«Национальное жилище – как важный фактор в культурном становлении алтайского жилища»
материал (4 класс) на тему

Мандаева Светлана Михайловна

«Национальное жилище – как важный фактор в                               культурном  становлении алтайского жилища»

 

Алтайское жилище приобретает новое современное значение в культурном наследии алтайского народа.Юрта и айыл появившаяся тысячи лет назад, остается актуальной и сегодня. Небольшой вес, компактность, мобильность, всесезонность и унифицированность деталей в сочетании с невысокой стоимостью делают это жилище высококонкурентоспособным на рынке легких сооружений.

Цель: исследовать внутреннее и внешнее строение алтайских жилищ (айыл и юрта) а также обычаи и традиции связанные с ними.    

   Объект исследования: жилища тюрко-язычных нардов Сибири и Средней Азии.

Предмет исследования: устройство юрты, изучение конструкции и ее элементов,  а также обряды, ритуалы и обычаи.                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsional._zhilishche_-_kak_vazhnyy_faktor.docx969.47 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ «ОНГУДАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

  

 

Тема «Национальное жилище – как важный фактор в                               культурном  становлении алтайского жилища»

 

                                                                 

 

 

   

      Подготовила: :  Мандаева С. М.

 

 

 .

                                                     

ОНГУДАЙ, 2014 г.

СОДЕЖАНИЕ

1.  Введение  ………………………………………………………………….  3

2.  Что такое юрта? ………………………….………………………………...5

3. История возникновения жилища ………………………………………….6

4. Виды юрт…………………………………………………………………….7

5.Местные обычаи и обряды ………………………………………………….8

6. Внутренняя часть айыла…………………………………………….............9                                                                      

8. Заключение…………………………………………………………………..11

7.Список литературы … ………………………………………………………12                                                                 8. Тематический словарь ………………………………………………………13

9. Приложение………………………………………………………………….14

Введение

          Развитие туризма в нашей республике стимулирует нас  лучшему овладению иностранным языком с целью общения с гостями из дальнего и ближнего зарубежья. Особенно важно быть готовым ответить на вопросы туристов о культуре, о быте, традициях и религиях своей малой родины. А для этого нужно самому знать о них. В нашей исследовательской работе представляем алтайские айылы, юрты и основные обычаи и обряды, связанные с ними.

                  Жилища, в которых живут народы Сибири, чрезвычайно разнообразны и по конструкции, и по форме, и по материалам, из которых они построены. Сегодня они в основном наземные, но в прошлом могли быть и подземными (землянки, полуземлянки), а в сырых местах и на побережье – свайными, устроенными на подмостках. По конструкции эти постройки чаще всего каркасные, реже – бескаркасные, в том числе срубные. Жилища народов Сибири в зависимости от образа жизни населения (кочевой, полукочевой, оседлый, полуоседлый) были как стационарными (айыл) так и переносными (юрта). Великий французский архитектор сказал: «Я восхищаюсь завершенностью, универсальностью, взаимозаменяемостью частей юрты». Именно ее он рассматривал, как один из прототипов своей концепции «Дом – машина для жилья».

         Актуальность. Юрта и айыл появившаяся тысячи лет назад, остается актуальной и сегодня. Небольшой вес, компактность, мобильность, всесезонность и унифицированность деталей в сочетании с невысокой стоимостью делают это жилище высококонкурентоспособным на рынке легких сооружений. Также следует отметить низкую эксплуатационную стоимость — установка и обслуживание не требуют от персонала высокой квалификации, а компактность является основой низких складских расходов при хранении. В последние десятилетия юрта становится популярной во всем мире. Множество фирм в Европе и США занимаются производством и эксплуатацией юрт, тем самым популяризируя это высокоэстетичное и романтичное жилище.

Сегодня очень модно и чрезвычайно востребован этнический и экологический туризм, и в то же время этот вид туризма наименее представлен на рынке.

Новизна. Алтайское жилище приобретает новое современное значение в культурном наследии алтайского народа.

Цель: исследовать внутреннее и внешнее строение алтайских жилищ (айыл и юрта) а также обычаи и традиции связанные с ними.                                                                                            

Задачи: 1)изучить и отобрать необходимую литературу и другие источники.

2)расширить словарный запас по теме, перевести самостоятельно изученный материал с русского на английский язык.                                                                                                3) анализировать и сопоставить полученные знания и подготовить презентацию.                                                                                

4) систематизировать лексику по данной теме.  

Объект исследования: жилища тюрко-язычных нардов Сибири и Средней Азии.

Предмет исследования: устройство юрты, изучение конструкции и ее элементов,  а также обряды, ритуалы и обычаи.                                                   Методы исследования: изучение материалов и источников; анкетирование, интервью и поездки с фотографированием.

Что такое юрта?

         Юрта - традиционный дом кочевых людей из Монголии, Сибири, Китая и Средней Азии. Слово 'юрта' или ‘yurta’ первоначально происходит из турецкого слова, означающего ‘место обитания’. Она имеет круглую форму и легко собирается, разбирается и транспортируется. Сделанная из дерева рама и покрытая войлоком, она является популярным жилищем для проживания в летние месяцы. Вы будете иногда замечать её использование также в других странах, поскольку это - недорогая форма временного жилья. В Европе варианты монгольских и Центрально азиатских юрт сделаны, с использованием других материалов, таких как местные лиственные породы древесины. Юрты используются для различных целей от постоянного жилья до школьных комнат.

         Многочисленные поселения алтайцев были разбросаны по долинам рек, озер, пригодных для ведения скотоводческого хозяйства. Любое поселение независимо от размера называлось jypm, айыл и включало в себя такие понятия, как род, отдельная семья, хозяйство. Под определение jypт попадали только те поселения, которые были предназначены для жизни семьи, рода, а временные охотничьи и другие станы назывались оду, отык (от слова от - огонь). На мировоззренческом уровне считалось, что дом находится там, где твой огонь очаг, семья, род. Отгонное скотоводство требовало постоянного передвижения со стадами скота, поэтому поселения и жилища скотоводов были нестационарными, они привязывались к пастбищам, принадлежавшим родовым общинам

        Зимние юрты и айыл назывались кышту, летние –jайлу. Зимой на южных склонах гор, свободных от снега, скот находил корм в виде высохшей травы. Расположение зимних поселении в немалой степей зависело от наличия поблизости водопоя для скота. На постоянных зимних поселениях жили длительное время – сентябрь по май, а на летних - меньше, т.е. с мая по август-сентябрь. К сезонным, временным стоянкам (селениям) можно условно отнести охотничьи станы, расположенные в местах охотничьих угодий.

        В одном урочище, долине реки могло находиться несколько поселений, располагающихся друг от друга на расстоянии в нескольких километрах. Айылы алтайцев обыкновенно состояли из 3-5 юрт, принадлежащих родственникам: отцу с сыновьями и их семействам. Поселения северных алтайцев состояли из 7- 20 юрт. Кровнородственный принцип формирования поселений был широко распространен среди других скотоводческих народов Сибири. Если же в одном урочище, долине проживал представители разных семей и родов, то такое поселение называлось улус, обычно носившее название реки, местности. Так. алтайцы, жившие в Канско—Чарасской долине, именовали себя «люди долины Кана и Чараса», а жители бассейна реки Урсул – «люди долины Урсула».

                              История появления  жилищ

           В результате возникновения скотоводства возникла необходимость в переносном жилье кочевников. Жилища алтайцев были разнообразны по конструкции, назначению и материалам, из которых они изготавливались, и подразделялись на постоянные и временные. Постоянные жилища алтайцев южной части Горного Алтая можно свести к следующим типам: коническому, цилиндрическому, многоугольному. А у жителей северной таежной части были полуземлянка, срубная бревенчатая и двускатная юрта.                                  В.И Вербицкий выделил два типа жилищ: а) конические, которые делались из жердей, соединенных кольцами, свитыми из прутьев и обложенных корою сосны, лиственницы, бересты или обтянутых войлоком; б) войлочные, с решетчатыми складными стенками (кереге). Он также отмечал, что раннее бытовали юрты, подобные киргизским кибиткам (упкэ). В.В. Радлов выделял жердевую юрту (конусообразную) с остовом из жердей и покрытую войлоком или корой; юрту с наклонными крышами и вертикальными стенами двух разновидностей – непереносными и переносными; коническую юрту из коры (аланчык), почти такую же, как из жерди, только больших размеров. Другой сибирский исследователь, Н.М. Ядринцев, помимо конусообразной и войлочной юрты выделял еще шести- и восьмиугольную бревенчатую юрту с конусом на верху.

Виды юрт.

Конические юрты представлены корьевыми и войлочными. Данный тип жилища был широко распространен у народов Сибири, на его древность указывает тот факт, что в древнетюркском языке шатер обозначается словом «catir», алтайцы до сих пор называют конусообразную юрту чадыр, аланчык. Изображения конической юрты встречаются среди петроглифов Алтая. Конические юрты были распространены повсеместно в Горном Алтае.

Корьевая юрта. Материалами для строительства корьевой юрты служили жерди и кора лиственницы, прутья для обруча также изготавливали из нее. В начале строительства подбирали площадку. Иногда в целях соблюдения ритуальной «чистоты» место нового айыла указывал кам (шаман). На расчищенной поверхности чертили круг, диаметр которого вычислялся по длине жердей, обычно он ровнялся высоте юрты.

Войлочная юрта. Технология подготовки и начальной фазы ее строительства не отличалась от корьевой (конической) юрты. Каркас состоял из 10-14 жердей длиной от 5 до 6,5 м, установленных таким образом, что нижние, более толстые концы располагались по окружности, а верхние сходились, перекрещиваясь в одной точке. Остов под войлочную юрту был меньше в ширине и высоте, что можно объяснить дороговизной и сложностью процесса обработки и подготовки войлока. Каркас покрывали войлоком снизу по той же технологии, что и при корьевой юрте, обвязывая войлок волосяными арканами (армакчы). Непокрытым оставляли верхний конус юрты, служившим дымоходом и источником света. Дверь закрывалась откидным войлоком.  Войлочные юрты были распространены у алтайцев южных районов.

Цилиндрические юрты (кереге айыл, кийис айыл) представляли собой каркасную цилиндроконическую решетчатую постройку монгольского типа. Каркас состоял из 5-7 отдельных деревянных разборных частей – решетчатых звеньев (кереге), деревянного круга (карачкы), шестов крыши (уна) , опорного шеста (багана), двери, крестовины (чанмырак). Закрывали юрту шестью пластинами войлока: две для стен, две для крыши и две для дымника. Сложен и трудоемок был процесс заготовки войлока. Так, для изготовления войлока на одну юрту из пяти звеньев, требовались шерсти более с 50 овец.

Многоугольные юрты (агаш айыл, чеден айыл, четре айыл) были двух видов: полусферические и конические. Основой многоугольной юрты был сруб из бревен, рубленых в паз; он состоял из семи – восьми венцов. Такие юрты строили от четырехугольных до восьмиугольных. В.В. Радлов дал описание многоугольной юрты. Вертикальные стены юрты образовывали правильный восьмиугольник и возвышались примерно в человеческий рост; крыша была тоже восьмиугольной, и сделанный из сужающихся кверху тонких перекладин. Дымовое отверстие имело почти два фута в диаметре. Высота сруба колебалась в пределах 165-170 см, длина одного звена – 360-365 см. Для утепления между бревнами сруба прокладывали мох. Дверь делали из 2-3 толстых досок, сажали на кожаные петли или вставляли в дверной проем.

                                Местные обычаи и обряды

         Внутренняя обстановка во всех описанных выше типах жилищ имела много схожего между собой. В основе традиционного жилища лежал круг или приближенный к нему многоугольник.  Дверь всегда ориентировали на восток. Относительно кумандинцев и чалканцев имеются сведения, что они иногда делали дверь на юг. Центром жилища был очаг, где находился таган-треножник, на который устанавливали большой чугунный казан. Таган снабжали дополнительными крюками,  позволяющими ставить на огонь котелки меньшего размера. К огню и тагану как месту пребывания огня, алтайцы относились с особым почтением и производили регулярные «кормления»  огня.  Очаг делил жилую площадь айыла на функциональные зоны, с которыми связывались различные запреты и предписания.                                   Двери в алтайских юртах открываются навстречу к Солнцу. Утром выйдя из дому человек должен в первую очередь поклониться  Солнцу. Двери в аил делали нарочно низкими. Любой гость войдя в аил поневоле наклонялся и таким образом он выражал свое почтение матери-очагу- хранительнице жизни, независимо от сана, от богатства, силы или бедности, с каким бы ты делом не пришел в этот дом, ты должен уважать мать –очаг. Таким образом народ усмирял высокомерие и излишнюю гордость сильных мира сего.

Внутренняя часть айыла

        Пространство в юрте было строго разграничено: в половом отношении - на мужскую и женскую половины; в социальном плане- на почетную и обычную; в сакральном- на чистую ( почитаемую) и обыденную ( профанную ) части. Если смотреть от входа и условно провести линию от двери до противоположной стены, то правая сторона айыла будет женской, а левая - мужской. На женской стороне у стены устраивали кровать или нары, которые отгораживали занавеской, далее вдоль стены до двери находились домашняя утварь (чугунные котлы, ведра, кожаные сосуды, деревянные блюда, чайные чашки и ложки, большие и маленькие ступы, зернотерка и т.д.). На мужской половине помещались все предметы, которыми пользовался мужчина: имущественно в кожаных сумках (кап), ружья, охотничьи и конские снаряжения.

        За очагом на  небольшом от него удалении ставили столб (чакы) высотой примерно 180 см. На верху столба прикрепляли поперечную планку, на которую крепили жерди (артпак), в свою очередь крепившиеся к каркасу над дверью. На жерди над очагом клали небольшую решетку из прутьев, на которой коптили сырчик, мясо и другие продукты питания.

         В социальном отношении пространство юрты было также поделено. Если условно поделить юрту с центром – очагом с юго-восточной стены до северо-западной, то верхняя часть будет считаться наиболее престижной. Почетным местом было пространство от очага до задней стены с охватом левой верхней мужской половины айыла (тор). От двери на левой стороне за очагом располагались  хозяин  и почетные гости, на правой стороне за очагом - хозяйки с детьми и почетные гости – женщины. Помимо своей социальной значимости тор считался сакрально чистым местом в айыле, верхняя от очага, почетная часть называлась от бажы ( изголовье огня ), а нижняя – от буды (подножье огня). На почетном месте ставили ящик ( аптра ), где хранились семейные святыни ( чалу, jайлык ). Присутствие святынь делало почетное место (тор) не только почетным, но и священным. В верхней же части прямо за очагом или ближе к стене ставили орнаментированный деревянный ящик ( баш кайырчак), иногда ставили несколько ящиков, в которых хранили семейные ценности

                                   

                                    Заключение.                                                                                                                                 Раскрывая, цель и задачи своей исследовательской работы, пришла к выводу, что наследие народа, как драгоценный дар, передаваясь, из поколения в поколение вселяет веру в непоколебимости нашей большой и малой Родины. Действительно алтайское жилище, дожив до наших дней, показала веру народа в светлое будущее. Мне тоже хочется верить, что она будет стоять еще крепче и станет еще краше. Каждое поколение будет дополнять ее новым смыслом в духе своего времени. Внесет свой вклад  в укреплении устоев нашего государства.

??? Изучив все материалы, можно сделать вывод, что айыл типичен только для алтайцев, а юрту используют все народы Средней Азии, Монголии и Китая. В наше время строить современный айыл рядом с домом стала традицией. Проведенные интервью с местными людьми показывают, что внутренние традиции айыла не соблюдаются. Вместо очага используют печь. Айылы используют не только для жилищ, но и в качестве музея, кафе, магазинов. Также ими интересуются туристы-ученые с зарубежных стран. Юрты тюрко-язычных народов в большей степени  схожи с нашими алтайскими юртами. Нам было интересно изучить особенности деления в юрте, традиции, обряды.                                                         В ходе работы над темой мы также научились анализировать и сопоставлять полученные знания, расширили словарный состав и составили тематический словарь. Наша презентация будет интересна тем, кто интересуется национальной культурой и для тех, кто работает с туристам

                                     Литература

1) Гребенникова Н.С. Вселенная мифа: Учебное пособие. Горно-Алтайск, 2004.- 448с.

2) Ильина О.П. Истоки зодчества Горного Алтая. Горно-Алтайск. 2012.

3) История Республики Алтай. Том II. Горный Алтай в составе Российского государства (1756-1916 гг.) / НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова; редколл. Н.В. Екеев (отв. ред.), Н.М. Екеева, З.С. Казагачева, Н.А. Майдурова. – Горно-Алтайск:  ОАО «Горно-Алтайская типография», 2010. – 472 с.  

4) http://www.vtourisme.com/?option=com_content&view=article&id=664

5) http://www.worldluxrealty.com/node/2297 

6) http://mongol-urta.ru/poleznaya-informacziya-o-yurte/22.html 

7) http://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%F0%F2%E0

Тематический словарь

Айыл – 1) деревянная или конусообразная юрта.  2) мелкое оседлое селение у алтайцев.

Аланчык – конусообразная или войлочная корьевая юрта.

Алыйман – каркас крыши многоугольного айыла.

Аптра – ящик, где хранились ритуальные предметы.

Артпак – жерди, крепившиеся над очагом к каркасу над дверью.

Багана – приспособление для хранения мяса.

Базыра – жерди, которыми прижимали для прочности покрытии чадыра.

Jайлу – летовка, летнее поселение полукочевых скотоводов.

Jурт - поселение.

Каракчы – деревянное кольцо в верхней части айыла, скрепляющие жерди.

Кышту – зимовка.

Кереге айыл – войлочный айыл.

Очок – очаг, таган, треножник.

Улус – поселение (община), в котором проживали представители разных родов.

Уна – шесты, крыши войлочной юрты.

Чаадыр – конусообразная деревянная юрта, обычно покрыта корой лиственницы.  

Чобро – кора, использовалась как покрытие айыла.

                         

          C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фотографии юр\картинки\turkic_yurt.jpg

Kyrgyz modern yurt.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фотографии юр\картинки\1329218479foto1_big.jpg

Kazakh yurt.

http://s15.radikal.ru/i188/1108/4c/d39b87a0392a.jpg

Mongolian yurt for touris        

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фотографии юр\айыл\DSCN1330.jpg

     

 


 

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фотографии юр\айыл\DSCN1335.jpg

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Духовно- нравственное воспитание как важный фактор становления личности( презентация)

Данная презентация может быть использована педагогами на МО, на родительских собраниях, на педсоветах....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Обобщенный педагогический опыт по теме" ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ   ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ   ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»...

Скорость чтения - важный фактор успеваемости.

В даннай работе идёт речь о развитии оптимального чтения. Чтения, которое помогает хорошо учиться не только в начальной школе, но и в старшем звене, т.к. развивается техника чтения. Даются рекомендаци...

«Национальные подвижные игры как фактор здоровьесбережения» (из опыта работы)

Для реализации системы работы педагога по развитию национальных подвижных игр можно опереться на идею деятельностного подхода и педагогического сотрудничества. Деятельностно-творческий подход позволя...