Урок кубановедения "Разнообразие животного мира Краснодарского края"
методическая разработка (3 класс) по теме

Бабенко Светлана Ивановна

Урок кубановедения включает знакомство с животным миром Кубани.Предлагаются кроссворды, загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок кубановедения для 3 класса.263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения

3 класс.

«Разнообразие животного мира        Краснодарского края»

Автор разработки:

Бабенко Светлана Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№30

ст-цы Октябрьской

Крыловского района

Краснодарского края

КУБАНОВЕДЕНИЕ.  3 КЛАСС

Тема: Разнообразие животного мира Краснодарского края. (Урок 2.)

Цели урока: 

- расширить представление учащихся о многообразии животного мира Кубани, об исчезающих видах, о роли животных в жизни людей и географии края;

  • развивать память, мышление, воображение;

-воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру родного края.

Оборудование: доклады учащихся, таблички с кроссвордами, карточки с заданиями, Красная книга, фотографии диких животных, декорации к песне (плетень, домашние животные), карта Краснодарского края.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Деревья, птицы, звери и моря;

Родимый край мой, край судьбы счастливой,

 Земля отцов - моя земля.

(И. Варавва)

  1. Проверка домашнего задания.
  • Какую роль играют растения в жизни людей?
  • Какие бывают грибы?
  • Назовите правила сбора грибов.
  • Рассказы о грибах (2 чел.).
  1. Сообщение темы и целей урока.
  • Сегодня, ребята, мы продолжим путешествие в животный мир Кубани, вспомним исчезающих животных. Поговорим о значении наших братьев меньших в жизни людей.
  1. Закрепление изученного.

1. Самостоятельное разгадывание кроссвордов.

1 команда (ДИКИЕ)        2 команда (ДОМАШНИЕ)

  • Ребята, предлагаю вам вспомнить тех животных, с которыми уже знакомы.

Разгадывание кроссворда:

   1)

1  в

  о

  л

 к

 2  с

    у

  р

  о

 к

3  л

  и

  с

  и

ц

а

4  р

  ы

  с

  ь

1.На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.(Волк.)

2.Гладкий, бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До зимы в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк.

Как зовут его? ...(Сурок.)

3.Какой зверь опасный

В шубе прекрасной

На двор проникает

Кур там хватает?(Лисица.)

4.Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки,

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь.(Рысь.)

Ключевое слово:

Кто гуляет по траве

С вешалкой на голове? (Лось.)

                                  2)

1  к

 о

 з

 а

2  о

 в

 ц

 а

3 к

 у

    р

  и

 ц

а

4  о

с

ё

  л

5 с

   в

 и

 н

ь

я

6  к

о

ш

 к

    а

1.В сказке в лес она ходила,

После волка победила.

Деткам жизнь своим спасла,

Молочка им принесла.(Коза.)

2.Шубу дважды в год снимает.

Кто под шубою гуляет? (Овца)

3.Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.(Курица.)

4.Похожий на пони,

Но слишком ушастый,

И с места не сдвинешь –

Упрямец ужасный.(Осёл.)

5.Ходит бочка, хвост крючком,

Роет землю пятачком.(Свинья.)

6.Мышка в подполе шуршит,

Кто у норки сторожит? (Кошка.)

Ключевое слово:

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко.(Корова.)

Проверка задания.      Вывод: дикие - это... .

           домашние-это... .

  1. Инсценировка кубанской народной песни «Як служив я в пана».

- Какую роль играют домашние животные в жизни человека? (дают пищу, одежду, служат)

>

-        Ребята, наш край славится не только богатейшими чернозёмами, на которых выращивают урожаи зерновых, овощных и плодовых культур, но и животноводст Например, в Тимашевском районе самый крупный свинооткормочный завод. А в Северском и Горячеключевском районах прекрасные условия для выращивания коз. В предгорных районах и Отрадненском, Лабинском, Новокубанском занимаются овцеводством. Вот птицу выращивают в Славянском, Каневском и Приморско-Ахтарском районах. Очень много мест, где занимаются пчеловодством.

  • Внашем районе тоже есть такие предприятия. В станице Крыловской действует птицефабрика «Дуэт», которая выводит новые породы уток, кур, гусей.
  • Ребята, назовите продукты, которые получают предприятия с этих заводов и хозяйств.

(мясо, шерсть, мед, яйца, кожу, овчину).

  • Давайте запишем в словарик новые слова (свиноводство, овцеводство, пчеловодство, животноводство).
  1. Игра «Кто эти звери и птицы?».

Кишка - кошка        Пивень - петух

Кочет - петух        Гэля - теленок

Качка - утка        Псына - собака

  • Так называли животных на кубанском наречии.
  1. Рассказы учащихся о диких животных Кубани с показом фотографий и картинок.

Учитель. Вдавние времена, когда почти вся земля была покрыта густыми лесами, жили здесь и огромные буйволы; и важные жирафы, мирно паслись верблюды, у воды можно было встретить носорога, огромного южного слона, а в горных пещерах устраивали свои жилища саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в далекие теплые страны.

Ученик 1. Вы, наверное, знаете и самых распространенных животных - это заяц, лиса, волк и медведь. У нас тепло, и звери часто меняют свои привычки. Медведи почти никогда не укладываются на зимовку в спячку, т.к. и зимой могут найти достаточно корма.

Ученик 2. А заяц не меняет свою шубку - зачем, если снега бывает так мало и лежит он совсем недолго. Оденешься в белое и будешь виден па земле. И что? А ничего - в момент слопают! Заяц относится к грызунам.

Ученик 3. А вот волк и лиса - это хищники. Вы знаете, что хищниками называют животных, которые питаются другими животными. Очень много лисиц и в нашем районе, а вот волки встречаются реже.

Ученик 4. В предгорье и горах, и в нашей местности живут дикие кабаны. В старину их называли вепрями. У них большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клыки, которые служат оружием. Кабаны - всеядные. Но не попадайся на их пути!

Ученик 5. К хищникам относятся и дикие кошки. Самые крупные из них барс и рысь. Рысь, как и барс, всегда охотится из засады. Она подолгу живёт на одном месте и не любит менять своих привычек. Рысь очень кровожадная, любит кровь внутренностей. Обычно она разгрызает брюхо жертвы и выедает печень.

Ученик 6. Пожалуй, самое красивое животное - это красавец олень. Главное его украшение - конечно, ветвистые рога. Олени очень быстры и осторожны. Спасаясь от врагов, они могут пробегать огромные расстояния и стараются попасть в реку с быстрым течением. Там олени останавливаются, пытаясь удержаться за дно своими сильными ногами. Это им помогает спасаться от волков, которые обычно не рискуют заходить в воду.

  1. Игра - физминутка. Учитель называет или показывает картинку с изображением животного. Если животное дикое - хлопают, если домашнее - приседают.

волк, лось, гусь, собака, петух, зубр и т. д.

  1. Самостоятельная работа.
  • А теперь составьте простейшие пищевые цепочки: расставьте всех по местам, кто чем питается?
  1. вариант ВОЛК, ТРАВА, ЗАЯЦ
  2. вариант РЫСЬ, ГУСЕНИЦА, ПТИЦА
  3. вариант ПЕТУХ, ПШЕНО, ЛИСА (Проверка задания, 3 человека).

8. Красная книга (знакомство с исчезающими животными).

  • Ребята! К сожалению, многие виды животных нашего края исчезают. Они занесены в Красную книгу (показ книги). Для того, чтобы сохранить и возродить исчезающие виды животных и растений в 1924 году был создан Кавказский заповедник. Здесь можно встретить и огромных зубров, и хищницу рысь, и огромных бизонов. А как много птиц, котрые исчезают: это марабу, розовые чайки, чёрные лебеди, журавли, степная дрофа, пеликаны, бакланы.

(ученики рассматривают стенд с картинками животных из Красной книги).

Звучит стихотворение Б. Дубровина

«Красная   книга».

Охранястя Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

          Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

         Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

Мы леса и поля обижаем,

Обижаем животных и птиц.

Мы, конечно, себя прощаем,

Но грядущее нас не простит!

  1. Итог урока.
  • Ребята, почему исчезают и вымирают животные?
  • Что нужно делать, чтобы этого не происходило?
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  1. Оценки за урок.
  2. Домашнее задание.

Сделать Красную книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие животного мира Краснодарского края 4 класс

Учащиеся знакомятся с животным миром края; учатся наблюдать, рассуждать, делать выводы....

Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края."

Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края." Цели: Познакомить с крупными представителями  животного мира Краснодарского края; п...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

«Разнообразие животного мира Краснодарского края». Урок кубановедения во 2 классе.

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Тип урока: комбинированный.Цель урока: формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края....

Урок - игра "Разнообразие растительного мира Краснодарского края"

Урок - игра "Разнообразие растительного мира Краснодарского края"...