька Переяслава и тайком рассказала ему о злом царском умысле. Что же делать Переяславу? Отказаться – значит, честь погубить и царевну потерять, не отказаться – с жизнью надо прощаться.

Подсказка. Переяслав знает, что в сосуде два красных камня. «Может, ну ее, эту царевну? Если макушку отрубят, на чем ушки носить?»

Ответ на третий день подошёл Переяслав жребий тянуть. Опустил руку в сосуд, достал камень и поднял Зажатый в кулак жребий высоко над головой – Знаю, что верно выбрал, не хочу и глядеть на камень! – и с этими словами царевич широко размахнулся и закинул камень в реку. – Что за камень был у тебя в руке? – спросил судья. – Белый. А не верите – так проверьте тот, что остался! – ответил Переяслав. Делать нечего, пришлось царю отдавать Зореньку в жены Переяславу, ведь в сосуде остался красный камень.

      С помощью этой сказки мы сможем убедиться, что и мыслим мы тоже по-разному, у каждого будет свое мнение на сложившуюся ситуацию.
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.

  1.  Практическая часть

    Для развития творческой самостоятельности, В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, которые можно использовать на уроках. С некоторыми из них я вас познакомлю.

    Методики носят универсальный характер. Их можно применять как в повседневной жизни, играя с детьми, так и в образовательной деятельности.

   

     Первый метод называется «Да-Нетка». (Слайд 10) Его я использую для постановки темы урока. Например, я загадала литературного героя. Ваша задача задавать мне вопросы, но только те, на которые можно ответить да или нет.

   

      Следующий метод называется «Системный лифт». (Слайд 11) Когда мы идем от простого к сложному. Его можно использовать, например, на уроках русского языка и окружающего мира.

     Возьмите карточку желтого цвета, на ней написан небольшой алгоритм. Суть в том, что ребенок должен назвать от более мелкой единицы до более крупной и следуя этому алгоритму, составить сначала слово, затем словосочетание с этим словом, далее предложение с этим словосочетанием, а далее текст.  Развиваем воображение и мышление и смотрим предметность

    Еще одна методика «Сочинение загадок». (Слайд 12) Ребенку дана последовательность работы и в результате должна получится загадка.

Приём «хорошо - плохо» (Слайд 13) помогает разобраться учащимся в том, как устроено противоречие и развивает их мыслительную активность. Возможны разные варианты использования данного приёма. Выбрав по теме урока литературного героя или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Или сам учитель задаёт объект или ситуацию. Учащийся описывает ситуацию, когда это полезно. Другой ученик ищет чем эта ситуация вредна.

    Приём «Раскадровка» (Слайд 14) используется при составлении плана к художественному произведению и помогает учащимся понять логику сюжета.

   Вариант 1: По содержанию текста рисуются кадры («мультфильм»), то есть это схематичное изображение событий, изменение места действия, изменение ситуации для героя.

    Вариант 2: Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена. Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их

Метод «Эмпатия».  (Слайд 15)

       Ученик вживается в образ чего-либо, включает эмоциональное и личностное отношение. Прием используется на уроках литературного чтения при инсценировках, сочинениях от лица персонажа.

Модель «Создай паспорт» (Слайд 16)

    Для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

     А теперь я вам на примере покажу, как можно использовать эти методы на занятиях.

   Возьмите рисунки на столе и скажите, что их объединяет. Попробуйте определить тему занятия. Сначала рисунки, потом Карточка 1 прием «Хорошо-Плохо», Карточка 2 прием «Сочинение загадок», карточка 3 прием «Морфологический ящик» и последний прием «Раскадровка» в виде схемы, а дома творческое задание нарисовать один из кадров

5. Рефлексия

Высказывания

Согласны

Не согласны

ТРИЗ-технологии позволяют решать творческие и социальные задачи самостоятельно

ТРИЗ-технологии ставят ребенка в позицию думающего человека

ТРИЗ-технологии не формируют предметный результат

Данные технологии отвечают задачам, поставленными ФГОС

Данные технологии помогают учащимся нестандартно и творчески мыслить

    6. ВЫВОД 

Вернусь к словам, которые были сказаны в начале мастер-класса «Идея может превратиться в пыль или в волшебство, в зависимости от таланта». Действительно, ТРИЗ-технологии способствуют развитию воображения, фантазии и творческих способностей учащегося, а также формированию самостоятельного поиска информации и умению видеть, решать проблемные задачи в разных областях деятельности, выделять закономерности, ориентироваться в современной жизни и находить способы решения появившихся проблем, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни

 

    7. Спасибо за внимание.

Желаю вам творческих успехов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Билл Бернбах Идея может превратиться в пыль или в волшебство, в зависимости от таланта.

Слайд 2

Что можно сделать с обычной канцелярской скрепкой?

Слайд 3

Выполнила: Шевченко Анна Николаевна «Развитие креативного мышления средствами ТРИЗ-технологии»

Слайд 4

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, которая учит мыслить творчески, нестандартно и смело, которая воспитывает творческую личность. ТРИЗ была разработана в 1946 году в СССР ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами.

Слайд 5

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».

Слайд 6

Цели ТРИЗ как педагогической технологии : 1. Формирование и развитие творческого мышления учащихся 2. Овладение новыми способами решения изобретательских задач 3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации. 4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающего мира 5. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей.

Слайд 7

ТРИЗ-технология направлена на: умение видеть, решать проблемные задачи в разных областях деятельности; умение выделять закономерности; развитие творческой самостоятельности воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни умение ориентироваться в современной жизни и находить способы решения появившихся проблем. Умение самостоятельно добывать информацию через поисковую деятельность, коллективное обсуждение

Слайд 8

Метод «Да- Нетка » Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял сужать поле поиска. Этот метод формирует умение слушать и слышать друг друга, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию

Слайд 9

Метод «Системный лифт» Используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта. часть

Слайд 10

Прием «Сочинение загадок » (методика А.А. Нестеренко) Последовательность работы: Выбрать объект, про который будет придумываться загадка. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта. Исключить объекты, обладающие такими же признаками. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной)

Слайд 11

Приём «хорошо - плохо» помогает разобраться учащимся в том, как устроено противоречие и развивает их мыслительную активность. Возможны разные варианты использования данного приёма. Выбрав по теме урока литературного героя или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Или сам учитель задаёт объект или ситуацию. Учащийся описывает ситуацию, когда это полезно. Другой ученик ищет чем эта ситуация вредна.

Слайд 12

Приём « Раскадровка » используется при составлении плана к художественному произведению и помогает учащимся понять логику сюжета . Вариант 1: По содержанию текста рисуются кадры («мультфильм»), то есть это схематичное изображение событий, изменение места действия, изменение ситуации для героя. Вариант 2 : Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена. Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их.

Слайд 13

Метод « Эмпатия » Учащемуся предлагается пофантазировать и представить себя на месте другого (это может быть литературный герой или, например, орган)

Слайд 14

Модель «Создай паспорт» Для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

Слайд 15

Карточка 1 . Положительные черты характера Отрицательные черты характера Ягненок Волк Ягненок Волк Польза случившегося Вред случившегося Вывод:

Слайд 16

Назовите объект На что похож? Чем отличается? Какой? У какого предмета такие же свойства Что делает? Какой предмет совершает такое же действие? Карточка 2 Последовательность работы: Выберите объект из басни , про который будет придумываться загадка. Опишите несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта. Исключите объекты, обладающие такими же признаками. Отредактируйте полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной) Таблица-помощник Между словами можно вставлять слова-связки « как » , « но не » .

Слайд 17

Герой Злодей С кем дружит? Цели или желания Волшебные предметы Волшебные места ягненок волк Лисица или заяц Пообедать или наделить злодея добром Волшебный палочка Волшебный лес Карточка 3 Прием «Морфологический ящик»: На основе данных таблицы сочините сказку Сказка _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

Слайд 19

Высказывания Согласны Не согласны ТРИЗ-технологии позволяют решать творческие и социальные задачи самостоятельно ТРИЗ-технологии ставят ребенка в позицию думающего человека ТРИЗ-технологии не формируют предметный результат Данные технологии отвечают задачам, поставленными ФГОС Данные технологии помогают учащимся нестандартно и творчески мыслить Рефлексия

Слайд 20

Идея может превратиться в пыль или в волшебство, в зависимости от таланта.

Слайд 21

Вывод: ТРИЗ-технологии способствуют развитию воображения, фантазии и творческих способностей учащегося, а также формированию самостоятельного поиска информации и умению видеть, решать проблемные задачи в разных областях деятельности, выделять закономерности, ориентироваться в современной жизни и находить способы решения появившихся проблем.

Слайд 22

Вдохновения Вам и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактических игр на уроках математики в системе развивающего обучения"

Ведущая педагогическая идея:повысить творческую активность обучающихсяв процессе приобретения математических знаний, умений и навыковчерез игровую деятельность....

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления"

На данном мастер-классе показан пример использования приёмов технологии развития критического мышления на каждом этапе урока....

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...

Образовательный проект на тему «Развитие креативного мышления младших школьников через использование «Lap book» на уроках английского языка.

Технологии не стоят на месте, вместе с ними меняется общество, и возникает необходимость воспитания нового поколения в соответствии с требованиями не только настоящего времени, но и будущего. Эти пере...