Растительный мир Краснодарского края
план-конспект урока (2 класс) на тему

Урок кубановедения проводится во 2 классе в разделе "Природа родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanovedenie_otkrytyy_urok.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ:  кубановедение 

КЛАСС:      2

ТЕМА:        Растительность Краснодарского края

ЦЕЛИ:  

  • продолжить знакомство с растительным миром Кубани;
  • познакомить с некоторыми видами лекарственных растений Краснодарского края;
  • оценить значение и важность мер по охране природы;
  • воспитание любви к  красоте и неповторимости родной земли.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить учащихся с  лекарственными растениями, произрастающими на территории Краснодарского края,
  • обучение комплексному применению теоретических знаний и практических умений по данной теме;
  • показать важность мер по сохранению растительного мира края;
  • воспитывать любовь к родному краю.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

  • урок введения новых знаний с помощью мультимедийной презентации

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер с программным обеспечением Windows XP;
  • экран для демонстрации презентации;
  • гербарий для начальной школы;
  • гербарий субтропических растений;
  • учебное пособие по кубановедению Л. Гринь «Природа родного края»;

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

 Учитель:

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали знакомство с растительным миром нашего края. Сегодня мы продолжим наше путешествие.(СЛАЙД 1)

II. Актуализация знаний.

Учитель:

- На прошлом уроке вы узнали, что в нашем крае очень разнообразный растительный мир. Как вы думаете,  с чем это связано? (СЛАЙД 2)

(ответы детей)

Учитель:

- Мы начали наше путешествие с Азово-Кубанской низменности. Здесь сплошная степь, превращенная в поля. Давайте вспомним, какие растения выращиваются на полях нашего края?

(ответы детей).(СЛАЙД 3)

IV. Постановка учебной задачи.

  1. Подводящий диалог .

Учитель:

- И в степной части, и в предгорье, и в горах можно встретить растения, которыми люди излечивали различные болезни? Как называются такие растения? (ответы детей, выход на затруднение)(СЛАЙД 4)

Учитель:

- Люди еще  в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений.

Учитель:

А сейчас я приглашаю вас в зеленую аптеку.

- С этим растением вы встречаетесь дважды в день, когда чистите зубы. Что это за растение?

(ответы детей)(СЛАЙД 4.1)

Учитель:

- Правильно, мята перечная. Приятный запах и свежесть придает зубной пасте ментол, который содержится в этом растении

- Об этом растении говорят, что оно помогает от 99 болезней.(СЛАЙД 4.2)

Настоем из этого растения лечат простуду. И название его очень необычное, оно описывает внешний вид растения. С одной стороны листик холодный и  жесткий, а с другой – мягкий и теплый. Угадали? (СЛАЙД 4.3)

- Отгадайте загадку, нарисуйте отгадку:

Хоть и жжется,

Но красива,

Всем известная……

- Крапива.(СЛАЙД 4.4)

Учитель:

- Лекарства, в состав которых входит крапива, применяют при кровотечениях. Крапиву используют в пищу.

- Какое лекарственное растение ты обязательно встретишь на любой дорожке? (показ иллюстрации).

- Подорожник. (СЛАЙД 4.5)

Учитель:

- Когда используют листья подорожника?

(ответы детей)

- Лечебными бывают не только травы, но и листья, плоды, и даже кора растений.

(СЛАЙД 4.6)Липа – красивое раскидистое дерево. Чай из его цветов помогает при простуде. Липовый цвет очень любят пчелы. Липовый мед вкусный и целебный.

Учитель:

- Мы с вами познакомились только с некоторыми лечебными растениями, а всего их на Кубани более 160 видов.

  1. Растения смешанного леса. 

Учитель:

- Обратимся к карте. (СЛАЙД 5) Осторожно переправимся на левый берег Кубани и попадаем на Закубанскую равнину. 

Растительность здесь почти такая же, как на Азово-Кубанской низменности. Но, чем ближе горы, тем больше встречается участков, заросших кустарником, все чаще попадаются отдельные рощи, где растут дуб, черноклен, ива и тополь. (СЛАЙД 6)

(СЛАЙД 6.1)Дуб – сравнительно теплолюбивое растение. Внешний облик дуба достаточно характерен: пышная кудрявая крона, извилистые сучья, темно-серый ствол, покрытый толстой корой с глубокими трещинами. (гербарий).

.(СЛАЙД 6.2)Клен – одно из самых распространенных деревьев. Листья клена крупные с большими острыми выступами по краю. Осенью листья клена красиво раскрашиваются. Осенний наряд клена всегда привлекает к себе внимание. На листьях клена вы никогда не увидите каких-либо повреждений, сделанных гусеницами или жуками, - насекомые почему-то не трогают листву этого дерева. (показ гербария).

    3.   Учитель:

- Обратимся  опять к карте. .(СЛАЙД 7)Спускаясь вниз (к югу) по Закубанской равнине мы попадем в Кавказские горы.

Ребята, как вы думаете, одинаковая ли растительность будет у подножия гор и на вершине?

(ответы детей)

Учитель: .(СЛАЙД 8.1)

- С подъемом вверх происходит изменение климата. Чем выше мы поднимаемся по горным склонам, тем становится холоднее.

Сначала, у подножия гор, нас будут окружать лиственные деревья и заросли кустарников: дуб, липа, клен, ясень, бук, дикая груша, алыча, орешник, бересклет .(СЛАЙД 8.2) (показ гербария).

Бересклет бородавчатый.

- Ветви этого кустарника особенные - они имеют темно-зеленый цвет и покрыты множеством крохотных бугорков, точно усеяны бесчисленными мелкими бородавочками. Таких бородавчатых ветвей вы не встретите у других наших деревьев и кустарников (показ гербария).

  1. Учитель:

- Постепенно лиственные породы отступают и остаются позади. И чем выше в горы, тем чаще встречаются хвойные деревья.

- Ребята, чем хвойные деревья отличаются от лиственных? .(СЛАЙД 9)

(ответы детей)

Учитель: 

- Откройте с. 36 учебника, дорисуйте ветки хвойного и лиственного деревьев.

-Наиболее часто встречающиеся в наших горах хвойные деревья- это пихта кавказская и ель восточная (показ гербария).

Пихта кавказская по внешнему виду и похожа на ель, но хвоинки пихты- не иголки, а очень узкие пластинки, закругленные на конце. Кора у пихты тоже не такая, как у ели, она совершенно гладкая, без всяких трещин.

Ель восточная  похожа на ель европейскую. Однако иголки значительно короче и при этом мягкие, неколючие. Ель, растущая на Кавказе, более теплолюбива, чем ее северная родственница, она не переносит суровых морозов.

  1. Учитель:

- Темнохвойные  леса из пихты и ели сменяются с высотой субальпийскими лугами. Деревья исчезают, уступая место травам. Часто встречаются горец, буковина, клевер, лилии .(СЛАЙД 10) (показ иллюстраций). 

  1. Учитель: 

- Еще выше - альпийские луга. Ни деревьев, ни кустарников здесь уже нет, остаются одни травы и мелкие кустарники, которые не вырастают выше 15 см в высоту. При своих малых размерах они часто имеют большие цветки .(СЛАЙД 11.1)

Выше уже нет никакой растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы. .(СЛАЙД 11.2)

  1. Учитель: 

- Если мы с вами переберемся через Кавказский хребет, то окажемся в другом мире, в мире густого леса и теплого моря. .(СЛАЙД 12)

Приморская полоса от Анапы до Геленджика покрыта низкорослым лесом .(СЛАЙД 12.1) (кизил, шиповник).

.(СЛАЙД 12.2)В районе г. Сочи климат субтропический, поэтому некоторые растения даже зимой стоят зелеными и активно растут. Например, самшит, лавровое дерево, вишня, рододендрон, хурма, инжир, кипарисы. (показ гербария).

Учитель:

- Я рассказала вам о деревьях, кустарниках и травах. Но кроме них есть множество других растений, например, грибы .(СЛАЙД 13) (показ иллюстрации).

Лес не может обойтись без грибов. За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, и грибы их превращают в перегной, то есть в плодородную почву.

Откройте учебник на с. 38. Посмотрите на рисунок и раскрасьте самый опасный гриб.

V. Итог урока: .(СЛАЙД 14)

Закрепление во внешней речи.

Кроссворд с использованием изученным на уроке растений.

-Я думаю, что вы внимательно будете смотреть на то, что вас окружает, посмотрите и прочтете книги о растениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Урок-игра по кубановедению

Урок -игра "Поле чудес" по теме : "Разнообразие растительного мира Кубани"....

Урок кубановедения. Тема: "Растительный мир Краснодарского края."

Цель: Познакомить с растительным миром Кубани; расширить и углубить знания детей о растениях, встречающихся в нашей местности; воспитывать бережное отношение к природе....

Урок Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Вариант 1

Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, воспитать бережное отношение к природе....

Урок Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Вариант 2

Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, изучить основные экологические правила, воспитать бережное отношение к природе....

Урок кубановедения " Растительный мир Краснодарского края"

Урок Кубановедения "Растительный мир Краснодарского края"...

Животный и растительный мир Краснодарского края. Природные зоны. 4 класс

презентация помогает учителю в интересной форме рассказать учащимся о природных зонах Краснодарского края, растениях и животных...

Тема «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность...