Проект "ФЕСТИВАЛЬ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ «О НАУКЕ ПРОСТО+» КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАУКЕ У ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ"
статья
Представлена практика проведения фестиваля есетесенно-научной направленности с подробным описанием
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕСТИВАЛЬ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ «О НАУКЕ ПРОСТО+» КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАУКЕ У ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ
М.Н. Зайцева (Г.о. Шатура)
МБУ ДО «Центр «Созвездие»
marizay2012@mail.ru
Все началось с творческого объединения «Занимательная наука» для детей 6-7 лет в 2013 году. На тот момент в Центре, куда меня только приняли на должность педагога дополнительного образования, не было абсолютно никакой материально-технической базы для этого направления работы. Передо мной стал классический вопрос «Что делать?». Первые несколько месяцев приходилось что-то придумывать и создавать лабораторное оборудования из того, что есть под рукой, например, я каждый раз заходила в магазин и покупала 10 одноразовых стаканчиков. Но уже через полгода стало ясно, что творческое объединение набирает популярность и появляется спрос на занятия естественнонаучной направленности. Наша лаборатория постепенно начала пополняться оборудованием и необходимыми для опытно-экспериментальной деятельности материалами.
С каждым годом количество обучающихся в творческих объединениях естественнонаучной направленности росло. «Занимательная наука» снизила ограничения по возрасту до 4,5 лет.
В 2015 году на фоне популярности опытно-экспериментальной деятельности (а справедливости ради надо сказать, что Занимательная наука была единственным местом в городе, где дети могли вот так запросто проводить исследования, экспериментировать и постигать тайны природы) возникла идея создать первый Фестиваль науки. Таким образом Центр «Созвездие», на базе которого он был представлен, стал первой площадкой такого формата, принявшей всех желающих жителей небольшого подмосковного города.
Целью проекта является воспитание интереса к исследовательской и проектной деятельности у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели определен ряд важных задач:
Способствовать популяризации науки эффективными способами с учетом возрастных особенностей целевой аудитории;
Способствовать формированию мотивации к активному познанию мира;
Способствовать приобретению научного опыта детей с помощью интересных и разнообразных форм;
Способствовать тиражированию инновационных технологий и методик;
Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
Актуальность практики. Никогда раньше мир не менялся так быстро и это развитие ускоряется. Сейчас держаться в стороне от науки и новых знаний не только немодно, но уже странно. Однако на протяжении многих лет в России наблюдались негативные процессы по свертыванию системы естественнонаучного образования, а как следствие и снижение популярности естественнонаучных знаний. Сегодня вектор развития данного направления кардинально меняется, а популяризация науки становится одной из приоритетных задач государственной политики, в том числе и в сфере образования.
О том, что вовлечение детей в исследовательскую и проектную деятельность значимо и для государства, и для общества подчеркивают федеральные, региональные и муниципальные документы:
1.Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 год» .
2.Распоряжение Правительства Московской области от 28.07.2022 № 707-РП «Об организации работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Московской области».
3.Приказ Управления образования от 10.06.2022 г. № 672 о/д «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей Городского округа Шатура Московской области»
Практическая значимость проекта заключается в том, что Шатура находится примерно на одинаковом расстоянии от ближайших больших городов: г. Москва (121 км), г. Владимир (160 км), Рязань (155 км). В связи с этим, жителям городского округа Шатура не всегда доступны уникальные образовательные пространства, такие как Кванториум, Технопарк, ОЦ Сириус и т.п. С целью устранения территориального неравенства был разработан проект «О науке простО+», позволяющий детям удаленного от крупных городов и образовательных центров населенного пункта получать равные возможности для удовлетворения специфических образовательных запросов, личностного развития и интеллектуального досуга.
Новизна и уникальность практики. Наука не должна иметь ограничений по возрасту. Шагая по миру со знаком 0+, она становится нормой для современного человека, пусть даже этот человек – младенец. И чем раньше состоится это удивительное знакомство, тем быстрее придет научный успех и будут созданы научные открытия. Именно в маркировке 0+ и кроется уникальность Фестиваля научных открытий «О науке простО+».
Педагогическая идея и логика. Основная идея проекта: исследовательская и проектная деятельность не должны быть ограничены узкими рамками учебного процесса и возрастными категориями. В проекте представлены формы и методы работы по созданию единого экспериментального пространства для детей от 1,5 лет.
В 2013 году на основе мониторинга социального заказа в Г. о. Шатура была разработана и внедрена в жизнь дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная наука» для детей дошкольного возраста.
Два года работы творческого объединения показали высокую заинтересованность детей и их родителей в занятиях и мероприятиях, связанных с опытно-экспериментальной деятельностью.
В результате возникла необходимость выхода за рамки образовательной программы и, как следствие, создание единого интеллектуального пространства для обеспечения устойчивого интереса к науке. Так родилась идея проведения Фестиваля научных открытий «О науке простО+» на базе МБУ ДО «Центр «Созвездие». Первый фестиваль был проведен во Всемирный день науки за мир и развитие 10 ноября 2015 года.
Основные механизмы реализации и организационно-педагогические условия.
Сегодня Фестиваль научных открытий «О науке простО+» имеет сложившийся формат мероприятий, которые красочно и ярко рассказывают о том, что считается скучным. Это место где можно получить новые знания из мира науки и технологий, с пользой провести семейный досуг.
Фестиваль проводится в актуальном живом формате два раза в год и предусматривает следующие мероприятия:
- Интерактивная выставка «Здравствуй, наука!»:
- узнаем о том, как обоняние связано с мозгом
- посоревнуемся в прыжках с разными животными
- разберемся, как работает маятник
- проведем небольшой эксперимент и проверим способности человеческой руки
- разберемся с механическими головоломками
- посмотрим в глаза разных животных
- поставим волчок с головы на ноги
- Интерактивная зона «Юный геолог Мещеры»:
- познакомимся с таким явлением, как окаменелость
- побываем на раскопках, найдем минералы и определим их с помощью специального атласа
- Мини-лаборатория «Наука с пеленок» (0+):
- узнаем секрет мыльного пузыря
- постигнем тайны Волшебницы Воды
- сможем приручить воздух
- узнаем, почему у Тани не утонул мяч
- Мини-лаборатория «Погружение в науку» (3+):
- найдем науку в сказках
- узнаем о ряби на воде
- сможем приручить огонь
- выясним статус магнитов: друзья или враги
- Мастер-классы:
- узнаем о разных видах бумажных самолетиков и их аэродинамических свойствах
- узнаем о пигментах и как превратить сок краснокочанной капусты в яркие разноцветные краски
- сделаем дизайнерскую бумагу своими руками
- узнаем об оптической иллюзии и посадим птичку в клетку
- Квесты:
- узнаем тайну сумасшедшего профессора и найдем эликсир Дружбы
- пройдем по следам Жюля Верна и разгадаем тайну его научных предсказаний
- Квизы:
- станем частью крутой команды
- найдем ответы на важные научные вопросы
- Научное шоу
- интересно проведем время в мини-научной лаборатории, не просто понаблюдаем за эффектными превращениями, но и сами примем в них участие
- НаучПопКинотеатр
Мероприятия спланированы таким образом, чтобы была возможность привлечения наибольшего количества детей с учетом их интересов и реализации индивидуальных способностей каждого из них.
Для внедрения проекта необходимы кадровые, материально-технические, информационные, методические, интеллектуальные и социальные ресурсы.
На сегодняшний день можно с уверенностью говорить об успешной реализации проекта и достигнутых результатах.
Результаты и показатели эффективности:
- увеличение количества обучающихся, вовлеченных в исследовательскую и проектную деятельность на 41,2 %;
- увеличение охвата обучающихся дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами естественнонаучной направленности на 41,2 %;
- рост социальной активности обучающихся на 31 %;
- расширение социального партнёрства;
- рост участия в мероприятиях родительской общественности на 25,6 %;
- расширение географии участников.
Возможности тиражирования практики. Транслируемость проектной идеи заключается в том, что она может быть использована образовательными организациями, как основа при разработке собственной системы по вовлечению детей в исследовательскую и проектную деятельность. Диссеминация результатов инновационного проекта осуществляется посредством издания методических продуктов; проведения организационно-методических мероприятий по теме проекта; трансляции наработанного опыта на заседаниях муниципального методического объединения педагогов дополнительного образования; проведение семинаров, круглых столов муниципального и регионального уровня; участие в конкурсах различного уровня.
За годы существования фестиваль научных открытий «О науке простО+» стал одной из точек притяжения в нашем небольшом подмосковном городке. Благодаря ему ребята и их родители могут в прямом смысле прикоснуться к науке. Недаром девизом фестиваля стали слова Конфуция: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как форма и средство в воспитании интереса к русскому языку.
Данный материал включает в себя теоретическую и практическую части. В теоретической части описывается опыт работы по данной теме. В практическую часть входит конспект урока русского языка ...

Научные основы словарно - лексической работы как средства патриотического воспитания.
Формирование патриотического воспитания личности в младшем школьном возрасте представляет собой серьёзную научную проблему, требующую практического решения. В своей статье я опиралась на труды известн...

Приложение к статье Научные основы словарно - лексической работы как средства патриотического воспитания
В данном материале представлены работы учащихся со словами, которые встречались в произведениях литературного чтения. Дети выполняли творческие работы дома, а затем делали сообщение на уроках чтения....

Проект "Подвижные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре"
Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «ку...
Материалы видеолекции по теме "Воспитание интереса у детей к чтению" (2 класс)
Видео лекция посвящена проблеме воспитания интереса у детей к чтению. С видео лекцией Вы можете ознакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/cAHK/pwpfWMzzY...

Доклад на тему: «Сказка как средство развития интереса детей младшего школьного возраста к познавательно-исследовательской деятельности»
Доклад на тему:«Сказка как средство развития интереса детей младшего школьного возраста кпознавательно-исследовательской деятельности»...
