РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Моя малая Родина?»
рабочая программа (3 класс) на тему

Падалко Елена Ивановна

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 3 класса "Моя малая Родина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._moya_malaya_rodina_3_klass.docx43.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

МЫТИЩИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №19

_______________Колонина Д.Ч. подпись 

"_____"________________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу внеурочной деятельности

«Моя малая родина»

3 «г» класс

Составитель:  Падалко Елена Ивановна,

учитель первой квалификационной категории

Разработана на основе методических разработок «Внеурочная деятельность школьников» Григорьева Д.В., Степанова П.В., а так же Парамоновой А.М., Сухваловой

А.П., методических разработок, размещённых на интернет ресурсах http//nsportal//ru, Shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/Library, программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2014 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Моя малая Родина» разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и методических разработок «Внеурочная деятельность школьников» Григорьева Д.В., Степанова П.В., методических разработок, размещённых на интернет ресурсах http//nsportal//ru ,   Shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/Library, программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова/ Издательство «Белово», 2010; авторской программы «Я — гражданин России» С.В.Сабиной /издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Настоящая программа способствует воспитанию у детей любви к родному селу, краю, Отечеству. Материал программы актуален и современен, позволяет  объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.  

Новизна данной программы заключается в том, что она помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

Актуальность выбора определена следующими факторами: это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Цель программы: воспитание экологической культуры младших школьников через знакомство с природой родного края.

формирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению, как в школьной, так и в открытой общественной среде (на основе краеведческого содержания).

Задачи программы:

-формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

-формирование у детей социокультурной идентичности: этнической, культурной.

 -ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи. 

Формы организации занятий:

-беседа;

-индивидуальная и групповая работа;

-ролевые игры, игры-путешествия,;

-познавательная игра;

-чтение, показ (демонстрация);

-работа с видеоматериалом, со вспомогательными пособиями: изображениями;

рисунками, разрезным материалом и т.д.;

-выставки фотографий, рисунков.

Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.

Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану школы на 2014 — 2015 учебный год на изучение «Моя малая Родина» в 3 классе отводится 35 часов в год (35 учебных недель, 1 час в неделю). Так как авторская программа рассчитана на 34 часа, то дополнительный 1 час выделен на тему «Итоговое повторение».

Первая четверть – 8ч.

Вторая четверть – 8ч.

Третья четверть – 10ч.

Четвёртая четверть – 9ч.

Разделы курса:

1.Азбука гражданина -6 часов

2.Моя малая Родина – моё Подмосковье -10 часа

3.Будущее моего посёлка -4 часа

4.Экология п. Пироговского -5 часов

5.Памятные места посёлка-8 часов + 1 дополнительный час

Предполагаемые результаты:

Приобратение школьниками знаний о разнообразии и богатстве родной природы.

Приобретение школьниками знаний о знаменитых людях посёлка.

Развитие ценностного отношения школьника к природе родного края. Приобретение школьниками опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми и работа в команде

  • Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха  деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • Предметные результаты: 

1)  воспитание чувства гордости за свой край;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,  истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

К концу года учащиеся должны:

Уметь:

  1. Собирать краеведческую информацию.
  2. Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.

Знать:

Знать и ценить традиции посёлка, беречь его реликвии.

Знать посильные способы решения экологических проблем.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Название разделов и тем занятий

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Планир.

Коррекц.

1 ЧЕТВЕРТЬ

1.Азбука гражданина (6 часов)

(1 ч в неделю по учебному плану школы).

  1. 1

Водное занятие.

Знакомство с новым курсом внеурочной деятельности.

1.09.2014 –

5.09.2014

  1. 2

Урок гражданина.

Анализ и подбор исторического, географического  материала по теме.

Участие в выставке рисунков «Я - гражданин», «Символы России». Знакомство с  разными национальностями.

8.09.2014 –

12.09.2014

  1. 3

Символы государства  России (Герб, флаг, гимн).

15.09.2014-

19.09.2014

  1. 4

Россия – многонациональное государство.

22.09.2014-

26.09.2014

  1. 4

Конституция – основной закон государства.

Знакомство с правами и обязанностями граждан.

29.09.2014-

3.10.2014

Проектная работа «Что в символе твоём?»

Подбор материала для проекта.

Поиск материала по дополнительным вопросам.

6.10.2014-

10.10.2014

2.Моя малая Родина – моё Подмосковье (10 часа)

 (1 ч в неделю по учебному плану школы).

  1. 5

Наш край родной.

Экскурсия по родному поселку. Знакомство с жизненно – важными объектами поселка.

13.10.2014-

17.10.2014

  1. 6

Экскурсия в осенний лес.

20.10.2014-

24.10.2014

2 ЧЕТВЕРТЬ

  1. 7

История посёлка Пироговский.

Познакомить с историей нашего  посёлка.

4.11.2014-

7.11.2014

  1. 8

Моя семья в истории нашего посёлка.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Краеведческая гостиная

Выставка работ, фотографий, рисунков.

Оформление фотовыставки. Выступление с устным журналом перед учащимися начальной школы и их родителями.

Обмен мнениями.

10.11.2014-

14.11.2014

  1. 9

Я, моя семья и моя малая Родина.

17.11.2014-

21.11.2014

  1. 1

Достопримечательности моего посёлка.

Знакомство с достопримечательностями родного посёлка.

24.11.2014-

28.11.2014

  1. 1

Эксурсия на стадион «Труд» в п. Пироговский.

Экскурсия на стадион, рассказ о то, когда был создан.

1.12.2014-

5.12.2014

  1. 1

Горжусь тобой моё Подмосковье.

Беседа о том, что увидели на экскурсии. Обмен впечатлениями. Конкурс рисунков. Выставка.

8.12.2014-

12.12.2014

  1. 1

Экскурсия в ДК «Подмосковье».

Знакомство с кружками, которые есть в ДК «Подмосковье». Рассказ детей, которые посещают различные кружки.

15.12.2014-

19.12.2014

  1. 1

Экскурсия в библиотеку-хранительницу знаний.

Книга – твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в сельскую библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.

22.12.2014-

26.12.2014

3 ЧЕТВЕРТЬ

3.Будущее моего посёлка (4 часа)

(1 ч в неделю по учебному плану школы).

  1. 1

Проектная работа по теме «Моя семья в посёлке».

Подбор материала для проекта.

Поиск материала по дополнительным вопросам.

12.01.2015-

16.01.2015

  1. 1

Каким мы хотим видеть посёлок?

Подготовка к конкурсу проектов  Сбор и систематизация материала к проекту.

19.01.2015-

23.01.2015

  1. 1

Проектная работа «Будущее Пироговского».

Подбор материала для проекта.

Поиск материала по дополнительным вопросам.

26.01.2015-

30.01.2015

  1. 1

Проектная работа «Будущее стадиона в п. Пироговский».

Подбор материала для проекта.

Поиск материала по дополнительным вопросам.

2.02.2015-

6.02.2015

  1. 1

Проектная работа «Школа будущего».

Подбор материала для проекта.

Поиск материала по дополнительным вопросам.

9.02.2015-

13.02.2015

4.Экология п. Пироговского (5 часов)

(1 ч в неделю по учебному плану школы).

  1. 2

Экологические проблемы посёлка.

Рассказ об экологических проблемах посёлка.

16.02.2015-

20.02.2015

  1. 1

Что мы можем сделать? (Экологические проблемы)

Обсуждение и планирование мероприятий  для решения проблемы. Выбор дела. Деловая игра.

23.02.2015-

27.02.2015

  1. 1

Чистота спасёт посёлок.

Подготовка к акции. Распределение обязанностей.

Обсуждение и планирование природоохранных мероприятий к акции. Распределение обязанностей. Акция по уборке территории. Реализация запланированных дел. Проведение природоохранных мероприятий на улицах, вокруг памятника.

2.03.2015-

6.03.2015

  1. 2

Озеленение нашего посёлка.

Посадка деревьев в посёлке. Реализовать запланированное дело.

9.03.2015-

13.03.2015

  1. 2

Проектная работа «Экологические проблемы».

Презентация проектов перед одноклассниками. Конкурс на лучший проект. Оформление выставки.

16.03.2015-

20.03.2015

4 ЧЕТВЕРТЬ

5.Памятные места посёлка(8 часов + 1 дополнительный час)

(1 ч в неделю по учебному плану школы).

  1. 2

Их имена носят улицы города.

Знакомство с именами, в честь кого названы улицы в городе г. Мытищи.

1.04.2015-

3.04.2015

  1. 2

О чём рассказали улицы посёлка.

Беседа о улицах поселка. Конкурс рисунков.

Выставка рисунков.

6.04.2015-

10.04.2015

  1. 2

Экскурсия по улицам посёлка.

13.04.2015-

17.04.2015

  1. 2

Люди нашего посёлка.

Познакомить со знаменитыми людьми нашего посёлка. Пригласить на беседу.

20.04.2015-

24.04.2015

  1. 2

Герои нашего посёлка.

Встреча с героями – земляками в профессии.

27.04.2015-

1.05.2015

  1. 2

Экскурсия к памятнику неизвестного солдата.

Знакомство детей с памятником неизвестного солдата. Подготовка мероприятия, посвящённого дню Победы.

4.05.2015-

8.05.2015

  1. 2

Проектная работа по теме «Памятные места нашего посёлка».

«История возникновения памятника на территории поселка». Сбор материала.

11.05.2015-

15.05.2015

  1. 2

Проектная работа «Моё любимое место в посёлке».

Подбор материала для проекта.

Поиск материала по дополнительным вопросам.

18.05.2015-

22.05.2015

  1. 3

Итоговое повторение.

Провести выставку о проделанной работе за весь год.

25.05.2015-

29.05.2015

Перечень учебно – методического обеспечения.

  1. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  2. Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительтсва РФ от 05.10.2010 No 795 // Вестник образования. –2011. No 1.
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –2

-е изд. –М.: Просвещение, 2011г. Примерные программы научно-познавательного направления //Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. –2-е изд. –М., 2011 г.

  1. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  2. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  3. Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.
  4. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
  5. В.Д. Осиповский  Родная старина. - Современник, 1999.
  6.  Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.

Большая детская энциклопедия http//all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

Материально-технические:

Документ-камера.

Проектор.

Интерактивная доска.

Ноутбуки.

Акустическая система.

Согласовано

Протокол заседания методического объединения

учителей начальных классов

от __________________ № ___________________

Согласовано

Зам.директора по УВР

_____________________ Соломатина М.Е.

«_________»  ___________________ 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет

Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...