Методы и формы оценивания на музыкально-ритмических занятиях с детьми с нарушениями слуха в коррекционной школе
статья

Полякова Юлия Александровна

Методы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_otsenivaniya_na_muzykalno-_ritmichesk_2.docx25.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы и формы оценивания на музыкально-ритмических занятиях                                 с детьми с нарушениями слуха в коррекционной школе

Общие принципы оценивания

Система оценивания на музыкально-ритмических занятиях в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха должна быть комплексной и многоуровневой. Она призвана отслеживать как предметные достижения обучающихся, так и их личностные и метапредметные результаты. При этом оценка должна включать мониторинг овладения универсальными учебными действиями, развитие жизненной компетенции и социально-бытовых навыков.

Основной целью оценивания является не констатация недостатков, а выявление положительной динамики в развитии каждого ребенка, учёт его особых образовательных потребностей и индивидуального прогресса.

Структура системы оценивания

Система оценки должна включать несколько этапов:

Входной (стартовый) контроль проводится в начале учебного года для определения исходного уровня развития музыкально-ритмических способностей каждого ребенка с учётом степени выраженности и характера нарушения слуха.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии через повседневное наблюдение за учебной работой обучающихся. Это позволяет педагогу оперативно выявлять затруднения и корректировать методические подходы.

Тематический контроль проводится по завершении изучения отдельных тем или блоков программы, например, после разучивания танца или комплекса упражнений.

Итоговый контроль осуществляется в конце полугодия или учебного года и представляет собой комплексную оценку достижений обучающихся.

Методы оценивания

Наблюдение является основным методом оценивания на музыкально-ритмических занятиях. Педагог наблюдает за качеством выполнения упражнений, движений, степенью включённости ребенка в деятельность, эмоциональным откликом.

Практические задания и упражнения позволяют оценить фактические умения: способность двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки, координацию движений, чувство ритма. Ребенка просят выполнить конкретное движение, танцевальный элемент или упражнение, после чего педагог анализирует результат.

Открытые уроки-показы проводятся в конце полугодия или года. На таких занятиях дети демонстрируют свои достижения в выполнении музыкально-ритмических движений, танцевальных композиций, умение работать в коллективе.

Устный опрос включает фронтальные беседы о характере музыки, о чувствах и впечатлениях от увиденного или услышанного. Для детей с нарушениями слуха устный опрос может сочетаться с визуальными и жестовыми формами коммуникации.

Самооценка и взаимооценка развивают у обучающихся критическое мышление. Дети учатся оценивать свои движения и движения одноклассников, определять удачи и трудности.

Показатели оценивания музыкально-ритмических навыков

Система оценивания должна охватывать следующие основные показатели:

1. Восприятие музыки и музыкальное слышание — способность различать характер музыки (быстро-медленно, громко-тихо, весело-грустно), реагировать на динамические оттенки, улавливать изменения в звучании.

2. Ритмические движения — точность воспроизведения ритмических рисунков, способность выполнять упражнения в соответствии с темпом и ритмом музыки, синхронность движений с партнёрами.

3. Танцевальные импровизации и выразительность — умение импровизировать, придумывать собственные движения, передавать в движении музыкальный образ, используя всё тело.

4. Мимика и пантомимика — способность выражать эмоции и образы через мимику лица и пантомимические движения, что особенно важно для детей с нарушениями слуха.

5. Эмоциональная отзывчивость — проявление интереса к музыкально-ритмической деятельности, эмоциональный отклик на музыку, желание участвовать в занятиях.

6. Творческие способности — способность к самостоятельному творчеству, инициативность, проявление креативности при выполнении заданий.

7. Двигательная координация — согласованность движений, пластичность, гибкость, отсутствие скованности, естественность движений.

8. Социальные и коммуникативные навыки — способность работать в группе, взаимодействовать с партнёром, соблюдать правила, проявлять инициативу.

Критерии оценивания по уровням

Система оценивания предусматривает дифференциацию по уровням достижений. Традиционно выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень (3 балла) предполагает самостоятельность ребенка в творческой активности, инициативность, увлечённое исполнение движений под музыку. Ребенок демонстрирует высокий уровень развития музыкального слуха и чувства ритма, использует естественные и свободные пантомимические движения, хорошо запоминает рисунок танца, в танцевальных этюдах активно применяет язык жестов и мимики. Может придумать собственную танцевальную композицию.

Средний уровень (2 балла) характеризуется эмоциональной отзывчивостью и проявлением интереса к музыкальной деятельности. Ребенок желает включиться в музыкально-ритмическую деятельность, но выполняет ритмические движения с некоторыми трудностями. Может воспроизвести общий рисунок танца, но нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении и показе. При исполнении танцевальных композиций возникают сложности.

Низкий уровень (1 балл) проявляется в малой эмоциональности, отсутствии проявления интереса к музыкально-ритмическим движениям. Ребенок не активен, не способен к самостоятельности, не может правильно и выразительно двигаться под музыку без помощи взрослого.

Специфика оценивания для детей с нарушениями слуха

При оценивании детей с нарушениями слуха необходимо учитывать ряд особенностей:

Визуальная опора — дети с нарушениями слуха, особенно глухие и слабослышащие, в большей мере полагаются на зрительное восприятие. Оценивание должно включать как визуальную демонстрацию требований, так и наглядные показатели достижений.

Использование фонетической ритмики — этот метод оказывает положительное влияние на формирование правильного произношения и координацию движений. При оценивании нужно учитывать, насколько ребенок овладевает синтезом движения и звукопроизношения.

Компенсаторные возможности — необходимо оценивать развитие остатков слуха при его наличии, а также использование вибротактильного восприятия ритма, что является важным каналом для восприятия музыки детьми с тяжелыми нарушениями слуха.

Слухоречевое развитие — оценивание должно учитывать не только музыкально-ритмические навыки, но и развитие устной речи, её ритмико-интонационную структуру, что является результатом занятий.

Индивидуальные особенности нарушения слуха — степень выраженности нарушения (глухота, слабослышание), время наступления нарушения (врождённое или приобретённое), наличие остатков слуха влияют на подход к оценке и требуют дифференцированного подхода.

Формы оценивания

Качественное оценивание наиболее целесообразно для коррекционной школы. Оно включает словесное описание достижений ребенка, его успехов и трудностей, а не просто выставление оценки. Педагог может использовать описательный комментарий вроде: «Сегодня Миша очень хорошо отреагировал на смену темпа музыки и правильно переменил движения», «Маша проявила интерес к новому танцу и пытается запомнить движения».

Портфолио представляет собой сборку работ ребенка, видеозаписей его исполнений, фотографий, отражающих прогресс в развитии музыкально-ритмических способностей. Это позволяет отследить динамику на протяжении длительного времени.

Шкалирование — использование шкал оценок (например, от 1 до 3 баллов) помогает стандартизировать оценивание и сделать его более объективным.

Тестирование музыкальных способностей — специальные пробы на восприятие ритма, темпа, характера музыки, которые могут быть адаптированы для детей с нарушениями слуха.

Инструменты оценивания

Критериальные карты оценивания представляют собой таблицы, в которых описаны критерии, показатели и уровни достижений. Такие карты помогают педагогу структурировать оценивание и сделать его прозрачным для родителей и самих обучающихся.

Чек-листы позволяют быстро зафиксировать наличие или отсутствие определённого умения. Например: «Ребенок реагирует на начало музыки — да/нет», «Ребенок выполняет движения в соответствии с ритмом — да/нет».

Видеозаписи дают возможность более детально проанализировать качество движений, координацию, выразительность. Видеоматериалы можно просматривать неоднократно и обсуждать с ребенком его исполнение.

Интеграция оценивания в образовательный процесс

Оценивание не должно быть отделено от обучения. Оно должно быть встроено в повседневную практику занятий. Учитель постоянно даёт обратную связь, помогая ребенку понять, что он делает хорошо и над чем нужно работать. Это должно быть конструктивно и мотивировать ребенка на дальнейшее развитие.

Важно также, чтобы оценивание было направлено на развитие самооценки у обучающихся. Дети должны учиться видеть собственный прогресс, понимать свои сильные стороны и области для совершенствования.

Итоговая оценка

Итоговая оценка за четверть или год должна быть основана на совокупности всех данных текущего оценивания и отражать достижения ребенка по всем показателям. Она может быть выражена как в качественной форме (описание), так и в количественной (количество баллов или процент). Для детей с нарушениями слуха итоговая оценка должна также учитывать их индивидуальный прогресс относительно собственного предыдущего уровня развития, а не только в сравнении со сверстниками.

Система оценивания на музыкально-ритмических занятиях в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха должна быть гуманной, справедливой и направленной на поддержку каждого ребенка в его развитии, признание его достижений и создание мотивации для дальнейшего прогресса.

 Основные параметры оценки

Оценка формируется по нескольким группам показателей: ритм, координация движений, музыкальность (передача характера музыки), выразительность и дисциплина/самостоятельность. На контрольных и показательных занятиях обычно оценивается выполнение танцевально-ритмической композиции целиком, а на текущих — отдельные элементы и упражнения.

Оценка «5» (отлично)

  • Движения выполняются ритмически точно, в нужном темпе, синхронно с музыкой и группой.
  • Полностью и без помощи воспроизводит последовательность движений; уверенно ориентируется в пространстве и в построениях.
  • Передаёт характер и настроение музыки (быстро-медленно, плавно-энергично), демонстрирует эмоциональную выразительность, использует мимику и пантомимику.

Оценка «4» (хорошо)

  • В целом правильно выполняет движения и композицию, возможны отдельные неточности в ритме, темпе или координации.
  • Последовательность движений знает, но иногда нуждается в зрительной подсказке педагога или сверяется с одноклассниками.
  • Эмоциональность и выразительность присутствуют, но не всегда устойчивы; характер музыки передаётся в основном верно.

Оценка «3» (удовлетворительно)

  • Выполняет основные движения с заметными ошибками: запаздывания, опережения, сбои в ритме, неуверенность в темпе.
  • Последовательность упражнений запоминает частично, часто нуждается в показе и помощи педагога, теряется в построениях.
  • Характер музыки улавливает с трудом; движения мало выразительны, мимика и пантомимика выражены слабо.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

  • Не выполняет задание в требуемом объёме: не может воспроизвести ритм, часто останавливается, теряет темп, не попадает в музыкальные акценты.
  • Не запоминает последовательность движений даже с многократной помощью; не владеет базовыми навыками ориентировки в пространстве группы.
  • Не проявляет или почти не проявляет эмоционального отклика на музыку и движения; отсутствует выразительность.

Таблица критериев по 5‑балльной шкале

Отметка

Ритм и координация

Запоминание композиции

Выразительность и характер музыки

Самостоятельность

«5»

Точная передача ритма, темпа, синхронность с музыкой и группой.

Выполняет композицию от начала до конца без помощи.

Ярко передаёт характер музыки, выразительная мимика и пантомимика.

Полная самостоятельность, активность, инициативность.

«4»

В основном правильный ритм и темп, отдельные неточности.

Допускает отдельные сбои, иногда нуждается в подсказке.

Характер музыки передаёт, но не всегда устойчиво и ярко.

В основном самостоятельен, требует периодической поддержки.

«3»

Много ритмических ошибок, неустойчивая координация.

Часто путает последовательность, нуждается в постоянном показе.

Слабая выразительность, неустойчивое понимание характера музыки.

Низкая самостоятельность, выполнение в основном под руководством.

«2»

Задание ритмически и координационно не выполняет.

Не может воспроизвести композицию даже с помощью.

Отсутствует выраженный отклик и передача характера музыки.

Задание фактически не выполняет, пассивен.

Адаптация для детей с нарушениями слуха

При работе в коррекционной школе эти критерии применяются с учётом особенностей слухового восприятия: акцент на визуальных опорах (показ, счёт жестами, световые сигналы), использовании вибротактильных ощущений ритма и повышенном внимании к развитию мимики и пантомимики как части выраженности исполнения. Оценивание строится не только по результату, но и по индивидуальному прогрессу ребёнка относительно его исходного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Коррекционная работа с детьми с нарушенным слухом - презентация

в презентации представлены условия коррекционной работы с детьми с нарушеннным слухом...

Рабочая программа. «Мир вокруг меня» "коррекционно-развивающей занятия в группе с детьми имеющих нарушение слуха"

Создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушением слуха....

Организация занятий с детьми с нарушением слуха в домашних условиях Часть 1

Как в условиях семьи, используя ряд простых занятий и упражнений, можно дать неслышащему ребенку возможность дополнительного развития.....

.Организация занятий с детьми с нарушением слуха в домашних условиях Часть 2

В этой части рекомендаций рассмотрим занятия, игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики....

Организация занятий с детьми с нарушением слуха в домашних условиях Часть 3

Рекомендации по использованию различных способов занятий с неслышашими детьми в домашних условиях....

Организация занятий с детьми с нарушением слуха в домашних условиях Часть 4

Пополнение словарного запаса ребенка, изучение новых слов и закрепление полученной информации с помощью игр и простых наглядных пособий....