Рабочая программа дополнительного образования "Лукоморье"
рабочая программа

Рохтымова Кристина Вениаминовна

Рабочая программа доп.образования (театральный кружок начальные классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_lukomore.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № ______

от _______________

Руководитель МО

Лейпожих Н.П.

_________________

      подпись

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Лейпожих Н.П.

«___»________________  г

____________________

            подпись

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Казюнь А.Х.

Приказ № __________

от _________________ 

___________________ 

                      подпись 

м.п

.

Рабочая программа

дополнительного образования

 «Лукоморье»

Начальные классы

Уровень образования: начальное общее образование

Срок реализации программы:  2023 /2024 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 153 ч/год; 4,5ч/неделю

Планирование составлено на основе:

Закона об образовании; Федерального государственного образовательного стандарта (указать нужный: начального общего образования / основного общего образования,) Письма департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования  и науки Российской федерации от 18 августа 2017г. №09-1672; пособия «Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра - М.: ВЦХТ, 1998 ,139 с.

Составитель программы:

Питласова Кристина Вениаминовна, учитель начальных классов

Шурышкары, 2023                           

                               

                                         


СОДЕРЖАНИЕ        

п/п

Разделы

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые  результаты освоения курса

4

3

Тематическое  планирование

6

4

Содержание курса

7

5

Календарно-тематическое планирование

8

6

Материально-техническое обеспечение

11

7

Оценочные  материалы

11

8

Учебно-методический комплекс

14


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа театральной студии «Лукоморье» разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школы.

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.                                       


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, и т.д.);
  •  чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских  авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

1

Основы театральной культуры

11 ч.

2

Ритмопластика

7 ч.

3

Культура и техника речи

10 ч.

4

Подготовка спектакля

126 ч.

5

Итого:

153ч.

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

1 раздел  «Основы театральной культуры» призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие подростков в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

2 раздел  «Ритмопластика» включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

  • Подготовка к этюдам. Работа с этюдами. Этюды на повадки животных. Этюды на память физических действий. Групповые этюды
  •  Развитие координации.
  •  Совершенствование осанки и походки.
  • Образное представление неодушевлённых предметов

3 раздел  «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

  • Игры по развитию внимания: «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Глухие и немые», «Эхо».
  • Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово».
  • Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».

4 раздел  «Подготовка спектакля» является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.

Формы и методы работы:

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции,  мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, праздники.

, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

 Формой подведения итогов можно считать:

  • выступление на школьных праздниках,
  •  торжественных и тематических линейках,
  •  участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах,
  •  участие в мероприятиях для младших классов,
  •  инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

 Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема занятия

Кол-во час

Деятельность на уроке

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводное занятие. Виды театра.

1

Знакомство детей с историей театра.

2

Театр снаружи и внутри.

Подготовка к празднику осени

4

Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»…

3

Художественная мастерская. Конструирование из бумаги

1

Изображение здания театра

4

Касса и билеты. Театрализованные игры

1

Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль.

5

Афиша

1

Знакомство, планирование и изготовление афиши.

6

Подготовка ко Дню Учителя

12

Знакомство с разновидностями сцен.

7

Зритель в театре

1

Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат».

8

Конкурс чтецов

4

Декламировать скороговорки на публику.

9

Виды театральных постановок

1

Знакомство с театральными постановками

10

Театральные профессии

1

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель…)

11

Музыка и театр

1

Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам..

12

Кукольный театр. Подготовка выступления.

9

Инсценировка кукольного театра.

13

Интонация

1

Знакомство и умение использования интонации при передачи текста.

14

Знакомство с понятием «декорация»

1

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра.

15

Первичные навыки работы с ширмой

1

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях.

16

Мастерская декорации 

2

Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.)

17

Мастерская кукол. Бумажная сказка.

2

Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой

18

Подготовка и проведение День рождение района и округа 

5

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

19

Театральная игра Подготовка к Новогоднему утреннику 

12

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

20

Театральная игра. Инсценировка сказки “Золотая рыбка”

9

Репетиция и инсценирование сказки «Золотая рыбка» за ширмой.

21

Виды театральных кукол и способы управления ими

1

Беседа о разновидностях кукол и способах управлениями ими.

22

Кукольный театр. Подготовка выступления.

10

Подготовка ширмы, кукол, репетиции.

23

Понятие «кукловод»

1

Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы.

24

История одной куклы

1

Просмотр фильма про Буратино

25

Театральная игра. Инсценировка сказки “Буратино”

10

Репетиция и инсценирование  сказки “Буратино”

26

Творческая мастерская

2

Изготовление простых кукол-перчатки.

27

Подготовка к 8 Марта Мастерская декораций

9

Оформление спектакля: изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации.

28

Художественная мастерская

1

Изображение фантастического театра кукол

29

Театральная игра «Приходи сказка»

1

Викторина по сказкам.

30

Литературный час « Сказка приходит ночью»

2

Составление сказки, которая приснилась ночью. Оформление альбома с помощью рисунков.

31

Скороговорка. Конкурс чтецов.

2

Культура и техника речи.

32

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

Пьеса "Французский ресторан" Федяева С.С.

12

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

33

Мастерская кукол. Пластилиновый мир.

2

Создание основ и заготовок для кукол.

34

Театральная игра.

Подготовка выступления. И.А. Крылов «Ворона и лисица»

9

Репетиция и инсценирование басни Крылова «Ворона и лисица» на сцене.

35

Мастерская кукол. Папье-маше.

2

Изготовление простейших объёмных кукол, для игры за ширмой

36

Театральный видеосалон

1

Просмотр сказки-спектакля «Красная шапочка». Анализ произведения.

37

Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку.

2

Изготовление простейших одежд для объёмных кукол.

38

Театральная игра.

“Маша и медведь”

4

Репетиция и инсценирование сказки «Маша и медведь»

39

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

2

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

40

Творческий отчет

2

Выступление.

Итого

153 ч


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Музыкальный центр;
  • музыкальная фонотека;
  • аудио и видео кассеты; СД– диски;
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; элементы костюмов для создания образов;
  •  пальчиковые куклы;
  • сценический грим;
  • видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
  • Электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»
  • Сценарии сказок,  пьес, детские книги.
  • Репетиционное помещение и мастерская.
  • Материалы для изготовления декораций.
  • Гримировальные принадлежности.
  • Парики, накладки, костюмы.
  • Реквизит и бутафория для спектакля.
  • Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая, осветительная аппаратура.
  • Дидактический материал (карточки, наглядные пособия).
  • Мультимедийный проектор.
  • Подключение к Интернету.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Мониторинг эффективности реализации программы:

- беседы с родителями;

- анкетирование детей, родителей;

- опрос зрителей;

- наблюдение.

Анкета для родителей 

1. Посещаете ли вы театральные представления? Да. Нет. Не знаю.

2 Нужно ли формировать интерес к театральному искусству, знакомит с региональными театрами? Да. нет. Не знаю.

3. Согласны ли вы с тем, что посещая кружок, ребенок, учится создавать образы сказочных героев с помощью выразительных пластических движений? Да. нет. Не знаю.

4. Учится пользоваться интанаацией, выражающие основные чувства?Да. Нет. Не знаю.

5. Развивается речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция и пополняется словарный запас?Да. Нет. Не знаю.

6 Активизируется познавательный интерес, развивается зрительное и слуховое внимание? Да. нет. Не знаю.

7. Воспитывается доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками, преодолевается робость и застенчивость? Да. нет. Не знаю.

8. Правильно ли, что руководитель кружка формирует представление детей о том, что театр- это особый мир волшебства? Да. нет. Не знаю.

9. Считаете ли вы важной роль родителей в организации и проведении спектакля? Да. не. Не знаю.

10. Хотели ли вы участвовать в литературных викторинах, брейн-рингах, КВН, спектаклях? Да. Нет. Не знаю.

Тестирование для детей

Тестовое задание

по темам: «Пластика», «Репетиционная работа», «Введение в мир театра»

Инструкция для учащихся

Дорогие ребята!

Вам предстоит выполнить девять тестовых заданий. Внимательно слушайте вопрос и предложенные варианты ответов. Отвечая на вопрос, выберите, на ваш взгляд, правильный ответ и запишите соответствующую ему букву рядом с номером вопроса на бланке ответов (приложение 1).

Время на выполнение тестовых заданий – 15 мин.

За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов. Максимальное количество - 10  баллов.

Желаю удачи!

Основной текст тестового задания

1. Назовите страну-родину европейского театра

а. Греция б. Италия в. Россия г. Япония

2. Как переводится слово «трагедия»?

а. Грустная песня б.   Песнь козлов в. Действие

г.        Представление

3. Как в античном театре называли высокие подставки, прикрепленные к обуви актеров?

а.   Котурны б. Экиклемы в. Эоремы

г.        Лабутены

4. Найдите отличие древнегреческого театра от современного.

а.   В театре ставились трагедии и комедии

б. Участниками представлений могли быть только мужчины в. Представление продолжалось весь день

г.        Зрители выражали свое отношение к актерам

5. Маска использовалась античными актерами для

а. Передачи эмоционального состояния персонажа

б. Специальное устройство позволяло усилить звучание голоса актера в. Отгнания злых духов

6. Первые профессиональные артисты на Руси-этоа. Ряженые б. Бояре

в. Скоморохи

7. Как называлась временная постройка, где давались представления во время ярмарок?

а. Театрон б. Стадион в. Балаган

8. Какие из перечисленных театров находятся в Петербурге?

а. Александринский б. ТЮЗ им. Брянцева в. МХАТ

г.        Большой Театр Кукол

9. Человек, который отвечает за постановку спектакля-это

а. Монтировщик б. Гример

в.   Режиссер г.        Художник

10. Кто создает декорации к спектаклю?

а. Композитор б.   Драматург в. Суфлер

г.        Художник

Инструкция для проверки тестового задания.

Максимальное количество баллов – 10.

По результатам выполнения тестовых заданий определяются уровни освоения учащимися группы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • высокий уровень (В): 9-7 баллов;

  • средний уровень (С): 6-4 баллов;

  • низкий уровень (Н): 4-1 балл.

Ключ к тестовому заданию:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква правильного ответа

а

б

а

б

б

в

в

а,б,в

в

г


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.
  2. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.
  3. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
  4. Андрющенко А.И. Театральная студия. Журнал. Начальная школа: 2009. No12. 72с.
  5. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. Журнал Начальная школа. 2009. No12. 68 с.
  6. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. М.: Школьная Пресса, 2003. 144 с.
  7. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра - М.: ВЦХТ, 1998 ,139 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пресс-центр Мыскаменской школы-интерната

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Поколение NEXT"

Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный ...

Рабочая программа, Дополнительная программа «Занимательный русский язык», 3 Б класс.

Рабочая программа, Дополнительная программа «Занимательный русский язык»,3 Б класс....