Образовательный предметный модуль 2 класс. "Жизнь и быт народов Севера"
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Цель образовательного предметного модуля "Жизнь и быт народов Севера";;формирование у  учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, личной ответственности детей за сохраность югорского края.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Автор- составитель: Белобородова Светлана Новомировна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 1 г. Советский

г. Советский


Содержание

Введение………………………………………………………………3

  1. Информационный блок. Из  истории народов ханты и манси…3
  2. Методический блок. Сценарии уроков………………………….3
  3. Исполнительский блок. Комплекс  ситуативных задач………..3
  4. Контролирующий блок…………………………………………...4

Заключение……………………………………………………………4

Литература…………………………………………………………….4


Введение

   Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно – эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

      Образовательный предметный модуль «Жизнь и быт коренных народов Севера» помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе РФ «Об образовании»: защита национальных, культурных и религиозных традиций.  Данный модуль является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования  личной ответственности за сохранение природных богатств Югорского края, их приумножение.

          Знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

         Цель данного образовательного модуля: формирование у учащихся целостных преставлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней,  личной ответственности детей  за сохранность природных богатств югорского края.

   Задачи:

  • дать знания о быте, традициях, коренных народов ханты и манси, их культуре, хозяйственной деятельности;
  • развивать общий кругозор, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

1. Информационный блок. Из  истории народов ханты и манси – приложение 1.

2. Методический блок. Сценарии уроков

Приложения 2-4

3.  Исполнительский блок. – приложение 5.

4. Контролирующий блок

Каждый урок начинается с проблемного задания, содержание которого   позволяет выяснить первоначальные  знания детей по теме занятия. В ходе урока даются задания из исполнительного блока, лабораторные  и групповые работы, позволяющие отследить полученные знания.

На последнем занятии дети выполняют итоговую тестовую работу, содержащую вопросы различные по уровню сложности (урок № 6).

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • название своего округа;
  • народы, населяющие Югру;
  • традиционные занятия ;
  • традиции и праздники коренных народов Севера.

Уметь:

  • рассказывать о традиционных занятиях коренных народов нашего края;
  • называть жилища и предметы быта народов Югры.

Заключение.

Содержание данного модуля апробировано  во 2в классе учителем  Белобородовой С.Н. в 2009-2010 учебном году и широко используется учителями школы, как региональный компонент в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Яркий увлекательный материал, работа с интерактивной доской, игровые формы работы помогают учителям достигать хороших результатов обучения. Обобщенный опыт работы учителем был представлен на всероссийский конкурс «Педагогические инновации- 2011» (диплом II  степени).

Используемая литература:

  1. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. - 1992. - c.101
  2. Куриков В.М. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой – в третье тысячелетие. – Екатеринбург: «Зевс», 2000.
  3. Окружной этнографический музей - заповедник «Торум Маа»: Буклет. - Ханты-Мансийск, 1998.
  4. Ользина Р.С. «ТОРУМ МАА»: его прошлое и настоящее // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения -96». – Тюмень, 1997. – С. 29-31.
  5. Путеводитель по Торум Маа »: Буклет. - Ханты-Мансийск, 2006
  6. Рабочие тетради по краеведению. – ГУИПП «Полиграфист» Ханты-Мансийск, 2003 г.
  7. Фольклор народов ханты и манси. Сборник дидактических материалов к урокам. – г. Советский, 2003 г.
  8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа в 3-х томах.- «Ханты-Мансийск», 2000.

Белобородова Светлана Новомировна

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1



Предварительный просмотр:

                           Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Scan0007

       

Автор- составитель: Белобородова Светлана Новомировна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 1 г. Советский

                         

г. Советский

                                                 

       

1.  Информационный блок.

    Информационный блок представляет теоретический материал о быте, традициях  коренных народов Севера, их культуре, хозяйственной деятельности. Основным источником  теоретических знаний является виртуальная экскурсия по этнографическому музею «Торум Маа», созданная в 2008 году учащимся 2в класса Мозжевиловым Данилом под руководством Белобородовой С.Н. На Всероссийском  конкурсе исследовательских, проектных, творческих  работ «Первые шаги» данная работа получила диплом II степени.

     Торум Маа переводится с мансийского языка «Священная земля» или «Небесная земля».

     Музей находится в лесу, в самом центре города Ханты-Мансийска.

Он не имеет стен и крыши, сделан прямо под открытым небом. Музей представляет собой хантыйское и мансийское стойбище (поселение) и святилище (святое место, где поклонялись духам). Поднимаясь по склону горы мы попадаем в поселение. Там есть небольшой летний хантыйский домик, вокруг расположены постройки: хлебная печь, хозяйственный навес, коптильня, лабаз для хранения вещей, маленький дом (роддом). Мансийская часть – зимний дом, хозяйственный и охотничий лабазы, стайка для скота.

 Виртуальная экскурсия по этнографическому музею «Торум Маа» (просмотр презентации). 

                     1. Жизнь и быт коренных народов Севера.

      Манси («человек»), вогулы, - название народа Российской Федерации, коренное население Ханты - Мансийского автономного округа Тюменской области. Численность в России – 8,3 тыс. человек. Из них в Ханты - Мансийском АО – свыше 6,5 тыс. человек. Говорят на мансийском языке. Свыше 60% манси считают родным русский язык. Традиционные занятия – охота на Оби и в низовьях Северной Сосьвы – рыболовство, в верховьях Лозьвы, Ляпина и Северной Сосьвы – оленеводство. Scan0007

 Передвигались на лодках, лыжах, нартах (в собачьей и оленьей упряжке). Поселение манси были постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) Жилище отапливалось чувалом – открытым очагом из жердей, обмазанных глиной.

 Для выпечки хлеба вдали от жилищ строили глиняные печи. Традиционная женская одежда – платье, распашной халат и двойная оленья шуба (ягушка, сах), на голове платок; мужская одежда – рубаха, штаны, глухая одежда с капюшоном из сукна, у оленеводов – из оленьих шкур (малица, гусь). Традиционная пища- рыба и мясо в вяленом, сушёном, жареном на костре, мороженом виде, ягоды. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми. Традиционный посёлок манси населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Сохраняется богатый фольклор, обрядность (медвежьи праздники).

Ханты. Говорят,  на хантыйском языке 38.5% хантов считают родным русский язык. Традиционные занятия хантов – речное рыболовство, таёжная охота и оленеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.)

Основные продукты питания – рыба, мясо оленя, лося, ягоды и орехи. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят сырой мороженой. Мясо едят сырым, варёным. Пьют рыбий жир, заготавливая его с ягодами. Излюбленное блюдо – рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Традиционные средства передвижения – лыжи, камуспыс и голицы, оленьи собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками-неводниками. Для переездов на дальние рыболовные угодья – большими лодками с каютами, крытыми берестой. Зимой ханты жили в постоянных зимних селениях, с весны разъезжались в сезонные селения на места рыболовных угодий. Жильё отапливалось глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Постройки располагались разбросанно: жилой дом, один или несколько хозяйственных амбаров, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей, одежды, для вяления и копчения рыбы, иногда – собачьи домики.

2. Одежда и обувь народов ханты и манси. 

fondi2_1b  fondi1_4b  fondi2_2b

Детская малица        Халаты среднеобских хантов и манси              Обувь

  1. Быт народов Севера.

«Летнее стойбище ханты»

Основная центральная экспозиция музея состоят из подлинных родовых построек Айпиных и включает в себя Летний дом и хозяйские постройки.

Летний домик – наземный сруб с двухскатной крышей, без чердака. Крышу крыли следующим образом – сначала на слеги набивали деревянные колышками тонкие рейки, поверх настилали полотнища бересты, а сверху клали накатник. Слеги не давали сползать накатнику.

Обязательной деталью жилища обских угров были нары, дощатые или земляные. На них спали, сидели, держали вещи. Под голову во время сна клали свернутую верхнюю одежду. На нарах проводили много времени: мужчины мастерили, думали, а женщины занимались рукоделием или качали люльку с ребенком, подвешенную на перекладине.

1

Летний домик

Чувал. Одним из важнейших элементов жилища является очаг типа камина – чувал. В древности огонь разводили в середине жилища, и дым выходил через отверстие вверху, в крыше. Основное преимущество чувала – наличие трубы. Каркас трубы из еловых жердей, переплетенных ветками тальника, обмазывали глиной, в которую для вязкости добавляли осоку. Дрова в чувал ставили, а не клали. На ночь трубу затыкали. Огонь в чувале служил и освещением.

25

Чувал

Хлебная печь. Хлебная печь встречается как на летних, так и зимних стойбищах. Ее основание состоит из небольшого сруба, а иногда из четырех столбиков (сваек). Каркас делали из прутьев черемухи или ивы. Изнутри и снаружи его обмазывали глиной, смешанной с соломой, спереди оставляя отверстие, с противоположной стороны также делается небольшое отверстие – для того чтобы обеспечить тягу.6

Чтобы приготовить хлеб, в печь закладывают дрова, после того как дрова прогорят, золу выметают, после чего ставятся хлебные формы, а затем зев печи и дымовое отверстие закрываются. В таких уличных печах пекли хлеб, сушили мясо, жарили рыбу. Над печью находится навес, который служит защитой от осадков.

giloi_komplex4b

Родильный дом – мань кол. Мань кол - маленький дом, который строили специально для женщин. В нем находились нары, стол, печь, минимум посуды. Сюда уходила женщина во время родов. Ей помогала бабка-повитуха. После того как родится ребенок, женщина жила здесь некоторое время, пока ребенок не окрепнет.

    Навес коптильня предназначен для копчения рыбы и мяса. Ханты и манси брали мелкую свежую рыбу, чистили, потрошили ее, плотно нанизывали на жальник головами вверх и укладывали на перекладины под навесом, внизу разводили костер со слабым пламенем. Так же навес использовали как защиту вещей от осадков.P8020542

 Лабаз. Вокруг каждого жилища располагались амбары на сваях лабазы. Как правило, на одно хозяйство их приходилось несколько. Существуют лабазы хозяйственные, охотничьи и священные. Они бывают разных размеров и высоты. От размеров зависит и количество ножек (сваи). Ножки обязательно делают с зарубками, т.е. застругивают для того, чтобы грызуны не могли проникнуть в амбар. В лабаз можно было попасть с помощью лестницы в виде бревна с зарубками.12

Свайные амбары в первую очередь использовались для хранения тех вещей и продуктов, которые обязательно должны быть всегда сухими (меховая одежда, мука, соль). Стены амбара делают из тонких бревен и досок. Бревна стараются не подгонять плотно друг к другу чтобы обеспечить проникновение через щели воздуха для вентиляции. Крышу делают двускатную, она нависает над выступающей стеной с дверью помоста – пола амбара. А также встречаются лабазы из колотых плах. Плахи раскалывались специальными клиньями, при раскладывании древесное волокно не нарушается, и поэтому постройки служат очень долго.

           Хозяйственный навес служит для хранения средств передвижения, упряжей, рыболовных снастей, ловушек. Навес с двухскатной крышей, покрытой берестой, на четырех столбах имеет поперечные балки, предназначенные для хранения более мелких предметов. На земле под навесом хранятся лодки, нарты. Навес предназначен для защиты от осадков.7

                                           

                                              «Зимнее поселение северных манси»

Мансийский зимний дом - сруб со свесом крыши перед входом, с двускатной крышей и потолочным перекрытием. К срубу иногда пристраивается в качестве сеней или кладовки каркасная постройка.

Дом традиционно делится на мужскую и женскую половину, в небольшом пространстве каждому отведено свое место, на котором он проводит большую часть времени. Наибольшей свободой в этом отношении пользовались дети, но и у них были свои места. Место женщины было у двери, где на парах лежат вещи хозяйки, сумки с рукоделием, шкуры для обработки, одежда. За ней в глубине жилища располагались дети по старшинству. Самый маленький ребенок спал рядом с матерью. Правый передний угол является только мужским. Здесь на нарах находились личные вещи, принадлежности для охоты. В этой части жилища находилась полка для хранения ритуальных предметов (изображение домашних духов, прикладов). Женщине категорически запрещалось ступать в этот угол, садиться на нары, перешагивать через мужские вещи.10

  1. Основные занятия коренных народов.

Охота издревле была одним из основных видов деятельности ханты и манси. По способам охота делилась на активную и пассивную. Если при активной охоте человек принимал в ней самое непосредственное участие, то при пассивной охоте присутствие людей не требовалось, так как для добычи животных расставлялись разнообразные ловушки.

Охотничий лабаз. В местах промысла охотники устанавливают небольшой охотничий лабаз на одной ножке, который предназначается для хранения продукции промысла-мяса, пушнины, пернатой дичи, реже – для охотничьего снаряжения и продовольствия.                                                                15

      Одним из древних пассивных способов охоты был промысел крупных копытных с применением ловчих ям. Выкопанную яму осенью покрывали тонкими веточками, жухлой травой, маскировали ее. Несмотря на большую затрату сил и времени, отдача от ям была очень велика, так как в яму мог угодить и другой крупный зверь, например, медведь.

Кулема на медведя. Кулема на медведя - это пассивная ловушка давящего типа представляющая собой сооружение из бревен.17

Принцип действия ловушки очень прост: когда медведь, учуяв запах пищи, наклоняется под давящей балкой и вытаскивает плаху с приманкой, веревка ослабевает, и давящая балка с находящимся на ней грузом придавливает его.

Слопец на лисицу и соболя. Слопец на лисицу и соболя также относится к давящему типу. Охотник оставляет приманку внутри ловушки. Голодный зверь чувствует запах еды, забирается внутрь ловушки, сбивает насторожку. Таким образом, ловушка срабатывает и придавливает его. Благодаря ловушкам давящего типа шкурка животного не повреждается, что немаловажно.18

Ловушка на лисицу является пассивной, принцип действия этой ловушки прост: дерево расщепляется в форме рогатины, привязывается приманка. Лиса лапой пытается достать еду, ее лапа застревает в расщелине. Зверь начинает паниковать, опуская лапу все ниже, и уже не может освободиться.

          Заспинник. У каждого промысловика на его охотничьих урочищах, угодьях, тропах были специальные избушки. Во время преследования зверя охотник мог заночевать в пути, устраивая временный привал, сооружал заспинник. Он представляет собой бревенчатую стенку или же состоит из двух стенок, расположенных под углом друг к другу, с крышей «козырьком».16

5.Традиции и праздники коренных народов Югры.

«Святилище обских угров»

     Святое место - это место, где поклоняются ханты и манси города, округа и живущие за его пределами. Часть коренных жителей до сих пор остались язычниками, соблюдают религиозные обряды и обычаи своих предков410a

    Культовый комплекс музея «Торум Маа» состоит из священного лабаза и 7 идолов. Идолы - авторская работа Г.С. Райшева. Музей стал центром проведения народных праздников: медвежьих игрищ, вороньих праздников, выступлений фольклорных ансамблей. Ханты и манси верят в священных духов. Духи делятся на «домашних», «местных» и «родовых». Для них в святилище приносят подарки, совершают обряды жертвоприношения.

                               

3        12a

  Идолы                                              Идолы

                                           



Предварительный просмотр:

4.  Исполнительский блок.

Исполнительский блок модуля представлен в виде типовых, комплексных и ситуативных заданий, используемых с целью  формирования умений учащихся.

К уроку № 1

19 100

19 102

19 103219 103

19 104

19 1041

19 1042

К уроку № 2

19 11019 111

19 1101

                         

19 1011

19 1111

К уроку № 3

19 097

19 0971

19 098

19 112

К уроку № 4

19 106

19 1061

19 1051

19 105

19 101

19 1052

19 1001

19 099

19 107

19 108

19 109



Предварительный просмотр:

2.  Методический блок.

Интеграция различных  видов и форм обучения.

  Формирование знаний и умений учащихся обеспечивается  использованием таких форм учебных занятий, как виртуальная экскурсия, мини – исследование, лабораторная работа, решение кроссворда, рисование, раскрашивание рисунков. В учебном процессе широко используется интерактивная доска для демонстрации презентаций и выполнения комплексных и ситуативных задач и упражнений. Контроль знаний осуществляется на основе рейтинговой системы.

Технологическая карта

п/п

Тема

Тип урока

Форма работы

Форма контроля

Основные умения

1.

Жизнь и быт народов Севера

Урок изучения

нового

материала

Виртуальная экскурсия

Беседа

Активное слушанье, решение проблемной задачи.

2.

Одежда и обувь народов ханты и манси.

Формирование знаний

Групповая работа: мини – исследование

Творческие

отчёты

Совершенствование

умений анализировать текст, описывать фотографии, формулировать выводы.

3.

Быт народов севера.

Формирование знаний

индивидуальная работа по дополнительным источникам, презентация работы.

 

Мини-реферат

Умение работать с дополнительными источниками, составлять краткое выступление по теме.

4.

Основные занятия

коренных народов.

Формирование знаний

Лабораторная работа по группам

Творческие

отчёты

Совершенствование умений работы с дополнительными источниками.

5.

Традиции и праздники коренных народов.

Формирование знаний

Урок- драматизация

участие в играх

Перевоплощение в образ

6.

Урок контроля

Контроль знаний, умений, навыков

 (1,2, 3 уровень)

Контрольная работа

Умение применить полученные знания на практике.

Сценарии учебных занятий.

  На основе теоретического материала о жизни и быте народов ханты и манси составлены сценарии уроков (6 уроков). Данный материал может быть представлен для изучения учащимся начальных классов интегрированно в рамках образовательной области «Окружающий мир».

Урок №1. Тема: Жизнь и быт народов Севера.

Основные цели:

  1. Познакомить с бытом, традициями, хозяйственной деятельностью коренных народов Севера.
  2. Развивать общий кругозор, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка.
  3. Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Форма урока: Виртуальная экскурсия.

Проблемное задание:

 Наш край – Ханты-Мансийский автономный округ.

Почему так называется наш округ?

Назовите главный город округа.

Практическая работа:

19 102

Приложение

         19 10319 1032

Итог:

    В заключении хотелось бы отметить, что Югра – единая семья народов.            

Правильно подставив буквы, вы узнаете, какие национальности живут на югорской земле.

19 1042



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Урок №1. Тема: Жизнь и быт народов Севера.

Основные цели:

  1. Познакомить с бытом, традициями, хозяйственной деятельностью коренных народов Севера.
  2. Развивать общий кругозор, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка.
  3. Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Форма урока: Виртуальная экскурсия.

Проблемное задание:

 Наш край – Ханты-Мансийский автономный округ.

Почему так называется наш округ?

Назовите главный город округа.

Практическая работа:

19 102

19 10319 1032

Виртуальная экскурсия по этнографическому музею «Торум Маа»

    Коренные народы Югры: ханты, манси. Я предлагаю вам отправиться в музей «Торум Маа». Мы с вами совершим экскурсии виртуально, не выходя из класса.

(Просмотр презентации «Виртуальная экскурсия по этнографическому музею«Торум Маа».)

                                                                                                                                                                                                                    

Итог:

    В заключении хотелось бы отметить, что Югра – единая семья народов.            

Правильно подставив буквы, вы узнаете, какие национальности живут на югорской земле.

19 1042

   



Предварительный просмотр:

Урок № 2

Тема: Одежда и обувь народов ханты и манси.

Мини-исследование.

Цели:

  1. Совершенствование умений анализировать текст, описывать фотографии, формулировать выводы.
  2. Обогащение познавательного опыта учащихся.
  3. Воспитание любви и уважения к своей малой родине.

  1. Постановка проблемного вопроса.  

                  Провести мини- исследование по плану.Scan0007

Рассмотрите  фотографию.

Кого вы на ней видите?

Во что они одеты?

Чем отличается их одежда от нашей?

Как называется национальная одежда и из чего она?

- Какой вопрос вызвал затруднение?

Если мы заглянем в книгу В.П. Соколовой «Путешествие в Югру», то мы узнаем названия верхней одежды и характерные особенности современной национальной одежды и обуви.

  1. Информация для учащихся.

Одежда и обувь

        Одежду и обувь раньше ханты шили из рыбьих кож. Она прочна и непромокаема. Сдирали кожу с налима или стерляди и обрабатывали остатками ухи, печенью животных, счищали скребками, мяли руками.

       Нитки  изготовляли из сухожилий оленя, лося или крапивы. Из крапивных нитей ткали полотно, из шерстяных шили пояса либо делали носки.

Одежда из оленьих шкур

      Сахи – это двойная шуба, у которой подкладка всегда из меха, а верх либо из оленьей шкуры ворсом наружу, либо из прочной ткани яркого сукна.

   Глухая малица – носят мужчины. Это зашитая спереди шуба, а к шейному вырезу пришивается меховая шапка. Обувь из шкур оленя.

    Характерные особенности современной национальной одежды и обуви. Покрой одежды, сама одежда и обувь ханты удивительно приспособлены для суровых северных условий. Она лёгкая, мягкая, прилегает к телу, тёплая и удобная.

Женская одежда и обувь

   Верхняя одежда. Вместо нательного белья женщины носят нижнее платье с длинными рукавами. Шьют из цветной ткани. На груди разрез посередине. Вокруг него нашивали полоски из однотонной ткани либо пуговицы с бисером. Так же обшивали и рукава.

   Летом носят платья из более лёгких тканей, чем зимой. Ложась спать, женщины платья не снимают. На платье женщины надевают халат (сах). Он распашной и шьётся из ярких однотонных тканей. Чаще всего халаты и платья носят без поясов.

       Праздничная женская одежда и обувь. Отличается от повседневной большой яркостью, нарядным исполнением. Подол праздничного зимнего халата украшен мехом. На ноги зимой надевают тёплую обувь из камуса оленя или других животных (лося). Летом носят красивую праздничную обувь, изготовляемую из тонкой кожи типа замши, украшенную краской из лиственной коры.

     На грудь женщины надевают нагрудные украшения из бус, бисера и колец, монет. В праздничные дни женщины надевают множество колец, обычно из белого металла и меди. Голову покрывают большим ярким платком с кистями.

     Мансийская обувь. Очень удобна и легка. Это высокие сапоги или низкие туфли. Зимние сапоги шьют из оленьих камусов мехом наружу, выше колен. Как и одежду, их красиво украшают меховой мозаикой и полосками цветного сукна, вставленного в швы.

   Отличаются мужские и женские сапоги покроем, они сшиты из «ровдуги». Перед тем, как надеть такие сапоги, кладут стельки из сухой травы. Эту траву женщины заготовляют на всю семью. Летние сапоги разрисовывают соком берёзы или отваром из коры лиственницы. Узоры всё те же геометрические, похожие на оленьи рога или ветви деревьев.

    Женские красивые туфли «няра», сшитые из кожи, украшают бисером или аппликацией из ткани. Их носят с длинными шерстяными носками, связанными из цветной собачьей шерсти.

Мужская одежда и обувь

    Одежда не отличается большой красочностью, нарядностью, как женская. Покрой халата мало отличается отпокроя женского. Подол обшивается полоской ткани другой однотонной расцветки либо совсем не отделывается. Халат обязательно подпоясывается поясом. Зимняя одежда – малица.

    Промысловая мужская одежда и обувь. Эта одежда и обувь для охоты, рыболовства несколько отличается от повседневной. Для рыбной ловли шили бродни наподобие сапог, но без каблуков, с длинными кожаными голенищами (эту обувь заимствовали у русских).

     Одежда для охоты. Удобная тёмная обувь, нижний халат-шуба из оленьего меха, пояс, патронташ.

 3.Творческий проект.

- По полученной информации об одежде необходимо раскрасить рисунки и описать одежду народов Севера.

(Дети работают в группах. Девочки работают над созданием одежды женской хантыйской женщины, мальчики над мужской.)

 

                    Алгоритм выполнения

  1. Рассмотреть рисунки
  2. Раскрасить
  3. Дать характеристику:
  • название;
  • из чего сшита;
  • особенности украшений
  1. Провести сравнение зимней и летней одежды.
  2. Защитить мини-проект.

19 110

19 1101

  1. Защита творческих проектов.
  2. Оценка проектов.
  3. Итог.
  4. Д/з (дифференцированно):

- Подготовить мини-реферат о быте народов Севера (сильному ученику).

- Подобрать рисунки о жилище народов Севера (для всех).



Предварительный просмотр:

Урок № 3

Тема: Быт народов Севера

Цели:

  1. Формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края.
  2. Формирование умения работать с дополнительными источниками, составлять краткое выступление по теме.
  3. Обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.

Формы работы на уроке: индивидуальная работа по дополнительным источникам, презентация работ.

Постановка проблемы (практическая работа с карточками - заданиями).

    Детям даются карточки-задания.

  1. Разгадать ребус.
  2. Выполнить рисунок

19 097

19 0971

19 098

2. Презентация мини-рефератов детей о различных видах и хозяйственных постройках. (Если сообщений не достаточно, учитель использует информацию к данному уроку из информационного блока)

 

3. Описание рисунка по заданному плану.

19 112

  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание (дифференцированно)

-Подготовить сообщения об основных занятиях коренных народов Севера.

-Подобрать рисунки о занятиях народов Севера.

Урок № 4

Тема: Основные занятия коренных народов

Цели:

  1. формирование образного представления об основных занятиях ханты и манси;
  2. совершенствование умений работы с дополнительной литературой;
  3. обогащение нравственно – эстетического,  познавательного опыта ребёнка.

Форма работы: лабораторная работа по группам

Практическая работа. Вхождение в тему.

19 106

19 1061

19 1051

19 105

19 1052

19 099

Для чего используются эти предметы?

19 109

Проверка выполнения практических заданий.

Чему будет посвящено наше занятие?

Лабораторная работа по группам.

1. Из источников составить сообщение об одном из видов занятий ханты и манси:

1 группа - охота

2 группа – рыболовство

3 группа – оленеводство

2. Информацию занести в таблицу:

Вид занятия

Снаряжение

 ( краткая характеристика)

Роль занятия для народов

3.Творческий отчёт группы.

 Итог. Рефлексия.

Домашнее задание: (дифференцированно):

-Подготовить сообщение о Празднике медведя.

- Выучить роли для праздника ворон.

- Подготовить  стихи о весне.



Предварительный просмотр:

Урок № 5

Тема: Традиции и праздники коренных народов Севера.

Цели:

  1. Дать представление о праздниках народов ханты и манси.
  2. Формировать умение перевоплощения в образ.
  3. Воспитывать любовь и уважение к культуре коренных народов.

Форма урока: Урок- драматизация.

Сообщение темы занятия.

      Сегодня мы познакомимся с наиболее яркими  праздниками у ханты и манси: «Праздник медведя» и побываем на «Ворна Хат» (празднике ворон).

Рассказ учащегося о Празднике медведя.

                                             Праздник медведя.

        Медведь в миропонимании ханты и манси – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Он послан богом, своим отцом, хранить справедливость на земле.  В древней мансийской легенде рассказывается, что от медведя люди получили огонь, стрелы и лук.

     Охота на медведя сопровождается сложными ритуалами искупления вины перед сыном бога. Ритуал начинается сразу, как только охотники находят берлогу. Шкуру с убитого медведя снимали с головой и везли в селение. Здесь медведя встречали приветственными выстрелами, а охотников обрызгивали водой или порошили снегом. Медведя заносили в дом, надевали на голову шапку или платок, укладывали носом на лапы. Украшали, ставили угощение. Медведя извещали, что его убила стрела, просили не пугать людей в лесу.

     Веселье начиналось под вечер. На него съезжались издалека. Исполнялись хвалебные песни.

    Следующая часть медвежьего праздника – драматические представления.

    По окончании праздника мясо медведя варили и съедали, шкуру медведя выносили через окно с определёнными предосторожностями. Череп, а иногда и шкуру, хранили в специальных постройках. Перед медвежьей головой манси плясали четыре дня и ночи.

    А сейчас, мы приглашаем вас на хантыйский праздник ворон 

                                         «Ворна Хат».

     Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я расскажу вам немного об истории праздника, на который мы сегодня собрались.

     Испокон веков наши предки жили на этой земле. Вели размеренный образ жизни. Охотились, рыбачили, собирали ягоды, грибы. Заготавливали орехи. И всегда их соседями были животные и птицы. Но среди этих соседей была самая умная и коварная соседка – серая ворона. Она – одна из самых злостных хищниц. Почти везде, где есть вороны, они являются главнейшими разорителями птичьих гнёзд. У этих сообразительных грабительниц много приёмов, помогающих им находить и разорять гнёзда. Они могут стащить яйца или маленького птенца даже у хищных птиц, которых, в общем – то, побаиваются. Пока одна из них отвлекает хозяина, вторая вершит своё чёрное дело. Они успешно ловят полёвок и леммингов, выслеживают и заклёвывают зайчат. И от седьмого апреля, в день прилёт ворон, ханты и манси устраивали праздник вороны, задабривая её, чтобы она летом не пакостила. Строили ей импровизированные гнёзда.

Лесовичок: Наконец – то добрался до своей любимой поляны. Люблю здесь на пенёчке посидеть, послушать щебет птиц. Но что это с поляной? Совсем изменилась. Снег стал темнее, возле деревьев проталины появились. Вот только не пойму: кто у меня на поляне лишний появился? (обращается к залу)

Ох! Сколько здесь народу собралось! А вы друзья или недруги?

Ответ: Друзья! (хором)

Лесовичок: А раз друзья – милости прошу! Рад видеть вас у себя в гостях. Мы гостям всегда рады! Я для вас устрою игру. У меня есть волшебный мешок. В нём…Ой! Ой! Где же мешок? Ну вот, опять ворона мешок проворонила. Ну где же она? Обещала принести мне его на поляну. А самой всё нет и нет. Вот так всю жизнь. Где же она, ворона?

Ребята: Она, наверное, не хочет лететь из-за того, что гнезда ещё нет.

Лесовичок: Помогите ей построить гнездо. Кто лучше сделает?

( В конкурсе участвуют 3 ученика. Задание – из веток построить воронье гнездо. Жюри оценивает скорость и качество работы).

Ворона: (костюм – чёрная накидка, чёрные брюки, шапочка с маской).

Не ворчи, старичок, не ворчи. Я здесь, держи свой мешок. Да поблагодарить не забудь. О, какие здесь гнёзда. Вот это гнездо мне очень нравится.

Лесовичок: Спасибо, спасибо, ворона. Если бы ты вовремя ещё всё делала – было бы прекрасно. Да ладно уж. Главное, мой волшебный мешок здесь. А в мешочке… Я буду загадывать загадки, а вы отвечать. Если ответите верно – получите жетоны.

Загадки:

  • На берегу Оби кривая ель стоит.

                        (Человек)

  • Один мужик шагает, а вслед ему бросают тридцать стрел.

                          (Линяет меховая одежда)

  • Утром ходит на четвереньках, днём – двух ногах, а вечером – трёх ногах.

(Ребёнок ползает на четвереньках,

 взрослый ходит вертикально,

 старик – с палкой в руке).

  • Измазанный смолой маленький мужчина так и вертится.

(Уключина весла)

  • Сухая ель на берегу реки.

(Мачта большой лодки).

  • Ложится – калач, встаёт – скамейка.

(Собака).

  • В глухом углу леса две травинки торчат, покрытые инеем.

(Ушки зайца).

  • На потолке солнце светит.

(Отверстие для выхода дыма в жилище).

  • Под водой сто отверстий.

(Сеть).

Ворона: Ребята, может быть, вы меня порадуете – стихи про весну расскажите, песни споёте.

(Дети читают стихи)

Лесовичок: А ребята ещё могут порадовать – они твои портреты нарисовали, сделали печенье в виде птицы и  хотят поиграть в игру «Зверь, птица, небылица»

(Например: волк, сова, Баба Яга…Кто говорит неправильно выходит из игры)

Лесовичок: В этот день  приносили в дар духам ленточки, платки с завязанными в них белыми монетками. Кланялись, обращались к светлым духам (найн-ворт), и молились о благополучии, здоровье детей и взрослых.

(Дети повязывают ленточки на берёзку, просят благополучия и здоровья).

Урок № 6

Контрольная работа по теме Жизнь и быт народов Севера

  1. Географическое название нашей территории, где мы живём?-  2б.

  1. Старинное название нашей территории? –                                    3 б.

  1. Какие коренные народы населяют территорию ХМАО? –          3б.

  1. Какой город является столицей Ханты-мансийского округа? –  1б.

  1. Подчеркни лишнее:

Ханты и манси расселялись в основном                                             1б.

а) по берегам рек;

б) на открытой местности.

Основными видами промыслов коренных жителей является:         1б.

а) охота;

б) рыбалка;

в) животноводство.

Основные средства передвижения зимой и летом                             1б.

а) лыжи;

б) нарты;

в) лодка;

г) автомобиль.                                                                                        

 

  1. Выбери правильный ответ:

Чум – это                                                                                                   1б.

а) срубленный дом;

б) охотничья избушка;

в) жилище кочевых народов Югры.

Лабаз – это                                                                                                1б.

а) зимний дом;

б) временное жилище охотника;

в) амбар на высоких сваях.

7. Малица – это                                                                                         3 б.

а) мужская одежда;

б) обувь;

в) нижнее платье с длинными рукавами.

Сах – это                                                                                                 3б.

а) мансийская обувь;

б) двойная шуба, у которой подкладка всегда их меха;

в) праздничный халат.

8. Слопцы – это                                                                                       3б.

а) специальные ловушки из брёвен на небольшого зверя;

б) петли, свитые из конского волоса;

в) ловушка на крупного зверя.

9. Назвать праздники народов Севера                                                  3б.

«5» - 33-35 б.

«4» - 26 б.

«3» - 18 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мифы и легенды народов севера"

Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэнтези наших предков. Записывали: не было бумаги - вырубали на скалах; не умели еще писать - пели под гусли, или передавали рассказами...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

"Игры и забавы народов Севера"

Игровая конкурсная программаЦель:  Воспитание чувства патриотизма и  привитие основ здорового образа жизни....

Программа образовательного предметного модуля "Модуль Мы - дети Югры"

Программа модуля составлена в соответствии требованиям новым ФГОС, направлена на формирование УУД младших школьников....

Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"...

Образовательный предметный модуль 2 класс. Жизнь и быт коренных народов Севера

       Цель данного образовательного модуля: формирование у учащихся целостных преставлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, ...