Рабочая программа по риторике для 4 класса
рабочая программа (4 класс) по теме

Бердникова Надежда Викторовна

Рабочая программа по риторике для 4 класса (17 часов) создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также «Программы по риторике» Т.А.Ладыженско

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                                 

 

                                             Рабочая программа

по риторике

для 4 класса

 

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по риторике для 4 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также «Программы по риторике» Т.А.Ладыженской

Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучение общению. В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения.

Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет

Цели обучения

• обучение умелой, искусной речи;

• обучение умению выражать собственные мысли собственными словами.

Задачи обучения

• Сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей;

• Способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях;

• Научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.

Нравственно-риторические идеи курса.

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский)

Будь своему слову господин. (Пословица)

Добрым словом и бездомный богат. (Пословица)

Школьная риторика – практико-ориентированный предмет, который учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. В центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.

Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная.

Технологии обучения:  

•        Технология проблемного обучения;

•        Технология проектного обучения;

•        Технология развития критического мышления;

•        Технология когнитивного обучения;

•        Технология обучения в глобальном информационном сообществе.

 На уроках риторики  происходит развитие таких ключевых компетенций как:

  ценностно-смысловые – это готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение (на примере литературных произведений);

  общекультурные – это осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества;  

  учебно-познавательные – это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности. Весь учебный процесс способствуют развитию навыков данной компетенции;

  информационные – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией  различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;  

  коммуникативные – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

        стимулирование и мотивация учебной деятельности, контроль и самоконтроль;

        демонстрация таблиц, иллюстраций, видеозаписей;

        различные виды чтения;

        самостоятельная работа;

        работа в парах и группах;

        использование ИКТ;

        анализ текста;

        составление плана текста;

        пересказ текста;

         участие в дискуссии;

        обобщающая беседа по изученному материалу;

        словесное рисование.

На уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Виды и формы контроля: устный опрос, письменные творческие задания, контрольная работа.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года.

 Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

– умение анализировать и оценивать общение;

– умение общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.

Владея определенным запасом информации, ученик должен сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.

Личностными результатами изучения курса риторики в4-м классе является формирование следующих умений:

– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

– анализировать тактичность речевого поведения в семье;

– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных  коммуникантов.

                           

Содержание учебного предмета

4 класс (17 часов) 

Блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок –«Текст– даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

ОБЩЕНИЕ. 6 часов

Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью.

 Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. 11часов

 Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

     

Учебно - тематическое планирование    

№п/п

Тема урока

Элементы содержания

Формы контроля

1

«Речевая ситуация».

                1         

Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью.

 Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

        

Фронтальный опрос

2

« Улыбнись улыбкою своей».         

Называть несловесные средства общения.

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях .

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.

Составить цепочку к схеме кто – что – кому?         

Письменный опрос

3

Средства устного общения «Особенности говорения».         

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

 тексты поздравлений         

Самостоятельная работа

4

Эмоциональные средства общения    «Успокоить. Утешить словом»,

 « Успокоить. Утешить словом», « Утешить – помочь, утешить – поддержать»         

                2         

 тексты объявлений         

самопроверка

5

Правила в общении «Какой я слушатель», « Я – читатель»         

Слушание. Приёмы слушания. Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Фронтальный опрос

     

6

Обобщающий урок. Этикет. Этикетные жанры. Этикетные диалоги.         

Этикетные жанры:  приветствие, поздравление, просьба, благодарность, запрет, отказ, извинения, утешение, прощание.  Этикетные диалоги. Речевые привычки.

Письменный опрос

7

Структура текста. Абзац. Абзацные отступы

Структура текста. Абзац. Абзацные отступы.

 

                1         

Письменный опрос

8

Виды текстов. Запрет – предостережение. Запрет- строгий и мягкий.

Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Творческая работа

9

Знаки вокруг нас.

«Перед тобой дорожные знаки», «Знаки – символы , знаки – копии», «Языковые знаки»         

                2         

Самостоятельная работа

10

Опорные конспекты. Описание.         

                         

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Самостоятельная работа. Составить описание загадку

11

Рассуждения, доказательства, аргументы в текстах и ситуациях.        

Скажи мне, почему. Аргументы. Суждения и факты. Рассуждения. Во - первых, во-вторых, в- третьих.

Фронтальный  опрос.

12

Вступление и заключение.

Вступление и заключение. Вежливая оценка.

Самостоятельная работа.

13

Работа со словарями. Словарная статья.

Словарная статья: заглавное слово, грамматические пометы, толкование значения слова, примеры употребления.

Письменный опрос. Самопроверка

14

Рассказ. Структура рассказа.

Рассказ. Структура рассказа: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, спад действия, заключение.

Творческая работа.

15

Служба новостей.

Что такое информация? Газетная информация. Факты , события и отношения к ним.                 

Выпуск классной газеты.

(групповая работа)

16

Информационные жанры.        

Информационные жанры. Хроника. Информационная заметка.         Автограф. Подпись под фотографией.                          

 Выставка фотографий.

(групповая работа)

17

Обобщение

Чему мы научились на уроках риторики.

Игра.

Календарно – тематический план

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Общение

1

«Речевая ситуация».

1

2

« Улыбнись улыбкою своей».         

                1         

1

3

Средства устного общения «Особенности говорения».         

                1         

1

4

Эмоциональные средства общения    «Успокоить. Утешить словом»,

1

5

Правила в общении «Какой я слушатель», « Я – читатель»         

1

6

Обобщающий урок. Этикет. Этикетные жанры. Этикетные диалоги.         

1

Текст

7

Структура текста. Абзац. Абзацные отступы.         

                         

1

8

Виды текстов. Запрет – предостережение. Запрет- строгий и мягкий.

1

9

Знаки вокруг нас.

1

10

Опорные конспекты. Описание.         

                         

1

11

Рассуждения, доказательства, аргументы в текстах и ситуациях.        

                      

1

12

Вступление и заключение.

1

Речевые жанры

13

Работа со словарями. Словарная статья.

1

14

Рассказ. Структура рассказа.

1

15

Что такое информация? Газетная информация. Факты , события и отношения к ним.                 

1

16

Информационные жанры. Хроника. Информационная заметка.         Автограф. Подпись под фотографией.                 

1

17

Обобщение.

1

                             Используемый учебник: Школьная риторика:4  класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Ювента, Баласс, 2010г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по риторике  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

рабочая программа по риторике 1 класс

в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике, 3 класс

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыжен...

Рабочая программа по риторике. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по риторике, Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Министерством образования и н...