Методы и формы оценивания на музыкально-ритмических занятиях с детьми с нарушениями слуха в коррекционной школе
статья
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методы и формы оценивания на музыкально-ритмических занятиях с детьми с нарушениями слуха в коррекционной школе
Общие принципы оценивания
Система оценивания на музыкально-ритмических занятиях в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха должна быть комплексной и многоуровневой. Она призвана отслеживать как предметные достижения обучающихся, так и их личностные и метапредметные результаты. При этом оценка должна включать мониторинг овладения универсальными учебными действиями, развитие жизненной компетенции и социально-бытовых навыков.
Основной целью оценивания является не констатация недостатков, а выявление положительной динамики в развитии каждого ребенка, учёт его особых образовательных потребностей и индивидуального прогресса.
Структура системы оценивания
Система оценки должна включать несколько этапов:
Входной (стартовый) контроль проводится в начале учебного года для определения исходного уровня развития музыкально-ритмических способностей каждого ребенка с учётом степени выраженности и характера нарушения слуха.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии через повседневное наблюдение за учебной работой обучающихся. Это позволяет педагогу оперативно выявлять затруднения и корректировать методические подходы.
Тематический контроль проводится по завершении изучения отдельных тем или блоков программы, например, после разучивания танца или комплекса упражнений.
Итоговый контроль осуществляется в конце полугодия или учебного года и представляет собой комплексную оценку достижений обучающихся.
Методы оценивания
Наблюдение является основным методом оценивания на музыкально-ритмических занятиях. Педагог наблюдает за качеством выполнения упражнений, движений, степенью включённости ребенка в деятельность, эмоциональным откликом.
Практические задания и упражнения позволяют оценить фактические умения: способность двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки, координацию движений, чувство ритма. Ребенка просят выполнить конкретное движение, танцевальный элемент или упражнение, после чего педагог анализирует результат.
Открытые уроки-показы проводятся в конце полугодия или года. На таких занятиях дети демонстрируют свои достижения в выполнении музыкально-ритмических движений, танцевальных композиций, умение работать в коллективе.
Устный опрос включает фронтальные беседы о характере музыки, о чувствах и впечатлениях от увиденного или услышанного. Для детей с нарушениями слуха устный опрос может сочетаться с визуальными и жестовыми формами коммуникации.
Самооценка и взаимооценка развивают у обучающихся критическое мышление. Дети учатся оценивать свои движения и движения одноклассников, определять удачи и трудности.
Показатели оценивания музыкально-ритмических навыков
Система оценивания должна охватывать следующие основные показатели:
1. Восприятие музыки и музыкальное слышание — способность различать характер музыки (быстро-медленно, громко-тихо, весело-грустно), реагировать на динамические оттенки, улавливать изменения в звучании.
2. Ритмические движения — точность воспроизведения ритмических рисунков, способность выполнять упражнения в соответствии с темпом и ритмом музыки, синхронность движений с партнёрами.
3. Танцевальные импровизации и выразительность — умение импровизировать, придумывать собственные движения, передавать в движении музыкальный образ, используя всё тело.
4. Мимика и пантомимика — способность выражать эмоции и образы через мимику лица и пантомимические движения, что особенно важно для детей с нарушениями слуха.
5. Эмоциональная отзывчивость — проявление интереса к музыкально-ритмической деятельности, эмоциональный отклик на музыку, желание участвовать в занятиях.
6. Творческие способности — способность к самостоятельному творчеству, инициативность, проявление креативности при выполнении заданий.
7. Двигательная координация — согласованность движений, пластичность, гибкость, отсутствие скованности, естественность движений.
8. Социальные и коммуникативные навыки — способность работать в группе, взаимодействовать с партнёром, соблюдать правила, проявлять инициативу.
Критерии оценивания по уровням
Система оценивания предусматривает дифференциацию по уровням достижений. Традиционно выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень (3 балла) предполагает самостоятельность ребенка в творческой активности, инициативность, увлечённое исполнение движений под музыку. Ребенок демонстрирует высокий уровень развития музыкального слуха и чувства ритма, использует естественные и свободные пантомимические движения, хорошо запоминает рисунок танца, в танцевальных этюдах активно применяет язык жестов и мимики. Может придумать собственную танцевальную композицию.
Средний уровень (2 балла) характеризуется эмоциональной отзывчивостью и проявлением интереса к музыкальной деятельности. Ребенок желает включиться в музыкально-ритмическую деятельность, но выполняет ритмические движения с некоторыми трудностями. Может воспроизвести общий рисунок танца, но нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении и показе. При исполнении танцевальных композиций возникают сложности.
Низкий уровень (1 балл) проявляется в малой эмоциональности, отсутствии проявления интереса к музыкально-ритмическим движениям. Ребенок не активен, не способен к самостоятельности, не может правильно и выразительно двигаться под музыку без помощи взрослого.
Специфика оценивания для детей с нарушениями слуха
При оценивании детей с нарушениями слуха необходимо учитывать ряд особенностей:
Визуальная опора — дети с нарушениями слуха, особенно глухие и слабослышащие, в большей мере полагаются на зрительное восприятие. Оценивание должно включать как визуальную демонстрацию требований, так и наглядные показатели достижений.
Использование фонетической ритмики — этот метод оказывает положительное влияние на формирование правильного произношения и координацию движений. При оценивании нужно учитывать, насколько ребенок овладевает синтезом движения и звукопроизношения.
Компенсаторные возможности — необходимо оценивать развитие остатков слуха при его наличии, а также использование вибротактильного восприятия ритма, что является важным каналом для восприятия музыки детьми с тяжелыми нарушениями слуха.
Слухоречевое развитие — оценивание должно учитывать не только музыкально-ритмические навыки, но и развитие устной речи, её ритмико-интонационную структуру, что является результатом занятий.
Индивидуальные особенности нарушения слуха — степень выраженности нарушения (глухота, слабослышание), время наступления нарушения (врождённое или приобретённое), наличие остатков слуха влияют на подход к оценке и требуют дифференцированного подхода.
Формы оценивания
Качественное оценивание наиболее целесообразно для коррекционной школы. Оно включает словесное описание достижений ребенка, его успехов и трудностей, а не просто выставление оценки. Педагог может использовать описательный комментарий вроде: «Сегодня Миша очень хорошо отреагировал на смену темпа музыки и правильно переменил движения», «Маша проявила интерес к новому танцу и пытается запомнить движения».
Портфолио представляет собой сборку работ ребенка, видеозаписей его исполнений, фотографий, отражающих прогресс в развитии музыкально-ритмических способностей. Это позволяет отследить динамику на протяжении длительного времени.
Шкалирование — использование шкал оценок (например, от 1 до 3 баллов) помогает стандартизировать оценивание и сделать его более объективным.
Тестирование музыкальных способностей — специальные пробы на восприятие ритма, темпа, характера музыки, которые могут быть адаптированы для детей с нарушениями слуха.
Инструменты оценивания
Критериальные карты оценивания представляют собой таблицы, в которых описаны критерии, показатели и уровни достижений. Такие карты помогают педагогу структурировать оценивание и сделать его прозрачным для родителей и самих обучающихся.
Чек-листы позволяют быстро зафиксировать наличие или отсутствие определённого умения. Например: «Ребенок реагирует на начало музыки — да/нет», «Ребенок выполняет движения в соответствии с ритмом — да/нет».
Видеозаписи дают возможность более детально проанализировать качество движений, координацию, выразительность. Видеоматериалы можно просматривать неоднократно и обсуждать с ребенком его исполнение.
Интеграция оценивания в образовательный процесс
Оценивание не должно быть отделено от обучения. Оно должно быть встроено в повседневную практику занятий. Учитель постоянно даёт обратную связь, помогая ребенку понять, что он делает хорошо и над чем нужно работать. Это должно быть конструктивно и мотивировать ребенка на дальнейшее развитие.
Важно также, чтобы оценивание было направлено на развитие самооценки у обучающихся. Дети должны учиться видеть собственный прогресс, понимать свои сильные стороны и области для совершенствования.
Итоговая оценка
Итоговая оценка за четверть или год должна быть основана на совокупности всех данных текущего оценивания и отражать достижения ребенка по всем показателям. Она может быть выражена как в качественной форме (описание), так и в количественной (количество баллов или процент). Для детей с нарушениями слуха итоговая оценка должна также учитывать их индивидуальный прогресс относительно собственного предыдущего уровня развития, а не только в сравнении со сверстниками.
Система оценивания на музыкально-ритмических занятиях в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха должна быть гуманной, справедливой и направленной на поддержку каждого ребенка в его развитии, признание его достижений и создание мотивации для дальнейшего прогресса.
Оценка формируется по нескольким группам показателей: ритм, координация движений, музыкальность (передача характера музыки), выразительность и дисциплина/самостоятельность. На контрольных и показательных занятиях обычно оценивается выполнение танцевально-ритмической композиции целиком, а на текущих — отдельные элементы и упражнения.
Оценка «5» (отлично)
- Движения выполняются ритмически точно, в нужном темпе, синхронно с музыкой и группой.
- Полностью и без помощи воспроизводит последовательность движений; уверенно ориентируется в пространстве и в построениях.
- Передаёт характер и настроение музыки (быстро-медленно, плавно-энергично), демонстрирует эмоциональную выразительность, использует мимику и пантомимику.
Оценка «4» (хорошо)
- В целом правильно выполняет движения и композицию, возможны отдельные неточности в ритме, темпе или координации.
- Последовательность движений знает, но иногда нуждается в зрительной подсказке педагога или сверяется с одноклассниками.
- Эмоциональность и выразительность присутствуют, но не всегда устойчивы; характер музыки передаётся в основном верно.
Оценка «3» (удовлетворительно)
- Выполняет основные движения с заметными ошибками: запаздывания, опережения, сбои в ритме, неуверенность в темпе.
- Последовательность упражнений запоминает частично, часто нуждается в показе и помощи педагога, теряется в построениях.
- Характер музыки улавливает с трудом; движения мало выразительны, мимика и пантомимика выражены слабо.
Оценка «2» (неудовлетворительно)
- Не выполняет задание в требуемом объёме: не может воспроизвести ритм, часто останавливается, теряет темп, не попадает в музыкальные акценты.
- Не запоминает последовательность движений даже с многократной помощью; не владеет базовыми навыками ориентировки в пространстве группы.
- Не проявляет или почти не проявляет эмоционального отклика на музыку и движения; отсутствует выразительность.
Таблица критериев по 5‑балльной шкале
Отметка | Ритм и координация | Запоминание композиции | Выразительность и характер музыки | Самостоятельность |
«5» | Точная передача ритма, темпа, синхронность с музыкой и группой. | Выполняет композицию от начала до конца без помощи. | Ярко передаёт характер музыки, выразительная мимика и пантомимика. | Полная самостоятельность, активность, инициативность. |
«4» | В основном правильный ритм и темп, отдельные неточности. | Допускает отдельные сбои, иногда нуждается в подсказке. | Характер музыки передаёт, но не всегда устойчиво и ярко. | В основном самостоятельен, требует периодической поддержки. |
«3» | Много ритмических ошибок, неустойчивая координация. | Часто путает последовательность, нуждается в постоянном показе. | Слабая выразительность, неустойчивое понимание характера музыки. | Низкая самостоятельность, выполнение в основном под руководством. |
«2» | Задание ритмически и координационно не выполняет. | Не может воспроизвести композицию даже с помощью. | Отсутствует выраженный отклик и передача характера музыки. | Задание фактически не выполняет, пассивен. |
Адаптация для детей с нарушениями слуха
При работе в коррекционной школе эти критерии применяются с учётом особенностей слухового восприятия: акцент на визуальных опорах (показ, счёт жестами, световые сигналы), использовании вибротактильных ощущений ритма и повышенном внимании к развитию мимики и пантомимики как части выраженности исполнения. Оценивание строится не только по результату, но и по индивидуальному прогрессу ребёнка относительно его исходного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе
В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Коррекционная работа с детьми с нарушенным слухом - презентация
в презентации представлены условия коррекционной работы с детьми с нарушеннным слухом...

Рабочая программа. «Мир вокруг меня» "коррекционно-развивающей занятия в группе с детьми имеющих нарушение слуха"
Создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушением слуха....

Организация занятий с детьми с нарушением слуха в домашних условиях Часть 1
Как в условиях семьи, используя ряд простых занятий и упражнений, можно дать неслышащему ребенку возможность дополнительного развития.....

.Организация занятий с детьми с нарушением слуха в домашних условиях Часть 2
В этой части рекомендаций рассмотрим занятия, игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики....

Организация занятий с детьми с нарушением слуха в домашних условиях Часть 3
Рекомендации по использованию различных способов занятий с неслышашими детьми в домашних условиях....

Организация занятий с детьми с нарушением слуха в домашних условиях Часть 4
Пополнение словарного запаса ребенка, изучение новых слов и закрепление полученной информации с помощью игр и простых наглядных пособий....
