Программа "Мой северный край". Авторский курс.
рабочая программа (2 класс) на тему
Краеведение – один из важных предметов, который должен занимать в школьном образовании далеко не последнее место.
Цель курса – сообщение ученикам начальных классов определённой суммы знаний по истории и культуре родного края, систематизированных, хронологически выстроенных и ориентированных на личность ученика.
Перспективная цель – ранняя историческая пропедевтика, воспитание особого интеллектуального подхода во взглядах на культуру и искусство, особого гуманитарного способа мышления и осознания ценности личности на фоне исторического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа “ Мой северный край»
Автор:Потанина Валентина Алексеевна
МАОУ прогимназия «Центр детства» г. Новый Уренгой
Пояснительная записка
Краеведение – один из важных предметов, который должен занимать в школьном образовании далеко не последнее место. Нет необходимости доказывать его актуальность, развивающий и воспитывающий потенциалы. В последние годы краеведение в различных интерпретациях настойчиво внедряется в учебные планы многих школ.
Историческое краеведение имеет свою летопись, вошедшую в антологию российской педагогической мысли. Идея местного материала в школе звучала в педагогических трудах В. Г. Белинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. В 20 - 30-е годы издавались «Краевые учебные книги для начальных школ». После Отечественной войны 1941 – 1945 годов активизировалась поисковая работа, стали создаваться школьные музеи. Наше время судьбоопределяющее для будущих поколений. Очень важно, чтобы молодой человек умел понять прошлое и увидеть себя и свой народ на фоне настоящего. А для этого, в первую очередь, надо, чтобы он знал своё родословие и свой край, имел интерес к тому, что его окружает – от природы до малейшего творения рук человеческих, а ещё важнее, чтобы он любил бы всё это и хотел сберечь. Краеведение может способствовать этому в значительной степени и стать своего рода азбукой и энциклопедией малой родины, кладезем важных и полезных знаний по истории.
Цель курса – сообщение ученикам начальных классов определённой суммы знаний по истории и культуре родного края, систематизированных, хронологически выстроенных и ориентированных на личность ученика.
Перспективная цель – ранняя историческая пропедевтика, воспитание особого интеллектуального подхода во взглядах на культуру и искусство, особого гуманитарного способа мышления и осознания ценности личности на фоне исторического процесса.
Отличительная черта курса – развивающая направленность и коммуникативность.
Основные задачи – воспитание патриотизма, стимулирование наблюдательности и любознательности, активизация исследовательских навыков. Краеведение воплощает в себе дух научного изыскания, исследования и творчества.
В основе курса лежат следующие дидактические принципы:
- принцип исторической последовательности;
- принцип самостоятельности тем;
- принцип личностного внедрения ученика в книгу, т. е. изучение родного края должно сочетаться с изучением семьи ученика, его родословной, современной жизни;
- дидактический принцип;
- принцип интегративности
Курс краеведения рекомендован для школ города.
Содержание курса
Курс рассчитан на учащихся начальных классов. В гимназических классах повышенного уровня преподавания возможно введение его со 2-го класса, в остальных – с 3-го. На курс отводится 33 занятия (35 минут – один раз в неделю).
I Раздел. Любимый город – Новый Уренгой. (4 ч.)
1. Мы – новоуренгойцы. Понятие о большой и малой родине. Предмет «краеведение».
2. Где находится Новый Уренгой. Знакомство с понятием «Ямало-Ненецкий Автономный округ». 13 муниципальных образований. Работа с картой ЯНАО.
3. Когда у нашего города именины? День рождения Нового Уренгоя. Версии названия города. Местные легенды о происхождении названия.
4. Новый Уренгой газовая столица России. С чего всё начиналось? История основания города. Герб и флаг города.
II Раздел. Путешествие в историю Ямала. (6 ч.)
5. Обратимся к древности. Первоначальный ландшафт и его постепенное изменение. Аборигенное население Ямала – ненцы.
6. Миграция древних самодийских племён – предков ненцев.
7. О чём поведала летопись? Легенды, предания, заговоры жителей края.
8. Наука с лопатой в руках. Что такое археология. Раскопки на территории ЯНАО.
9. Археологи изучают северный край. «Златокипящая « Мангазея.
10. Экскурсия в краеведческий музей. История основания музея.
III Раздел. Из прошлого в настоящее. (4 ч.)
11. Путешествие в историю города и края. Составление краткого хронографа.
12. Достопримечательности города. Экскурсия по южной части города.
13. «Страницы старого альбома». Фотодокументы. Встречи со старожилами города.
14. Имена наших улиц. Работа с планом города. Принципы наименования улиц.
IV Раздел. Ямал – культурный центр (3 ч.)
15-16. Богат талантами Ямал. Рассказы об известных людях Ямала в области литературы, музыки и искусства.
17. Творчество ямальских художников. Экскурсия в городской музей изобразительного искусства.
V Раздел. Семья и родной дом. (7 ч.)
18. Родительский дом. Рассказы учеников о родном доме (квартире).
19. «Родная школа». История создания школы.
20. «Я и моя семья». Составление родословного древа. Традиции семьи.
21-23. «Где работают наши родители». Знакомство с предприятиями города. Встреча с родителями – работниками предприятий. Экскурсия на предприятие.
24. Новый Уренгой – город газовиков и строителей. Почётные граждане города.
25. Что даёт наш край стране? Знаменитые месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Заполярное.
VI Раздел. Природа родного края. (3 ч.)
26. Климатические условия ЯНАО. Растительный и животный мир.
27. Значение природы в жизни коренного населения.
28. Водные ресурсы края и города. Значение рек Сибири в жизни страны. Работа с контурной картой.
VII Раздел. В годы войны .(2ч.)
29. Ямал в годы войны. Труд ямальцев на благо победы.
30. Твои люди, Ямал! Тема войны в творчестве поэтов и писателей Ямала.
VIII Раздел. Цвети, мой Ямал! Расцветай, Новый Уренгой! (3 ч.)
31. Будем беречь свой родной край. Экологические проблемы края, города.
32. «Славим тебя, мой Ямал!» Урок-фестиваль.
33. Обобщающий урок.
Тематическое планирование
№ | Тема | Основные понятия | Технология реализации | |
I Раздел. . Любимый город – Новый Уренгой. (4ч.) | ||||
1 | Мы – новоуренгойцы. Предмет «краеведение» | Понятие о большой и малой родине. Что изучает предмет «краеведение». Пословицы и поговорки о родине. | Интегрированный урок краеведение -окружающий мир | |
2 | Ямало-Ненецкий Автономный округ. Салехард – столица округа. Новый Уренгой на картах России, округа. | Знакомство с понятием ЯНАО. Что в себя включает автономный округ. 13 муниципальных образований. Столица округа. | Урок-путешествие по карте ЯНАО. | |
3 | День рождения Нового Уренгоя. | 18 августа – официальный день рождения города. Легенды о происхождении названия города. Стихи и песни, посвящённые городу. | Урок – праздник. Конкурсы рисунков, сочинений о городе. | |
4 | Новый Уренгой – газовая столица России. Герб и флаг города. | История основания города. С чего всё начиналось? Первооткрыватели. | Устный журнал | |
II Раздел. Путешествие в историю Ямала. (6 ч.) | ||||
5 | Обратимся к древности. Аборигенное население Ямала – ненцы. Первые поселения самодийских племён – предков ненцев. | Понятие о первоначальном ландшафте и его изменении. Кто были предками ненцев – коренных жителей Ямала? Видеофильм «История русского Севера» | Исследовательская деятельность учащихся | |
6 | Миграция древних самодийских племён – предков ненцев. | Ненецкие легенды о народе сиртя. | Исследовательская деятельность учащихся. | |
7 | О чём поведала летопись? | Что такое фольклор, летопись? Легенды, предания, приметы коренных жителей края. | Интегрированный урок: краеведение -литературное чтение. | |
8 | Наука с лопатой в руках. | Что такое археология? Раскопки на территории ЯНАО. | Урок – конференция. | |
9 | Археологи изучают северный край. | Богатые земли Севера. Мангазея «златокипящая». Факты истории. | Работа с периодическими изданиями. | |
10 | Экскурсия в краеведческий музей. Тема: «История Ямала. Быт и культура коренных народов Севера» | Рассказ об основании музея. О чём поведали экспонаты музея? | Урок-экскурсия. | |
III Раздел. Из прошлого в настоящее. (4ч.) | ||||
11 | Путешествие в историю города и края. | Составление краткого хронографа. | Практическая работа учащихся. | |
12 | Достопримечательности города. Экскурсия по городу. | Памятники, памятные знаки, православный храм | Урок-экскурсия. | |
13 | . «Страницы старого альбома». Фотодокументы. | Что такое мемуары? Встреча со старожилами города. Игра-викторина: «Где эта улица, где этот дом?» | Урок-встреча. | |
14 | Имена наших улиц. | Знакомство с планом города. План южной и северной части города. Принципы наименования улиц. | Урок с компьютерной поддержкой. Работа с планом. | |
IV Раздел. Ямал – культурный центр (3ч.) | ||||
15-16 | Богат талантами Ямал. | Творчество писателя и поэта Л. В. Лапцуя. Первый ненецкий композитор С. Н. Няруй. Жемчужина Ямала Е. Лаптандер | Интегрированный урок: краеведение-музыка-литература | |
17 | Творчество ямальских художников. Экскурсия в городской музей изобразительного искусства. | Знакомство с творчеством местных художников. | Урок-экскурсия | |
V Раздел. Семья и родной дом. (7ч.) | ||||
18 | Родительский дом. | Рассказы учеников о родном доме (квартире). Работа над сочинением. | Урок развития речи. | |
19 | Родная школа | История создания школы. Летопись школы. Организация работы по вопросам, способствующим построению рассказа о школе. | Урок- практикум | |
20 | Я и моя семья. | Понятие о родословном древе, предках, традициях семьи. Гипотезы возникновения фамилий. | Урок – проект. | |
21-23 | Где работают наши родители? Экскурсия на производство. | Обзор промышленных предприятий города. Рассказы детей о труде родителей. Встречи. | Урок встреча. Урок-экскурсия. | |
24-25 | Новый Уренгой – город газовиков и строителей. Что даёт наш край стране? | Почётные граждане города. Рассказ о самых значительных нефтегазоконденсатных месторождениях края. Просмотр видеофильма | Устный журнал Урок с использованием видеотехники | |
VI Раздел. Природа родного края. (3ч.) | ||||
26 | Природа ЯНАО. Растительный и животный мир. | Климатические особенности края. Лекарственные растения. Заповедники и заказники. Красная книга ЯНАО. | Интегрированный урок: краеведение окружающий мир | |
27 | Значение природы в жизни коренного населения. | Жизнь коренных жителей неотделима от природы | Урок-исследование | |
28 | Реки и озёра края, города. | Понятие о водных ресурсах округа. Крупные реки ЯНАО. Работа с контурной картой. | Интегрированный урок: краеведение – окружающий мир. | |
VII Раздел. В годы войны .(2ч.) | ||||
29 | Ямал в годы войны. Труд ямальцев на благо победы. | Фронтовики-ямальцы. Книга памяти. «Всё для фронта, всё для победы». | Урок Мужества. | |
30 | Твои люди, Ямал! | Тема войны в творчестве поэтов и писателей Ямала | Интегрированный урок: краеведение – литература. | |
VIII Раздел. Цвети, мой Ямал! Расцветай, Новый Уренгой! | ||||
31 | . Будем беречь свой родной край. | Экологические проблемы края. Конкурс плакатов на экологическую тему. | ||
32 | «Славим тебя, мой Ямал!» | Стихи, песни, викторина | Урок – праздник. | |
33 | «Знаешь ли ты свой край, город?» | Интеллектуальная игра | Обобщающий урок |
Объём программных знаний.
К концу учебного года учащиеся должны:
- иметь первоначальные понятия о стране, области, крае на уровне образных представлений и уметь ориентироваться на карте административного деления, находить на ней Ямало-Ненецкий Автономный округ.
- уметь определять местонахождение своего населённого пункта на карте ЯНАО и Тюменской области.
- знать, что изучает предмет «краеведение»
- Знать дату его основания и легенду его названия, знать столицу округа.
- знать дату именин города, основные даты истории города, округа, помеченные на ленте времени.
- знать названия двух-трёх памятных знака города (например, «Стела», «Полярный круг». Мемориальная доска в парке Дружбы и др.)
- знать свой адрес, адрес школы, названия 4-5 улиц и микрорайонов города.
- уметь рассказать о своей семье, о себе. О своей школе.
- знать место работы своих родителей;
- знать названия четырёх крупных рек ЯНАО, уметь кратко характеризовать особенности природы, знать названия некоторых растений и животных края;
- знать северные народности, их занятия, быт, традиции;
- знать фамилии знаменитых людей Ямала (города) в области литературы и искусства;
- знать названия уникальных нефтегазоконденсатных месторождений края (Уренгойское, Ямбургское, Заполярное)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-219697-1389889161.jpg)
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ АВТОРСКИЙ КУРС «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-196120-1360505619.jpg)
Авторский курс по развитию речи "Работа над сочинением в начальной школе"
Важное место в начальном обучении занимает развитие речи. Сочинение является одним из видов работ, который позволяет развивать литературную речь. Оно развивает творческое воображение, дает ключ к успе...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/29/picture-44330.jpg)
Викторина "Мой северный край"
Викторина «Мой северный край» способствует повышению интереса к родному краю - Ямало-Ненецкому автономному округу, расширению кругозора учащихся. Вопросы викторины можно использовать как в...
Авторский курс «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на логопедических занятиях в условиях ФГОС»
Любовь к Родине, сохранение её культурных традиций, бережное к ним отношение играют огромную роль в становлении личности подрастающего поколения. Для младшего школьника важно любить свою семью, свой р...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957390-1507734180.jpg)
Программа внеурочной деятельности. «Мой Северный край»
Программа внеурочной деятельности. «Мой Северный край»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/26/picture-803413-1469515061.jpg)
Клюква - полезное растение Северного края.
Познавательный материал о Северной ягоде - клюкве. Данный материал можно использовать на классном часе или внеклассном мероприятии....
Рабочая программа 1 А класса по курсу «ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ» факультативный курс по краеведению
laquo;ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ»Факультативный курс по краеведению...