День казачьей славы
план-конспект занятия по теме

Цурикова Лариса Викторовна

конспект мероприятия, проведенного в начальной школе учащимися группы казачьей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_kazachey_slavy.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

«День казачьей славы».

Чтец. Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

1-й вед. Добрый вечер!

2-й вед. Здорово дневали!

1-й вед. Мы рады вакс приветствовать на нашем дне казачьей славы!

2-й вед. Слово предоставляется атаману.

(Выступление.)

1-й вед. А теперь мы открываем наш устный журнал «Слава тебе, Господи, что мы – казаки!». Первая страница историко-этнографическая.

День казачьей славы. Этот праздник традиционно отмечали на Руси вплоть до 1920 года. Особо чтили его  кубанские казаки, вспоминавшие в этот день предков, павших в битвах за Отечество. В церкви проходили специальные богослужения, молились за души погибших во время сражений с врагами России.

2-й вед. Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сидения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же – это уже из эпохи других сражений, в 1760 году – вступили казаки в Берлин. А октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию… А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая… Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов. Дай Бог внукам никогда не сражаться! Но память – хранить. Пусть над Доном, Кубанью, Терсой и Хопром звучит песнь о том, что любо жить, да и с атаманом не приходится тужить!

1-й вед. Возрождение казачества – это возрождение общинных социально-экономических связей, культуры, традиций, обычаев. Мы отстаиваем право казаков на лучшую жизнь. Но в неразрывном единстве со всей Россией. Строить свое благополучие не за счет русского народа, не за пренебрежение интересами других народов и национальностей России, а только вместе и сообща.

2-й вед. Наше незыблемое кредо очень глубоко и ярко выразил русский писатель Александр Иванович Куприн: «Пусть мои глаза и не увидят чаемого счастия Родины, но так же, как непоколебимо верую я в грядущее оздоровление и обновление Великой России, верю я и в будущую неразрывную связь казачества с нею.

1-вед. Я лишь знаю, что казачеству не придет никогда в голову бредить о самостийности, побуждаемой искусственным шовинизмом и науськиваемый ложной ненавистью. Мне ценна старинная красивая формула: «Клянемся тебе, Белокаменная Москва, а мы, казаки, на Кубани».

2-й вед. Русский остается русским, казак – казаком, до тех пор, пока, где бы ни был и чем ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала – национально-русское и религиозно-православное – глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.

1-й вед. Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков. Наши деды и прадеды достойно исполнили свой патриотический долг – создали Россию, защитили и укрепили ее, приумножили ее славу. Они свой долг выполнили, своей чести не уронили, достоинств не растеряли.

2-й вед. В наши дни, когда в жизнь претворяется программа возрождения казачества, с необыкновенной остротой встали вопросы о его судьбах, о его прошлом, настоящем и будущем. На протяжении ряда последних лет продолжается острая дискуссия по этим проблемам.

1-й вед. В истории казачества, особенно 20-го века, сохраняется слишком много «белых пятен», без изучения которых проблемы образа жизни, обычаев, культуры казаков останутся невыясненными и спорными.

2-й вед. Определяющим моментом в отнесении данного человека к той или иной этнически культурной общности является его самосознание. Каких бы социально-бытовых навыков не придерживался человек в своей повседневной деятельности и на каком бы языке он ни говорил, только он сам в соответствии со своей психологически внутренней установкой может указать, к представителям какого этноса он себя относит.

Чтец. Казаки – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа кос-сака (ка-сака) и приазовских меото-кайсаров с некоторой примесью аланов-асов или танаитов (донцов).

Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точную эпоху и место возникновения нашего имени в его первоначальных формах, а также непрерывность процессов смешивания различных племен, при создании единой казачьей народности и время торжества среди них славянской речи. От глубокой двадцативековой древности и до наших дней звучание и начертание нашего имени подверглось незначительным изменениям.

Первое летописное упоминание о казаках относится к 1444 году. Существовало казачество служилое и вольное. Служилые казаки обороняли русскую границу и получали жалованье от правительства. С конца 16 века жалованье выдавалось не только деньгами, но и порохом и свинцом.

В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). Столицей Дона были последовательно городки Раздоры, Монастырский городок, Черкасск, Новочеркасск. На время военных действий под страхом смерти казакам запрещалось употребление хмельных напитков. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия.

В начале 20-го века существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. В начале 20-го века казачество составляло 4,4 миллиона человек, владело 53 миллионами десятин земли. По достижении 17 лет каждый казак получал пожизненно земельный пай.

Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза.

Пережившие трагические события двадцатого века потомки казаков сохранили свои традиции. В конце 20-го века казачество вновь возродило многие из них.

В современной России государство поддерживает стремление казачества к участию в защите границ, в воспитании молодежи, в возрождении лучших традиций.

Чтец. Сколько казаков сейчас в России?

Где она казацкая страна?

На погостах – наших предков лики,

На многих – серая трава.

Сколько их, незнатных, невеликих,

Сгинуло без прав, но за права!

В рамках фотографии на стенах,

Кое-где и шашка в курене…

Внук сидит у деда на коленках.

Значит, быть казачеству в стране.

Чтец. Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный, яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль.

Постоянные тревоги и частые войны приучали казаков не привязываться ни к чему земному, ценить истинных друзей и верность долгу, а в самые отчаянные минуты уповать на Бога и Богородицу. С другой стороны, всегдашняя бранная жизнь порождала у них беспримерную удаль и бесстрашие, сознание своей силы и ловкости и уверенность в конечном успехе.

Основное воспитание, конечно же, происходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска – ему следовали беспрекословно.

Чистота нравов была по нынешним временам невероятная – боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею.

Казаки были почти не суеверны. Но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. Заброшенные волей истории на окраину русской земли, казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны.

Казаки слушали христианское слово, получали отпущение грехов, благословение на браки, отпевали усопших, крестили младенцев.

Девушки пользовались меньшей свободой. Когда им исполнялось 13 лет, их воля ограничивалась. Они могли быть вместе с мужчинами только на свадебных обрядах и праздниках. По будням девушки проводили время в одиночестве или в кругу своих подруг. Они занимались шитьем, вышивали узором одежду или кафтан.  Очень немногие из них обучались грамоте. Казаки считали, что грамотная казачка может завести переписку с приглянувшимся ей казаком. В воскресенье и в праздничные дни казачки, одетые в нарядные платья, вместе с бабушками ходили в церковь к заутрене и к вечерне.

Кладбища всегда устраивались за поселением. На могилах кроме крестов ставили часовенки. Такие же часовенки сооружали на местах трагической и особенно насильственной смерти человека: в поле, у дороги, на улице. В церковные праздники, в поминальные дни на перекладинах оставляли милостыньку. Если в поселении кроме православных жил еще и старообрядцы, устраивали два кладбища: «староверское» и «церковное».

Центром любого казачьего поселения всегда был плац (майдан). Здесь проходили общественные сходы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожали хутора казаков на службу, здесь же их встречали. По большим церковным праздникам на плацу устраивали ярмарки.

Чтец. Завязка, край казачий.

Пасутся кони у реки.

А над полями хор девичий

Несется с ветром в обгонки.

Над ковылем встают зарницы,

Над пашней стелется туман.

«И краше нет моей Завязки»,-

Запел старейший атаман.

Чтец. Действительную казак служил три года и должен был сохранять обмундирование до 40-летнего возраста. Казак должен был иметь имущество и хранить его в вещевом сундуке, размером 60 на 120 см.

Список казачьего снаряжения:

- парадный синий мундир,

- зимний синий мундир для обыденной носки,

- гимнастерку защитного цвета,

- шинель серого цвета,

- брюки синего цвета с ярко-красными лампасами,

- полушубок,

- шапку (папаху),

- фуражку с красным кантом и околышем, козырек черный лаковый, кокарду,

- две пары белья,

- два полотенца,

- носки,

- платки носовые,

- сапоги (две пары),

- шашка,

- лошадь строевая,

- седло,

- попона,

- узда,

- две простыни,

- одеяло байковое или шерстяное,

- две наволочки,

- чехол для матраца,

- сундук вещевой.

Коня казак мог получить и в военной части, но выплачивал за него из своих средств. Один раз в году казак проходил смотр вещей на площади около правления. Нитки-иголки свои.

Офицеры казаков бить остерегались, боясь быть отомщенными, а то и убитыми. Обучали казаков с 15-16-летнего возраста при правлении. Был инструктор, обычно хорунжий, который обучал казачат всем премудростям казачьей службы.

На скачках давали богатые призы: золотые часы, седло, шашку в серебряной оправе, серебряные портсигары и т.д.

1-й вед. Страница «Поэтическая».

(Чтецы по очереди читают стихи.)

Чтец А. Не заставит никто

Разлюбить, что нам мило и свято,

Позабыть наш уклад,

Наши песни родные забыть.

И обычай простой –

Всюду крепко стоять брат за брата –

Каждый горд, каждый рад

До конца своих дней сохранить.

Чтец Б. Не раз и ханы, и паши

Над Русью руку заносили,

Но обнажали палаши

Степные рыцари России.

Ты помнишь, край, как в грозный миг

В атаку шла казачья лава.

Как на концах казачьих пик

Дымилась кровь, сияла слава?

Ты помнишь тех, кто в смерче битв

Остались там, на поле брани,

За Русь святую без молитв

Упали, землю окровянив.

Как возвращались к куреням,

Победно били в тулумбасы,

И с кровью алой пополам

Струились алые лампасы.

Чтец В. Там, где русские люди за Русь полегли,

Прорастают в степях ковыли.

Ехал полем казак, ехал степью широкой

И в пути что-то тихое пел.

И лилась его песня под небом высоким,

И вдали темный лес зеленел.

Только в степь одному выезжать не годится, -

Просвистела вдруг злая стрела.

Недопетая песня рванулась, как птица,

И коня за собой позвала.

И, взметнувшись над мягкой зеленой травой,

Конь буланый помчался стрелой.

И лететь бы коню по бескрайнему полю

В свой отряд, что остался вдали.

И петля захлестнула – и кончилась воля,

И ордынцы его увели.

Чтец Г. А упавший с коня в чистом поле остался

И не увидел уже ничего –

Кровь из раны лилась да лилась между пальцев,

Как последняя песня его.

И остался лежать – ни взглянуть, ни вздохнуть,

Зажимая ладонями грудь.

А потом – подобрали друзья, схоронили,

Помянули беднягу вином,

Да за смерть отомстить поклялись на могиле,

И в погоню ушли за врагом.

«Отомстим же за друга в погоне за славой,»-

Казакам атаман говорил,

Только мести дорога страшна и кровава,

Прибавляется в поле могил.

Чтец Д. Не щадили свою и степняцкую кровь,

И седели чубы казаков.

А когда из похода они возвратились –

Те, кто в сечах остался живой,

Увидали, что всех побратимов могилы

Поросли необычной травой.

Вся она была белой, пугающе белой,

Теплый ветер ее развевал.

«Видно, с горя родная земля поседела», -

Атаман казакам прошептал.

И с тех пор прорастают в степях ковыли

Сединою родимой земли.

Чтец Е. Тучи темные над рекой плывут,

Долу клонятся тополя.

По степи донской идут –

Сыновья твои, мать-земля.

Поднимайся, на врага ступай,

Выше взмах клинка, казаки,

Так за Родину, за родимый край

Примем смертный бой у реки!..

2-й вед. Страничка «Библиографическая». Обзор того, что можно почитать о казаках и казачьем движении.

(Обзор книг и журналов.)

1-й вед. Страница «Конкурсная». Вашему вниманию предлагается викторина по казачьему диалекту и конкурс на знание истории казачества.

Ведущий. 1. Абы как – кое-как, как-нибудь.

2. Баз – скотный двор, двор.

3. Барак – овраг, буерак.

4. Бельтюки – глаза.

5. Бирюк – волк.

6. Брех – лгун, собачий лай.

7. Брухать – бодать (рогами).

8. Бродить – ловить рыбу бреднем.

9. Бугай – бык-производитель.

10. Будя – довольно, хватит.

11. Булгачить – беспокоить, тревожить, будить.

12. Бут – многолетний зеленый лук.

13. Валух – кастрированный баран.

14. Вар – кипяток.

15. Вечерять – ужинать.

16. Всклянь – полон, с верхом (обычно налить).

17. Встревать – встречать, вмешиваться (в разговор).

18. Выкомариваться – привередничать, капризничать.

19. Гайтан – шнурок (обычно шнурок для нательного креста).

20. Гаманок – кошелек.

21. Гачи – ноги.

22. Глоточная – болезнь горла 1)ангина, 2)скарлатина.

23. Гнуть хрип – тяжело работать, не разгибая спины.

24. Годить – ждать.

25. Дервяной – деревянный.

26. Дерябнуть – 1) царапнуть, 2) выпить.

27. Добре – хорошо, ладно.

28. Догляд – присмотр.

29. Докель, докеле – до каких пор.

30. Домовина – гроб.

31. Жаровый – огненно-красный.

32. Житный – ржаной.

33. Жито – рожь.

34. Жуковой – черный как смоль.

Конкурс «Казаки гутарять».

1. Выборочный представитель казаков. (Атаман)

2.Верховная власть у донских казаков. (Войсковой круг)

3. Селение, в котором жили казаки. (Станица)

4. Семейное жилище или казачий дом. (Курень)

5. Основные цвета военной формы донских казаков. (Синий и красный)

6. Женский головной убор, вязаный в форме закругленного мешочка, он надевался на пучок, в который укладывалась коса. (Шлычка)

7. Сметана. (Каймак)

8. Овечий навоз. (Кизяк)

9. Котел для варки пищи. (Казан)

10. Кислое молоко, разбавленное водой. (Арьян, ирьян, ирян)

11. Окунь. (Чикомас)

12. Коридор без окон. (Чулан)

13. Традиционный и очень древний обычай казаков оставлять прядь волос, нависшую над левым ухом. (Чуб)

14. Самые популярные на Дону музыкальные инструменты. (Гармонь, бубен)

15. Низкая обувь с твердой подошвой, род тапочек. (Чирики)

2-й вед. Последняя страница нашего устного журнала Музыкальная»

Чтец. 

Здесь казаки испокон века живут.

Они прославляют просторы родные,

Душевные песни поют.

1-й вед.  Великое множество всяких песен поется и пелось в мире. Время и люди оставляют подле себя лишь лучшие. Безукоризненный вкус и слух народный отсеивает и отбрасывает пустые, и ветер времени уносит полову прочь. И в песенной житнице остаются лишь золотые зерна.

2-й вед. Этот отбор идет старательно, веками. И на века. И остаются уже не просто песни, а великое богатство, национальное достояние русского народа.

« Казачьи песни… - писал В.Г.Белинский, - более заслуживают названия исторических, чем собственно так называемые исторические русские народные песни. В них быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».

А теперь прозвучат песни, которым  конца нет.

(Показ видеофрагмента выступления ансамбля

«Кубанский казачий хор».)

2-й вед. С казачьими песнями перед вами выступят учащиеся группы казачьей направленности.

Устный журнал окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "День воинской славы. Битва под Москвой".

Классный час «День Воинской славы. Битва под Москвой». Цель: познакомить детей с ходом битвы под Москвой в 1941 году.Задачи: дать детям более подробную информацию о ходе битвы под Москвой;познако...

Классный час «День воинской славы России – прорыв блокады Ленинграда» 2 класс

Цель классного часа  познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся....

«День воинской славы России. Разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве»

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались в России. В 1995 году был принят закон «О днях воинской славы победных днях России». В эти дни воздаётся дань воинскому подвигу, с...

День воинской славы России. День Победы

Цели деятельности воспитателя: расширить представления учащихся о героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство гордости за свою страну;  уважительное отношен...

Классный час - "День воинской славы" и "Битва за Москву"

Цели: познакомить детей с ходом битвы под Москвой;познакомить с героями битвы под Москвой;воспитывать в детях патриотизм, любовь к своей   Родине;способствовать развитию внимания, мышления, ...

Классный час "День воинской славы России — День народного единства"

Сегодня мы поведём разговор о главном государственном празднике России – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА....