«Разнообразие животного мира Краснодарского края». Урок кубановедения во 2 классе.
методическая разработка (2 класс) на тему

Сорвина Татьяна Францевна

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobrazie_zhivotnogo_mira_krasnodarskogo_kraya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - кубановедение

Класс – 2 «Б»

Учитель – Т.Ф. Сорвина

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края».

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края.

Задачи:

- расширение знаний о животных Краснодарского края;
- развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
- воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;
- развитие речи учащихся.

Необходимые ресурсы: компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска.

Оборудование: карта Краснодарского края; видеофрагмент о медузе Черного моря; музыка из передачи в мире животных (Paul-Mauriat); картинки с изображениями животных; кроссворд с загадками

Источники информации:

Литература

  1. Борисов В.И. Занимательное краеведение. Краснодарское книжное издательство, 2005.
  2. Волина В. Загадки от А до Я. Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 1997.
  3. Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений. ОИПЦ “перспективы образования”. Краснодар, 2005.
  4. Плотников Г.К. Животный мир Кубани. Краснодарское книжное издательство, 2006.
  5. youtube.com/watch?v=Zj6IF9VF8s0

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок - начинается урок!

- Тихо садятся девочки (красивые, аккуратные)

- Тихо садятся мальчики (стройные, подтянутые)

- Каким вы хотите видеть урок? 

- Что будете делать для этого?

- Девизом нашего урока будут следующие слова:

Слайд 1.

Будем думать, рассуждать,

Новые знания легко открывать!

  1. Проверка ранее изученного материала.

- Разгадайте кроссворд. Слайд 2.

(По мере заполнения кроссворда учащиеся рассказывают об известных им растениях).

  1. Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги. 
(Подорожник)

  1. Злая, как волчица,
    Жжется, как горчица!
    Что это за диво?
    Это же ...

    (Крапива)
  2. Я шариком пушистым
    Белею в поле чистом,
    А дунул ветерок —
    Остался стебелёк.

         (Одуванчик)

  1. Ягоды бешеные 
    На кусту развешанные, 
    Зовут к себе, краснеют, 

         Да взять никто не смеет.

         (Волчья ягода)

Такая красная,

Но очень опасная.

(Волчья ягода)

  1. В жвачке, в пасте и в конфетах 
    Вы найдёте травку эту. 
    Холодит приятно рот, 
    Запах чаю придаёт. 
    (Мята)
  2. Что за дерево стоит?

Ветра нет – оно дрожит.

(Осина)

  1. Белые горошки
    На зелёной ножке.

(Ландыш)

  1. Что же это за девица -
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьёт,
    А в иголках круглый год?

(Ель)

Ш. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока.

  • Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (ЖИВОТНЫЕ)
  • Сформулируйте тему урока.
  • Итак, тема урока: Разнообразие животного мира Краснодарского края. Мы познакомимся с животным миром нашего края, будем выполнять интересные упражнения, поиграем.
  • Как вы понимаете слово разнообразие? (Много разных животных.)

IV. Работа над новым материалом.

ИГРА “Отгадай обитателей”. Работа в группах.

  • Прочтите описание обитателей разных зон Кубани отгадайте, о ком идёт речь.
  • Подумайте, что ещё вы можете добавить к описанию задуманного животного.

Задание 1 группе “Отгадай животное и место, где он обитает ”.

Это мохнатый тяжеловес среди хищников. Это могучий, плотно сложенный зверь. Морда у него вытянута, как у собаки. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные и являются очень страшным оружием. Хотя относится к хищникам, но с удовольствием ест различные злаки, корни, ягоды и орехи. Он обычно предпочитает избегать человека, но в случае опасности может смело атаковать. Убежать от него очень трудно. На короткой дистанции хищник может обогнать даже скаковую лошадь. (медведь)

- Разместите картинку на карте Краснодарского края.

Слайд 3.

Бурый медведь — самый крупный хищник.

Бурого медведя в крае можно увидеть в гористой местности. Вся жизнь этого большого зверя связана с лесом. На Кубани медведь — самый крупный хищник. Длина тела достигает 2 м, а масса — 300 кг. Иногда попадаются особи весом 450 кг. Голова крупная с короткой мордой и небольшими закругленными ушами. Живут медведи до 40 лет. Берлогу устраивают в сухом укромном месте, чаще под вывороченными корнями деревьев или в расщелинах скал, среди бурелома или лесных завалов. В берлоге медведь проводит зиму не питаясь. Необходимое условие благополучной зимовки — это накопление с осени большого запаса жира. Потревоженный зверь может выйти из берлоги и стать шатуном. Размножение у медведей происходит раз в два года. Самка рождает 1-2 медвежат. В Краснодарском крае охота на медведей строго регламентирована. Сейчас на территории края численность медведя около 300 особей.

- В предгорье и горах живет много животных, которых называют парнокопытными. Пожалуй, самое красивое животное это красавец олень. Главное его украшение - конечно, ветвистые рога. Олени очень быстры и осторожны. Спасаясь от врагов, они могут пробегать огромные расстояния и стараются попасть в реку с быстрым течением. Там олени останавливаются, пытаясь удержаться за дно своими сильными ногами. Это им помогает спасаться от волков, которые обычно не рискуют заходить в воду.

Туры тоже живут высоко в горах. Спасаясь от врагов, они совершают огромные прыжки, до 15 метров, и, падая с горных круч, стараются приземлиться не на ноги, а на свои мощные рога.

V. Физминутка «Упражнения животных» под музыку из передачи в мире животных (Paul-Mauriat)

- «Жираф» - голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.

- «Осьминог» - круговые движения плечами назад-вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).

- «Птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад-вперед.

- «Обезьяна» - наклон вперед, круговые движения туловищем влево-вправо.

- «Цапля» - ногу поднять, руки вперед.

- «Лягушка» - сесть.

VI. Продолжение работы над новым материалом.

Задание 2 группе “Отгадай животное и место, где он обитает ”.

Это животное открытых просторов, степных раздолий. Днём они отдыхают, а в сумерках покидают лёжки и отправляются на длительные поиски корма. Летом питаются различными травами, а зимой корой лиственных деревьев. Врагов у них очень много. Поэтому все тело этих животных приспособлено к бегу. Передняя пара ног служит опорой для задних. Передвигаться шагом эти животные не способны. А их глаза не зря называют “косыми”, они видят не только вперед и в стороны, но даже и немного назад. (заяц)

- Разместите картинку на карте Краснодарского края.

Слайд 4.

В северо-восточной части края, распространены степные животные. Здесь обитают полевые мыши, суслики, тушканчики, кроты, хомяки. Все они приносят вред сельскому хозяйству. Живут в норах, питаются зерном, листьями. Из хищников встречаются лисицы, ласки, хорьки.

Задание 3 группе “Отгадай животное и место, где он обитает ”.

Она дышит всем телом. Тело студенистое и прозрачное, так как на 95 % состоит из воды. Ротовое отверстие служит как для употребления пищи, так и для её выведения. Около ротового отверстия находятся 4 ротовых лопасти, в них же содержится «обжигающее» вещество, служащее для целей обороны и для добычи пищи. В связи с тем, что она в основном состоит из воды, её жизнь на суше невозможна. (Медуза).

- Разместите картинку на карте Краснодарского края. 

Просмотр видео о медузе-корнерот (Rhizostoma pulmo), которая обитает в Черном и Азовском морях.

В Черном море много рыбы и других морских животных. Но на глубине 200 метров оно заражено сероводородом, и глубоководных рыб там нет. Из рыб промысловое значение имеют белуга, осетр, севрюга, сельдь, хамса, килька, лещ, кефаль, ставрида, скумбрия, камбала. Есть дельфины.

         В Азовском море обитают рыбы: тарань, сельдь, осетр, белуга, севрюга, тюлька, шемая, ставрида.

Задание 4 группе “Отгадай животное и место, где он обитает ”.

Они живут в наших лесах ещё со времён первобытных людей. У них очень большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клыки, которые к старости закручиваются и, врезаясь в нижние челюсти, уже могут служить оружием. Эти животные всеядны. Они едят и траву, и побеги молодых деревьев, и жёлуди, а их любимое блюдо – земляные черви. (Кабан) 

- Разместите картинку на карте Краснодарского края.

Слайд 5.

Барс, или леопард, живет в самых глухих и недоступных лесах. Это очень редкое и красивое животное. Длина его тела (без хвоста) достигает 1 м 65 см, он умен, ловок и бесстрашен. Барс может влезть на самую недоступную скалу или высокое дерево, легко переплывает реки. В прыжке может перелететь более 10 метров. Его добычей бывают и олень, и дикий кабан. А если нет крупной добычи, может поохотиться на птиц и даже на мышей.

VI. Закрепление.

  1. Распределите животных по местам их обитания.

Слайд 6.

лес

степь

горы

Кабан

заяц

медведь

Барс

мышь

олень

белка

лиса

тур

Работа по карте-схеме животных краснодарского края. Слайд 6.

  1. Игра “Чей дом?”

Слайд 7.

- Посмотрите на рисунки, подумайте, чьи это дома? Обоснуйте свой ответ.

VII. Итог урока. Рефлексия. Слайд 8.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

VIII. Домашнее задание: подготовить сообщение о животном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Урок-игра по кубановедению

Урок -игра "Поле чудес" по теме : "Разнообразие растительного мира Кубани"....

Разнообразие животного мира Краснодарского края 4 класс

Учащиеся знакомятся с животным миром края; учатся наблюдать, рассуждать, делать выводы....

Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края."

Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края." Цели: Познакомить с крупными представителями  животного мира Краснодарского края; п...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Урок кубановедения "Разнообразие животного мира Краснодарского края"

Урок кубановедения включает знакомство с животным миром Кубани.Предлагаются кроссворды, загадки....

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...