Конспект урока по мокшанскому языку"Мои любимые игрушки. Мезе? Что? Месть? Что?"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Трушкова Оксана Николаевна

Пробудить интерес и стремление к общению на мордовском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мои любимые игрушки. Мезе? Что? Месть? Что?

Цель: Пробудить интерес и стремление к общению на мордовском языке.

Задачи: 1.Повторение личных местоимений единственного числа: монь, тонь, сонь; указательного местоимения: тя.

2.Ознакомление с уменьшительно-ласкательными суффиксами существительных мокшанского языка.

3.Формирование умения изменять существительные мокшанского языка в уменьшительно-ласкательной форме, умения различать вопросы: Мезе? Месть?

Оборудование к уроку для учителя:1. А. И. Исайкина: Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся;

2.Мокшанский язык. 2 класс. Первый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – 104с.

Оборудование для учащихся: детские игрушки, презентация, сигнальные карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Шумбратада, шабат!

- Шумбратада, Оксана Николаевна!

- Мы пришли сюда учиться, 

Не лениться, а трудиться, 

Работаем старательно 

Слушаем внимательно. 

- Озада!

- Поднимите сигнальные карточку, которая соответствует вашему настроению.

2. Повторение пройденного материала.

- Тонь кода лемце?

- Кода тонь тядяцень лемоц?

- Кода тонь аляцень лемоц?

- Кода сонь лемоц?

- Сонь ули сазороц?

- Тонь ули дугаце?

(ответы детей)

3.Речевая разминка. ( показ слайдов с рисунками)

- Тя кие? (цераня, стирня, тядя, аля, щатя, щава, атя, сазор, ака, альняка, дуга).

4.Актуализация темы урока.

- Азость, мезе стирнясь кирди кядьсонза? (Скажите, что девочка держит в руках?)

- А церанясь, месть кирди кядьсонза? (А мальчик, что держит в руках?)

(ответы детей).

- Как одним словом мы назовем эти предметы, которые дети держат в руках? (Игрушки).

- Давайте попробуем назвать тему нашего урока? (Мои любимые игрушки).

5. Введение новых слов и грамматических конструкций.

На слайде записаны слова: налхкш, налксема, налхкшт, налхксемат, налхксемс, налхксян.(проговаривание с детьми новые слова вместе, правильно ставить ударение).

Показ слайда с большой куклой и с мячиком.

- Нят месть?

- Нят няка и топа. Синь оцюфт.

Показ слайда с маленькой куклой.

- Тя мезе?

- Тя няканя. Няканясь (сон) емла.

Показ слайда с маленьким мячиком.

- Тя мезе?

- Тя топоня. Топонясь (сон) емла.

- Скажите, в чем разница между двумя куклами и мячиками? (одна кукла большая, а другая маленькая. Мячик один большой, а другой маленький).

- Когда предмет меньше как мы его называем? (Ласково, нежно, пытаемся показать его размер при помощи слова).

- Для того что бы предмет назвать ласково, нежно на мокшанском языке надо к слову прибавить суффикс ня: нумол – нумол-ня, няка – няка-ня и в некоторых случаях кя: келазь – келась-кя.

(образование уменьшительно-ласкательной формы слов от слов, показаны на слайде).

- Когда мы будем называть предмет ласково, нежно? (когда он маленький, является игрушкой).

6.Физкультминутка.

- Возьмите в руки ваши любимые игрушки, которые принесли на урок. Они вместе с нами работали, так давайте поможем им отдохнуть вместе с нами.

- Стяда.

Фкя, кафта –

Пилькнень ладяйть тяфта.

Колма, ниле, вете –

Кяттнень вяри кепотть.

Ниле, вете, кота, -

Фкя аськолкста потак.

Сисем, кафкса, вейхкса –

Цяпайть кяттнень вельхкссот.

- Фкя, кафта –

Комотнеда тяфта.

- Озада.

7.Работа по теме урока.

а) чтение диалога упражнение 1 на странице 18.

(обратить внимание учащихся на рисунок, что мальчики держат в руках, какая игрушка рядом с мальчиками). Диалог читают хорошо читающие дети.

- Читаем с интонацией, голосом выделяем вопросы.

б) игра в телефон. Проигрывание упражнения 2 на странице 19.

- Повернитесь друг другу лицом. Поднесли руку как телефон к уху, поговорите с друг с другом. (Коллективная работа в парах).

8.Закрепление пройденного материала.

а) работа в тетрадях.

- Найдем упражнение 3 на странице 19. Нужно найти начало и конец предложений.

(одни работает у доски, остальные в тетрадях).

9.Итог урока.

- О чем мы с вами говорили на уроке?

- Какие новые слова вы узнали на уроке?

- Что на уроке вам особенно понравилось?

- У вас на столе есть сигнальные карточки со смайликами, поднимите ту сигнальную карточку которая соответствует вашему настроению после урока.

- Стяда. Няемозонк шабат.

- Няемозонк Оксана Николаевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по мокшанскому языку "В школе"

Пробудить интерес и стремление к общению на мордовском языке. Повторение ранее изученных слов, личных местоимений единственного числа: мон, тон, сон; указательного местоимения: тя; слов: цераня, стирн...

План-конспект урока по мокшанскому языку для 3-го класса "Глаголсь"

Урок грамматики мокшанского языка для 3 класса...

Конспект интегрированного урока чтения в 1 классе « Любимые игрушки»

Конспект интегрированного урока чтения. Интеграция предметов: чтение - музыка....

Конспект урока по английскому языку "Моя любимая еда". 2 класс

Учебник Spotlight.  Конспект урока для 2 класса. Закрепление  и отработка полученных знаний по теме "Моя любимая еда"....

Конспект урока по мокшанскому языку "Продукты питания"

Тема урока: Ярхцамбяльсь Продукты питания.Цель урока: Знакомство учащихся с новыми словами (обогащение словарного запаса).Задачи урока:- обучающие:1. Познакомить учащихся с новыми словами;2.Научить вы...