Разработка урока
план-конспект урока (1 класс) на тему

Панихина Ирина Николаевна

Урок кубановедения, 2 класс.

Тема урока: «Промыслы и ремёсла на Кубани».

Тип урока: итоговый.

Цели урока:

познакомить учащихся с промыслами и ремёслами на Кубани;                         

   - развивать представление о мирных тружениках, умножающих богатство родной земли на примере промыслов и ремёсел;

- воспитывать любовь к труду.

 

Учебное оборудование:  учебное пособие для 2 класса «Кубановедение. Практикум» Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыкина, Г. В. Шевченко ОИПЦ «Перспективы образования» 2010г., изделия кубанских мастеров.

ТСО: мультимедийный комплекс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanovedenie_2_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Панихина Ирина Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №10

Урок кубановедения, 2 класс.

Тема урока: «Промыслы и ремёсла на Кубани».

Тип урока: итоговый.

Цели урока:

познакомить учащихся с промыслами и ремёслами на Кубани;                                                              - развивать представление о мирных тружениках, умножающих богатство родной земли на примере промыслов и ремёсел;

- воспитывать любовь к труду.

Учебное оборудование:  учебное пособие для 2 класса «Кубановедение. Практикум» Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыкина, Г. В. Шевченко ОИПЦ «Перспективы образования» 2010г., изделия кубанских мастеров.

ТСО: мультимедийный комплекс.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

   Учитель:      Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы расскажем вам об одном из праздников,

                      проводимых на Кубани – Кубанская ярмарка и посетим город мастеров.

                   Любите родную Кубань, свою маленькую Родину, бережно относитесь к

                      окружающему миру, чтите традиции своего народа!  

                     

1-й ученик:    Добрый день,  гости званные и желанные!

2-й ученик:    Люди старые и молодые, замужние и холостые, милости просим на ярмарку!

3-й ученик:     Приглашаем заглянуть,

                          Потрудиться, отдохнуть.

                          Ярмарка ждет гостей,

                          Заходите поскорей!

4-й ученик:     Рады гостям, как добрым новостям!

                          Гостей из Хмурграда нам не надо!                                                    

5-й ученик:   Посмотрите вокруг: зачарует краса,

                        Нету края прекраснее нашего!

                        Золотятся хлеба, зеленеют леса,

                        Даль морская лазурью окрашена.

6 -й ученик:  А какие сады на Кубани у нас!

                         А какие девчата – красавицы!

                         Кубань, это житница нашей страны,

                        Стихами и  песнями славится!  

  1. Целеполагание и построение проекта урока.                                                                    

Учитель: Не только песнями, стихами и плясками славится наш казачий край, славится он и своими мастерами – ремесленниками.  Чего только не умеют кубанские мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резка по дереву, роспись и гончарное дело, кузнечное дело, художественная ковка и ткацкое производство…  

   Знать народные ремёсла – это значит лучше понимать свой народ. В средние века ремесленники селились в городах по цехам  -ремёслам: гончары, кузнецы, сапожники, перчаточники. У каждого цеха было своё знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских : на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел – Гончарная, Кузнечная, Поварская… Не только улицы, а даже станицы отличались друг от друга особым ремеслом.                                                                                                    

   Так что же такое ремесло? Кто такие ремесленники?                          

   И сейчас мы приглашаем вас, ребята, в город Мастеров. Давайте заглянем в ремесленные цеха. А чтобы открылись городские ворота, выполните задание. Я прочитаю пословицы, а вы отгадайте, о каком ремесле идёт речь в каждой из них.                                 

Не боги горшки обжигают.    Гончар

Куй железо, пока горячо.      Кузнец.

Не игла шьёт, а руки.              Портной, швея.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.        Плотник.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.     Пахарь, хлебороб.

- Молодцы, ребята! Ворота открыты, и мы отправляемся в путешествие в город Мастеров.

-Как вы думаете, что находится за этой дверью? Правильно, здесь расположен гончарный цех. Давайте заглянем…Гончарное производство – типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: миски, горшки, макитры, кувшины. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовалось умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудрёную посуду. Тому, кто видел, как работает мастер за гончарным кругом, надолго запомнится чудесное превращение комка глины в красивый сосуд. И сегодня на ярмарке вы видели изделия гончаров.        

- Ну что ж, мы побывали в первом цехе. Продолжаем гулять по ярмарке. А что за ярмарка без задиристых частушек!                                                                                                                                                                                                                                                      

Мы лабинские ребята

Мы танцуем и поём.

Про народные ремёсла

Вам частушки пропоём.

Дайте лён, дайте лён,

Дайте сорок веретён.

Стану прясть – попрядывать

На дружка поглядывать.

Не рубает мой рубанок,

Не пилит моя пила.

Ко мне подружка не приходит,

И работа не мила.

Шила милому кисет,

Вышла рукавица.

Посмотри, мой  дорогой,

Какая мастерица!

Сидит заяц на осине,

Плетёт лапти косяком.

Чтобы наши все ребята

Не ходили босяком.

Моя прялка не прядёт,

Колесо не вертится.

Что – то милый не идёт.

Видно долго сердится.

Шила – шила сарафан,

Исколола пальчики.

А надела сарафан –

 За мной гурьбою мальчики!


Мы частушек знаем много,

Мы танцем и поём.

Приходите к нам , ребята,

Мы другие вам споём!

Учитель - Как вы думаете, о каком ремесле мы прослушали частушки?

        - Итак, идем дальше. Мы попали в …ткацкий цех.

         Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству и прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

         Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы – ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки – бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих, но и специально для продажи. Славилось ткацкое полотно станиц Некрасовской, Старощербиновской, Успенской, Казанской и др. Постепенно домашний холст вытеснялся  фабричными хлопчатобумажными и шерстяными тканями. Но и до сих пор многие женщины, станичные и городские, умеют ткать холст, вязать на спицах носки, чулки, варежки.

Учитель - Итак, мы отправляемся дальше. Кто из ремесленников здесь работает?

-Это цех кузнечного ремесла.

Кузнец.

                               - Эй, кузнец , молодец,              

                                    Захромал мой жеребец.

                                Ты подкуй его опять.

            -Отчего не подковать?

            Вот гвоздь, вот подкова, -

            Раз, два- и готово!

-Ребята, а вы знаете, что каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Умение ковать своих коней, оружие  и прежде всего всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась – «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.        

 -А  какой мастер работает в этом цехе ?

(Ученик читает стихотворение)

                 Стол.

        Стол стоял среди двора.

        Попросил он столяра:

-У тебя столярный клей,                                                                                                                                                                                                Эй, заплатку мне пришей!  

        Снова стол стоит в столовой

        Старый стол теперь как новый.

Промысел по обработке дерева является одним из самых распространенных. Жилища, хозяйственные постройки, мебель, домашняя утварь, земледельческий инвентарь по традиции изготавливались из дерева. Особенно перспективным оказался бондарный промысел- изготовление деревянных бочек.

Деревянными  ложками казаки раньше не только ели, но и умели на них играть.  

Ученик:   Эй, люди добрые, заходите и к нам! Посмотрите и на наших мастеров плетения!

     1-й ученик идет с корзинкой и рассказывает:  Из лозы мастер изготовляет корзины. Каких только нет! И круглые, и продолговатые, и большие, и совсем крошечные. Для вареников и пельменей сплетали специальную лопаточку, которая называлась «чалба».

     2-й ученик выходит с плетеным изделием и рассказывает: Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзинки, из соломы - большие шляпы.Мастера плетения живут и работают в станицах Полтавс-кой, Старонижестеблиевской. Старокорсунской, посёлке Пашкове ком.

     3-й ученик выходит с панно и рассказывает: А как прекрасны панно из соломки - настоящее золотое чудо! И как интересно наблюдать за работой настоящего мастера - народного умельца, а ещё интереснее - научиться что-то делать самому!

  Ученик: наши умельцы не только замечательно плетут, но и танцуют!                                         

Каменщик строит жилище,                                 Пекарь сапожнику к сроку

Платье – работа портного.                                  Сшить сапоги поручает.

Но ведь портному работать                                Ну, а сапожник без хлеба

Негде без тёплого крова.                                     Много ль нашьёт, натачает?

Каменщик был бы раздетым,                              Стало быть , так и выходит:

Если б умелые руки                                              Всё, что мы делаем – нужно.

Вовремя не смастерили                                        Значит, давайте трудиться

Фартук, и куртку, и брюки.                                  Честно, усердно и дружно!                          

  1. Итог урока.

Ученик:    Мы пропели, что сумели,

                   Поплясали от души,

                   О ремеслах рассказали.

                   Ах, какие молодцы!

Ученик:    Ярмарка закрывается,

                   Народ  собирается

                   Домой поскорей.

                   С песней будет веселей!

Исполняется песня «Кубанские казаки»

Кубанские казаки – 2 раза

Казаки. – 4 раза

По станице гуляли – 2 раза

Гуляли. – 4 раза

Подарочки дарили – 2 раза

Дарили. – 4 раза

Подарочек не простой – 2 раза

Не простой. – 4 раза

С руки перстень золотой – 2 раза

Золотой. – 4 раза

Кубанские казаки – 2 раза

Орлики – казаки. – 4 раза

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...