Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Моя малая Родина?»
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Падалко Елена Ивановна

    Данная рабочая программа предназначена для учащихся 3 класса "Моя малая Родина".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл r.p._moya_malaya_rodina_3_klass.docx43.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

    МЫТИЩИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МАОУ СОШ №19

    _______________Колонина Д.Ч. подпись 

    "_____"________________2014г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    По курсу внеурочной деятельности

    «Моя малая родина»

    3 «г» класс

    Составитель:  Падалко Елена Ивановна,

    учитель первой квалификационной категории

    Разработана на основе методических разработок «Внеурочная деятельность школьников» Григорьева Д.В., Степанова П.В., а так же Парамоновой А.М., Сухваловой

    А.П., методических разработок, размещённых на интернет ресурсах http//nsportal//ru, Shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/Library, программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    2014 г.

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа курса «Моя малая Родина» разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и методических разработок «Внеурочная деятельность школьников» Григорьева Д.В., Степанова П.В., методических разработок, размещённых на интернет ресурсах http//nsportal//ru ,   Shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/Library, программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова/ Издательство «Белово», 2010; авторской программы «Я — гражданин России» С.В.Сабиной /издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011.

    Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

    Настоящая программа способствует воспитанию у детей любви к родному селу, краю, Отечеству. Материал программы актуален и современен, позволяет  объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.  

    Новизна данной программы заключается в том, что она помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

    Актуальность выбора определена следующими факторами: это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

    Цель программы: воспитание экологической культуры младших школьников через знакомство с природой родного края.

    формирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению, как в школьной, так и в открытой общественной среде (на основе краеведческого содержания).

    Задачи программы:

    -формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

    -формирование у детей социокультурной идентичности: этнической, культурной.

     -ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи. 

    Формы организации занятий:

    -беседа;

    -индивидуальная и групповая работа;

    -ролевые игры, игры-путешествия,;

    -познавательная игра;

    -чтение, показ (демонстрация);

    -работа с видеоматериалом, со вспомогательными пособиями: изображениями;

    рисунками, разрезным материалом и т.д.;

    -выставки фотографий, рисунков.

    Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.

    Место курса в учебном плане

    Согласно учебному плану школы на 2014 — 2015 учебный год на изучение «Моя малая Родина» в 3 классе отводится 35 часов в год (35 учебных недель, 1 час в неделю). Так как авторская программа рассчитана на 34 часа, то дополнительный 1 час выделен на тему «Итоговое повторение».

    Первая четверть – 8ч.

    Вторая четверть – 8ч.

    Третья четверть – 10ч.

    Четвёртая четверть – 9ч.

    Разделы курса:

    1.Азбука гражданина -6 часов

    2.Моя малая Родина – моё Подмосковье -10 часа

    3.Будущее моего посёлка -4 часа

    4.Экология п. Пироговского -5 часов

    5.Памятные места посёлка-8 часов + 1 дополнительный час

    Предполагаемые результаты:

    Приобратение школьниками знаний о разнообразии и богатстве родной природы.

    Приобретение школьниками знаний о знаменитых людях посёлка.

    Развитие ценностного отношения школьника к природе родного края. Приобретение школьниками опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми и работа в команде

    • Личностные:

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

    3) формирование уважительного отношения к иному мнению;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    • Метапредметные:

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха  деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)

    13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    • Предметные результаты: 

    1)  воспитание чувства гордости за свой край;

    2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,  истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    К концу года учащиеся должны:

    Уметь:

    1. Собирать краеведческую информацию.
    2. Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.

    Знать:

    Знать и ценить традиции посёлка, беречь его реликвии.

    Знать посильные способы решения экологических проблем.

    Календарно-тематическое планирование 3 класс

    Название разделов и тем занятий

    Характеристика деятельности учащихся

    Дата

    Планир.

    Коррекц.

    1 ЧЕТВЕРТЬ

    1.Азбука гражданина (6 часов)

    (1 ч в неделю по учебному плану школы).

    1. 1

    Водное занятие.

    Знакомство с новым курсом внеурочной деятельности.

    1.09.2014 –

    5.09.2014

    1. 2

    Урок гражданина.

    Анализ и подбор исторического, географического  материала по теме.

    Участие в выставке рисунков «Я - гражданин», «Символы России». Знакомство с  разными национальностями.

    8.09.2014 –

    12.09.2014

    1. 3

    Символы государства  России (Герб, флаг, гимн).

    15.09.2014-

    19.09.2014

    1. 4

    Россия – многонациональное государство.

    22.09.2014-

    26.09.2014

    1. 4

    Конституция – основной закон государства.

    Знакомство с правами и обязанностями граждан.

    29.09.2014-

    3.10.2014

    Проектная работа «Что в символе твоём?»

    Подбор материала для проекта.

    Поиск материала по дополнительным вопросам.

    6.10.2014-

    10.10.2014

    2.Моя малая Родина – моё Подмосковье (10 часа)

     (1 ч в неделю по учебному плану школы).

    1. 5

    Наш край родной.

    Экскурсия по родному поселку. Знакомство с жизненно – важными объектами поселка.

    13.10.2014-

    17.10.2014

    1. 6

    Экскурсия в осенний лес.

    20.10.2014-

    24.10.2014

    2 ЧЕТВЕРТЬ

    1. 7

    История посёлка Пироговский.

    Познакомить с историей нашего  посёлка.

    4.11.2014-

    7.11.2014

    1. 8

    Моя семья в истории нашего посёлка.

    Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Краеведческая гостиная

    Выставка работ, фотографий, рисунков.

    Оформление фотовыставки. Выступление с устным журналом перед учащимися начальной школы и их родителями.

    Обмен мнениями.

    10.11.2014-

    14.11.2014

    1. 9

    Я, моя семья и моя малая Родина.

    17.11.2014-

    21.11.2014

    1. 1

    Достопримечательности моего посёлка.

    Знакомство с достопримечательностями родного посёлка.

    24.11.2014-

    28.11.2014

    1. 1

    Эксурсия на стадион «Труд» в п. Пироговский.

    Экскурсия на стадион, рассказ о то, когда был создан.

    1.12.2014-

    5.12.2014

    1. 1

    Горжусь тобой моё Подмосковье.

    Беседа о том, что увидели на экскурсии. Обмен впечатлениями. Конкурс рисунков. Выставка.

    8.12.2014-

    12.12.2014

    1. 1

    Экскурсия в ДК «Подмосковье».

    Знакомство с кружками, которые есть в ДК «Подмосковье». Рассказ детей, которые посещают различные кружки.

    15.12.2014-

    19.12.2014

    1. 1

    Экскурсия в библиотеку-хранительницу знаний.

    Книга – твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в сельскую библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.

    22.12.2014-

    26.12.2014

    3 ЧЕТВЕРТЬ

    3.Будущее моего посёлка (4 часа)

    (1 ч в неделю по учебному плану школы).

    1. 1

    Проектная работа по теме «Моя семья в посёлке».

    Подбор материала для проекта.

    Поиск материала по дополнительным вопросам.

    12.01.2015-

    16.01.2015

    1. 1

    Каким мы хотим видеть посёлок?

    Подготовка к конкурсу проектов  Сбор и систематизация материала к проекту.

    19.01.2015-

    23.01.2015

    1. 1

    Проектная работа «Будущее Пироговского».

    Подбор материала для проекта.

    Поиск материала по дополнительным вопросам.

    26.01.2015-

    30.01.2015

    1. 1

    Проектная работа «Будущее стадиона в п. Пироговский».

    Подбор материала для проекта.

    Поиск материала по дополнительным вопросам.

    2.02.2015-

    6.02.2015

    1. 1

    Проектная работа «Школа будущего».

    Подбор материала для проекта.

    Поиск материала по дополнительным вопросам.

    9.02.2015-

    13.02.2015

    4.Экология п. Пироговского (5 часов)

    (1 ч в неделю по учебному плану школы).

    1. 2

    Экологические проблемы посёлка.

    Рассказ об экологических проблемах посёлка.

    16.02.2015-

    20.02.2015

    1. 1

    Что мы можем сделать? (Экологические проблемы)

    Обсуждение и планирование мероприятий  для решения проблемы. Выбор дела. Деловая игра.

    23.02.2015-

    27.02.2015

    1. 1

    Чистота спасёт посёлок.

    Подготовка к акции. Распределение обязанностей.

    Обсуждение и планирование природоохранных мероприятий к акции. Распределение обязанностей. Акция по уборке территории. Реализация запланированных дел. Проведение природоохранных мероприятий на улицах, вокруг памятника.

    2.03.2015-

    6.03.2015

    1. 2

    Озеленение нашего посёлка.

    Посадка деревьев в посёлке. Реализовать запланированное дело.

    9.03.2015-

    13.03.2015

    1. 2

    Проектная работа «Экологические проблемы».

    Презентация проектов перед одноклассниками. Конкурс на лучший проект. Оформление выставки.

    16.03.2015-

    20.03.2015

    4 ЧЕТВЕРТЬ

    5.Памятные места посёлка(8 часов + 1 дополнительный час)

    (1 ч в неделю по учебному плану школы).

    1. 2

    Их имена носят улицы города.

    Знакомство с именами, в честь кого названы улицы в городе г. Мытищи.

    1.04.2015-

    3.04.2015

    1. 2

    О чём рассказали улицы посёлка.

    Беседа о улицах поселка. Конкурс рисунков.

    Выставка рисунков.

    6.04.2015-

    10.04.2015

    1. 2

    Экскурсия по улицам посёлка.

    13.04.2015-

    17.04.2015

    1. 2

    Люди нашего посёлка.

    Познакомить со знаменитыми людьми нашего посёлка. Пригласить на беседу.

    20.04.2015-

    24.04.2015

    1. 2

    Герои нашего посёлка.

    Встреча с героями – земляками в профессии.

    27.04.2015-

    1.05.2015

    1. 2

    Экскурсия к памятнику неизвестного солдата.

    Знакомство детей с памятником неизвестного солдата. Подготовка мероприятия, посвящённого дню Победы.

    4.05.2015-

    8.05.2015

    1. 2

    Проектная работа по теме «Памятные места нашего посёлка».

    «История возникновения памятника на территории поселка». Сбор материала.

    11.05.2015-

    15.05.2015

    1. 2

    Проектная работа «Моё любимое место в посёлке».

    Подбор материала для проекта.

    Поиск материала по дополнительным вопросам.

    18.05.2015-

    22.05.2015

    1. 3

    Итоговое повторение.

    Провести выставку о проделанной работе за весь год.

    25.05.2015-

    29.05.2015

    Перечень учебно – методического обеспечения.

    1. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
    2. Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительтсва РФ от 05.10.2010 No 795 // Вестник образования. –2011. No 1.
    3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –2

    -е изд. –М.: Просвещение, 2011г. Примерные программы научно-познавательного направления //Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. –2-е изд. –М., 2011 г.

    1. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
    2. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
    3. Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.
    4. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
    5. В.Д. Осиповский  Родная старина. - Современник, 1999.
    6.  Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.

    Большая детская энциклопедия http//all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

    Материально-технические:

    Документ-камера.

    Проектор.

    Интерактивная доска.

    Ноутбуки.

    Акустическая система.

    Согласовано

    Протокол заседания методического объединения

    учителей начальных классов

    от __________________ № ___________________

    Согласовано

    Зам.директора по УВР

    _____________________ Соломатина М.Е.

    «_________»  ___________________ 2014 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

    Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

    Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

    Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

    Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

    Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет

    Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...